Разработка урока
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Айзятова Фидания Мидехатовна

Тема:   Учитель! Перед именем твоим…(по рассказу А. Костюнина «Рукавичка»)
    Урок литературы, на мой взгляд, может  и должен быть пронизан идеей коллективных творческих дел.  Я очень часто применяю на уроках литературы метод творческого чтения. Особенно приём «чтение с остановками». Приём «чтение с остановками» учит умению выражать свои мысли.      Этот урок  успешно проведён в 9 классе. С учащимися  этого класса работаю пятый год. Полное взаимопонимание, сотворчество способствует  преодолению трудностей в учёбе. 
  Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_pered_imenem_tvoim.docx50.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Учитель! Перед именем твоим…(по рассказу А. Костюнина «Рукавичка») 
    Урок литературы, на мой взгляд, может  и должен быть пронизан идеей коллективных творческих дел.  Я очень часто применяю на уроках литературы метод творческого чтения. Особенно приём «чтение с остановками». Приём «чтение с остановками» учит умению выражать свои мысли.      Этот урок  успешно проведён в 9 классе. С учащимися  этого класса работаю пятый год. Полное взаимопонимание, сотворчество способствует  преодолению трудностей в учёбе.  
 Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

 Форма проведения: прием «Чтение с остановками»

 Цель:  Формирование   коммуникативной   и  культуроведческой  компетенций.

Задачи:

  1. Общеобразовательные:
  • повторить  «Модель  работы  читателя  с текстом«, роль прогноза, установки  и диалога с текстом;
  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством современного писателя А.Костюнина
  • путём анализа произведения  А.Костюнина «Рукавичка» углубить понятие жанра рассказа, его особенностей (композиции, сюжета, художественной детали, названия, речевой характеристики героев и т.д.);
  1. Развивающие:
  • - развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, развивать устную речь;
  • - развивать самостоятельную деятельность;
  • - развивать умение прогнозировать события, отвечать на вопросы;
  • -развивать умение оценивать художественное произведение;
  • - развивать критическое мышление у учащихся.
  1. Воспитательные:
  • - воспитывать интерес к чтению;
  • -формировать умения работать в коллективе;
  • -уметь четко и логично излагать свою точку зрения.
  • -воспитывать толерантность, доброту, умение сострадать, прививать навыки терпимости и корректности в общении друг с другом

План урока:

  1. Стадия вызова:
  • Знакомство с творчеством  А.Костюнина;
  • Работа над особенностями жанра рассказа;
  • Осмысление через прием ассоциаций названия рассказа
  1. Стадия осмысления:
  • Чтение и анализ частей рассказа с использованием приемов «Диалог с читателем», «Двухчастный дневник», «Дерево предсказаний», «Ромашка Блума», «Скрытые вопросы»,
  1. Рефлексия: заключительная беседа  

                                  Ход урока:        

  Каждый из…детей должен ждать встречи с тобой, учительницей, как радостного события, как праздника своей души. Только входишь, они уже – все на тебя: что на лице? Какая ты? Что им несёшь? И ты не должна их разочаровать.

        Олесь Гончар.

1 стадия – ВЫЗОВ

  1. Слово учителя.   - Здравствуйте, ребята. Давайте начнем наш урок.  Конечно, на уроках литературы мы с вами не только читаем литературный текст, но и пытаемся разобраться в его глубинном смысле, увидеть позицию автора и понять, ради чего он создал это произведение, какими мыслями с нами хотел поделиться.
И сегодня на уроке внеклассного чтения мы с вами будем заниматься именно этим.
Сначала на доске и в тетрадях нужно написать просто слово «рукавичка» (без сообщения имени автора и названия урока).
     Рукавичка... Запишите ассоциативный ряд к этому слову. При чтении подчеркивайте слова, которые записали  вы и ваши коллеги по классу. Можно также дописывать те слова, которые вы считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову.

   
Сегодня на уроке мы с вами будем читать рассказ, в котором говорится о совершенно обычной жизни. Рассказ называется «Рукавичка».       

- Удивляет ли вас это название? Меня оно очень удивило.

- Может это слово в смысловом плане тесно связано со сказкой?
- Какие ассоциации у вас вызывает слово «рукавичка»?
- Попробуйте сформулировать те вопросы, которые возникают у нас до чтения.

