Внеклассное мероприятие по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина
материал по литературе (8 класс) на тему

Елена Сергеевна Круглова

Внеклассное мероприятие  по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е. Этот материал может быть использован как на уроках литературы при изучении и закреплении сказок писателя, так и вне школьных занятий. Вопросы, содержащиеся в сценарии, затрагивают практически все сказки писателя (32 шт.).  Игра-соревнование состоит из нескольких заданий. Ученикам предстоит поучаствовать в инсценировке, ответить на вопросы викторины и написать небольшую заметку, которая должна содержать только вопросительные и восклицательные предложения. Благодаря данной разработке  у учителя есть возможность проверить, насколько ученики знают сказки Салтыкова -Щедрина. Такая форма работы учащимся очень нравится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра-соревнование24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Гимназия №1

Внеклассное мероприятие

по литературе

для учащихся 8 классов

«Игра-соревнование

«По страницам сказок Салтыкова - Щедрина»

Краснознаменск, 2016

Игра для учащихся 8 класса

«По страницам сказок Салтыкова – Щедрина»

(в рамках недели русского языка и литературы)

Форма проведения внеклассного мероприятия: игра-соревнование 


Участники мероприятия: учащиеся 8-х классов. 

Цель: обобщение знаний и расширение кругозора учащихся 8-х классов по курсу «литература». 


Задачи: 
1. Формировать навыки работы в коллективе; умение быстро и лаконично отвечать на поставленный вопрос. 
2. Развивать интеллектуальные способности учащихся путем вовлечения каждого участника команды в обсуждение предложенного задания игры. 
3. Воспитывать чувство ответственности учащихся за конечный результат команды в игре; соблюдение правил игры и дисциплинированности на протяжении всего мероприятия. 
4. Проверить учащихся на знание произведений Салтыкова – Щедрина.


Оборудование:  презентации, плакаты, портрет Салтыкова-Щедрина, эпиграф, листы для отметки набранных баллов и подведения итогов игры, памятные дипломы для участников команды. 

Ход игры-соревнования

1 тур  «Перевоплощение»

Ведущий. Кто из вас хочет побыть генералом? А помещиком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?

Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, представив себя на месте героев сказок Салтыкова-Щедрина, ответить на вопросы от лица оных.

Вопросы представителю команды № 1

 (Генерал — «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

1.  «Ваше сиятельство, примите мои уверения в совершенном моем почтении...» Говорят, учреждение, — где вы служили, «упразднили», а вас «выпустили на волю». А совсем недавно прошел слух, что сам министр собирается вызвать вас и предложить новое место службы. При этом вам придется заполнить анкету, или «опросный лист», как говорили тогда. Что вы запишете в графах «место рождения» и «место жительства»?

(Место рождения:  «какая-то регистратура». Место жительства: Санкт-Петербург, Подъяческая улица.)

2. Однажды поутру вы проснулись и поняли, что вы находитесь не у себя дома, а на необитаемом острове. Общеизвестно, что, заблудившись где-либо, например в лесу, прежде всего следует определить стороны света. Покажите нам сейчас, как вы умеете ориентироваться на местности: определите, где запад, где восток.

(«...Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Щедринские генералы «становились так и сяк... но... ничего не нашли».)

3. «— А как вы думаете, ваше превосходительство, — говорил, бывало, ваш товарищ по службе, плотно позавтракавши, — в самом ли деле было вавилонское столпотворение, или это только так, одно иносказание? <...>

— Стало быть, и потоп был?» Ответьте на вопросы своего сослуживца.

( «— Думаю, ваше превосходительство, что было в самом деле, потому что иначе как же объяснить, что на свете существуют разные языки!» «— И потоп был, потому что в противном случае, как же было бы объяснить существование допотопных зверей?»)

Вопросы представителю команды № 2 (Мужик— «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

1. В «Повести...» вас называют просто мужиком, без имени и тем более без отчества. А позвольте спросить, каков ваш род занятий? Вы не из крестьян ли хлебопашцев будете?

( Щедринский  мужик — горожанин, петербуржец. «А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет или по крыше, словно муха, ходит — это он самый я и есть!» — рассказывал мужик генералам о своей профессии.)

2.   «Мужик везде есть», — заявил один из генералов и оказался прав. Долго генералы «бродили по острову без всякого успеха» — наконец они все-таки отыскали вашего брата. Как им это удалось?

 («...Острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след».)

3.  Благодаря тебе, любезный, генералам удалось выжить на необитаемом острове. Твоими стараниями их превосходительства и в Петербург возвратились. А отблагодарить-то они тебя забыли?

(«…Выставили ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужик!»)

Вопросы представителю команды № 3 (Помещик – «Дикий помещик»)

1. Прежде всего, будьте так любезны представиться.

( Российский дворянин князь Урус-Кучум-Кильдибаев.)

Каков ваш жизненный девиз? Откуда вы его почерпнули?

