Календарно-тематическое планирование
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
КТП по литературе для 8 класса (по ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_8_klass_ktp_otredaktirovannoe.doc | 264.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочное планирование 8 класс литература
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Виды контроля, самостоятельной деятельности | Домашнее задание | Дата проведения | корректировка | ||||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||||||||||||||
1 | Русская литература и история | Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому народа. Понятие об историзме. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы | Повторяют содержание и героев произведений, изученных в 5-7 классах; основную проблему изучения литературы в 8 классе (тесная связь литературы и истории); понятие историзм. Учатся строить высказывания о прочитанных книгах; пересказывать прочитанные произведения и характеризовать их героев | Тест, вопросы и задания 1—3 (с. 5) | Задание 4 (с. 5), чтение статьи В. А. Аникина «Русские народные песни» (с. 6—8) | ||||||||||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 часа) | |||||||||||||||||
2 | Русские народные песни | Повторение изученных жанров фольклора. Отражение жизни народа в народной песне. Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Былины и исторические песни — общее и различное. Частушки как малый песенный жанр. Тематика и поэтика частушек. Особенности художественной формы фольклорных произведений. Иллюстрации к песням. Прослушивание песен в актерском исполнении, обсуждение | Изучают особенности жанра народной песни; виды лирических песен (любовные, семейные, шуточные, обрядовые, причитания-плачи); отличительные черты исторических песен, частушек. Учатся различать виды народных песен; находить общее и различное в былинах и исторических песнях; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; описывать иллюстрации; оценивать исполнительское мастерство | Пересказ статьи «Русские народные песни», выразительное речитативное чтение песен, вопросы и задания (с. 12), вопросы и задания рубрики «Будьте внимательны к слову» (с. 12), «Фонохресто-матии» (с. 4—5) | Задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 13) | ||||||||||||
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. | Предания. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий. Предания как поэтическая автобиография народа. Реальное и вымышленное в преданиях. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художественными особенностями преданий. Словарная работа. Прослушивание предания «Покорение Сибири Ермаком» в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины В.И. Сурикова | Знакомятся с особенностями жанра предания; содержанием преданий о Пугачеве и Ермаке. Учатся отмечать общее и различное в легендах, былинах, сказках, преданиях; выразительно читать предания, определять их тему и идею; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять содержание предания с репродукцией картины на историческую тему; оценивать актерское чтение | Выразительное чтение преданий, характеристика героев, вопросы и задания 1—3 (с. 16-17), 2-3 (с. 17, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4 («Фонохресто-матия», с. 5) | Задание 1 (с. 17, рубрика «Развивайте дар слова»), чтение статьи О.В. Тво-рогова, вопросы и задания к ней (с. 18-19) | ||||||||||||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа) | |||||||||||||||||
4 | «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» | Понятие о жанрах жития и воинской повести. Из «Жития Александра Невского». Автор и значение произведения. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Словарная работа. Репродукции картин П.Д. Корина, Г.И. Семирадско-го, В.А. Серова. Чтение статьи В. Шевченко «Русская история в картинах» (с. 28—30) | Заполняют таблицу основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести; историческую основу и содержание «Жития Александра Невского». Учатся выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и составлять словарик; сопоставлять повесть с произведениями живописи | Выразительное чтение повести, вопросы и задания 1—2 (с. 19), 1-3 (с. 27, рубрика «Поразмышляем надпрочитанным»), 1-3 (с. 27, рубрика «Будьте внимательны к слову»), 1-2 (с. 30) | Задания 4 (с. 27, рубрика «Будьте внимательны к слову»), 1-2 (с. 27, рубрика «Развивайте дар слова») | ||||||||||||
5 | Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. Повесть «Шемякин суд» | . «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Демократизм повести. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Роль гротеска, гиперболы в повести. Словарная работа. Иллюстрации к повести. Чтение статьи В.И. Охотниковой «О "Повести о Шемякиной суде" (с. 31-32). Прослушивание фрагмента повести в актерском исполнении,обсуждение | Отмечают основные черты сатирической повести как жанра древнерусской литературы; сюжет и содержание повести «Шемякин суд». выразительно читают и пересказывают повесть, определять ее тему и идею; определяют соотношение действительных и вымышленных событий повести; находят в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; учатся характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи; оценивать актерское чтение | Вопросы и задания 1-4 (с. 36), 3 (с. 36, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4 («Фонохресто-матия», с. 5-6) | Вопросы и задания 1-2 (с. 36, рубрика «Развивайте дар слова»), чтение вступительной статьи о Д.И.Фонвизине (с. 37-39), статьи Ст. Рассадина «Сатиры смелый властелин» (с. 40-41), комедии «Недоросль» | ||||||||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа) | |||||||||||||||||
6 | Д.А. Фонвизин. Комедия «Недоросль» | Слово о Д.А. Фонвизине. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Развитие конфликта между положительными и отрицательными героями. Юмор, ирония, сарказм, речевые характеристики героев как средства создания комического. Особенности языка XVIII века. Словарная работа. Иллюстрации к комедии | Готовят сообщения сведения о жизни и творчестве Д.А. Фонвизина; пересказывают сюжет и содержание комедии «Недоросль»; повторяют теоретико-литературные понятия драма, юмор, сатира, сарказм; средства создания комического; особенности языка учатся выразительно читать комедию по ролям; давать речевые характеристики героев; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Пересказ статей о Д.А. Фонвизине, выразительное чтение по ролям, характеристика героев, вопросы и задания (с. 73-74) | Чтение статьи «Фонвизин и классицизм» (с 74-77), вопросы 1—4 (с. 77-78) | ||||||||||||
7 | Анализ эпизода комедии Д.А. Фонвизина -«Недоросль» | Основные правила классицизма в драматическом произведении. Иерархия жанров классицизма. Закон несоответствия как основа комического. Анализ эпизода (тема, место в композиции, роль в раскрытии идеи произведения). Герои, их поступки и взаимоотношения. Художественные средства создания образов (гипербола, заостренность, абсурд, гротеск). Речевая характеристика героев. | Работают с понятием «роль эпизода» в раскрытии идеи произведения; роль речевых характеристик в создании комического; отношение автора к героям. Учатся выделять эпизод в тексте комедии, определять его тему, место и роль в композиции; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки. | Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания (с. 77-79) | Подготовка к сочинению на тему «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века» (выбор произведений, составление плана) | ||||||||||||