   - Как вы думаете, что может быть в рассказе с таким  названием?  Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из рассказов современного талантливого писателя Александра Викторовича Костюнина. Да, рассказ называется  «Рукавичка». В конце урока мы с вами подумаем о том, какие проблемы этом небольшом рассказе поднимает автор?  К каждому читателю лично Костюнин как будто обращается со словами: «Каким бы ни было устройство общества, это не должно мешать лично тебе жить по совести здесь и сейчас…»В маленьких рассказах Костюнина есть всё: тонкий юмор, горькая ирония, высокий трагизм, трогательное отношение к «братьям нашим меньшим», боль за судьбу своей Родины и глубокие философские размышления  о человеке.
  У Костюнина всё просто: главный человеческий закон - закон совести. «Живи по этому закону, будь человеком!» - призывает своего читателя автор. А иначе? Иначе  можно превратиться в человека, в котором «биологическая потребность возвыситься над слабым» возьмет верх. Это произошло с теми, кто издевался над  Юркой, укравшим однажды рукавичку. Вопрос нравственного выбора - это тот самый момент истины, о котором говорит писатель в своих произведениях. Герои его страдают, мучаются, ошибаются и раскаиваются. Этим они и ценны для автора.
Кто же такой А. Костюнин?

Сообщение учащегося о Костюнине (презентация о Костюнине)

Родился он в Карелии, в селе Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске. Имеет высшее образование, окончил сельскохозяйственный и экономический факультеты Петрозаводского Государственного Университета.
   Костюнин А. В. является председателем Совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Авангард», членом Экспертного Совета по обороне при Председателе Совета Федерации.
   Александр Викторович Костюнин – человек талантливый, и талант его разносторонний. Он увлекается живописью, фотографией и литературным творчеством. Персональные выставки фотографий Костюнина А. В. прошли в районах Карелии, в Москве, а также за рубежом: в Японии, Германии, Финляндии.
  Посмотрим и мы на мир глазами художника.
Фотографии, рисунки, рассказы писателя – это особенный мир, созданный человеком, любящим и воспевающим природу, её гармонию. Человеком, болеющим за судьбу своей Родины, и поэтому поднимающим серьезные и трудные вопросы.
    Для А.В. Костюнина жизнь человека - не решение жизненных проблем, каких-то вопросов, а взаимоотношение человека, его нравственность - духовные и душевные качества. Задача писателя от конкретных бытовых ситуаций выявить человеческие ценности. Такую задачу решает  автор в рассказе "Рукавичка"- казалось бы один простой поступок, а этим решается и выясняется между людьми их духовные и душевные качества.
 ...
    Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть  вперед,  предугадать  дальнейшее,  -  словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз.
     Слово учителя. Какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Почему?
 Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и посмотрим, к каким писателям относится А.Костюнин - к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать, а то и ошеломить читателя неожиданными поворотами сюжета.
2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета

Чтение 1 фрагмента

      Нельзя сказать, чтобы я часто вспоминал школу. Мысли о ней, как далёкое, отстранённое событие какой-то совсем другой жизни, пробивались с трудом.
   Я не был отличником – хорошие отметки со мной не водились.
   Сейчас понимаю: могло быть и хуже. В пять лет, всего за два года до школы, я вообще не говорил по-русски. Родным для меня был язык карельский. Дома и во дворе общались только на нём.
   Десятилетняя школа была тем первым высоким порогом, за которым и жаждал я увидеть жизнь новую, яркую, возвышенную. Заливистый школьный звонок, свой собственный портфель, тетрадки, первые книжки, рассказы о неизведанном, мальчишеские забавы после уроков – всё это, словно настежь распахнутые ворота сенного сарая, манило меня на простор. При чём здесь отметки?
  Тридцать лет прошло.
  Повседневные заботы, реже радости полупрозрачной дымкой затягивают детство. Годы наслаиваются как-то незаметно, точно древесные кольца. С каждым новым слоем вроде бы ничего не меняется, а разглядеть глубь труднее. И только причудливым капом на гладком стволе памяти, ядовитым грибом или лечебной чагой выступают из прошлого лица, события, символы….
 Не знаю, почему уж так сложилось, но ярче всего из школьных лет запомнился мне случай с рукавичкой.

