Открытый урок по В.Г. Короленко "В дурном обществе".Анализ главы "Кукла"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Использовала на уроке в 5 классе. Ребята прониклись сочувствием и состраданием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_v_g_korolenko.zip | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Анализ главы «Кукла». Урок добра и милосердия
- создать условия для восприятия главы повести «Кукла» В. Г. Короленко “В дурном обществе”, понимания тех изменений, которые происходят в сознании главного героя под влиянием жизненных обстоятельств;
- способствовать осмыслению понятия “гуманизм”, «милосердие»
- обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли;
развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;
3.воспитать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.
Оборудование:
- учебник под ред. В.Я. Коровиной;
- раздаточный материал (кроссворды),карточки
- проектор
Тип урока Формируемые УУД | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Из славянской мифологии
Так у славян была кукла «Благодать»
Куклу славяне делали и дарили со словами : "Не грусти, не унывай, рук не опускай". Кукла от хандры; пожелание достатка, благополучия, сытости и здоровых детей -. Эту куклу делают на благополучие и просят у неё благ столько, сколько нужно. "Благо дающая" никогда не опускает рук на творение добрых дел, она помогает понять, что для нас благо и увидеть его для себя в меняющемся мире.
В Японии празднуют День девочек, или праздник кукол (Hinamatsuri - Хина мацури). В домах, где есть девочки, устраиваются выставки богато одетых кукол, их украшают цветками персика.
Предполагают, что праздник кукол возник из древнего обычая, когда в этот день люди вырезали из бумаги фигурки, писали на них свой возраст и топили в реке или ручье. Считалось, что таким образом человек может освободиться от всего дурного, что накопилось в нем за год. В древности шаман совершал обряд перенесения зла и несчастья с ребенка на куклу, которую бросали потом в ближайшую реку, при этом молились, чтобы куклы приняли себя все беды, которые могут выпасть на судьбу девочек. Теперь этот обычай остался в далеком прошлом, а праздник кукол стал одним из самых красивых праздников в году.
1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)
2.Должность отца Васи. (Судья.)
3.Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)
4.Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)
5.Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)
6.Чувство, которое испытывает Вася в родном доме . (Одиночество.)
7.Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)
8.Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)
1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)
2.Должность отца Васи. (Судья.)
3.Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)
4.Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)
5.Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)
6.Чувство, которое испытывает Вася в родном доме . (Одиночество.)
7.Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)
8.Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)
1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?
2.Ты был активен на уроке?
3.Что нового узнал на уроке?
4.С какими трудностями столкнулся?
1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?
2.Ты был активен на уроке?
3.Что нового узнал на уроке?
4.С какими трудностями столкнулся?
1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?
2.Ты был активен на уроке?
3.Что нового узнал на уроке?
4.С какими трудностями столкнулся?
1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?
2.Ты был активен на уроке?
3.Что нового узнал на уроке?
4.С какими трудностями столкнулся?
1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?
2.Ты был активен на уроке?
3.Что нового узнал на уроке?
4.С какими трудностями столкнулся?
1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?
2.Ты был активен на уроке?
3.Что нового узнал на уроке?
4.С какими трудностями столкнулся?
Задания на «3»:
1. Назови героев повести «Дети подземелья».
2. Что думают о Васе окружающие, и каков он на самом деле?
3. Как произошло знакомство Васи с будущими друзьями?
4. Почему Валек и Маруся радовались каждому приходу Васи?
Почему дружба детей росла и становилась крепче?
5. Кто такой Тыбурций Драб? Какое впечатление сложилось у тебя о нем?
Задания на «4»:
1. Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю?
2. Выделите в 4-5 главах описание внешности Маруси. Какие эпитеты, оценочные слова, сравнения использует в них автор?
3. Что переживает Вася, узнав, что его новые друзья нищие и воры?
4. Как характеризует Васю история с куклой?
5..Почему Валека и Марусю нельзя назвать «дурным обществом» для Васи?
6. Какие изменения произошли в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями?
Задания на «5»:
1. Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?
2. Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья?
3. Почему Вася не понял смысл загадочныъх слов Валека: « Серый камень высосал из нее жизнь?»
Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси? Запишите слова, которые вы связываете с этим понятием?
4. Какие нравственные уроки получает Вася? Запишите слова, которые вы связываете с понятием «человеческое сердце». Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа.
5. Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.
Маруся
Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам.
Соня
…моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту.
-Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова.
-В чем различия в характеристике двух девочек?
-Выделите ключевой эпитет в образе Маруси?
-Почему Маруся была грустная?
-Кому еще было грустно? Как вы думаете , почему?
Маруся
Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам.
Соня
…моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту.
-Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова.
-В чем различия в характеристике двух девочек?
-Выделите ключевой эпитет в образе Маруси?
-Почему Маруся была грустная?
-Кому еще было грустно? Как вы думаете , почему?
Соня
Маруся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого урока русского языка в 10 классе "Комплексный анализ текста"
конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Комплексный анализ текста" на основе анализа стихотворения Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка" на уроке используется современная педагогическая технол...
Открытый урок (элективный курс 10 класс) Тема: Сравнительный анализ творческой индивидуальности писателей И.С. Тургенева и И.А. Гончарова
Сравнение творческий индивидуальности писатетей М.С. Тургенева и И.А. Гончарова...
Открытый урок по литературе в 6 классе. Тема: Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
На уроке дано представление о личности А.П. Чехова,продолжена работа по анализу эпического произведения, развитию критического мышления и творческих способностей учащихся....
Открытый урок по теме "Проблемы формирования информационного общества"
Разработка урока по теме "Проблемы формирования информационного общества" для 9 класса....
Открытый урок русского языка "Нужны ли современному обществу искусство и литература? "
Учащиеся на уроке защищают презентацию «Нужны ли современному обществу искусство и литература?»...
Открытый урок «От местного самоуправления - к гражданскому обществу и правовому государству».
Цель урока: Формирование активной гражданской позиции через обращение к важнейшим проблемам окружающего социума.Задачи урока:Выяснить роль местного самоуправления в процессе формирования гр...
Конкурсный урок по литературе В.Г. Короленко " В дурном обществе" Анализ главы " Кукла". 5 кл
Данный урок нравственности и милосердия был проведён в 5 В классе.Урок строился так, чтобы он был продуктивным, интересным. Выбранная структура (организационный момент, включающий эмоциональный ...