Исследовательская работа
проект по литературе (9 класс) на тему

Айзятова Фидания Мидехатовна

                     Исследовательская работа

Тема: Тема милосердия в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota1.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

 

        МБОУ «Старокакерлинская средняя общеобразовательная школа»

                          Дрожжановского района  

                         Республики Татарстан

 

                     Исследовательская работа

Тема: Тема милосердия в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

                                             

                                              Выполнила: Иматдинова Айгуль Айратовна,
                                                                                              ученица 9 класса

                 Научный руководитель: Айзятова Фидания Мидехатовна

                                       

                                               2014

 Оглавление.

1. Введение.  Повесть «Капитанская дочка» в восприятии                      

современного читателя. ……………………………………………..3                                                                    

 2.  Основная часть.   Тема милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»………………………………………………… 4-11

    -милосердие и честь;

    -милосердие и любовь;

    -милосердие к врагу;

    -милосердие и правосудие;

    -милосердие и месть;

    -милосердие и свобода                                                            3.Заключение.  Актуальность нравственной проблематики                    

    повести для современного читателя………………………. 11                                                           4. Список литературы. ………………………………………………. 12                                                                              

 

Предмет и объект исследования:

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Актуальность данного исследования:

XXI век… Столько проблем и столько вопросов у нас, юных,                                  готовящихся к взрослой, сознательной жизни… Кем быть? Каким быть?

За что держаться? На этот вопрос Пушкин в повести дает определенный ответ: держаться нужно за милосердие.

В работе были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить историю написания повести, изучить критическую литературу о книге.
  2. Сформулировать основную нравственную проблему повести.
  3. Определить  микротемы в раскрытии главной идеи повести.
  4. Определить актуальность проблематики повести.

Были использованы такие методы литературоведческого исследования, как изучение монографической и художественной литературы, исторических документов, сопоставительный анализ, лингвостилистический анализ.

                                  1. Введение.

     Когда мне становится грустно, моя рука тянется к томику собрания сочинений А.С. Пушкина. Стихи…стихи…исторические драмы…проза… Вот! Нашла то, что мне нужно! «Капитанская дочка» Пушкина для меня – самое дорогое его творение. Перечитываю снова и снова. И  каждый раз меня ждут открытия…

      В девятом классе, когда мы вновь обратились к Пушкину на уроках литературы, «Капитанская дочка» открылась мне с другой стороны. Главный интерес для меня представляла уже не история о том, как Петруша Гринев женился на дочери капитана Миронова. Другая фигура, мощная, загадочная, темная, заслонила все. Пугачев. «Я увидел черную бороду и два сверкающих глаза». Таким впервые предстает Пугачев перед Гриневым. М.И. Цветаева считала, что в «Капитанской дочке» Пушкин под чару Пугачева подпал и до последней строки из–под нее не вышел». Под эти чары попала и я. Меня покорили широта и размах, необыкновенная щедрость и благородство души Пугачева. Да, он умеет казнить и миловать. Умеет быть благородным. Ему свойственно стремление взять от жизни все сполна: если власть – то царская, если милость - то на грани чуда, если свобода – то полная, пусть и ненадолго.

     Пугачев – главарь этих разбойников. Гринев – офицер, призванный подавить восстание. На социальном уровне они – враги. На человеческом же Гринев и Пугачев поставлены над схваткой, над бунтом. Их отношения развиваются не по социальному закону, а по закону милости, закону добра. С милосердия начинается их история, им и кончается. С точки зрения этих нравственных категорий я попыталась раскрыть тайну повести «Капитанская дочка».

          2.Основная часть.

    Для Пушкина в его творчестве   всегда    была   принципиальной тема  

чести. Она была тесно связана и с другим, более глубоким вопросом: как жить в истории? За что держаться? Чем руководствоваться? В особенности в смутные переходные периоды истории, когда ставятся под сомнение сложившиеся традиции и институты

        За что держаться? Что не подведет? Чести, как таковой, недостаточно: жизнь со всеми глубокими ее противоречиями оказывается сложнее. Честь сама слишком хрупка, сама требует защиты. Если не оступишься, не смалодушничаешь сам, так на этот случай всегда готова клевета…  