-  Где  происходит действие рассказа?
- Любит ли рассказчик вспоминать свои школьные годы? («ядовитым грибом»   выступают лица, события)
 Ребята, нам предстоит познакомиться с отрывком о случае с рукавичкой.  Как вы думаете, о чем пойдет речь далее? Почему  рассказчику запомнился случай с рукавичкой? (Учащиеся высказывают свои предположения)

 

 Чтение 2 фрагмента

    Мы учились в первом классе.
  Алла Ивановна Гришина, наша первая учительница, повела нас на экскурсию в кабинет уроков труда. Девчонки проходили там домоводство: учились шить, вязать.           Это не считалось пустым занятием. Купить одёжу точно в свой размер было негде. Перешивали или донашивали оставшееся от старших. Жили все тогда туго. Бедовали. Способность мастерить ценилась.
 Как стайка взъерошенных воробьёв, мы, смущаясь и неловко суетясь, расселись по партам.  Сидим тихо, пилькаем глазёнками.
Учительница по домоводству сначала рассказала нам о своём предмете, поясняя при необходимости на карельском, а затем пустила по партам оформленные альбомы с лучшими образцами детских работ.
 Там были шитые и вязаные носочки, рукавички, шапочки, шарфики, платьица, брючки. Всё это кукольного размера, даже новорождённому младенцу было бы мало. Я не раз видел, как мать за швейной машинкой зимними вечерами ладила нам обнову, но это было совсем не то…
 Мы, нетерпеливо перегибаясь через чужую голову, разглядывали это чудо с завистью, пока оно на соседней парте, и с удовольствием, сколь можно дольше, на полных правах рассматривали диковинку, когда она попадала нам в руки.

     -  Какие средства выразительности использует автор, передавая чувства детей? ( Как стайка взъерошенных воробьёв, пилькаем глазёнками).  
   
-  Какие чувства испытали  первоклассники   на экскурсии?  ( удивление, восхищение, любопытство, радость)  
    - Какими словами автор называет изделия и почему? (диковинки, чудо с завистью)                                                                                                
 
- Как вы думаете, что может произойти дальше?  ( Учащиеся высказывают свои предположения)

Чтение 3 фрагмента
    Звонок прогремел резко. Нежданно.
     Урок закончился.
    Оглядываясь на альбом, мы в полном замешательстве покинули класс.
   Прошла перемена, и начался следующий урок. Достаём учебники. Ноги ещё не остановились. Ещё скачут. Голова следом. Усаживаемся поудобнее. Затихающим эхом ниспадают до шёпота фразы. Алла Ивановна степенно встаёт из-за учительского стола, подходит к доске и берёт кусочек мела. Пробует писать. Мел крошится. Белые хрупкие кусочки мелкой пылью струятся из-под руки.
    Вдруг дверь в класс резко распахивается. К нам не заходит – вбегает – учительница домоводства. Причёска сбита набок. На лице красные пятна.
 – Ребята, пропала рукавичка! – и, не дав никому опомниться, выпалила: – Взял кто-то из вас….                                                                                                                      
Для наглядности она резко выдернула из-за спины альбом с образцами и, широко раскрыв, подняла его над головой. Страничка была пустая. На том месте, где недавно жил крохотный пушистый комочек, я это хорошо запомнил, сейчас торчал только короткий обрывок чёрной нитки.
 -
Что хочет сказать автор предложениями: « Звонок прогремел резко. Нежданно»?  
 - «Мы в полном замешательстве покинули класс». Охарактеризуйте состояние первоклассников.
-   Какое синтаксическое средство использовал автор в предложениях « Ноги ещё не остановились. Ещё скачут. Голова следом».? С какой целью?
-  Чем резко испортилась доброжелательная атмосфера урока ?
 - Какие детали символизируют напряжённость, неприятность этого момента?    (« не заходит – вбегает – учительница»,  «причёска сбита набок», «на лице красные пятна», «торчал только короткий обрывок чёрной нитки»).
Ребята, давайте вспомним, какая была атмосфера в кабинете домоводства, а какая – в классе? Какой прием использовал автор в изображении этих сцен? (антитеза)

