Былинные традиции в литературе русских авторов
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

«Былинные традиции в произведениях русских авторов»  на материале стихотворения Н.С. Гумилёва «Змей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnyy_urok_literatury.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ урока

Дата урока: 9.12.2014

Время: 45 минут

Класс: 6

Тема: «Былинные традиции в произведениях русских авторов»  на материале стихотворения Н.С. Гумилёва «Змей»

Ход урока

Время урока

Что делает учитель

Что делают ученики

1-4 минуты

Добрый день, я вас приветствую. Рассаживайтесь, готовьтесь к уроку.

Заходят в класс, готовятся к уроку, достают учебники и тетради.

4-10

Сегодня на уроке мы с вами будем изучать балладу русского поэта Серебряного века Н.С. Гумилева. С творчеством этого поэта ближе вы познакомитесь уже в старших классах, а сегодня мы будет говорить о балладе  «Змей». Запишите, пожалуйста, в тетрадях число и тему нашего урока.

Но прежде, чем познакомиться с текстом, давайте прочитаем статью о ней, которая дана нам в учебнике. Кто прочитает статью вслух? Маша, читай, пожалуйста.

Спасибо, Маша. Что важного мы можем подчерпнуть для себя из этой статьи? Давайте зафиксируем это в своих тетрадях.

Записывают число и тему урока.

Ученица читает статью вслух, остальные следят по тексту.

Записывают в тетради, что это баллада основана на монологе, в ней говорится о чудесных временах, героем баллады является не богатырь, а Змей.

10-20мин

Хорошо. А теперь познакомимся с текстом. Открываем учебники на странице, где расположен текст баллады и внимательно следим.

Учитель выразительно читает балладу.

В балладе встречаются слова, которые могут быть некоторым из вас непонятны. Давайте разберем и объясним их вместе.

В балладе упоминается имя Вольга. Кто-то может сказать, кто это такой? Ваня?

Да, молодец Ваня. Запишите в тетради: «Вольга - вариант имени “старшего” богатыря Волха Всеславьича». Записали, отложите ручки в сторону и послушайте немного об этом богатыре: «Вольга может оборачиваться разными зверями, т.е. колдовать, волховать (имя Волх – от волхв). Благодаря этой способности он завоёвывает Индийское царство. Чудесно его рождение: его отец – “лютый змей”, в момент его рождения “подрожала сыра земля… а синее море сколыбалося”, “на небе просветил светел месяц”»

«Раньше люди верили, что у женщины может родить-ся ребёнок от отца-змея. От такого брака появляются великие личности, соединившие в себе человеческие черты от матери и свойства отца, который даёт своему чаду невиданную силу, способность понимать язык зверей и птиц, превращаться во что пожелает и многое другое».

Идем дальше. Мы встречаем слово Лагор. В учебнике нам дана сноска к этому слову. Даша, прочитай нам её, пожалуйста. Спасибо. Итак, Лагор – город в Индии. В нём сохранились пагоды, мечети, цитадель, караван-сарай, мавзолеи, дворец владетельных князей сикхов. Для многих русских поэтов, мыслителей начала XX века Индия считалась страной-сказкой, страной счастья. А теперь перепишите в тетради из сноски, что такое Лагор.

А ещё читая балладу, мы встречаем некое животное. Что это за животное? Кто-нибудь знает о нем?

Тогда давайте запишем, что тур – это предок современной коровы.

В Средние века эти могучие животные водились в лесах Европы и были желанным охотничьим трофеем. В 1627 г. в Польше был убит последний на земле тур. Незадолго до Второй мировой войны немецкие зоологи братья Хек попытались заново “собрать воедино” разбросанные по породам домашнего быка гены тура.

Да, было выведено животное, внешне неотличимое от тура. Но это лишь порода домашнего скота.

Открывают страницу с балладой, слушают учителя и следят за ним по тексту.

Ученик отвечает, что Вольга – русский богатырь.

Записывают. Слушают учителя.

Ученица читает: «Лагор – древний город в Индии». Слушают учителя. Записывают в тетради.

Находят в тексте слово «тур».

«Не знаем»

Записывают определение, слушают объяснение учителя.

20-27мин

Хорошо, мы разобрались с неизвестными словами. А теперь, скажите мне, пожалуйста, как звучит баллада?

Мелодично и плавно, верно. Значит, наверное, её можно спеть?

Давайте послушаем, как эту балладу исполняет группа «Мельница». Согласны?

Ну, что, понравилось?

«Тихо, спокойно, плавно, мелодично».

«Да».

«Давайте». Слушают песню, смотрят видеоряд.

«Да!»

27-45 мин

Ну а теперь поработаем с текстом.

Я уже неоднократно говорила, что это баллада. А докажите мне, что это именно баллада. И подтвердите текстом. Кому сложно, откройте наши предыдущие уроки, где мы составляли таблицу про особенности былин и баллад.

Хорошо. В первую очередь мы сказали, что начинается баллады пейзажем. А как вы думаете, для чего Н.С. Гумилев показывает нам картину окружающего мира?

Да, чтобы мы представили, как всё выглядело, автор готовит нас, показывает, о чем пойдет речь. Запишите это в свои тетради.

А ещё Ваня верно сказал - баллада построена на монологе. А чей это монолог?

Абсолютно верно. Давайте поговорим о Змее подробнее.

Найдите по тексту информацию о нем. Где он живет, как он выглядит?

Хорошо, молодцы.