8 | Подготовка к сочинению по произведениям фольклора, древнерусской литературы, литературы XVTII века | Обсуждение темы сочинения «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века». Выбор произведений, составление плана, подбор материалов | Повторяют содержание произведений, прочитанных ранее. Определяют роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы. Пробуют анализировать поэтические и прозаические произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Обсуждение плана, устные сочинения по плану | Сочинение | ||||||||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32 часа) | |||||||||||||||||
9 | И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» | Повторение изученного об И.А. Крылове. Чтение вступительной статьи о баснописце (с. 80—82). Басня «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. Историческая основа басни «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Иллюстрации к басням | Повторяют сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова; историческую основу и содержание басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз»; теоретико-литературные понятия эзопов язык, аллегория, мораль. Изучают аллегорический смысл басен; сатирический пафос произведений. Учатся выразительно читать басни; вести беседу по прочитанным произведениям; оценивать актерское чтение; сопоставлять басни с иллюстрациями к ним | Выразительное чтение басен, вопросы 1—2 (с. 82), 1-5 (с. 84), 1-2 (с. 87), 1-4 («Фонохресто-матия», с. 6), 1-5 («Фоно-хрестоматия», с. 7), описание иллюстраций | Вопросы и задания 6 (с. 84), 3 (с. 87), сообщение об И.А. Крылове — журналисте, музыканте, писателе, философе | ||||||||||||
10 | И.А. Крылов - поэт и мудрец | И.А. Крылов — поэт и мудрец, язвительный сатирик и баснописец. Многогранность личности И.А. Крылова. Отражение в баснях таланта Й.А. Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа. Смешное и грустное в баснях. Выразительное чтение басен, обсуждение. Словарная работа. Иллюстрации к басням. Репродукция картины Б. Лебедева «И.А. Крылов, А.П. Вяземский, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский на вечере у В.Ф. Одоевского» | Готовят сообщения о многогранной деятельности И.А. Крылова; истории создания басен; басню «Обоз» наизусть. | Сообщения, выразительное чтение наизусть, описание иллюстраций и репродукции, вопросы и задания 6 (с. 84), 3 (с. 87) | Чтение вступительной статьи о К.Ф. Рылееве (с. 88-89), думы «Смерть Ермака», задание 1 (с. 93) | ||||||||||||
11 | К.Ф. Рылеев. «Дума» «Смерть Ермака» | Слово о К.Ф. Рылееве - авторе дум и сатир. Понятие о жанре думы. Оценка дум современниками. Дума «Смерть Ермака», ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Дума К.Ф. Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком» (сопоставительный анализ). Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке. Изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты, звукопись, «высокая» лексика), их роль в произведении. Словарная работа. Прослушивание думы в актерском исполнении, обсуждение | Изучают сведения о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева; характерные особенности жанра думы; содержание думы «Смерть Ермака». Учатся понимать тему и идею думы; отношение автора к герою; патриотический, героический пафос произведения. Уметь: выразительно читать думу; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с произведениями других видов искусства; оценивать актерское чтение | Выразительное чтение думы, вопросы и задания 1-9 (с. 93-94),Т-5 («Фонохресто-матия», с. 7) | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 94), чтение вступительной статьи Е.П. Иванова об А. С. Пушкине (с. 95-96), подготовка к семинару «Историческая тема вирою? ведениях., А. С. Пушкина» (по произведениям, изученным в 5—7 классах) . | ||||||||||||
12 | Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина | Слово об А.С. Пушкине. Сообщение о пребывании АС. Пушкина в Оренбурге (рубрика «Литературные места России», с. 392-393). Интерес А.С. Пушкина к истории России. Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта и писателя в 5—7 классах | Повторяют сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; содержание и героев произведений поэта и писателя на историческую тему. Учатся выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев. | Сообщения, вопросы и задания (с. 96) | Чтение «Истории Пугачевского бунта» | ||||||||||||
13 | А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта» | «История Пугачевского бунта» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История Пугачевского бунта») - смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный». Словарная работа. Чтение статьи В.А. Кожевникова «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании» (с. 102-105). Репродукция портрета Емельяна Пугачева. | Знать: историческую основу и содержание «Истории Пугачевского бунта». Понимать: смысловое различие заглавий А.С. Пушкина и Николая I к произведению; объективность автора, его отношение к герою; значение исторического труда АС. Пушкина. Уметь: пересказывать текст; давать сравнительную характеристику исторического труда А.С. Пушкина и современных данных о восстании Пугачева; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведение АС. Пушкина с произведением живописи, с народной исторической | Комментированное чтение отрывков из произведения, пересказ текста | Чтение романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | ||||||||||||
14 | Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | История создания романа «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы. Понятие о романе. Понятие об историзме художественной литературы. Чтение статьи В.И. Коровина «Исторический труд А.С. Пушкина» (с. 212—215). Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение | Сравнить историческую основу, сюжет и содержание романа «Капитанская дочка»; освоить теоретико-литературные понятия роман, хроника, историзм, прототип.учатся пересказывать текст; сопоставлять героев романа с их историческими прототипами; находить общее и различное в произведениях на одну тему (исторический труд и роман) | Вопросы и задания (с. 215) | Подготовка рассказов 0 Гриневе, Швабрине, Савельиче, вопросы к главе 1 (с. 216) | ||||||||||||
