Город Калинов и его обитатели
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок формирует представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; направлен на анализ образов героев драмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_kalinov_i_ego_obitateli.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Город Калинов и его обитатели.
Цель: сформулировать представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; проанализировать образы героев драмы.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Мотивация.
Показ эскиза к постановке драмы «Гроза» - набережная горда Калинова
Беседа:
Что изображено на картинке?
В каком городе происходит действие драмы?
Каким вы представляете себе город Калинов?
Каков уклад жизни его обитателей?
От какого слова произошло название этого города?
В чем особенность этой ягоды? (горькая)
Когда эта ягода становится сладкой? (когда ударят морозы)
Что может стать причиной каких-либо изменений в жизни города? (какие-либо встряски, происшествия, которые ударят как гром среди ясного неба).
- Определение темы и постановка целей урока.
- Викторина по содержанию драмы
- Работа в группах по анализу художественных образов. История одной семьи.
Членов какой семьи мы будем рассматривать? Почему сюда включен Дикой и не включена Катерина?
1 группа: Дикой
2 группа: Кабанова
3 группа: Тихон.
4 группа: Варвара
Отчет групп
Вывод по работе групп: хотя этих персонажей окружает одна и та же среда, они не похожи друг на друга по характеру. Они разобщены. Именно в этой обстановке и будет жить Катерина.
- Рефлексия
- Домашнее задание на выбор:
а) проанализировать по данной таблице образ Катерины.
б) мини-сочинение «Какой я увидел Катерину»
Приложение
Савел Прокофьевич Дикой
№ | Прием создания художественного образа | Подсказка (где найти) | Ответ |
1 | Изображение среды, условий, в которых живет и действует персонаж | ||
2 | Характеристика героя другими действующими лицами | д. 1, яв. 1 д.1, яв. 3 | |
3 | Сопоставление героя с другими действующими лицами | ||
4 | Речевая характеристика (индивидуальная речь героя) | д.1, яв.2 д.3, яв.2 д.4, яв.2 | |
5 | Роль первой реплики, которая раскрывает характер героя | д.1, яв.2 |
Вывод: Данного героя драмы А.Н.Островского «Гроза» можно охарактеризовать как… (выберите из списка слова, характеризующие героя)
Самодур, подозрительный, вспыльчивый, постоянно недовольный, жадный, лицемерно прибедняющийся, безвольный, грубый, покорный, невежественный, безобидный, властный, жизнелюбивый, религиозный напоказ, стремящийся вырваться на свободу, обманывающий, чувствует свою безнаказанность, хитрый, любящий, требующий покорности, ворчливый, заискивающий, бунтующий.
Марфа Игнатьевна Кабанова
№ | Прием создания художественного образа | Подсказка (где найти) | Ответ |
1 | Изображение среды, условий, в которых живет и действует персонаж | ||
2 | Характеристика героя другими действующими лицами | д.1, яв.3, 6 д.2, яв. 2, 4, 10 д.3, яв. 1, 2, 4 д.4, яв. 3 д.5, яв.1, 7 | |
3 | Сопоставление героя с другими действующими лицами | ||
4 | Речевая характеристика (индивидуальная речь героя) | д.1, яв.5 д.2, яв.3, 5 д.3, яв.1, 2 д.4, яв. 4, 6 д.5, яв. 6, 7 | |
5 | Роль первой реплики, которая раскрывает характер героя | д. 1, яв. 5 |
Вывод: Данного героя драмы А.Н.Островского «Гроза» можно охарактеризовать как… (выберите из списка слова, характеризующие героя)
Самодур, подозрительный, вспыльчивый, постоянно недовольный, жадный, лицемерно прибедняющийся, безвольный, грубый, покорный, невежественный, безобидный, властный, жизнелюбивый, религиозный напоказ, стремящийся вырваться на свободу, обманывающий, чувствует свою безнаказанность, хитрый, любящий, требующий покорности, ворчливый, заискивающий, бунтующий.