 ( «Старайся» — из газеты «Весть».)

2. В своем саду вы мечтали выращивать груши, сливы, абрикосы, персики. А что же произрастало там на самом деле?

( Репейник.)

А что, простите, вы «ростили» на своем лице?

 ( Шампиньоны.)

3.  На подносе лежат кондитерские изделия. Выберите те из них, которыми вы, за неимением прочих яств, потчевали посетивших вас генералов.

( Леденцы и пряники.)

2 тур «Сюжет для небольшого рассказа»

Ведущий. У Чехова есть юмористический рассказ «Жизнь в вопросах и восклицаниях». Действительно, текст составляют исключительно вопросительные и восклицательные предложения — затея оригинальная и остроумная! Попробуйте и вы сочинить для газетных рубрик «Светская хроника», «Происшествия» небольшую заметку об одичавшем помещике или о таинственном исчезновении из департамента и чудесном спасении двух столичных генералов. Обязательное условие: как и у Чехова, предложения, составляю текст заметки, должны быть только вопросительным и  восклицательными.

3 тур «Викторина «Кто из героев сказок Салтыкова-Щедрина…»

1. …думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают»?
(Генерал – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

2. … «весь с головы до ног оброс волосами», «а когти у него сделались, как железные. Сморкаться уже он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках»?
(Князь Урус-Кучум-Кильдибаев – сказка «Дикий помещик»).

3. … «жил дрожал и умирал дрожал»?
(Пескарь – «Премудрый пескарь»).

4. … сразу же после свадьбы побежал от молодой жены на съедение к волку, чтобы выручить брата жены?
(Герой сказки «Самоотверженный заяц»).

5. … «забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил»?
Топтыгин I – сказка «Медведь на воеводстве»).

6. … радовалась, что теперь у неё «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести – ничего такого не будет»?
(Вобла – сказка «Вяленая вобла»).

7. … заявлял: «Верю в беспрекословное преуспеяние, верю в гармонию и глубоко убеждён, что счастье – не праздная фантазия мечтательных умов, но рано или поздно сделается общим достоянием»?
(Карась – сказка «Карась – идеалист»).

8. … «ещё при царе Горохе, во внимание к дряхлости и потере памяти, в сенат посажен был»?
(Глухой тетерев – сказка «Чижиково поле»).
9. … считал цепь, на которой он сидел, наградой за службу?
(Пёс Трезор – сказка «Верный Трезор»).

10. … считался в обществе дураком только потому, что любил книжки читать, совершал добровольные поступки и не делал подлостей?
(Герой сказки «Дурак»).

11. … действовал сначала «по возможности», потом по принципу «хоть куда-нибудь», а затем применительно к подлости?
(Герой сказки «Либерал»).

12. … имел фамилию, родственную по корню слова хищному пресмыкающемуся из отряда ящуров?
(Генерал Крокодилов – упоминается в сказке «Либерал»).

13. … будучи генералом, не понимал, «для какой причины губернаторская должность учреждена», а от «воздаяния» не отказывался?
(Герой сказки «Праздный разговор»).

14. …однажды утром, проснувшись, «явственно ощутил, что его нет», что «душа у него запечатана»?
(Крамольников – «сказка «Приключение с Крамольниковым»).

15. … говорил: «Объявится настоящая, единая и для всех обязательная Правда, придёт
и весь мир осияет»?
(Старый Коршун – из сказки «Ворон-челобитчик»).

16. Кто из героев Салтыкова-Щедрина имел фамилию, одинаковую с названием орудия древней пытки, а товарищ его носил фамилию по названию большой тропической змеи?
(Дыба и Удав – герои произведения «За рубежом»).

17. Кто из воевод роптал, что чин на него большой наложили, а какими злодействами его утвердить – не указали?
(Топтыгин III – сказка «Медведь на воеводстве»).

18. Кто из героев бился об заклад, что съест дохлую кошку, и съел, а после этого вылечился тем, что выпил две бутылки рому?
(Англичанин, о котором рассказывал Степан Головлёв – роман «Господа Головлёвы»).

Подведение итогов. Награждение участников игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)

 Кто из вас хочет побыть генералом? А помещи­ком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...

Урок литературы по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина

Данный урок можно провести в 7 классе при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. Тема урока: "Сказка - ложь, да в ней намек..." ( В чем загадка сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина). На уроке применяется ...

Урок-викторина по сказкам М.Е.Салтыкова - Щедрина

Данный урок я провожу как урок внеклассного чтения,который предполагает  прочтение таких сказок САлтыкова-Щедрина, как "Премудрый пискарь, " "Самоотверженный заяц", "Повесть о том, как один мужик...

Урок литературы в 10 классе "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на Воеводстве" и "Орел - меценат"

Урок литературы в 10 классе  с применением компьютера и интерактивной доски по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Ор...

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - меценат"

Презентация с применением интерактивной доски к уроку литературы в 10 классе  по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - ...

Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...