15 | Жизненный путь Петра Гринева | Формирование характера Петра Гринева, нравственная оценка его личности. Смысл эпиграфа «Береги честь смолоду». Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. Гринев и Швабрин. Швабрин как антигерой. Гринев и Савельич. Значение образа Савельича в романе. Особенности повествования. Устные рассказы о герое по плану. Комментированное чтение. Словарная работа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение | Повторяют сюжет и содержание романа. обсуждают смысл эпиграфа к роману; смысл противопоставления Гринева и Швабрина; отношение автора к героям. Учатся ориентироваться в тексте; анализировать эпизоды романа; составлять план устного рассказа; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев | Вопросы и задания к главам 1,11 (1,3), IV, V (2), VIII (2), IX (1), XII (D,XIV(1, 3) (с. 216-218), вопрос 7 (с. 219) | Подготовка рассказов о Маше Мироновой и ее семье, вопросы и задания к главам III,V(1),X (3),ХП(2) (с. 216-217) | ||||||||||||
16 | Маша Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина | «Доброе семейство» Мироновых. Высокие духовные качества Маши Мироновой: нравственная красота, честность, чистота, доброта, способность любить, верность, чувство ответственности, сила воли, смелость, выдержка, самоотверженность, стойкость, простота, близость к народу. Отношения Маши с Петром Гриневым. Отношение к Маше Савельича, Палаши, попадьи, родителей Гринева. Анализ эпизода «Маша в Царском Селе». Репродукция П.П. Соколова к роману (с. 210). | Обсуждают : смысл эпиграфов к главам, посвященным Маше Мироновой; отношение автора к героине. Учатся анализировать текст; составлять устный рассказ о героине; характеризовать героиню и ее поступки, давать им нравственную оценку; сопоставлять роман с произведениями живописи | Устные рассказы, вопросы и задания к главам III, V (1),Х(3),ХП (2) (с. 216-217) | Вопросы и задания к главам VI (1),VII(1), VIII (1,3-4), XI (с. 217), вопросы и задания 1—4 (с. 218, рубрика «Подведем итоги») | ||||||||||||
17 | Образ Пугачева в произведениях А.С. Пушкина | Пугачев в историческом труде и в романе А.С. Пушкина. Реальное и вымышленное в образе Пугачева. Окружение Пугачева. Значение сна Гринева. История с заячьим тулупчиком. Смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву. Отношения Пугачева и Гринева. Значение сказки Пугачева об орле. Противоречивость образа Пугачева: ум, сметливость, широта натуры, отвага, свободолюбие, память на добро и жестокость, кровожадность, самонадеянность, лукавство. Юмористические и трагические черты в образе Пугачева. Мотив превращения в образе Пугачева. Размышления автора о соотношении судьбы отдельного человека и истории народа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение | Анализируют текст; составляют устный рассказ о герое; характеризуют героя и его поступки, давать им нравственную оценку; объяснять роль динамического портрета, фольклорных произведений в создании образа; сопоставлять роман с произведениями живописи | Вопросы и задания к главам VI(1),VII(1), VIII (1,3-4), XI, XII (2) (с. 217), вопросы и задания 1-4 (с. 218, рубрика «Подведем итоги»), 1-7 («Фоно-хрестоматия», с. 8) | Вопросы и задания к главам V (3),XIV(4) (с. 216-218) |
18 | Гуманизм и историзм А.С. Пушкина | Особенности композиции романа. Понятие о реализме. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Постановка А.С. Пушкиным гуманистической проблемы: как достичь единства нации, примирить противоречия. Обсуждение тем сочинения: 1. Становление личности Петра Гринева. 2. Образ Пугачева в романе «Капитанская дочка». 3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин. 4. Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 5. Образ Савельича в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Составление плана, подбор материалов | Знакомтся с понятие реализм в литературе; отмечают особенности композиции романа ,соотношение исторической правды и вымысла в романе; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. ; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Вопросы и задания к главам V(3),XIV(4) (с. 216-218), вопросы и задания 5—6, 8—9 (с. 219, рубрика «Подведем итоги»), 1—3 (с. 215), 1-2 (с. 219, рубрика «Развивайте дар слова») | Сочинение, чтение стихотворений А.С. Пушкина «19 октября», «Туча», К*** («Я помню чудное мгновенье...») | |||||||||||
19 | А.С. Пушкин. Стихотворения «19 октября» (1825 года), «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...») | Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей в стихотворении «19 октября». Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. Разноплановость содержания стихотворения «Туча» (зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов, философское размышление). Тема любви, красоты, поэтического вдохновения в стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Словарная работа | Обсуждают содержание, основные темы и мотивы стихотворений А.С. Пушкина; используя элементы анализа поэтического текста. | Выразительное чтение наизусть, вопросы 1—3 (с. 224), 1.-3 (с. 226), 1-3 (с. 228) | Задания 4 (с. 224), 4 (с. 226), 4 (с. 228), чтение повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» | |||||||||||
20 | А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама» | «Пиковая дама» как философско-психологическая повесть. Место повести в контексте творчества А.С. Пушкина. Проблема человека и судьбы в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести (система предсказаний, намеков и символических соответствий). Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов. Значение образа Петербурга. Сочетание в характере Германца расчетливости и рациональности с воображением и страстями. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести | Учатся анализировать произведение, определять его тему и идею; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку; сопоставлять повесть с музыкальным произведением (оперой П.И. Чайковского «Пиковая дама») | Пересказ эпизодов повести, характеристика героя, вопросы и задания (с. 229) | Подготовка к контрольной работе по творчеству А.С. Пушкина | |||||||||||
21 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина | Творчество А.С. Пушкина. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы | анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения | Контрольная работа | Чтение вступительной статьи В.И. Коровина о М.Ю. Лермонтове (с. 230-232), сообщение о жизни и творчестве поэта | |||||||||||
22 | Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова | Слово о М.Ю. Лермонтове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте. Сообщение о памятных местах М.Ю. Лермонтова в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 394-395). Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам й воплощение этих тем в его творчестве. Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта в 5—7 классах | выразительно читать произведения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев | Сообщения, вопросы и задания (с. 232) | Чтение поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | |||||||||||
23 | Сюжет и герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | Историческая основа поэмы «Мцыри» — эпизод русско-кавказских отношений. Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Романтически-условный историзм поэмы. Представления о романтическом герое, романтической поэме. Чтение статей «Начальное представление о романтизме» (с. 253-255), «Романтически-условный историзм М.Ю. Лермонтова» (с. 258) | Изучают сюжет и содержание поэмы «Мцыри»; теоретико-литературные понятия поэма, романтическая поэма, романтический герой, историзм. выразительно читать и анализировать поэму, определять ее тему и идею | Выразительное чтение, характеристика героя, вопросы 1-2 (с. 258) | Чтение статьи «Поэма М.Ю. Лермонтова в оценке русской критики» (с. 255-257), вопросы и задания рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с. 259) | |||||||||||
