Город Калинов и его обитатели
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ
Учитель: Ондар Урана Анатольевна
Класс: 10 класс
Предмет: литература
Тема урока: «Город Калинов и его обитатели»
Цель урока: проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей; привить навык выразительного и внимательного чтения; развить любовь к русской литературе.
Ход урока
- Оргмомент
- Проверка домашнего задания
Учащиеся отвечают на заданные вопросы.
- Беседа
- Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. В драме «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Какой принцип положен автором в систему действующих лиц пьесы?
- Попробуйте дать определения именам и фамилиям действующих лиц этой драмы: Савёл Прокофьич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), Тихон и др.
- Где и когда разворачиваются события?
- Слово учителя
С первых страниц пьесы обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга. Первое действие проходит летним вечером, в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность ее конфликта.
- Работа с текстом
- О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?
- Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? В чем разница в их жизненных позициях?
Задание.
Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.
(Дикой – дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басовитым голосом… или Дикой – маленький, сухонький старикашка с редкой бороденкой и беспокойно бегающими глазками; этот жалкий в сущности человек способен приводить в трепет окружающих.)
Задание.
- На чем же основано самодурство таких людей как Дикой?
(На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Дикой сознает свою силу – это сила денежного мешка. Поэтому он так дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Дикой грубо набрасывается на Бориса, и он вынужден сносить оскорбления: ведь он получит наследство лишь в том случае, если будет почтителен. И Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы.)
Задание.
- какова же жизненная позиция Кулигина?
(Кулигин с болью говорит о «жестоких нравах» города, но советует «угождать как-нибудь» самодурам. Он не борец, а мечтатель; его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его речи, эмоциональной, но старомодной. Он часто употребляет старославянские слова и фразеологизмы, цитаты из «Священного писания». («Насущность хлеба», «малую благостыню», «несть конца мучениям» и т.д.). Литература 20 века – Пушкин, Гоголь, Лермонтов, - прошла мимо него. Он остался верен Ломоносову и Державину.)
- Итог урока
Домашнее задание
Пересказ лекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа в малых группах на примере урока литературы "Город Калинов и его обитатели (по драме Островского "Гроза")"
Тема урока :«Город Калинов и его обитатели»Тема задания: «Речь героя как средство раскрытия его характера»Цель использования работы в малых группах:через анализ речи героя и высказываний д...
Из опыта работы Урок. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели.
Урок литературы в 10 классе. Островский "Гроза". Город Калинов и его обитатели....
Город Калинов и его обитатели
Урок формирует представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; направлен на анализ образов героев драмы....
Урок «Город Калинов и его обитатели» в пьесе А.Н.Островского «Гроза».
Урок посвящен творчеству А.Н.Осторовского. его пьесе "Гроза". Занятие построено в рамках технологии контекстного обучения....
Город Калинов и его обитатели.
Урок в 10 классе...
Конспект урока по литературе в 10 классе «А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели.
Тема урока: А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение нравов «темного царства».На изучение темы выделено два часа. В конспекте представлен второй...
Разработка урока литературы по тема: « А.Н.Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели»
Цель: изучение драматического произведения.Задачи:1.Охарактеризовать мир города Калинова, ставшего фоном и действующим лицом трагедии;2. Углубить представления учащихся об обитателях города;3. Соверше...