 Чтение 4 фрагмента

    Повисла недобрая пауза. Алла Ивановна цепким взглядом прошлась по каждому и стала по очереди опрашивать.
– Кондроева?
– Гусев?
– Ретукина?
– Яковлев?
Очередь дошла до меня... Двинулась дальше.
Ребята, робея, вставали из-за парты и, понурив голову, выдавливали одно и то же: «Я не брал, Алла Ивановна».
– Так, хорошо, – зло процедила наша учительница, – мы всё равно найдём. Идите сюда, по одному. Кондроева! С портфелем, с портфелем…
 Светка Кондроева, вернувшись к парте, подняла с пола свой ранец. Цепляясь лямками за выступы, не мигая уставившись на учительницу, она безвольно стала к ней приближаться.
– Живей давай! Как совершать преступление, так вы герои. Умейте отвечать.
Алла Ивановна взяла из рук Светки портфель, резко перевернула его, подняла вверх и сильно тряхнула. На учительский стол посыпались тетрадки, учебники. Резкими щелчками застрекотали соскользнувшие на пол карандаши. А цепкие пальцы Аллы Ивановны портфель всё трясли и трясли.
 Выпала кукла. Уткнувшись носом в груду учебников, она застыла в неловкой позе.
– Ха, вот дура! – засмеялся Лёха Силин. – Ляльку в школу притащила.
 Кондроева, опустив голову, молча плакала.
Учительница по домоводству брезгливо перебрала нехитрый скарб. Ничего не нашла.
– Раздевайся! – хлёстко скомандовала Алла Ивановна.
Светка безропотно начала стягивать штопаную кофтёнку. Слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз. Поминутно всхлипывая, она откидывала с лица косички. Присев на корточки, развязала шнурки башмачков и, поднявшись, по очереди стащила их.  Бежевые трикотажные колготки оказались с дыркой. Розовый Светкин пальчик непослушно торчал, выставив себя напоказ всему, казалось, миру. Вот уже снята и юбчонка. Спущены колготки. Белая майка с отвисшими лямками.
 Светка стояла босая на затоптанном школьном полу перед всем классом и, не в силах успокоить свои руки, теребила в смущении байковые панталончики.
  Нательный алюминиевый крестик на холщовой нитке маятником покачивался на её детской шейке.
 – Это что ещё такое? – тыкая пальцем в крест, возмутилась классная. – Чтобы не смела в школу носить. Одевайся. Следующий!
  Кондроева, шлёпая босыми ножками, собрала рассыпанные карандаши, торопливо сложила в портфель учебники, скомкала одежонку и, прижав к груди куклу, пошла на цыпочках к своей парте.
 -
Перечислим выражения, характеризующие  тон и движения учителя? («идите сюда, по одному, Кондроева, живей давай, раздевайся,  следующий»,  « тыкая пальцем в крест, в лицо; зло процедила, цепкие руки трясли, хлестко скомандовала, насильно вытряхнула из майки, зло допытывалась»)
- Каково было состояние учеников?
 (Светка: « безвольно стала приближаться, застыла в неловкой позе, безропотно начала стягивать кофтёнку, слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз, поминутно всхлипывая”) (Светка стояла босая на затоптанном школьном полу перед всем классом и, не в силах успокоить свои руки, теребила в смущении байковые панталончики)
  (Юрка:  «лепетал запуганный, Юркины губы мелко дрожали, маленький, беззащитный, с трясущимися губами, переступающий босыми ножонками на холодном полу, разревелся в голос»
- Что напоминает эта процедура? ( Обыск заключенных)

-
Какой вы представляете учительницу? Подберите эпитеты. (Прием «Ромашка Блума»)                                                                                                                                                                   

