Рабочая программа по литературе, 9 класс, автор Г.Меркин
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Автор: Негушкина Г.В.
Источник: собственные наработки
Теги: рабочая программа по литературе, 9 класс, С.А. Зинин и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_9_klass.docx | 113.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
городского округа Спасск-Дальний
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании педагогического совета приказом директора МБОУ СОШ №3 МБОУ СОШ № 3 от «___»__________20___г. №____
протокол от «__» _______20___г. № __
Рабочая программа
учебного предмета «Литература»
(основное общее образование)
Составитель: Негушкина Галина Владимировна
20__ г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 9 класса (далее – Программа) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее – ФКГОС), утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.04.2004 г. № 1089, с учётом примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2012 г.
Реализация Программы обеспечивает выполнение требований ФКГОС ООО и достижение следующих основных целей ООО, в том числе с учётом специфики предмета;
- для всех учебных предметов:
- обеспечение достижения учащимися уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
- подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути;
- обеспечение сформированности у учащихся способностей самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса;
- обеспечение овладения учащимися общими умениями, навыками, способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности как существенными элементами культуры, необходимым условием развития и социализации школьников;
2) с учётом специфики учебного предмета «Литература»:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
3. Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Учебная рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Процесс усвоения теоретико-литературных понятий и категорий в 9 классе представлен в таблице:
Жанрово-родовые понятия, категории и термины | Структурообразующие элементы | Образный мир | Выразительные средства художественной речи |
Историческая песня | Эпическое и лирическое; песня-плач; солдатские песни | Темы и герои | |
Сказание | |||
Житие | Агиография; чудесное путешествие | Особый тип героя (святой) | |
Слово | |||
Сентиментализм | Жанровый состав | Герой сентиментальной прозы | Стиль сентиментализма |
Романтизм | Жанровый состав | Герой романтического произведения | Стиль романтизма |
Элегия | Мотивы жизни и смерти | Элегический стиль | |
Идиллия | Идеализированная жизнь | ||
Трагедия | Конфликт в трагедии | Трагические характеры и персонажи |
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – один из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 9 классе в объеме 102 часа, 3 часа в неделю.
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
6. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета
Важнейшими умениями в 5—9 классах являются следующие:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанною самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В результате изучения литературы ученик 9 класса должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Основные виды устных и письменных работ по литературе в 5—9 классах
Устно
- Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.
- Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.
- Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).
Письменно
- Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).
- Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
7. Содержание учебного предмета
9 класс[1]
Введение 1 ч
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Из древнерусской литературы 6 ч
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.
Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».
Из литературы XVIII века 10 ч
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.
Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.
Литература первой половины XIX века 50 ч
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.
Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).
Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.
Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».
Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».
А.С. ПУШКИН
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.
Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».
Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.
Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.
Н.В. ГОГОЛЬ
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.
Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.
Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).
Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного) 14 ч
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного) 21 ч
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов. «Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).
Для домашнего чтения
Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Естьречи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».
Из литературы второй половины XIX—XX века
См. обзорные темы.
