Бестселлер и ребенок – знак восклицательный, знак вопросительный
статья по литературе на тему
Современный книжный рынок невозможно представить без изданий для детей, где бестселлер завоевывает огромную популярность среди своих читателей. Хочется надеяться, что опасная тенденция современности «Лишь бы читали» является временной и общими усилиями родителей и нас, специалистов в данной области, получится сохранить сформированные десятилетиями традиции детской литературы. А пока можно посоветовать взрослым тщательнее следить за книжными новинками и стараться предотвратить встречу ребёнка с книгой, чтение которой не принесёт ему пользы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bestseller_i_rebenok.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕСТСЕЛЛЕР И РЕБЕНОК – ЗНАК ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ,
ЗНАК ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ
Чикомасова Е.А., преподаватель русского языка и литературы КМКК
Если путь, прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, –
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
В. Высоцкий
Эта цитата из «Баллады о борьбе» B.C.Высоцкого как нельзя лучше определяет, какой должна быть настоящая детская книга.
Бестселлер – это лучшие продажи, востребованность у читательской аудитории, это тиражи.
Сегодня бестселлером именуют разные книги: скандальные; хорошо написанные; хорошо изданные; использующие бестселлер как априорный значок, еще до того, как книга начала продаваться; вышедшие из-под пера модного автора.
Современный книжный рынок невозможно представить без изданий для детей, где бестселлер завоевывает огромную популярность среди своих читателей.
Литературная энциклопедия трактует понятие бестселлер как книгу, имеющую особый коммерческий успех, пользующуюся широким читательским спросом и издающуюся большими тиражами.
Прежде данное понятие подразумевало наиболее популярную, сверхдоходную, наиболее продаваемую книгу сезона. Бестселлером книга становилась отнюдь не благодаря своим литературным достоинствам, чаще всего это был результат множества рекламных ходов. Мера оценки задавалась не талантом, а извлекаемой прибылью. В то время как многие произведения художественной литературы, даже отмеченные премиями, остаются неизвестными читателю, низкопробные произведения в ранге бестселлера способны вызвать ажиотаж среди публики.
В топ-листе «100 лучших книг» (прямое, бессрочное онлайн голосование посетителей нашего сайта за список 100 лучших книг всех времен - http://www.100bestbooks.ru/) по разделу лучшие детские книги значатся серия книг о юном волшебнике – «Гарри Поттер» и Тане Гроттер, а также в топ-лист включены, сказки Ганса-Христиана Андерсена, Эдуарда Успенского, Перта Ершова, Корнея Чуковского и др. Включение этих книг в число бестселлеров стало возможным благодаря тому, что топ-лист учитывает совокупный тираж этих изданий в разных издательствах – «АСТ», «РОСМЭН», «ЭКСМО», «Дрофа», «Вагриус». Безусловно, названные авторы, а также Александр Сергеевич Пушкин, Джанни Родари, Николай Носов будут переиздаваться в течение многих десятилетий. Однако включить их в число бестселлеров мешают два обстоятельства.
Первое – названные произведения нельзя однозначно отнести к массовой культуре, они скорее классические.
Второе – их издание трудно назвать событием, о котором говорят.
Таким образом, без особых натяжек можно утверждать, что в настоящее время созданием бестселлеров для детей занято два автора – Джоан Роулинг с романом «Гарри Поттер» и Дмитрий Емец с романами о Тане Гроттер.
Родители не испытывают иллюзий по поводу художественных достоинств произведения, но их радует, что ребенок берет в руки книгу и читает. Следовательно, позитивная роль бестселлера сегодня заключается в том, что в век агрессивной визуальной культуры он обеспечивает хотя бы фрагментарный возврат к традиционным культурным ценностям.
Бестселлер не только не вводит читателя в мир художественной литературы, но, напротив, противодействует этому. Художественная литература вполне может быть средством развлечения, однако одновременно она является увлекательным и серьезным делом, мощным средством формирования личности. Читатель художественной литературы ничего не получает в готовом виде, он самостоятельно должен постичь мир образов.
Почему образ Гарри Поттера невозможно отнести к художественному образу? Только ли в «сказочности» повествования дело? Конечно, нет. Сказочными героями являются и Илья Муромец, и Маленький принц, однако, произведения о них являются художественными.