24 | Художественные особенности поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | Особенности композиции поэмы. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Проблема гармонии человека и природы. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы), их роль в поэме. Анализ эпизода поэмы. Иллюстрации к поэме. Словарная работа. Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение | выразительно читают фрагмент поэмы наизусть; анализировать эпизоды произведения; выяснять значение незнакомых слов | Выразительное чтение наизусть, анализ эпизода поэмы, вопросы и задания 3—7 (с. 258-259), 1-2 (с. 259 | Подготовка к сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | |||||||||||
25 | Подготовка к сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | Обсуждение тем сочинения: 1. Мцыри как романтический герой. 2. Роль природы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». 3. Анализ эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (по выбору учащихся). 4. Изобразительно-выразительные средства и их роль в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Составление плана, подбор материалов | Обсуждают позицию автора и его нравственные идеалы. Учатся определять тему и идею произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов | Чтение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», сообщение о жизни и творчестве писателя | |||||||||||
26 | Историческая тема в художественном творчестве Н.В. Гоголя | Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащихся). Сообщение о памятных местах писателя в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 395—397). Глубокий интерес Н.В. Гоголя к истории. Отношение писателя к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Повторение и обобщение изученного о творчестве Н.В. Гоголя в 5—7 классах | определять тему и идею произведения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства | Сообщения, выразительное чтение фрагментов комедии, характеристика героев, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—3 (с. 262), 9, 12 (с. 357-358) | Чтение статьи «О замысле, написании и постановке "Ревизора"» (с. 262-265) | |||||||||||
27 | «Ревизор» Н.В. Гоголя как социальная комедия | «Ревизор» — комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Образ типичного уездного города. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Образ Петербурга в комедии. Отношение современной писателю критики и общественности к комедии «Ревизор». Словарная работа | Знакомятся с: историей создания, сценической судьбой, сюжетом и содержание комедии «Ревизор»; отмечают: замысел автора; социальную остроту и сатирический пафос комедии.; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов | Вопросы 1—3 (с. 265), 1,7 (с. 354-355), 1, 4 (с. 356, рубрика «Поразмышляем над прочитанным») | Вопросы и задания 4-5, 8 (с. 354-355) | |||||||||||
28 | Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | Городничий и чиновники. Разоблачение пороков чиновничества: пошлости, чинопочитания, угодничества, беспринципности, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества. Приемы сатирического изображения чиновников. Женские образы в комедии. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Роль гротеска в комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Словарная работа. Иллюстрации к комедии | Определять роль гротеска и речевых характеристик в создании образов; отношение автора к героям; роль ремарок в прояснении авторской позиции. выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней | Вопросы и задания 4—5, 8 (с. 354-355), 5, 10,13 (с. 356-358) | Чтение' статьи «О новизне "Ревизора"» (с. 352-354), вопросы и задания 2-3 (с. 354), 3, 6 (с. 356, рубрика «Поразмышляем над прочитанным») | |||||||||||
29 | Хлестаков и хлестаковщина | Основной конфликт комедии и стадии его развития. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Реальный Хлестаков. Значение образа Осипа. Особенности поведения и речи Хлестакова. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.В. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Словарная работа. Выразительное чтение комедии по ролям. | Отвечают на вопрос:в чем загадка образа Хлестакова; значение слова «хлестаковщина»; сатирический пафос комедии; отношение автора к героям. прослеживать развитие комедийного действия; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев. | Вопросы и задания 2—3 (с. 354), 1-3 (с. 356), 3, 6-7 (с. 356-357, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1—7 («Фонохрестоматия», с. 10) | Вопросы и задания 6 (с. 354), 8, 11 (с. 357) | |||||||||||
30 | Особенности композиционной структуры комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | Роль пояснительных комментариев Н.В. Гоголя к комедии. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, новизна финала, немой сцены, вытекающие из характеров. Обсуждение тем сочинения: 1. Хлестаков и хлестаковщина. 2. Образ города в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 3. Характеристика одного из героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 4. Роль эпизода в драматическом произведении (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»). 5. Роль несценических персонажей в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Составление плана, подбор материалов | Записывают теоретико-литературные понятия сюжет, композиция, завязка, развитие действия, кульминация, истинная и ложная развязка. Определяют отношение автора к героям; обсуждают способы выражения позиции и нравственных идеалов автора. Учатся анализировать текст, определять его основную мысль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Вопросы и задания 6 (с. 354), 8, И (с. 357), обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов * | Сочинение, чтение повести Н.В. Гоголя «Шинель» ■ | |||||||||||
31 | Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» | Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Призыв к уважению «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Своеобразие «маленького человека» в рассказах А.П. Чехова. «Петербургская» повесть «Шинель». Потеря Акакием Акакиевичем Баш-мачкиным лица (значение имени, одиночество, косноязычие). Незлобивость мелкого чиновника, противостоящего бездушию общества. Смысл названия повести. Роль детали в повести. Словарная работа | Составляют таблицу развитие образа «маленького человека» в русской литературе; определять тему и основную мысль произведения; выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов | Пересказ эпизодов повести, характеристика героев, анализ текста, вопрос 1 (с. 391) | Вопросы и задания 2-3 (с. 391) | |||||||||||