8. Учебно-тематический план
Содержание | Общее | Из них на выполнение следующих видов работ: | |||
развитие речи | сочинения | внеклассное чтение | контрольные, проверочные работы | ||
Введение. Историко-литературный процесс | 1 | ||||
Из древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» | 6 | 1 | |||
Из литературы ХVIII века. Предпосылки и тенденции развития русской литературы в ХVIII столетии в контексте мировой литературы. | 10 | 2 | |||
М.В. Ломоносов. | 1 | ||||
Г.Р. Державин. | 2 | 1 | |||
Д.И. Фонвизин. | 2 | 1 | |||
А.Н. Радищев. | 2 | ||||
Литература первой половины XIX века. Русский романтизм | 50 | ||||
А.С. Грибоедов | 10 | 1 | |||
А.С. Пушкин | 16 | 1 | |||
М.Ю. Лермонтов | 11 | 1 | |||
Н.В. Гоголь | 11 | 1 | 1 | ||
Литература второй половины XIX века. Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-90 гг. | 14 | ||||
Лирика 50-80-ых годов XIX века (А.Н. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет) | 5 | 1 | 1 | ||
А.Н. Островский | 2 | ||||
Ф.М. Достоевский | 3 | 1 | |||
А.П. Чехов | 3 | 1 | |||
Из литературы XX века Русская проза и драматургия рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, А. Куприн) | 21 | 2 | |||
Серебряный век русской поэзии | 2 | 1 | |||
Русская проза первой половины ХХ века (М. Булгаков, М. Шолохов) | 5 | 1 | |||
Литературный процесс 50-80 гг. (А. Солженицын, В. Быков) | 5 | ||||
Новейшая русская проза и поэзия (В. Астафьев, В. Распутин, Т. Толстая, Л. Петрушевсая, В. Высоцкий, Б. Окуджава и др.) | 8 | 1 | 2 | 1 | |
ИТОГО | 102 | 4 | 5 | 9 | 3 |
9. Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | Тема урока | Основные учебные цели урока | Основные понятия. | Основные виды деятельности учащихся. | Планируемые результаты
| Сроки по плану/по факту | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 | Введение. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации | Цель: познакомить школьников с учебником, дать учащимся представление о своеобразии курса литературы 9 кл., связи художественной литературы и истории, своеобразии развития русского литературного процесса в отличие от европейского | Литературные направления Род литературы Жанр | Индивидуально-коллективная | Знать связь литературы и истории, понятие историко-литературный процесс. Развивать навыки работы с учебной книгой. | ||||
2-7 | Из древнерусской литературы. Слово о полку Игореве Система уроков: 1/2. Своеобразие древнерусской литературы 2/3. Сюжетно-композиционные особенности «Слова о полку Игореве» 3/4. Тема России в «Слове…» 4/5. Художественное своеобразие «Слова…» 5/6. Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в «Слове…» 6/7. РР1. Сочинение 1 | Цель: активизировать знания о фольклорных жанрах, изучить специфику жанра исторической песни, песни-плача, проследить отражение в песнях исторической памяти народа. | Светская литература Церковная литература Фольклор Жанр Слово Тема и мотив Хронотоп Образ Изобразительно-выразительные средства Художественные приемы Фольклорные приемы Автор | Индивидуальная, коллективная, групповая | Знать историческую основу, идеи, образную систему «Слова о полку Игореве» Уметь выявить идею, образную систему произведения, выразительно читать отрывок из "Слова…", создавать краткий конспект учебника, писать сочинение Развивать навыки работы с текстом (выразительного чтения, литературного анализа), умения работать в группе | ||||
8-17 | Из литературы XVIII века. М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин. Д.И. Фонвизин. А.Н. Радищев. Система уроков: 1/8. Предпосылки и тенденции развит. русской литер. в ХVIII столетии в контексте мировой лит. 2/9. Внеклассное чтение 1. Шекспир. «Гамлет». Вечные образы и темы в трагедиях Шекспира (на примере трагедии «Гамлет») 3/10. Внеклассное чтение 2. Гете. «Фауст». Философская проблематика и вечность образов трагедии Гете «Фауст». 4/11. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка, стихосложения, учёный, поэт. 5/12. Г.Р. Державин – поэт и гражданин. 6/13. Значение творчества Ломоносова и Державина для развития поэтического слова. РР2. Чтение наизусть и анализ стихов. 7/14. Внеклассное чтение 3. Особенности классицистической драматургии. Приглашение к чтению произведений Ж.-Б. Мольера. 8/15. Русская классицистическая драматургия. Д.И. Фонвизин - «сатиры смелый властелин». 9/16. Особенности сентиментализма. Творчество А.Н. Радищева. 10/17. «Путешествие из Петербурга в Москву» | Цель: сформировать представление о предпосылках развития и специфике русской литературы XVIII века, рассмотреть русскую литературу в контексте европейской. | Классицизм Сентиментализм Принцип «трех единств» Ода Трагедия Комедия Сентиментальное путешествие | Коллективная, групповая, индивидуальная | Знать характерные черты классицизма и особенности русского классицизма, общие сведения о жизни и творчестве изученных авторов, литературные понятия, содержание изученных произведений. Уметь анализировать поэтический текст, конспектировать учебник, анализировать драму и прозу. Понимать особенности русского классицизма и сентиментализма. Развивать навыки групповой и индивидуальной работы с текстом (выразительного чтения, литературного анализа, чтения наизусть)
