Место христианской традиции в произведениях русской литературы ХIХ века
статья по литературе по теме
Доклад на методическом объединении. В докладе говорится о значении христианской традиции при изучении литературы, о месте и роли церкви в Российской империи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hhristianskaya_traditsiya.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИРКИНА М. А. Учитель русского языка и литературы
ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в ЦО № 1 от 28.11.2014 г.
Место христианской традиции
в произведениях русской литературы XIX века
(на материале произведений, изучаемых в программе 10 -11 классов)
Изучая литературу XIX века необходимо помнить о наличии христианской составляющей в жизни каждого русского человека того времени. Православная церковь была частью жизни и отдельного человека, и государства. Исповедание православия было обязательным для любого человека, занимающего тот или иной государственный пост. Изучение Закона Божьего входило в обязательную школьную программу - Эти обстоятельства ни могли не отразиться на сознании писателей, читателей и подразумевались в сознании литературных героев. Каждый русский человек принимал участие в церковных таинствах: Его обязательно крестили, венчали и отпевали. как минимум раз в год он говел и причащался. Таким образом все узловые моменты жизни были освещены церковью. Те или иные писатели могли по-разному относиться к церкви, но в жизни каждого из них она присутствовала, хотя бы как часть государственного аппарата. При анализе литературного произведения нужно учиться видеть как взаимодействие с церковью ил с текстами Священного Писания автора произведения отразилось в нем ил повлияло на его сознание; Как повлияли Христианские нормы сознания на традиции, обычаи и поведение литературных персонажей. Если не принимать в расчет христианскую составляющую русской литературы, нельзя адекватно прочитать литературное произведение XIX века в контексте своего времени. Например, говоря о произведениях Н. В. Гоголя и о его творческом пути вообще, мы должны принимать во внимание христианские мотивы, отразившиеся в его произведениях. Финальная сцена "Ревизора" подразумевает ассоциацию на Страшный Суд, а повесть "Шинель" иллюстрирует слова "Нагорной Проповеди" о губительности приверженности к земному богатству. Весь творческий путь Ф. М. Достоевского
необходимо воспринимать в христианском контексте. В "Преступлении и
наказании" Теория Раскольникова сокрушается христианскими доводами,
что подкрепляется обращением к Евангелию. Творчество Достоевского, в
целом, пронизано христианским пониманием значения страдания для каждого человека. Страдание - это путь к духовному совершенству и к единению с Богом.
Ученикам кажется непонятным и чуждым проведение параллелей между литературными произведениями и христианством, которое до сих пор живо. Церковь воспринимается учащимися как обрядовый пережиток и экзотизм. Они не могут проводить параллели между реальной Церковью, система ценностей которой остается неизменной, и литературой XIX века. Ученики ничего не знают ни о истории христианства, ни о самом христианском учении. Они мало знакомы с книгами Нового Завета, не знают имен четырех евангелистов. В сознании современных учащихся Библия существует в виде нескольких разрозненных сюжетов, которые они не способны перевести в контекст литературных произведений программы. Например, в 10 классе, проходя роман М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы", я столкнулась с непониманием символики прозвища главного героя Порфирия Владимировича Головлева - "Иудушка".
На мой взгляд, знакомство учеников с христианской традицией в ее преломлении в русской литературе XIX века очень полезно, и дает не абстрактные сведения о христианстве, а соотносит христианские ценности, с конкретными жизненными ситуациями. К тому же помогает лучше понять литературное произведение. Знакомство с христианством помогает ученикам при написании сочинений опереться на определенную систему ценностей при оценке персонажей и ситуаций, в которые они попадают. Так же важно, что христианская культура ценностей соответствует культурному контексту эпохи, описываемой в произведениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изображение Сталинградской битвы в произведениях русской литературы ХХ века.
Учебный проект по литературе....
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"...
Интеллектуальная игра по литературе в 8 классе «По произведениям русской литературы XIX века»
Цель: игра способствует формированию у учащихся внимательного отношения к деталям в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре.Правила игры: состоит из трех этапов, в ходе кото...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Христианские мотивы в русской литературе 19 века.
Христианские мотивы в русской литературе 19 века....
Тест по произведениям русской литературы XX века 5 класс
Тест по произведениям русской литературы XX века...
КОНФЛИКТ поколений в итоговом сочинении (на примере произведений русской литературы XIX века ) -презентация по литературе для проведения урока -консультации в 10 классе
Как именно можно раскрыть проблему отцов и детей в формате итогового сочинения ? На этот вопрос ответит урок проблемного анализа произведений русской литературы 19 века .Данная презе...