Внеклассное мероприятие по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина
материал по литературе (8 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е. Этот материал может быть использован как на уроках литературы при изучении и закреплении сказок писателя, так и вне школьных занятий. Вопросы, содержащиеся в сценарии, затрагивают практически все сказки писателя (32 шт.). Игра-соревнование состоит из нескольких заданий. Ученикам предстоит поучаствовать в инсценировке, ответить на вопросы викторины и написать небольшую заметку, которая должна содержать только вопросительные и восклицательные предложения. Благодаря данной разработке у учителя есть возможность проверить, насколько ученики знают сказки Салтыкова -Щедрина. Такая форма работы учащимся очень нравится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра-соревнование | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимназия №1
Внеклассное мероприятие
по литературе
для учащихся 8 классов
«Игра-соревнование
«По страницам сказок Салтыкова - Щедрина»
Краснознаменск, 2016
Игра для учащихся 8 класса
«По страницам сказок Салтыкова – Щедрина»
(в рамках недели русского языка и литературы)
Форма проведения внеклассного мероприятия: игра-соревнование
Участники мероприятия: учащиеся 8-х классов.
Цель: обобщение знаний и расширение кругозора учащихся 8-х классов по курсу «литература».
Задачи:
1. Формировать навыки работы в коллективе; умение быстро и лаконично отвечать на поставленный вопрос.
2. Развивать интеллектуальные способности учащихся путем вовлечения каждого участника команды в обсуждение предложенного задания игры.
3. Воспитывать чувство ответственности учащихся за конечный результат команды в игре; соблюдение правил игры и дисциплинированности на протяжении всего мероприятия.
4. Проверить учащихся на знание произведений Салтыкова – Щедрина.
Оборудование: презентации, плакаты, портрет Салтыкова-Щедрина, эпиграф, листы для отметки набранных баллов и подведения итогов игры, памятные дипломы для участников команды.
Ход игры-соревнования
1 тур «Перевоплощение»
Ведущий. Кто из вас хочет побыть генералом? А помещиком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?
Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, представив себя на месте героев сказок Салтыкова-Щедрина, ответить на вопросы от лица оных.
Вопросы представителю команды № 1
(Генерал — «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
1. «Ваше сиятельство, примите мои уверения в совершенном моем почтении...» Говорят, учреждение, — где вы служили, «упразднили», а вас «выпустили на волю». А совсем недавно прошел слух, что сам министр собирается вызвать вас и предложить новое место службы. При этом вам придется заполнить анкету, или «опросный лист», как говорили тогда. Что вы запишете в графах «место рождения» и «место жительства»?
(Место рождения: «какая-то регистратура». Место жительства: Санкт-Петербург, Подъяческая улица.)
2. Однажды поутру вы проснулись и поняли, что вы находитесь не у себя дома, а на необитаемом острове. Общеизвестно, что, заблудившись где-либо, например в лесу, прежде всего следует определить стороны света. Покажите нам сейчас, как вы умеете ориентироваться на местности: определите, где запад, где восток.
(«...Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Щедринские генералы «становились так и сяк... но... ничего не нашли».)
3. «— А как вы думаете, ваше превосходительство, — говорил, бывало, ваш товарищ по службе, плотно позавтракавши, — в самом ли деле было вавилонское столпотворение, или это только так, одно иносказание? <...>
— Стало быть, и потоп был?» Ответьте на вопросы своего сослуживца.
( «— Думаю, ваше превосходительство, что было в самом деле, потому что иначе как же объяснить, что на свете существуют разные языки!» «— И потоп был, потому что в противном случае, как же было бы объяснить существование допотопных зверей?»)
Вопросы представителю команды № 2 (Мужик— «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
1. В «Повести...» вас называют просто мужиком, без имени и тем более без отчества. А позвольте спросить, каков ваш род занятий? Вы не из крестьян ли хлебопашцев будете?
( Щедринский мужик — горожанин, петербуржец. «А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет или по крыше, словно муха, ходит — это он самый я и есть!» — рассказывал мужик генералам о своей профессии.)
2. «Мужик везде есть», — заявил один из генералов и оказался прав. Долго генералы «бродили по острову без всякого успеха» — наконец они все-таки отыскали вашего брата. Как им это удалось?
(«...Острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след».)
3. Благодаря тебе, любезный, генералам удалось выжить на необитаемом острове. Твоими стараниями их превосходительства и в Петербург возвратились. А отблагодарить-то они тебя забыли?
(«…Выставили ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужик!»)
Вопросы представителю команды № 3 (Помещик – «Дикий помещик»)
1. Прежде всего, будьте так любезны представиться.
( Российский дворянин князь Урус-Кучум-Кильдибаев.)
Каков ваш жизненный девиз? Откуда вы его почерпнули?
( «Старайся» — из газеты «Весть».)