| ||||
18-19 | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Русский романтизм Система уроков: 1/18. Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX. 2/19. Творчество В.А. Жуковского. | Цель: понять национальные особенности русского романтизма, систематизировать полученные знания. | Романтизм Баллада Элегия | Индивидуальная, коллективная | Знать национальные особенности русского романтизма, основные темы, мотивы, жанры поэзии Жуковского. Уметь представлять научное сообщение, работать с аудиторией, владение устной речью, навыками выразительного чтения наизусть |
| Умение представлять научное сообщение, работать с аудиторией, владение устной речью, навыками выразительного чтения наизусть. | ||
20-29 | А.С. Грибоедов Система уроков: 1/20. А.С. Грибоедов: личность и судьба. Комедия «Горе от ума»: смысл названия и проблематика произведения. 2/21. Специфика жанра, особенности сюжета и композиции. 3/22. Искусство построения интриги. 4/23. Общественный и личный конфликт в произведении. 5/24. «Век нынешний и век минувший». Чацкий и фамусовская Москва. 6/25 Мастерство драматурга в создании характеров комедии. 7/26 Образность и афористичность ее языка. 8/27 Комедия «Горе от ума» и современность: типичность героев и ситуация, вечность образов и языка. 9/28. Комедия в русской критике. Решение тестов в формате части В. 10/29. РР 3. Сочинение 2. | Цель: рассмотрев основные вехи творческой биографии писателя, изучить проблематику, специфику жанра и образов комедии «Горе от ума». | Комедия Трагикомедия Черты классицизма и реализма Вольный стих Двуединый монолог | Индивидуальная, групповая, коллективная | Знать биографию Грибоедова, творческую историю комедии; сюжет, язык комедии, технологию тестовой работы. Уметь определять проблематику, работать с тестом, характеризовать образы, выполнять литературный анализ, отвечать на проблемные вопросы, писать сочинение.
| ||||
30-45 | А.С. Пушкин Система уроков: 1/30. Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. 2/31. Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики. 3/32. «Чувства добрые я лирой пробуждал» (лирический герой и нравственное содержание лирики Пушкина). 4/33. Свободолюбивая лирика Пушкина 5/34 Тема любви и дружбы в лирике Пушкина 6/35 Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина 7/36Эволюция творческого сознания Пушкина: от романтизма к реализму (на примере малых жанров) 8/37. «Евгений Онегин»: специфика жанра, сюжет, композиция, творческая история. 9/38 Сюжетная линия Онегин-Ленский 10/39 Онегин: типаж или индивидуальность? 11/40 Образ Татьяны в произведении. Татьяна и Ольга. 12/41 Сюжетная линия Татьяна-Онегин. 13/42 Образ автора в произведении. 14/43 Роль лирических отступлений. Художественное своеобразие произведения. 15/44 Роман «Евгений Онегин» в русской критике. Самостоятельная работа в формате части В. 16/45. РР.4. Сочинение 3. | Цель: глубоко изучить творчество Пушкина, понять особенности его творческого пути, понять универсализм Пушкина, его гениальность. знать проблематику, жанровую специфику его произведений, характеристику образов. | Романтизм Поэма Реализм Пародия Маленькая трагедия Лирический герой Народная драма Стихотворная повесть Роман в стихах Историческая повесть Онегинская строфа Лирическое отступление Поэтика Лейтмотив Хронотоп | Коллективная, групповая, индивидуальная | Знать основные периоды творчества Пушкина, содержание всех программных произведений, основные темы и мотивы, авторскую точку зрения Уметь выразительно читать наизусть лирику, работать с учебником, литературоведческой статьей Развивать навыки чтения и конспектирования учебной книги, составления таблицы, самостоятельного отбора материала, устной и письменной монологической и диалогической речи | ||||