 Чтение 5 фрагмента

  Ребят раздевали до трусов одного за другим. По очереди обыскивали. Больше никто не плакал. Все затравленно молчали, исполняя отрывистые команды.
 Моя очередь приближалась. Впереди двое.
 Сейчас трясли Юрку Гурова. Наши дома стояли рядом. Юрка был из большой семьи, кроме него ещё три брата и две младшие сестры. Отец у него крепко пил, и Юрка частенько, по-соседски, спасался у нас.
 Портфель у него был без ручки, и он нёс его к учительскому столу, зажав под мышкой. Неопрятные тетрадки и всего один учебник – вылетели на учительский стол. Юрка стал раздеваться. Снял свитер, не развязывая шнурков, стащил стоптанные ботинки, затем носки и, неожиданно остановившись, разревелся в голос. Аллавановна стала насильно вытряхивать его из майки, и тут на пол выпала… маленькая… синяя… рукавичка.
– Как она у тебя оказалась? Как?!! – зло допытывалась Алла Ивановна, наклонившись прямо к Юркиному лицу. – Как?! Отвечай!..
– Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе… – лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык.
– А, не знаешь?!! Ты не знаешь?!! Ну, так я знаю! Ты украл её. Вор!
Юркины губы мелко дрожали. Он старался не смотреть на нас.
 Класс напряжённо молчал.
Мы вместе учились до восьмого класса. Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения. «Вор» – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком.
 Он стал изгоем.
 Никто из старших братьев никогда не приходил в класс и не защищал его. И он никому сдачи дать не мог. Он был всегда один. Юрку не били. Его по-человечески унижали.
 Плюнуть в Юркину кружку с компотом, высыпать вещи из портфеля в холодную осеннюю лужу, закинуть шапку в огород – считалось подвигом. Все задорно смеялись. Я не отставал от других. Биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх.

 - Как вы думаете, почему Юрка украл?
- Учительница называет поступок мальчика преступлением. Мог ли знать Юра о том, что совершает уголовное преступление, когда брал рукавичку? (Наверное, нет, не знал. Никто не объяснил ему ни дома, ни в школе – брать чужое нельзя. Это – воровство).
- Может, семейные обстоятельства подтолкнули Юрку? Найдите цитату, где говорится о том, как выглядит мальчик? (Семья жила туго, бедно. Детей много, одеты все плохо. В своей маленькой жизни Юра, возможно, никогда не видел красивых вещей, вкусной еды. Никто с ним не говорил по душам, невольно мальчик совершил ошибку).
- Найдите слова, характеризующие атмосферу в классе.
- Каким мы видим этот  «мир»?
(прием «Сосуд ассоциаций»)        
- Что заставило их поступать именно так?
- Оправдывает ли себя рассказчик?

 Чтение 6 фрагмента

  Роковые девяностые годы стали для всей России тяжёлым испытанием. Замолкали целые города, останавливались заводы, закрывались фабрики и совхозы.
 Люди, как крысы в бочке, зверели, вырывая пайку друг у друга. Безысходность топили в палёном спирте.
Воровство крутой высокой волной накрыло карельские деревни и сёла. Уносили последнее: ночами выкапывали картошку на огородах, тащили продукты из погребов. Квашеную капусту, банки с вареньем и овощами, заготовленную до следующего урожая свёклу и репу – всё выгребали подчистую.
  Многие семьи зимовать оставались ни с чем. Милиция бездействовала.
 У Чуковского в сказке, если бы не помощь из-за синих гор, все звери в страхе дрожали бы перед Тараканищем ещё и сейчас. Здесь же воров решили наказать судом своим. Не стали ждать «спасителя-воробья». Терпению односельчан пришёл конец.
…Разбитый совхозный «пазик», тяжело буксуя в рыхлом снегу, сначала передвигался по селу от логова одного вора к другому, а потом выехал на просёлочную дорогу. Семеро крепких мужиков, покачиваясь в такт ухабам, агрессивно молчали. Парок от ровного дыхания бойко курился в промозглом воздухе салона. На металлическом, с блестящими залысинами полу уже елозили задом по ледяной корке местные воры. Кто в нашей деревне не знал их по именам? Их было пятеро: Лёха Силин, Каредь, Зыка, Петька Колчин и Юрка Гуров – это они на протяжении последних восьми лет безнаказанно тянули у односельчан последнее. Не догадывалась об этом только милиция.
   Руки не связывали – куда денутся? Взяли их легко, не дав опомниться. Да и момент подгадали удачно – в полдень. После ночной «работы» самый сон.
 «Пазик», урча, направился за село, по лесной просёлочной дороге. В пути молчали. Каждый сам в себе. Всё было понятно без слов. Ни в прокуроры, ни в адвокаты никто не рвался.
  Дорога шла прямо по берегу лесного озера Кодаярви. На пятом километре остановились. Двигатель заглушили. Вытолкнули «гостей» на снег. Дали две пешни и приказали рубить по очереди прорубь.