32 | Мечта и действительность в повести Н.В. Гоголя «Шинель» | Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Образ Петербурга, его символическое значение. Социальные контрасты. Петербург как символ вечного холода, отчужденности, бездушия. Враждебность города к «маленькому человеку». Роль фантастики в идейном замысле повести. Роль антитезы | Сопоставление мечты и действительности в повести; роль фантастики в произведении; отношение автора к герою и Петербургу; гуманистический пафос произведения. учатся выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; характеризовать образ Петербурга, видеть социальные контрасты в его изображении | Характеристика образа Петербурга, анализ текста, вопросы и задания 2—3 (с. 391) | Чтение вступительной статьи о М.Е. Салтыкове-Щедрине (с 3-5)*, фрагмента романа «История одного города» | |||||||||||
33 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (отрывок) | Слово о писателе, редакторе, издателе М.Е. Салтыкове-Щедрине. Повторение и обобщение изученного о творчестве писателя в 7 классе. «История одного города» — художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Гротескные образы градоначальников. Понятие о литературной пародии. Пародия на официальные исторические сочинения в произведении. Развитие представлений о гиперболе и гротеске. Эзопов язык, сатира и юмор в произведении. Речевая характеристика героев. Словарная работа | Сообщения: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Истории одного города»; теоретико-литературные понятия пародия, сатира, юмор, гипербола, гротеск, эзопов язык, аллегория, ирония; средства создания комического. учатся: выразительно читать текст; давать сопоставительную характеристику произведений («История...» и сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, басни и др.); характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и выражений | Выразительное чтение фрагментов романа, сравнительная характеристика произведений, вопросы и задания 1—2 (с 5), 1-7 (с. 14, рубрика «Поразмышляем над прочитанным») | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 14) | |||||||||||
34 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Анализ эпизода романа «История одного города» | Обучение анализу эпизода. Тема эпизода. Его место в композиции. Роль эпизода в раскрытии идеи произведения. Герои, их поступки и взаимоотношения. Речевая характеристика персонажей. Роль деталей, портрета, пейзажа, изобразительно-выразительных средств. Автор-рассказчик. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение | определить: роль деталей, портрета, пейзажа, речевой характеристики, изобразительно-выразительных средств в произведении; роль эпизода в раскрытии идеи романа; роль автора-рассказчика; отношение автора к героям. выделять эпизод в тексте произведения, пересказывать его, определять его тему, место и роль в композиции; характеризовать героев и их поступки | Выразительное чтение по ролям и анализ эпизода романа, характеристика героев, вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 14), «Фоно-хрестоматии» (с. 10-11) | Подготовка к контрольной работе по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, подготовка вопросов | |||||||||||
35 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина | Творчество М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Ответы на вопросы, подготовленные учителем и учениками, тест, развернутые ответы на проблемные вопросы | Повторяют содержание и героев прочитанных произведений. Определяют роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Учатся анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения; аргументировать свою точку зрения | Контрольная работа | Сообщение о жизни и творчестве Н.С. Лескова, чтение рассказа «Старый гений» | |||||||||||
36 | Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений» | Слово о Н.С. Лескове (сообщения учащихся). Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита обездоленных. Художественная деталь как средство создания образа в рассказе. Развитие представлений о жанре рассказа. Смысл названия рассказа. Смысл эпиграфа. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Чтение статьи «Н.С. Лесков и его герои, его отношение к России» (с. 25-26). Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Наблюдают способы создания образов в произведении; осваивают теоретико-литературные понятия рассказ, художественная деталь. учатся объяснять особенности жанра рассказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Сообщения, выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания 1-5 (с. 26), i-8 («Фонохрестоматия», с. 11) | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 26), чтение вступительной статьи о Л.Н. Толстом (с. 27-29), рассказа «После бала» | |||||||||||
37 | Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала» | Слово о Л.Н. Толстом. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. История создания рассказа «После бала». Социально-нравственные проблемы в рассказе. Образ рассказчика. Главные герои. Контраст как средство раскрытия конфликта. Нрав- со ственность в основе поступков героя. Идея разделенности двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Комментированное чтение. | Повторяют сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; изучают историю создания, сюжет и содержание рассказа «После бала»; теоретико-литературные понятия рассказ, конфликт. учатся характеризовать героев и их поступки; | Выразительное чтение и пересказ эпизодов, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-3 (с. 29), 1-6 (с. 40) | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 41) | |||||||||||
38 | Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала» | Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции рассказа. Художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. Иллюстрации к произведению. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Обсуждают нравственную позицию автора. Учатся определять особенности композиции (рассказ в рассказе); анализировать текст; выполнять сопоставительный анализ частей рассказа; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Выразительное чтение, характеристика героя, его внутреннего состояния, вопросы и задания 1—2 (с. 41, рубрика «Развивайте дар слова»), 7-9 (с. 40-41, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1—9 («Фонохрестоматия», с. 12) | Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений раздела «Поэзия родной при роды» |
39 | Поэзия родной природы | Чтение статьи «Поэзия родной природы» (с. 41—42). Значительность пограничных моментов в жизни природы и человека в стихотворении А.С. Пушкина «Цветы последние милей...». Нарастающее чувство грусти, одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Осень». Прелесть увядания в стихотворении Ф.И. Тютчева «Осенний вечер». Удивление перед вечно обновляющейся природой в стихотворении А.А. Фета «Первый ландыш». Божественная красота оживающей природы в стихотворении А.Н. Майкова «Поле зыблется цветами...». Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение | Знакомятся с содержанием стихотворений поэтов XIX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение | Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания 1-4 (с. 44), вопросы и задания «Фоно-хрестоматии» (с. 12-13) | Чтение вступительной статьи об А. П. Чехове (с. 45-46).рассказа «О любви» |