  За что же держаться? Ответ «Капитанской дочки» понятен: держаться надо за свою совесть, за честь в глазах Бога, за Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей.  Нужно иметь более глубокое основание своим поступкам. Держаться нужно за Бога… Но как конкретно, как непосредственно в жизни следовать этому совету? На этот вопрос  Пушкин в «Капитанской дочке» дает вполне определенный ответ: держаться нужно за милосердие. Глубоко христианский, глубоко русский ответ. Вся последняя повесть Пушкина настолько проникнута духом милосердия, что ее можно было бы назвать повестью о милосердии. Центральная сюжетная линия повести – история взаимоотношений Гринева и Пугачева – есть прежде всего история милосердия. Во всех четырех встречах милосердие является как бы нервом отношений наших героев. С милосердия начинается эта история, им и кончается.

  Мы можем сейчас вспомнить о первой встрече Гринева с будущим самозванцем.  Пугачев вывел заблудившегося во время бурана Гринева к постоялому двору. Вот замерзший Гринев входит в избу.

        « - Где же вожатый?» - спросил я у Савельича.

        «Здесь, ваше благородие», - отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза. «Что, брат, прозяб?» - «Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? Заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик». Уже в этом обращении брат – от дворянина к босяку, голяку – нарушаются социальные условности, классовая «субординация». Люди, пережившие только что довольно неприятное, опасное приключение, чувствуют особую общность, вдруг объединившую их: все смертны, жизнь каждого хрупка, без различия званий и возраста, - все под Богом ходим… Однако нужно слово, нужно имя, чтобы этот особый дух общности воплотился. И Гринев находит это слово – знак пробы высших христианских добродетелей – брат, братство… И слово услышано. На приглашение к братству и ответ соответствующий: раскрылся сразу Пугачев, пожаловался: «что греха таить? Заложил вечор у целовальника», - почти исповедался! – есть грех, мол, по страсти к выпивке и последнее с себя снимаешь, а потом сам страдаешь… Гринев предлагает Пугачеву чай, а после, по просьбе последнего, и стакан вина. Но ниточка сочувствия, жалости, благодарности не обрывается на этом. Наутро Гринев еще раз благодарит Пугачева и хочет подарить ему полтину денег на водку. Прижимистый Савельич, верный страж барского добра, ропщет. Тогда Гринев приказывает отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Савельич изумлен. И дело не только в том, что тулуп дорог. Подарок бессмыслен. С чертовской прямотой человека, «знающего цену вещам» и «называющего вещи своими именами», Савельич открыто заявляет: «Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке». Да и не полезет этот юношеский тулуп на пугачевские «окаянные плечища»! И Савельич прав: тулуп трещит по швам, когда Пугачев надевает его… Однако пишет Пушкин: «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком». Тут не в тулупе дело…Тут впервые промелькнуло между офицером Гриневым и беглым казаком Пугачевым нечто иное…

    Дело не в подарке, а в самом факте добра. И Пугачев запомнит это надолго и отплатит добром. Добром, которое растет в геометрической прогрессии. Сначала он освободит Гринева от казни, затем поможет соединиться с Машей Мироновой: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать». Может быть, только в отношениях с Гриневым Пугачев, поднявший восстание, которое потрясло всю Россию, истинно свободен, делает то, что диктует ему его сердце, душа, чувства. И насколько великодушнее, благороднее здесь самозванец, чем императрица, тоже проявившая милость. Она прощает невинного, ведь Гринев не изменял ей ни в поступках, ни даже в помыслах. А Пугачев прощает Гринева, откровенно заявившего ему: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Пугачев прощает врага? Нет, человека. Человека, однажды сделавшего добро для него. Человека прямого, искреннего, верного. Может быть, как раз такого, какого не хватало Пугачеву (не зря самозванец приглашает Гринева присоединиться к восставшим). Цепная реакция добра. Безрассудная доброта рождает беспредельную щедрость другого, беспредельная искренность – безграничное великодушие и милосердие. Милосердие…

Милосердие, однажды дарованное, питает надежду и потом в самых сложных обстоятельствах и, однажды содеянное, все время зовет к себе. Где жизнь – там и милосердие. И наоборот: милосердие – жизнетворно. Пугачев не верит в помилование для себя, и в этом неверии уже начало смерти, пророчество о ней… Гринев, - наоборот, сама вера, сама надежда в добрые начала, которые живы в душе Пугачева. «Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобой ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…» Кто же может устоять перед такой мольбой? Разве только уж очень одичавшее во зле сердце… Пушкинскому же Пугачеву, преступному и верующему, радостно возвращаться к себе милующему, к себе истинному. «Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. «Ин быть по-твоему! – сказал он – Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»