2. В своем саду вы мечтали выращивать груши, сливы, абрикосы, персики. А что же произрастало там на самом деле?
( Репейник.)
А что, простите, вы «ростили» на своем лице?
( Шампиньоны.)
3. На подносе лежат кондитерские изделия. Выберите те из них, которыми вы, за неимением прочих яств, потчевали посетивших вас генералов.
( Леденцы и пряники.)
2 тур «Сюжет для небольшого рассказа»
Ведущий. У Чехова есть юмористический рассказ «Жизнь в вопросах и восклицаниях». Действительно, текст составляют исключительно вопросительные и восклицательные предложения — затея оригинальная и остроумная! Попробуйте и вы сочинить для газетных рубрик «Светская хроника», «Происшествия» небольшую заметку об одичавшем помещике или о таинственном исчезновении из департамента и чудесном спасении двух столичных генералов. Обязательное условие: как и у Чехова, предложения, составляю текст заметки, должны быть только вопросительным и восклицательными.
3 тур «Викторина «Кто из героев сказок Салтыкова-Щедрина…»
1. …думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают»?
(Генерал – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).
2. … «весь с головы до ног оброс волосами», «а когти у него сделались, как железные. Сморкаться уже он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках»?
(Князь Урус-Кучум-Кильдибаев – сказка «Дикий помещик»).
3. … «жил дрожал и умирал дрожал»?
(Пескарь – «Премудрый пескарь»).
4. … сразу же после свадьбы побежал от молодой жены на съедение к волку, чтобы выручить брата жены?
(Герой сказки «Самоотверженный заяц»).
5. … «забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил»?
Топтыгин I – сказка «Медведь на воеводстве»).
6. … радовалась, что теперь у неё «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести – ничего такого не будет»?
(Вобла – сказка «Вяленая вобла»).
7. … заявлял: «Верю в беспрекословное преуспеяние, верю в гармонию и глубоко убеждён, что счастье – не праздная фантазия мечтательных умов, но рано или поздно сделается общим достоянием»?
(Карась – сказка «Карась – идеалист»).
8. … «ещё при царе Горохе, во внимание к дряхлости и потере памяти, в сенат посажен был»?
(Глухой тетерев – сказка «Чижиково поле»).
9. … считал цепь, на которой он сидел, наградой за службу?
(Пёс Трезор – сказка «Верный Трезор»).
10. … считался в обществе дураком только потому, что любил книжки читать, совершал добровольные поступки и не делал подлостей?
(Герой сказки «Дурак»).
11. … действовал сначала «по возможности», потом по принципу «хоть куда-нибудь», а затем применительно к подлости?
(Герой сказки «Либерал»).
12. … имел фамилию, родственную по корню слова хищному пресмыкающемуся из отряда ящуров?
(Генерал Крокодилов – упоминается в сказке «Либерал»).
13. … будучи генералом, не понимал, «для какой причины губернаторская должность учреждена», а от «воздаяния» не отказывался?
(Герой сказки «Праздный разговор»).
14. …однажды утром, проснувшись, «явственно ощутил, что его нет», что «душа у него запечатана»?
(Крамольников – «сказка «Приключение с Крамольниковым»).
15. … говорил: «Объявится настоящая, единая и для всех обязательная Правда, придёт
и весь мир осияет»?
(Старый Коршун – из сказки «Ворон-челобитчик»).
16. Кто из героев Салтыкова-Щедрина имел фамилию, одинаковую с названием орудия древней пытки, а товарищ его носил фамилию по названию большой тропической змеи?
(Дыба и Удав – герои произведения «За рубежом»).
17. Кто из воевод роптал, что чин на него большой наложили, а какими злодействами его утвердить – не указали?
(Топтыгин III – сказка «Медведь на воеводстве»).
18. Кто из героев бился об заклад, что съест дохлую кошку, и съел, а после этого вылечился тем, что выпил две бутылки рому?
(Англичанин, о котором рассказывал Степан Головлёв – роман «Господа Головлёвы»).
Подведение итогов. Награждение участников игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)
Кто из вас хочет побыть генералом? А помещиком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...
Урок литературы по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина
Данный урок можно провести в 7 классе при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Тема урока: "Сказка - ложь, да в ней намек..." ( В чем загадка сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина). На уроке применяется ...
Урок-викторина по сказкам М.Е.Салтыкова - Щедрина
Данный урок я провожу как урок внеклассного чтения,который предполагает прочтение таких сказок САлтыкова-Щедрина, как "Премудрый пискарь, " "Самоотверженный заяц", "Повесть о том, как один мужик...
Урок литературы в 10 классе "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на Воеводстве" и "Орел - меценат"
Урок литературы в 10 классе с применением компьютера и интерактивной доски по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Ор...
Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - меценат"
Презентация с применением интерактивной доски к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - ...
Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")
Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....
Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)
Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...