40 | А.П. Чехов. Рассказ «О любви» | Слово об А.П. Чехове. Переосмысление А.П. Чеховым темы «маленького человека». Рассказ «О любви» — история об упущенном счастье. Развитие понятия о психологизме. Роль детали (фотография из альбома матери Алехина). Особенности композиции произведения. Роль вставного рассказа о любви прислуги Пелагеи к повару Никанору. Пейзаж и его роль в рассказе. Чтение статей «О героях рассказа А.П. Чехова "О любви"» (с. 57—58), «А.П. Чехов и его понимание историзма» (с. 58). Комментированное чтение. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Повторяют сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «О любви»; теоретико-литературные понятия композиция, деталь, психологизм, пейзаж. Прослеживают эволюцию темы «маленького человека» в творчестве А.П. Чехова; отношение автора к героям и их поступкам; нравственную проблематику рассказа;. Учатся строить развернутые высказывания, на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 58), задание к статье «А.П. Чехов и его понимание историзма» (с. 58), вопросы и задания «Фонохрестоматии» (с. 14) | Чтение вступительной статьи об И.А. Бунине (с. 59-60), рассказа «Кавказ» | ||
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21 час) | |||||||
41 | И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ» | Слово об И.А. Бунине. Чтение статьи «Историзм И.А. Бунина» (с. 65—66). Рассказ «Кавказ» — повествование о любви в различных ее состояниях и различных жизненных ситуациях. Своеобразие формы повествования (рассказ от 1-го лица). Скрытое напряжение, драматизм, лаконизм рассказа. Роль деталей (приметы времени), пейзажа в рассказе. Звуковые образы рассказа. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Комментированное чтение. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Изучают сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; знакомятся с особенностями историзма писателя; сюжет и содержание рассказа «Кавказ»; теоретико-литературные понятия психологизм, драматизм, деталь, пейзаж. Сопоставляют рассказ с иллюстрациями к нему. | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 60), вопросы и задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с. 66), «Фоно-хрестоматии» (с 14) | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 66), сообщение о жизни и творчестве А.И. Куприна, чтение рассказа «Куст сирени», задание 4 (с. 68) | ||
42 | А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени» | Слово об А.И. Куприне (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе (с. 67—68). Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Сравнительная характеристика героев. Составление композиционного плана рассказа. Сопоставление произ- ведения с рассказом 0. Генри «Дары волхвов». Понятие о сюжете и фабуле. Комментированное чтение. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Сообщение «сведения о жизни и творчестве А.И. Куприна»; особенности прозы писателя (психологизм, многозначность художественной детали, увлекательность сюжета); сюжет и содержание рассказа «Куст сирени»; теоретико-литературные понятия фабула, сюжет, психологизм, деталь, пейзаж:. Понимать: гуманистический пафос составляют синквейн | Сообщения; составление плана, анализ текста, вопросы и задания 1-3 (с. 68), 1-4. (с. 75), 1-7 («Фонохрестоматия», с. 15) | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 75) | ||
43 | Диспут «0 счастье, о любви» | Обсуждение проблемного вопроса «Что значит быть счастливым?» (на материале произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна) | Вспомнить содержание и героев произведений Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. Обсудить нравственную проблематику произведений; отношение авторов к героям и их поступкам. Учиться строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения друг с другом | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 75) | Подготовка к сочинению (подбор материалов) | ||
44 | Подготовка к сочинению по произведениям Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна | Обсуждение тем сочинения: 1. Проявление историзма в рассказах Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. 2. Прием противопоставления в рассказах Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна (на примере 2—3 произведений). 3. Роль пейзажа в рассказах Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна (на примере 2—3 произведений). 4. Герои рассказов Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна и их представления о счастье. Составление плана, подбор материалов | Учатся : анализировать литературные произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Обсуждение тем сочинения, составление плана, устные сочинения по плану | Чтение вступительной статьи Л.В. Черепнина об А.А. Блоке (с. 76-77), статьи Д.С. Лихачева «Мир на Куликовом поле» (с. 77-80), сообщение о жизни и творчестве А.А. Блока | ||
45 | Историческая тема в творчестве А.А. Блока. «На поле Куликовом» | Слово об А.А. Блоке (сообщения учащихся). Тема двух России в творчестве А.А. Блока. История как повод для размышлений о настоящем и будущем России. Оценка цикла «На поле Куликовом» Д.С. Лихачевым. Влияние древнерусской и фольклорной поэтики в цикле. Народность произведения А.А. Блока. Темы и мотивы цикла. Понятие о цикле произведений. Комментированное чтение цикла | Разбившись в группы готовят сообщение сведения о жизни и творчестве А.А. Блока; содержание цикла «На поле Куликовом»; теоретико-литературные понятия цикл, историзм, народность; особенности АА. Блока. выразительно читают стихотворения и сопоставляют их с другими произведениями на ту же тему; определяют следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики в цикле. | Сообщения, вопросы и задания 1—2 (с 77), 1-2 (с. 80), 1-4 (с. 86-87) | Вопросы 5—7 (с. 87), задание рубрики «Развивайте дар слова» (с 87) | ||
46 | А.А. Блок. Стихотворение «Россия» | Анализ стихотворения «Россия». Образ России. Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Философская глубина образов А.А. Блока. Переосмысление образа гоголевской Руси-тройки. Образ дороги. Некрасовские мотивы в стихотворении. Лирический образ России-жены. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения, звукопись), их роль в стихотворении. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение | Знакомятся с содержанием цикла «На поле Куликовом», стихотворением «Россия». выразительно читают стихотворение, определяют его тему и идею; находят в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы 5—7 (с. 87), 1-3 («Фонохрестоматия», с. 15) | Чтение вступительной статьи о С.А. Есенине (с. 88-89), сообщение о жизни и творчестве поэта |