- В первом абзаце отрывка  появляется описание жизни в России в девяностые годы. Найдите ключевые слова. Нарисуйте словесную картину.
 -
Как вторая  история сопрягается с историей рукавички?
 
- Как вы думаете, что произойдет далее?

Чтение 7 фрагмента

 Снежные тучи тяжело наползали на нас. Солнце скрылось. Поднялся ветер. Завьюжило. Мороз к вечеру стал пощипывать. Топить воров никто не собирался, а хорошенько проучить их следовало. Есть случаи, в которых деликатность неуместна, хуже грубости.
…В совхозном гараже мы распили две бутылки прямо из горлышка. Стоя. Кусок чёрствого ржаного хлеба был один на всех. Мы пили за победу над злом.
Я этим же вечером уехал в город, а наутро из деревни позвонили: Юра Гуров у себя в сарае повесился.
  Если бы не этот звонок, я бы, наверное, так и не вспомнил про синюю рукавичку.              Чудодейственным образом отчётливо, как наяву, я увидел плачущего Юрку, маленького, беззащитного, с трясущимися губами, переступающего босыми ножонками на холодном полу…
 Его жалобное: «Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе!» – оглушило меня.
 Я остро, до боли, вспомнил библейский сюжет: Иисус не просто от начала знал, кто предаст Его. Только когда Наставник, обмакнув кусок хлеба в вино, подал Иуде, только «после сего куска и вошёл в Иуду сатана». На профессиональном милицейском жаргоне это называется «подстава».
  Юрка, Юрка… твоя судьба для меня – укор… И чувство вины растёт.
 Что-то провернулось в моей душе. Заныло.
Но заглушать эту боль я почему-то не хочу…

 ***

…На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

- Оправданы ли  действия сельчан, устроивших самосуд в карельской деревне?
– Почему смерть Юрки перевернула жизнь рассказчика?      
- Но ведь прошло 30 лет, а ему все больно. Почему?

 3 стадия - рефлексия.

 - А сейчас,  ребята, я хочу обратить ваше внимание на тему нашего урока. Как вы думаете, почему для урока я выбрала такую  тему? Эта цитата из какого произведения?           (Ответы учащихся)
- С каким чувством вспоминает автор своего первого учителя?

- Ребята, Учитель…Что стоит за этим привычным словом? (Это человек чистой совести, простой души, любящий детей.
Только Учитель может дать человеку всё лучшее. Учитель ведёт ученика кратчайшим путем к знанию, труду и счастью).
-  
Какого учителя можно назвать хорошим? Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Да, каждый урок для детей должен быть праздником для души. А вы можете сказать , что Алла Ивановна учила добру и человечности?( Ответы учащихся)
- Ребята, она виновата в сломленной судьбе Юрки?
 (учительница поставила клеймо «вор» на жизни Юрки. Это клеймо было подхвачено и детьми, и всей деревней. Вот уж действительно: «…Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…». Одно слово, одно хлесткое слово — и жизнь мальчика изменилась; его не поняли, не простили: «Мы вместе учились до восьмого класса. Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения»).
 - Кто же в этой истории больше грешник: Юрка или учительница? (Ответы детей)
- Да, ребята,  сеятели разумного, доброго, вечного – говорят об учителях. От них – все лучшее в человеке. Учителя
  «всегда должны быть готовы броситься вперед и оборонять своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь». Так пишет об учителе с большой буквы Виктор Астафьев в повести «Фотография, на которой меня нет». Только  настоящий учитель непременно оставит память о себе в сердцах учеников. Я желаю, чтобы в вашем жизненном пути встретились  только хорошие учителя. Вам понравился рассказ « Рукавичка»?
К следующему уроку внеклассного чтения я попрошу вас прочитать рассказы А. Костюнина
«Совенок»(I группа),  «Вальс под гитару» (II  группа), Нытик (III группа)  Группы должны раскрыть, представить свои произведения так, чтобы слушающие поняли и запомнили содержание данного  рассказа. Подумайте, какими способами можно заинтересовать человека так, чтобы у него появилось желание прочитать и другие произведения современного писателя А.Костюнина.    Хочется верить, что проза Костюнина выдержит испытание временем и станет классикой нашей литературы. Ведь никогда не устареют общечеловеческие проблемы  и духовные ценности, которыми жив человек.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...