А помните, мы с вами говорили, что в балладах на первом месте стоят не поступки? Что главное в балладе?

Верно. Какие же чувства испытывает Змей?

Точно ли он злится? Грустит? А если точнее?

Вот, Лиза уже ближе. Чего он не понимает?

Да, верно. Давайте найдем это в тексте.

Очень хорошо. Что потом происходит? О чем Змей говорит?

Так, правильно. Он завидует пастуху. А почему?

Да. Всё так. Наш герой завидует, он одинок. Он несчастен. Вы с этим согласны?

А теперь давайте посмотрим вот на что: мы с вами говорили о балладах, былинах. И там мы встречали змеев. Этот змей, он такой же как и предыдущие?

Конечно нет. Давайте в ваших тетрадях составим небольшую сравнительную табличку.

В предыдущих произведениях змей был каким героем? А здесь можем мы утверждать абсолютно точно, что что он отрицательный? Не совсем, да.

Показывали ли нам когда-нибудь чувства и переживания змея? А давайте посмотрим, так ли в этой балладе?

Что главное для змея здесь и раньше?

А какие чувства вы испытываете по отношению к этому змею? Вот он одинок, хочется вам его пожалеть?

Молодцы. Очень необычный у нас получился змей, такого героя – отрицательного, но в тоже время и притягивающего к себе, вызывающего положительные чувства мы ещё не встречали, согласны?

Ну а теперь обратимся к концовке баллады. Что там происходит?

Так, верно. А убивает он его?

Так да или нет? Мы не может точно этого сказать. Н.С. Гумилев оставляет финал открытым. Запишите в тетрадочки: финал баллады остается открытым. Как вы думаете, для чего он это делает?

«Начинается пейзажным зачином. 

Ах, иначе в былые года

Колдовала земля с небесами,

Дива дивные зрелись тогда,

Чуда чудные деялись сами...»

«Баллада построена на монологе», «Есть автор»

«Чтобы показать, как всё было раньше» «Чтобы мы могли представить». Записывают.

«Змея»

«Он живет в Лагоре», «Был в заморских странах и восточных», «У него медный панцирь»,

 «Как сверкал, как слепил и горел

Медный панцирь под хищной луною,

Как серебряным звоном летел

Мерный клекот над Русью лесною»

«Переживания и чувства героя»

«Злится», «Сердится» «Грустит»

«Он не понимает»

«Почему девушки умирают и не хотят к нему во дворец»

«Спать на дне, средь чудовищ морских,

Почему им, безумным, дороже,

Чем в могучих объятьях моих

На торжественном княжеском ложе?»

«Он завидует мальчику с дудкой»

«Потому что они с ним, он веселый, он им нравится»

«Да»

«Нет»

Составляют и заполняют с учителем таблицу:

Змей у Гумилева

Змей в ост.лит-ре

Отрицательный (+)

Отрицательный герой

Взгляд на чувства и переживания

Показаны поступки, злодеяния

Желание быть с кем-то, он одинок

Богатства, ценности

Вызывает чувство жалости, сострадания

Нет чувства жалости

«Да»

«Приходит Вольга, чтобы его убить»

«Да». «Нет».

Записывают в тетради.

«Чтобы мы могли подумать сами»

Звенит звонок

Да. И эта особенность для нас новая. Зафиксируйте в тетради, что так автор позволяет нам самим продолжить историю, протянув её через века к нам.

Записывают.

Всем большое спасибо за урок. До свидания.

Плюсы урока

  • По результатам работы на предыдущих уроках был сделан вывод, что лучше у класса получается работать с текстом, находить нужные цитаты, отрывки произведений, на основе этого была построена основная часть урока.
  • Класс работал активно, использовали знания, полученные на предыдущих уроках.
  • Смена деятельности способствовала поддержанию дисциплины на уроке.

Минусы урока

  • Не хватило времени для заключительного этапа урока – подведения итогов.

В целом, урок прошел так, как и было запланировано. Считаю, что этот урок получился у меня лучшим, так как я смогла активизировать деятельность практически всех учеников и работа состоялась. Основная сложность состояла в том, чтобы заинтересовать школьников, поскольку для этого возраста изучаемая тема вызывает слабый интерес. Но, как мне кажется, мне удалось преодолеть эту трудность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место христианской традиции в произведениях русской литературы ХIХ века

Доклад на методическом объединении. В докладе говорится о значении христианской традиции при изучении литературы, о месте и роли церкви в Российской империи....

Изучение этнокультурных традиций на уроках русского языка и литературы

Педагогические условия, основанные на внедрении прогрессивных традиций народной педагогики, ценны тем, что они способствуют нравственному воспитанию учащихся. Это достигается только за счет систе...

Презентация "Былины" к уроку литературы в 7 классе

Презентация может использоваться на уроке литературы при первом знакомстве с былинами. Содержит определение былины и эпического героя, виды былин, сравнение со сказкой, отличительные черты былины &quo...

Проблема литературных традиций: повести древней русской литературы и роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Современное литературоведение проявляет интерес к проблеме диалога культур, к вопросам рецептивной эстетики и поэтики. В этом отношении творчество М.А.Булгакова репрезентативно, так как отличительная ...

Приобщение учащихся к этнокультурным традициям на уроках русского языка и литературы

Статья о необходимости сохранения этнокультурных традиций, бережного отношения к родному языку....

ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

В статье рассматривается значение русской литературы в духовно-нравственном воспитании школьников, дается обзор использования православия в произведениях русских классиков, изучаемых в школе....