И если возможны такие чудеса, то, кажется, - все возможно! Еще одно малое усилие верующего в милосердие – и весь ужас, вся кровь и боль гражданской войны отступят, погаснут, как болезненный, горячечный сон… И этот враг, предводитель врагов, враг - вдруг перестанет быть врагом и навсегда уже будет только другом, может быть, самым дорогим: ведь он доказал свою верность в таких сложных обстоятельствах…

Говорят, милосердие мешает справедливости. По законам самозванца Пугачева надо казнить (и казнят). Но почему-то вместе с Гриневым очень хочется спасти предводителя восстания. «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время».

Но одного желания Гринева мало. Нужно, чтобы очень захотел и поверил в возможность милосердия и сам Пугачев…

   Человек не судья. «Не судите, и не будете судимы». Эта заповедь Христа глубоко осознана Пушкиным. Человек должен уметь прощать. Пушкин хочет, чтобы этот закон прощения и любви действовал бы и на государственном уровне. Эту идею «Капитанской дочки» мы найдем и в «Пире Петра Великого».

Все в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича Гринева и Марьи Ивановны Мироновой также в основном любовь – милосердие. Не любовь – страсть, не отношения рыцаря и дамы, не любовь – восхищение – снизу вверх, а сверху вниз, христианская любовь – милосердие, жаление – русская любовь по преимуществу… Любит и слезно жалеет Марью Ивановну, сироту, у которой не осталось никого близкого в целом мире, Гринев. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна. Она нарисована в повести, как мне кажется, достаточно условно. Но подчеркнуты основные христианские добродетели: верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить.

Реабилитация Гринева есть также следствие милосердия. Не закон, не формальное судоразбирательство спасают его от позора (и смертной казни), а именное повеление императрицы. По повести, конечно, Екатерина II решается на помилование только после того, как узнает от Марьи Ивановны все обстоятельства дела. По видимости, правда, справедливость, законность побеждают. Однако концовкой своей повести Пушкин как бы стремится нас убедить, что общепринятое судопроизводство по самой своей природе неспособно решать вопрос о виновности в таких деликатных обстоятельствах. Именно поэтому, собственно, Гринев и отказывается на суде рассказывать о роли своей невесты в его истории!.. Нужен человек, нужна живая человеческая личность, нужны правда и милость зараз, чтобы решать такие тонкие вопросы (которые на самом деле на каждом шагу…). Одной справедливости недостаточно, нужно – необходимо! – и милосердие…

          Помилование Гринева происходит в два этапа. Сначала, еще до поездки Марьи Ивановны в Петербург, Екатерина II «из уважения к заслугам и преклонным годам отца» заменяет Гриневу смертную казнь на вечное поселение в Сибири. Затем, после разговора с Марьей Ивановной, императрица, убежденная теперь в невиновности Гринева, избавляет последнего и от ссылки. Здесь опять всплывает тема чести. Важно то, что честь Гринева восстанавливается через помилование. В ценностной иерархии, на которую ориентирована «Капитанская дочка», честь – не автономна. Она зависит от милосердия как от человеческого, так и в широком смысле от Божьего. За темой милосердие – честь стоит тема Царство Божие – Царство земное, государство. Пушкин в повести дает именно ту трактовку этой темы, которая характерна для всей тысячелетней русской истории. Честь не просто подчинена у Пушкина милосердию (любви, совести), находя в последнем освящение и поддержку себе. Честь в некотором смысле и необходима для милосердия, как дающая последнему возможность, «пространство» для его проявления. Милосердие освящает честь, честь же дает милосердию конкретность, историчность.

