Открытый урок «От местного самоуправления - к гражданскому обществу и правовому государству».
методическая разработка по обществознанию (9 класс)
Цель урока:
Формирование активной гражданской позиции через обращение к важнейшим проблемам окружающего социума.
Задачи урока:
- Выяснить роль местного самоуправления в процессе формирования гражданского общества и государства.
- Способствовать формированию информационной компетентности ( таких ее аспектов, как: извлечение первичной информации, обработка информации, ее анализ); коммуникативной компетентности ( через работу в группе, публичное выступление)
Важнейшие термины:
- Земство;
-Местное самоуправление;
-Гражданское общество;
-Правовое государство;
-Принцип разделения властей.
Вопросы урока:
1.От Земского Собора к Земскому Собранию (из истории земства в России).
2. Направления работы органов местного самоуправления.
3. Взаимосвязь таких понятий как демократия и местное самоуправление.
4. В чем польза местного самоуправления для общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Лесняк Вера Борисовна
ОУ: МБОУ Степано-Савченская ООШ
Предмет: обществознание
Дата: 15.10.2014г.
Класс: 8-9 класс.
Тема «От местного самоуправления - к гражданскому обществу и правовому государству».
Цель урока:
Формирование активной гражданской позиции через обращение к важнейшим проблемам окружающего социума.
Задачи урока:
- Выяснить роль местного самоуправления в процессе формирования гражданского общества и государства.
- Способствовать формированию информационной компетентности ( таких ее аспектов, как: извлечение первичной информации, обработка информации, ее анализ); коммуникативной компетентности ( через работу в группе, публичное выступление)
Важнейшие термины:
- Земство;
-Местное самоуправление;
-Гражданское общество;
-Правовое государство;
-Принцип разделения властей.
Вопросы урока:
1.От Земского Собора к Земскому Собранию (из истории земства в России).
2. Направления работы органов местного самоуправления.
3. Взаимосвязь таких понятий как демократия и местное самоуправление.
4. В чем польза местного самоуправления для общества.
Оборудование урока:
Таблица «Структура законодательной ветви власти в РФ»;
Комплекты компетентностно - ориентированных заданий (разработаны автором урока)
Текст Конституции РФ (статьи 130-133 );
Текст Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 01.09. 1995 года;
Оформление доски:
Важнейшие понятия урока, эпиграф к уроку.
Применяемые педагогические технологии и методы: технология развивающего обучения, технология разработки и применения компетентностно- ориентированных заданий, групповая работа.
Концепция урока.
- Содержательная концепция:
Данный урок относится к политико-правовой сфере курса обществознания в 8-9 классах. Это урок в форме интеллектуально-познавательной игры «Что? Где? Когда?».
Учитель дает справку из истории: о развитии земской идеи в России.
Выясняется место органов местного самоуправления в современной структуре власти в РФ.
Выяснение вопроса : в чем польза местного самоуправления для общества?
Выяснение роли местного самоуправления в развитии демократии.
Формулирование вывода по уроку: местное самоуправление- шаг на пути к правовому государству и гражданскому обществу.
- Методическая концепция:
Ход урока:
1. Выход на тему урока:(2-3 мин)
Почему государство передает часть своих полномочий органам местного самоуправления?
Учащиеся: Центральным органам власти трудно решать вопросы местного значения, учитывать потребности каждого региона, района.
Исходя из сказанного, сформулируйте тему сегодняшнего урока?
Учащиеся: «Местное самоуправление – шаг на пути к гражданскому обществу и правовому государству».
Тема записывается на доске.
Совместно с учащимися формулируем задачу на урок: Выяснить, почему становление гражданского общества и правового государства неразрывно связано с развитием местного самоуправления?
- Обратимся к истории земства в России.(4 мин)
Краткая лекция с элементами беседы.
Самоуправление в России вот уже несколько столетий связано с земской идеей- идеей народности, власти, исходящей от земли, от народа. Понятие «земство» появилось в российском политическом лексиконе задолго до 1864 г. В x веке «земля» мыслилась как определенная территориально- политическая целостность. В период образования централизованного государства термин 2земский» носил характер общегосударственный. А не местный. Иван IV заменил в местном управлении назначаемых из центра чиновников представителями местного сообщества. Екатерина II ввела земские суды и земскую полицию. А реформа Александра II впервые в России создала самоуправление всесословное, гражданское, принципиальной основой которого стало привлечение к непосредственному участию в работе земства тех групп и лиц, нужды которых обслуживались. В годы Советской власти органы местного самоуправления заменили Советы народных депутатов.
Об идеях земства вновь вспомнили только в 90-е годы. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 1995 года. Определил общую концепцию реформы органов местного самоуправления.
- Работа в группах с компетентностно - ориентированными заданиями. (Приложения 1-6) (25 мин)
- Отчет групп. ( 2 группы по 2 мин, итого- 8 мин)
- Рефлексия: Что нового вы узнали? Над какими вопросами нужно задуматься современным депутатам в органах местного самоуправления?( 5 мин)
- Домашнее задание: Эссе «Молодежный парламент (не) нужен, потому, что…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство
Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...
Гражданское общество и правовое государство.
Рассматриваются понятия гражданское общество и правовое государство, их признаки и взаимосвязь. Особенности складывания и функционирования гражданского общества и ггосударства в России....
Конспект урока обществознания в 10 классе по теме Гражданское общество и правовое государство
Конспект урока обществознания ( базовый уровень, Боголюбов) в 10 классе. Тема: Гражданское общество и правовое государство. С использованием интерактивной доски....
Повторительно- обобщающий урок по обществознанию в 9 классе Гражданское общество и правовое государство
Урок является закреплением новой темы, в форме практической работы...
Презентация по обществознанию 9класс. Тема "Политика". Урок "Гражданское общество и правовое государство".
Урок изучения нового материала.План: 1.Что такое ГО? 2.Структура ГО; 3.Подсистемы ГО; 4.Взаимоотношения ГО и государства; 5.Правовое государство....
презентация по обществознанию 10 класс "Гражданское общество и правовое государство"
презентация к уроку по теме "Гражданское общество и правовое государство"...
Конспект урока обществознания в 11 классе "Гражданское общество и правовое государство".
Разработка урока обществознания в 11 классе по теме: "Гражданское общество и правовое государство", разбирается в разделе "Политическая сфера общества" , как на профильном так и на...