46-56 | М.Ю. Лермонтов Система уроков: 1/46. Жизненный путь и мировоззрение М.Ю. Лермонтова. 2/47. Проблематика поэзии Лермонтова. 3/48. Кризис романтического мировоззрения и его отражение в лирике Лермонтова. 4/49. Эволюция лирического героя поэзии Лермонтова. 5/50 Жанровое своеобразие и сюжетно-композиционные особенности романа «Герой нашего времени». 6/51. Система рассказчиков 7/52. Самоанализ героя и авторская оценка его в романе «Герой нашего времени». 8/53. Личностные и социальные истоки индивидуализма Печорина Печорин и психологические проблемы современной молодежи 9/54. Образная система романа Мастерство психологической обрисовки характеров различных персонажей произведения. 10/55. В.Г. Белинский о романе и его герое. Самостоятельная работа в формате части В. 11/56. РР 5. Сочинение 4 | Цель: изучив исторический и литературный фон 1830-1840-х годов, понять специфику творчества Лермонтова как наследника и оппонента Пушкина. | Байронический герой Философский роман Психологизм Психологическая проза Психологический портрет Образ рассказчика | Индивидуальная, коллективная, групповая | Знать основные этапы творческого пути Лермонтова, специфику романтизма поэта, основные произведения, их сюжеты и проблематику. литературе Развивать устную монологическую речь, навыки выразительного чтения, сочинения-размышления, умение аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию |
| |||
57-67 | Н.В. Гоголь Система уроков: 1/57. Основные этапы жизни и творческого пути Н.В. Гоголя. 2/58. Романтизм ранней гоголевской прозы и влияние на нее украинской народной культуры (циклы «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»). 3/59. Величественное прошлое и ничтожная современность в повестях и комедиях Гоголя («Тарас Бульба», «Ревизор») 4/60. Тема маленького человека и натуралистические тенденции в прозе Гоголя («Петербургские повести»: «Нос», «Записки сумасшедшего», «Шинель») 5/61. «Мертвые души» - вершинное произведение Гоголя (замысел произведения, творческая история, жанровое, сюжетное и композиционное своеобразие произведения). 6/62. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы 7/63. Души живые и мертвые: образы помещиков и чиновников в произведении. Роль детали в поэтике Гоголя. 8/64. Образ России и народная тема в поэме. 9/65. Образ автора и роль лирических отступлений. 10/66. Мастерство Гоголя-прозаика. Русская критика о Гоголе и его творении. 11/67. Проверочная работа (тест) по творчеству Н. Гоголя. РР6. Сочинение 5. | Цель: глубоко изучить творчество автора, понять основные художественные идеи и пафос гоголевской прозы: «видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы», своеобразие гоголевского комизма и особенности гоголевского лиризма, изучить поэму «Мертвые души». | Цикл рассказов Гротеск Поэма в прозе Образ-символ Вставная повесть | Индивидуальная, коллективная, групповая | Знать основные этапы творческого пути Гоголя, произведения, их сюжеты и проблематику. Уметь выразительно читать и анализировать прозу, работать с учебником, литературоведческой статьей, сопоставлять, конспектировать, писать сочинение, решать тесты, отвечать на проблемные вопросы. Развивать устную монологическую речь, навыки выразительного чтения, сочинения-размышления, обучение чтению и пониманию критических статей |
| |||
68-81 | Из литературы второй половины XIX века 1/68 Развитие традиций отечественного реализма в литературе 1840-90-х годов 2/69 Лирическая Ситуация 50-80-х гг. ХIХ в. 3/70 Жизнь и творчество Н.А. Некрасова (стих-е «Памяти Добролюбова») 4/71 Философское понимание мира в поэзии Ф.И. Тютчева («С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь») 5/72 Творчество А.А. Фета («Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..») 6/73 Контрольная работа (анализ лирического текста). 7/74 Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра 8/75 «Бедность не порок»: жанровые особенности, проблематика, основной конфликт и персонажи произведения 9/76 Особенности судьбы и творчества Ф.М. Достоевский 10/77 Роман «Бедные люди»: проблематика, образы главных героев, черты реализма и сентиментальной форме 11/78 РР 7. Подготовка к домашнему сочинению (ответу на проблемный вопрос) по роману «Бедные люди» 12/79 А.П. Чехов в жизни и творчестве. 13/80 А.П. Чехов - мастер короткого рассказа («Душечка», «дама с собачкой», «Смерть чиновника») 14/81 Внеклассное чтение 4 по рассказам Чехова («В человека все должно быть прекрасно»: отражение мировоззрения автора в его творчестве. | Цель: рассмотреть основные тенденции развития отечественного реализма в литературе 1840-90-х годов, нравственные и философские уроки русской классики. | Реализм Роман Повесть Рассказ Драма Лирика Философская лирика Гражданская лирика | Индивидуальная, коллективная, групповая | Понимать историко-культурный контекст эпохи Знать литературные традиции XIX века, развивающиеся в дальнейшем Уметь самостоятельно анализировать лирическое произведение и отрывок прозы Развивать устную монологическую и диалогическую речь, навыки выразительного чтения, письменного ответа на проблемные вопросы, выступления с реферативными сообщениями, конспектирования |