47 . | С.А. Есенин. Поэма «Пугачев» (отрывки) | Слово о СА. Есенине (сообщения учащихся). Россия — главная тема есенинской поэзии. Особенности историзма С.А. Есенина. «Пугачев» - поэма на историческую тему. История создания поэмы. Желание поэта осмыслить путь крестьянства в революции. Характер Пугачева. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина. Представление о драматической поэме. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения, повторы), их роль в поэме. Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение | Знакомятся с сведениями о жизни и творчестве С.А. Есенина; сюжетом и содержанием поэмы «Пугачев»; теоретико-литературное понятие драматическая поэма. Оценивают эмоциональность, драматическую напряженность поэмы. Находят в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определяют их роль | Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 3-4 (с. 95), 1-3 («Фоно-хрестоматия», с. 16) | Задание рубрики «Развивайте дар слова» (с. 95) | ||
48 | Образ Пугачева в фольклоре, в произведениях АС. Пушкина, С.А. Есенина | Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях (фольклорные произведения, произведения АС.Пушкина, С.А. Есенина). Подготовка к сочинению | Сравнивают сюжеты и содержание народного предания о Пугачеве, романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», поэмы С.А. Есенина «Пугачев». Учатся сопоставлять литературные произведения друг с другом | Анализ текста, вопросы 1—2 (с 95) | Сочинение, чтение рассказа И.С. Шмелева «Как я стал писателем» | ||
49 | Работа над сочинением | Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях (фольклорные произведения, произведения АС.Пушкина, С.А. Есенина). | чтение рассказа И.С. Шмелева «Как я стал писателем» | ||||
50 | И.С. Шмелев «Как я стал писателем», «Московский говор» | Своеобразие языка писателя. Смешное и грустное в рассказах. Способы создания комического, трагического. Высмеивание бездушного, хамского отношения к людям. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение. | Изучают сведения о жизни и творчестве И.С.Шмелева; сюжеты и содержание рассказов «Как я стал писателем», «Московский говор». Знакомятся с особенностями авторской иронии; отношением авторов к изображаемому; сатирический пафос произведений. | Анализ текста, вопросы 1-5, с.97-105 | вопросы 1-5, с.97-105 | ||
51 | М.А.Осоргин «Пенсне» | Своеобразие языка писателя. Смешное и грустное в рассказах. Способы создания комического, трагического. Высмеивание бездушного, хамского отношения к людям. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение. | Изучают сведения о жизни и творчестве Осоргина; сюжеты и содержание рассказов «Пенсне». Учатся воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею | Анализ текста, с. 109-113 | Вопросы 2-6 с. 109-113 |
52 | Тэффи «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко «История болезни» | Слово о Тэффи. Популярность писательницы. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в произведении. Ситуация, доведенная до абсурда. Роль олицетворения в рассказе. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Слово о М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Своеобразие языка писателя. Смешное и грустное в рассказе. Способы создания комического. Высмеивание бездушного, хамского отношения к людям. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение | Готовят сообщения: сведения о жизни и творчестве Тэффи и М.М. Зощенко; изучают сюжеты и содержание рассказов «Жизнь и воротник», «История болезни». Учатся воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1—3 (с. 130), 1-3 (с. 135), 1-7 («Фонохрестоматия, с. 17), 1-6 («Фоно-хрестоматия», с. 18-19) | Вопросы и задания 1-2 (с. 130, рубрика «Развивайте дар слова»), 4—5 (с. 135), чтение поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» | ||||||||
53 | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» | Слово об А.Т. Твардовском. Чтение вступительной статьи о поэте А.Л. Гришунина (с. 136—137). История создания поэмы «Василий Теркин». Роль поэмы в годы Великой Отечественной войны. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Основные темы поэмы. Тема служения Родине. Герои поэмы. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Комментированное чтение | Знакомятся со сведениями о жизни и творчестве А.Т. Твардовского; историей создания и содержанием поэмы «Василий Теркин»; сведениями по истории Великой Отечественной войны; оценке поэмы современниками, критиками. | Выразительное чтение, вопросы и задания 1—3 (с. 137-138), 1-3, 12 (с. 161-162) | Вопросы и задания 4-9,13 (с. 162), 3 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | ||||||||
54 | Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» | Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Черты Теркина: жизнерадостность, душевность, остроумие, веселость, простота, сметливость, мудрость, выдержка, терпение, здравый смысл, жизнестойкость, смелость, чувство воинского долга, ответственность, скромность, искренний патриотизм. «Обыкновенность» героя. Обобщенный образ русского солдата. | Знакомятся с содержанием поэмы; понятиями новаторство, обобщенный образ; традиции русской литературы в создании образов защитников Родины. | Выразительное чтение, вопросы и задания 4-7, 11, 13 (с. 162), 3 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | Вопросы и задания 8-9 (с. 162), 4 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | ||||||||
55 | Художественные особенности поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» | «Свободный» сюжет, композиция поэмы. Образ автора и его значение. Представление об авторских отступлениях как элементе композиции. Особенности языка поэмы. Развитие понятия о связи фольклора и литературы. Народность поэмы. Юмор в произведении. Роль изобразительно-выразительных средств в поэме. Иллюстрации к произведению. Сообщение о памятнике А.Т. Твардовскому и Василию Теркину в Смоленске (рубрика «Литературные места России», с. 386—387). Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение | выразительно читают поэму; учатся находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; находить юмористические средства создания образа; сопоставлять поэму с иллюстрациями к ней | Вопросы и задания 10, 14, 15 (с. 162-163), 1-4 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), 1-4 («Фоно-хрестоматия», с. 19) | Сообщение о жизни и творчестве А.П. Платонова, чтение рассказа«Возвращение» | ||||||||
56 | А.П. Платонов. Рассказ «Возвращение» | Слово об А.П. Платонове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе В.А. Свительского (с. 164—165). Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Своеобразие языка писателя. Художественные средства создания образов. Роль деталей в рассказе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу | Учатся определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими литературными произведениями; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие характеров героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему | Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-4 (с. 165), 1-5 (с. 189, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1, 3—4 (с. 189-190, рубрика «Совершенствуйте свою речь») | Задания 2, 5 (с. 189-190, рубрика «Совершенствуйте свою речь») Презентации о поэтах-фронтовиках | ||||||||