Читая книгу, ребенку свойственна «острая впечатлительность, чуткость к слову, живое воображение». Восприятие художественного произведения носит эмоционально-образный характер. Повествование у многих бестселлеров эмоционально: роман о Гарри Поттере мальчик-сирота, терпящий унижения и лишения от жестоких родственников, необычайные приключения; заданность и одномерность образов – добродетельных Гарри, Рона и всей семьи Уизли, Дамблдор и злокозненных семейств Дурслей, Воланд де Морт, Малфой и др. Единственное, что мешает образному восприятию – язык произведения. Так получается, что из книг, которые сейчас находятся на пике популярности, не ушло ни одной цитаты. Тогда как, к примеру, «Маленького принца», разобрали на цитаты и афоризмы практически полностью.
Повторим вопрос, волнующий родителей, библиотекарей, педагогов: что лучше, не читать вообще или читать книги о Поттере и Гроттер? Возможно, родители предпочтут видеть ребенка с книгой любого художественного уровня, чем у экрана или монитора. Специалисты-библиотекари, педагоги видят другое.
Поэтому перед специалистами библиотеки и педагогами ставится задача - из интенсивного читателя посредственных книг сформировать Читателя – глубоко понимающего искусство с хорошим литературным вкусом.
В деле воспитания такого читателя неизмеримо велика роль взрослых: родителей, преподавателей и специалистов библиотеки. Необязательно, чтобы все сразу «везти с поклажей воз взялись». Думается, важную роль в этом деле должен сыграть педагог, любящий и знающий литературу, имеющий вкус в отборе произведений для детского чтения, живущий под впечатлением собственных встреч с современной хорошей книгой.
А чтобы познакомить современного читателя с хорошей книгой традиционные формы работы не всегда эффективны и привлекательны. Что мы можем им предложить?
Новая форма работы должна быть и увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде, иначе говоря, быть одновременно предельно разнообразной и целостной. Этим критериям в полной мере отвечает так называемый литературное квест- ориентирование (Маршрут литературного квест-ориентирования связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг.
Благодаря этой игре, преподаватель вместе с читателями создаст свой рейтинг-лист бестселлеров, куда войдут нужные книги, а также укажут ресурсы разного типа и уровня, на которых можно найти эти книги.
Библиогид
KidReader
Книгуру
Лабиринт
LiveLib
Папмамбук
Хочется надеяться, что опасная тенденция современности «Лишь бы читали» является временной и общими усилиями родителей и нас, специалистов в данной области, получится сохранить сформированные десятилетиями традиции детской литературы. А пока можно посоветовать взрослым тщательнее следить за книжными новинками и стараться предотвратить встречу ребёнка с книгой, чтение которой не принесёт ему пользы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Путешествие с восклицательным знаком»
Конспект урока подготовлен в рамках недели ОБЖ. Проведен учителем-логопедом Богатыревой Т.Н. с учащимися 3 «А» класса (школа восьмого вида).Цель: закрепление знаний детей о правилах безопасного ...
Проектная работа. Тема: «Проект урока. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «РОЛЬ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ЗНАКА В ПРЕДЛОЖЕНИИ».
Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «РОЛЬ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ЗНАКА В ПРЕДЛОЖЕНИИ...
Знак ГТО -- знак зрелости
В статье говорится о необходимости занятия лыжными гонками. Дается разъяснение когда и как правильно тренироваться....
Постановка знаков препинания.Знаки препинания при обособленных членах предложения
В презентации представлен материал по подготовке учащихся 11-х классов к успешному выполнению ряда заданий ЕГЭ по русскому языку.Деятельность учащихся под руководством педагога направлена на повторени...
Конспект занятия по картингу "Правила дорожного движения. Дорожные знаки и разметка. Ознакомление с дорожными знаками. Виды знаков" для дистанционного занятия
Конспект занятия разработан для дистанционного занятия с детьми в интернете по направлению "Картинг". Содержит в себе тему занятия, новый материал по теме необходимый к изучению, задания по ...
Пунктуация и орфография.Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения
laquo;Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как...