| |||
82-102 | Из литературы ХХ века 1/80 Своеобразие русской прозы и драматургии рубежа XIX –ХХ вв 2/81 М. Горький Челкаш – основная проблематика произведения, система образов. 3/84 Внеклассное чтение 5. Откровения души героев в рассказах И. Бунина. 4/85 Внеклассное чтение 6. Своеобразие рассказов А. Куприна 5/86 Серебряный век русской поэзии 6/87 РР 8. Чтение наизусть и анализ поэтических текстов Серебряного века 7/88 Своеобразие прозы 20-ых годов 8/89 М. Булгаков. «Собачье сердце»: специфика стиля и жанра, особенности сюжета и композиции, основная проблематика произведения, сатирические образы-символы в повести 9/90 Внеклассное чтение 6. Основные темы и мотивы рассказов М. Булгакова 10/91 М. Шолохов. Судьба человека: тема войны, жизни и смерти в произведении. 11/92 Резервный урок 12/93 Можно ли не сломаться после стольких потерь? (урок-дискуссия по творчеству М.Булгакова) 13/94 Особенности литературного процесса 50-80-ых гг. ХХ века. 14/95 Внеклассное чтение 7. РР 9. Урок-концерт «А музы не молчали» (поэзия о великой отечественной войне) 15/96 А. Солженицын. «Матренин двор»: проблематика произведения, образная система, нравственные уроки рассказа. 16/97 В. Быков. «Альпийская баллада»: проблематика произведения. 17/98 Итоговая контрольная работа 18/99 Современный литературный процесс 19/100 Внеклассное чтение 8. Современная русская проза 20/101 Внеклассное чтение 9. Современная поэзия. 21/102 Своеобразие русской литературы: обобщение | Цель: рассмотреть тенденции развития русской литературы в ХХ веке. | Литературное направление Поэтическое течение Модернизм Литературные традиции Новаторство | Индивидуальная, коллективная, групповая | Знать особенности литературы ХХ века, общие сведения о жизни и творчестве изученных авторов, литературные понятия, содержание изученных произведений. Уметь анализировать поэтический текст, конспектировать учебник, анализировать драму и прозу. Понимать особенности литературы ХХ века Развивать навыки групповой и индивидуальной работы с текстом (выразительного чтения, литературного анализа, чтения наизусть), развитие письменной монологической речи |
|
10. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Основная литература
для учителя
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.
- О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 198 - 202.
- Меркин Г.С. Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.
- Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русская литература XIX – XX веков. 10 – 11 классы: Программа курсов. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников: В.И. Сахаров, С.А. Зинин «Литература XIX века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. Профильное обучение. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
- Литература. 9 класс. Тематическое планирование. // Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.
для учащихся
1. Литература. 9 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор-сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
2. Репродукции картин художников
3. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии
- CD «Большая Советская энциклопедия»
- CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)
- CD «А. С. Пушкин в зеркале двух столетий» (Мультимедийная энциклопедия)
Образовательные электронные ресурсы:
http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.
http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.
http://www.rusword.org/rus/index.php Мир слова русского. Этот сайт - для любознательных. Для тех, кто не утратил живого интереса к познанию прошлого, настоящего и будущего русского языка. Он посвящен русской филологии во всех ее ипостасях. Здесь можно найти большую коллекцию афоризмов и крылатых выражений выдающихся личностей всех времен и народов, полный текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Предоставляется возможность обсудить спорные вопросы и высказать свою точку зрения на форуме. Для знатоков английского языка предлагается английское зеркало сайта, дополненное материалами по английской филологии.