57 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...». Л.И. Ошанин «Дороги». А.И. Фатьянов «Соловьи» и др. Призывно-воодушевляющий характер песен. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Чтение статьи «Фронтовая судьба "Катюши | Показ презентации « сведения о жизни и творчестве поэтов»; истории создания, фронтовые судьбы и тексты песен о Великой Отечественной войне. | Выразительное чтение и исполнение песен,вопросы и задания 1-3 (с. 201), вопросы и задания «Фоно-хрестоматии» (с. 19-24) | Задание 4 (с. 201), чтение рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» |
58 | В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» | Слово о В.П. Астафьеве. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 202—203). Автобиографический характер рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Образ бабушки. Образы учителей. Развитие представлений о герое-повествователе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу | Изучают сведения о жизни и творчестве В.П. Астафьева; сюжет и содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет»; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, цикл, герой-повествователь. размышляют о смысле названия рассказа; позиции автора,учатся определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение диалектных и просторечных слов | Аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—4 (с. 203), 1-4 (с. 220) | Задание рубрики «Развивайте дар слова» (с. 220), выразительное чтение наизусть одного из стихотворений поэтов XX века о Родине, родной природе и о себе | |||
59 | Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе | Слово о поэтах XX века. Роль эпитетов в стихотворении И.Ф. Анненского «Снег». Чувство светлой печали в стихотворении Д.С. Мережковского «Родное». Философские размышления в стихотворении «Не надо звуков». Одухотворенность природы в стихотворении Н.А. Заболоцкого «Вечер на Оке». Восхищение вечным обновлением жизни в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок...». Ностальгия по прошлому в стихотворении Н.М. Рубцова «По вечерам». Параллель между жизнью человека и жизнью страны в стихотворении «Встреча». Единение с Родиной в стихотворении «Привет, Россия...». Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение | Знакомятся с содержанием стихотворений поэтов XX века о Родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—3 (с. 222), 1-6 (с. 224-225), 1-2 (с. 226), вопросы и задания «Фоно-хрестоматии» (с. 24-28) | Чтение раздела «Мне трудно без России» (с. 227-229), сообщение о жизни и творчестве поэтов русского зарубежья | |||
60 | Поэты русского зарубежья о Родине | Слово о поэтах русского зарубежья (сообщения учащихся). Чтение фрагмента статьи В.И. Коровина «Поэты русского зарубежья о Родине» (с. 227). Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок). Вера в будущее России в стихотворении З.Н. Гиппиус «Знайте!». Утверждение невозможности жизни без Родины в стихотворении «Так и есть». Картины ностальгических воспоминаний в стихотворении Дон-Аминадо «Ба.7 бье лето». Неотступность мыслей о несправедливости изгнания в стихотворении И.А. Бунина «У птицы есть гнездо...». | Сообщения « сведения об изгнаннической судьбе и творчестве поэтов русского зарубежья. Учатся выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять стихотворения разных авторов на одну тему | Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы 1-2, 4-7 (с. 229-230), вопросы и задания «Фоно-хрестоматии» (с. 28-30) | Чтение статьи В.И. Коровина «Литература и история» (с. 231-234), подготовка к семинару | |||
61 | Литература и история | Значение понятия историзм в широком и узком смысле. Романтический и реалистический историзм. Развитие понятия историзма и принципа художественного историзма | Составляют тадлицу содержание произведений на историческую тему; понятие историзм. Анализируют литературные произведения на исторические темы; | Вопросы и задания (с. 234) | Сообщение о жизни и творчестве У. Шекспира, чтение трагедии «Ромео и Джульетта» | |||
62 | У. Шекспир Трагедия «Ромео и Джульетта» | Слово об У. Шекспире (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте и драматурге (с. 235-239). Трагедия «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. Вечные проблемы в трагедии У. Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода трагедии. Иллюстрации к произведению. Прослушивание фрагмента трагедии в актерском исполнении, обсуждение | Сообщения « сведения о жизни и творчестве У. Шекспира»; сюжет и содержание трагедии «Ромео и Джульетта»; теоретико-литературные понятия трагедия, конфликт, сюжет, драматическое произведение; особенности жанра трагедии. | Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1-3 (с.239 – 240), 2-4 (с.250-251) | Задание 1 (с.250), выразительное чтение одного из сонетов У. Шекспира | |||
63 | У. Шекспир. Сонеты | Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты У. Шекспира «Увы, мой стих не блещет новизной...», «Кто хвалится родством своим со знатью...». Живая мысль, подлинные горячие чувства, авторская ирония, облеченные в строгую форму сонетов. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонеты У. Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. | Осваивают теоретико-литературное понятие сонет; темы и содержание сонетов У. Шекспира. | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания (с. 251-252) | Чтение комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» | |||
64 | Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин | Слово о Ж.-Б. Мольере. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 253—255). Развитие понятия о классицизме. XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. | Осваивают теоретико-литературные понятия классицизм, пьеса. Учатся понимать: иронию автора. | Выразительное чтение, элементы анализа текста, | Задание 6 (с. 306), чтение главы из романа, сообщение о Свифте | |||
65 | Дж.Свифт «Путешествие Гулливера» | Слово о Дж. Свифте. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 307—309). Развитие понятия о классицизме. XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Англии. | Рассказывают о жизни и творчестве Свифта (кратко); сюжет и содержание «Путешествия…». Находят изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Выразительное чтение, элементы анализа текста | Задание 2-5 с.325-326 | |||
66 | В.Скотт «Айвенго» | Слово о В.Скотте. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 327—329). Развитие понятия о историческом романе. XIX век — эпоха расцвета исторического романа в искусстве Англии. | Готовят сообщения сведения о жизни и творчестве Скотте (кратко); пересказывают сюжет и содержание «Айвенго», находят изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение, элементы анализа текста | С.330-369 чтение | |||
67 | В.Скотт «Старые нравы» | Чтение вступительной статьи о романе (с. 370—372). Развитие понятия о историческом романе. XIX век — эпоха расцвета исторического романа в искусстве Англии. | Сравнить Исторический сюжет и содержание романа. Понимать: замысел автора. . | Выразительное чтение, элементы анализа текста | С.370-372 Задание 1-4 | |||
68 | Литературные горизонты | Подведение итогов. Ознакомление с литературой для летнего чтения. | Учимся вести читательский дневник. | Выразительное чтение, элементы анализа текста | Список литературы | |||
69-70 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...