Тихон Иваныч Кабанов
№ | Прием создания художественного образа | Подсказка (где найти) | Ответ |
1 | Изображение среды, условий, в которых живет и действует персонаж | ||
2 | Характеристика героя другими действующими лицами | д.1, яв. 5 д.2, яв. 2 д.3, яв. 6 д.4, яв.1 д.5, яв. 3 | |
3 | Сопоставление героя с другими действующими лицами | ||
4 | Речевая характеристика (индивидуальная речь героя) | д. 1, яв. 5 д.2, яв. 2, 4 д. 5, яв. 1, 6, 7 | |
5 | Роль первой реплики, которая раскрывает характер героя | д. 1, яв. 5 |
Вывод: Данного героя драмы А.Н.Островского «Гроза» можно охарактеризовать как… (выберите из списка слова, характеризующие героя)
Самодур, подозрительный, вспыльчивый, постоянно недовольный, жадный, лицемерно прибедняющийся, безвольный, грубый, покорный, невежественный, безобидный, властный, жизнелюбивый, религиозный напоказ, стремящийся вырваться на свободу, обманывающий, чувствует свою безнаказанность, хитрый, любящий, требующий покорности, ворчливый, заискивающий, бунтующий.
Варвара
№ | Прием создания художественного образа | Подсказка (где найти) | Ответ |
1 | Изображение среды, условий, в которых живет и действует персонаж | ||
2 | Характеристика героя другими действующими лицами | д.2, яв. 10 д.3, яв.2, 4 д.5, яв.1 | |
3 | Сопоставление героя с другими действующими лицами | ||
4 | Речевая характеристика (индивидуальная речь героя) | д.1, яв. 7, 9 д.2, яв. 2, 9 д.3, яв. 4, 5 д.4, яв.3 | |
5 | Роль первой реплики, которая раскрывает характер героя | д.1, яв. 5 |
Вывод: Данного героя драмы А.Н.Островского «Гроза» можно охарактеризовать как… (выберите из списка слова, характеризующие героя)
Самодур, подозрительный, вспыльчивый, постоянно недовольный, жадный, лицемерно прибедняющийся, безвольный, грубый, покорный, невежественный, безобидный, властный, жизнелюбивый, религиозный напоказ, стремящийся вырваться на свободу, обманывающий, чувствует свою безнаказанность, хитрый, любящий, требующий покорности, ворчливый, заискивающий, бунтующий.
Катерина
№ | Прием создания художественного образа | Подсказка (где найти) | Ответ |
1 | Изображение среды, условий, в которых живет и действует персонаж | ||
2 | Характеристика героя другими действующими лицами | ||
3 | Сопоставление героя с другими действующими лицами | ||
4 | Речевая характеристика (индивидуальная речь героя) | ||
5 | Роль первой реплики, которая раскрывает характер героя |
Вывод: Данного героя драмы А.Н.Островского «Гроза» можно охарактеризовать как… (выберите из списка слова, характеризующие героя)
Самодур, подозрительный, вспыльчивый, постоянно недовольный, жадный, лицемерно прибедняющийся, безвольный, грубый, покорный, невежественный, безобидный, властный, жизнелюбивый, религиозный напоказ, стремящийся вырваться на свободу, обманывающий, чувствует свою безнаказанность, хитрый, любящий, требующий покорности, ворчливый, заискивающий, бунтующий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа в малых группах на примере урока литературы "Город Калинов и его обитатели (по драме Островского "Гроза")"
Тема урока :«Город Калинов и его обитатели»Тема задания: «Речь героя как средство раскрытия его характера»Цель использования работы в малых группах:через анализ речи героя и высказываний д...
Из опыта работы Урок. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели.
Урок литературы в 10 классе. Островский "Гроза". Город Калинов и его обитатели....
Город Калинов и его обитатели
План урока...
Урок «Город Калинов и его обитатели» в пьесе А.Н.Островского «Гроза».
Урок посвящен творчеству А.Н.Осторовского. его пьесе "Гроза". Занятие построено в рамках технологии контекстного обучения....
Город Калинов и его обитатели.
Урок в 10 классе...
Конспект урока по литературе в 10 классе «А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели.
Тема урока: А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение нравов «темного царства».На изучение темы выделено два часа. В конспекте представлен второй...
Разработка урока литературы по тема: « А.Н.Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели»
Цель: изучение драматического произведения.Задачи:1.Охарактеризовать мир города Калинова, ставшего фоном и действующим лицом трагедии;2. Углубить представления учащихся об обитателях города;3. Соверше...