http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ. Электронная версия журнала «Нива» за 1899 г, посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии.
http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.
http://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/osn.html Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского. Сайт содержит биографию, библиографию и тексты большинства произведений писателя, цитаты из его произведений, иллюстрации к произведениям, критические статьи, материалы в помощь учителю литературы.
http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.
http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).
http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература". Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.
http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.
http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии.
http://www.bulgakov.ru/ Булгаковская энциклопедия. Электронная энциклопедия посвящена творчеству русского писателя, она собрала в себе наиболее интересные сведения о жизни и творчестве Булгакова. В энциклопедии можно найти разгадки тайн булгаковской биографии и произведений, познакомиться с прототипами персонажей, прочесть замысловатые шифры "Мастера и Маргариты, "Белой гвардии", "Собачьего сердца", "Роковых яиц", "Бега" и других произведений. Сайт создан по материалам книги Бориса Соколова "Булгаковская энциклопедия".
http://www.turgenev.org.ru/ Русский писатель И.С. Тургенев. Цель проекта "Русский писатель И.С. Тургенев" - собрать воедино информацию об Иване Сергеевиче Тургеневе, биографические сведения, информацию о его творчестве.
В разделах сайта кроме текстовой информации размещено много фотографий и репродукций, в разделе "Библиотека" можно ознакомиться с произведениями Тургенева и со статьями и публикациями о писателе и его творчестве.
http://drevne.ru/lib/ Древнерусская литература. Образовательный портал представляет собой библиотеку древнерусских текстов, начиная с самых ранних (до IX века) и заканчивая XVII веком. Представлены также классические и современные труды по исследованию древнерусской литературы. Для студентов - учебные пособия и материалы для подготовки к экзаменам.
http://www.andreev.org.ru/index.html Леонид Андреев. Цель проекта собрать воедино информацию о Леониде Андрееве. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии". На сайте представлена биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки.
http://www.denisdavydov.org.ru/index.html Денис Давыдов. В рамках проекта представлена информация о Денисе Давыдове: биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии".
http://pergam.chat.ru/ Античная литература. Сайт представляет собой библиографический справочник античных писателей. За основу электронной версии взят словарь «Античные писатели» издательства «Лань», 1998, г. Санкт-Петербург.
http://www.philolog.ru/ Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.
http://www.denlen.da.ru/ Поговорим о русском... Проект Елены Долотовой, преподавателя русского языка и литературы для любителей русского языка. На сайте имеется архив рассылок, форум о русском языке и литературе, а также небольшая коллекция авторских методических материалов по русской литературе.
11. Описание оценочных материалов
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания с учётом рекомендаций, изложенных в Методическом письме «Направления работы учителей-словесников по исполнению единого орфографического режима на современном этапе развития школы»
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка сочинений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100-150 слов, в VI классе – 150-200, VII – 200-250, VIII – 250-300, для IX – 300-350 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1, в VI классе — 1,0-1,5, в VII классе — 1,5-2,0, в VIII классе — 2,0-3,0, в IX классе — 3,0-4,0 страницы, в X-XI классов – 5,0-7,0 Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста. В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок[2].
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
[1] Автор-составитель С.А. Зинин
[2] Примечание.
1. При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: «4» ставится при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенных в разделе «Оценка диктантов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))
Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования к подготовке учащихся...
Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.)
Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.) (ФГОС)...
Рабочая программа для 6 класса. автор Гельфман Э.Г.
Рабочая программа для 6 класса. Разработана с требованием ФГОС ООО. Содержит пояснительную записку, тематическую программу....
Рабочая программа для 5 класса. автор Гельфман Э.Г.
Рабочая программа для 5 класса. расчитана на 6 часов в неделю. разработана с требованием ФГОС ООО....
Рабочая программа "Музыка" 8 класс(авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, перечень музыкальных произведений, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа "Информатика. 5 класс" (автор Л.Л.Босова)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-го класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения ос...