        Пушкин «Капитанской дочки» представляется не просто мастером – художником, но и очень мудрым человеком с глубоким нравственным опытом. В повести Пушкин сумел поставить важнейшую проблему – проблему свободы, проблему самоопределения человеческой свободы, сыгравшую в дальнейшем решающую роль в творчестве Достоевского и, можно с уверенностью сказать, ставшую центральной проблемой философии человека в XX столетии. Но Пушкин дал и свой ответ на поставленный вопрос. Ответ этот обусловлен глубоким смыслом традиционной православной духовности, истинным возвращением Пушкина к корням национальной культуры. Не на исторические события сами по себе, не на психологические характеристики героев – главное внимание автора «Капитанской дочки» направлено на открытие внутреннего человека в человеке, в глубине своей свободы перед лицом Бога и другого человека, решающего последние «проклятые» вопросы. Проникновенные диалоги главных героев повести представляют собой историю поисков   истины, которая служит одновременно и мерилом истинности, и оценкой человеку и событиям, и путем спасения… И ключом к этому царству истины выступает у Пушкина тема милосердия.

        Довольно устойчива в «Капитанской дочке» тема милосердия к врагу (Швабрину).  «Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону». Торжествовать над униженным врагом согласно христианской морали, которой руководствуется Гринев, стыдно. Так как, пока жив человек, Бог надеется на него, на его исправление. Следует тем более надеться и человеку. А устраивать «пир победителей» над поверженным противником есть все то же самоуверенное хамство. Потому и отворачивается Гринев. И в этом опять милосердие целомудренной души.

          Итак, в чем же состоит смысл повести? Мы можем теперь сформулировать его следующим образом: взаимоотношение человека с человеком во всей полноте исторических и нравственных обстоятельств перед лицом Истины, перед лицом Бога. Особая драматичность и острота этих отношений обусловлена тем, что субъектами их являются две противоположно ориентированные личности: один – нравственные законы «преступить сумевший», другой – твердо держащийся чести и совести. И основным, решающим вектором этих взаимоотношений – нравственной идеей, направляющей все повествование, - является милосердие – та кардинальная христианская добродетель, центральное положение которой в русской культуре было Пушкиным глубоко осознано и гениально изображено. Думаю, что по степени авторской сознательности в изображении темы милосердия повесть «Капитанская дочка» является одним из самых христианских произведений в мировой литературе.

        Милосердие… Нередко требуется только лишь простить, без выгод и вынуждения… Милосердие выступает главенствующим представителем человеческой свободы. Для него не нужно причины; врываясь в мир, где все причинно обусловлено, этот акт свободы сам начинает новую причинную цепь, как учил  философ Кант. Поэтому любой акт милосердия есть весть о другом – высшем – мире, есть кусочек высшего мира в нашем земном пространстве.

Заканчивая в 1824 году, в период глубокого духовного кризиса, «Цыган», Пушкин написал:

                                  

                                  И всюду страсти роковые,

                             И от судеб защиты нет.

Как жить в этом мире ожесточеннейших  страстей, гнездящихся в твоем же собственном сердце, как спастись от неизбежной, беспощадной судьбы, творимой этими страстями?.. Через 12 лет в «Капитанской дочке» во всех чудесных поворотах ее действия, в сосредоточенной и благостной тишине ее диалогов, в таинственной всепокоряющей силе такого хрупкого чувства – милосердия – как будто найден ответ… Как будто звучит евангельское: познайте истину, и истина сделает Вас свободными.  

3. Заключение.

      На что ориентироваться в мире противоречивом, жестком, требовательном, в котором так много противостояния, политического, гражданского, военного. В чем смысл человеческого бытия?

Читая повесть Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что только не в противостоянии. А в чем? Пушкин отвечает на этом вопрос сам: «Молодой человек, если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Эту гениальную мысль автор раскрывает в своем произведении о доме, о семейном тепле, о страшном бунте, о рождении человеческого счастья, которое возникает не из ужасов кровавой бойни, а из слияния доброты, любви и милосердия.

Наверное, еще не раз я буду читать «Капитанскую дочку». И мудрый Пушкин поможет мне постичь такие понятия, как честь, достоинство, укрепит веру в человека. А главное, заставит задуматься над вопросами: кто я в этом мире? в этом времени? за что держаться в нем?.. И снова открываю повесть…

4.Список литературы

1. Благой Д. «Мастерство Пушкина». -М.: Советский писатель, 1955.

2. Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка».-Л.:

    Просвещение, 1971.

3. Измайлов Н.В. «Очерки творчества Пушкина».-Л.: Наука, 1976.

4. Маймин Е.А. «Пушкин. Жизнь и творчество».-М.: Наука,1982

5. Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.- М.:

    Художественная литература, 1977.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...