Интегрированный урок по литературе повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Кошелева Любовь Леонидовна

Проблема нравственного выбора главного героя повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" с элементами самопознания. Изучение и распространение опыта гуманной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapitanskaya_dochka.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

школа-гимназия №22

Открытый урок в рамках городского семинара: «Самопознание: педагогика Любви и Творчества»

Цель семинара: изучение и распространение опыта гуманной педагогики.

Тема интегрированного урока по литературе: «Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Класс: 8 «Б»

Учитель русского языка и литературы: Кошелева  Любовь  Леонидовна.

Астана. 2015 г.


Тема урока: «Проблема нравственного выбора в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цель урока: формирование нравственной сферы ученика через праведное поведение.

Задачи урока:

развивающие: развитие связной речи учащихся; умение высказать и доказать свою точку зрения по поводу поведения героя или на проблему.

воспитывающие: воспитывать у учащихся нравственные качества, а именно: порядочность, честность, верность.

Тип урока: интегрированный.

Оборудование: компьютер, экран, проектор.

Ход урока.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы еще раз перелистаем страницы повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство, честь, и нравственная красота Петра Гринева.

Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И я, надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут.

Эпиграфом к нашему уроку возьмём пословицу. «Береги платье снову, а честь смолоду».

1)Кому принадлежат эти слова?

2)Когда и кем они были сказаны?

3)Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Прежде, чем мы приступим к работе над повестью, я хочу, чтобы вы послушали мой подарок-притчу «Что вечно?».

Притча «Что вечно?»

Однажды хан Жанибек спросил у биев (народных судей):

-Что вечно? Бии в один голос ответили:

-Вечно течение реки, вечна горная вершина,

Вечны солнце и луна, вечна чёрная земля.

Жиренше-шешен, который молчал, вышел вперёд и сказал:

- Смерть течения реки – под зимним льдом,

Смерть горной вышины – за густыми облаками,

Смерть солнца и луны – смена дня и ночи,

Смерть чёрной земли – под снежным покровом.

- А что действительно вечно?

- Вечно имя доброе, вечны деяния человеческие

1)О чем эта притча?

2)В каких строчках заключена главная идея притчи?

3)Как вы понимаете выражение «вечно имя доброе»?

4)Какие «деяния человека» вы считаете вечными?

5)Подтвердите это личными примерами.

6)Как вы думаете, почему я рассказала вам эту притчу?

(Потому что мы будем говорить о П. Гриневе и его поступках, о его нравственных качествах.)

Вы правы ребята.

Петр Гринев волей судьбы втянут в водоворот жизненных событий и очень часто оказывается перед выбором. Назовите такие эпизоды, и какие качества главного героя раскрываются в каждом из них.

 Встреча с Зуриным.

Дуэль со Швабриным.

Присяга Пугачёву.

На военном совете у Пугачёва.

Уплата долга за проигрыш.

Рискует жизнью ради спасения Маши.

Не оставляет в беде Савельича.

Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

Вы правы, ребята, все эти эпизоды и вопросы к ним написаны на лепестках ромашки, которую вы видите на доске.  

Работа в группах:

Я предлагаю каждой группе выбрать понравившийся лепесток и проанализировать эпизод, дать оценку поступкам Гринева.

(Проанализировать эпизод, дать оценку поступкам Гринева, заполнить таблицу)

Задание 1 группе

1. Глава «Сержант гвардии»

2. Ответьте на вопросы.

- При каких обстоятельствах Гринёв познакомился с Зурингым?

- Перед каким выбором оказался Гринёв?

- Как он поступил?

- Почему, по-вашему, он сделал такой выбор?

-Как бы поступили вы?

3. Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа.

Задание группе 2

1. Глава “Поединок”.

2. Найдите ответы на вопросы.

- Что стало причиной дуэли между Гринёвым и Швабриным?

- Перед каким выбором оказался Гринёв?

-Как защищает честь любимой девушки?

- Как он поступил?

-  Почему, по-вашему, он сделал такой выбор? Был ли у него другой выбор?

3. Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа.

Задание группе 3

1. Глава 7 “Приступ”

2. Ответьте на вопросы.

- При каких обстоятельствах Гринёв оказался перед Пугачёвым?

- Какая участь ждала Гринёва?

- Перед каким выбором оказался Гринёв?

- Честными рождаются или становятся?

- Почему, по-вашему, он сделал такой выбор?

3. Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа.

Задание группе 4

1. Глава 8 «Незваный гость»

2. Ответьте на вопросы.

- При каких обстоятельствах состоялась новая встреча с Пугачёвым?

- Что предлагает сделать Пугачёв Гринёву?

- Соблюдается ли Гринев кодекс дворянской чести?

- Почему, по-вашему, он сделал такой выбор?  

Пётр Гринев прожил долгую жизнь. Выполнил ли он при этом наказ отца – «беречь честь смолоду»?

Гринев оказался достойным сыном своего отца, человеком чести. Он это доказал своими поступками.

Его дети и внуки будут гордо носить свою фамилию – «имя доброе» и с честью вспоминать его «деяния», потому что он не опозорил своего имени, не уронил своей чести – он жил так, как учил его отец: «береги честь смолоду».

Рефлексия: Ребята, скажите честно, повесть оставила вас равнодушными? Почему произведение о таких далёких событиях читается до сих пор с неослабевающим интересом?

Заключительное слово учителя:

Пусть прошло уже более 170 лет, но произведение не потеряло своей актуальности. Ведь выбор правильного пути любого человека состоит не в том, чтобы успеть вовремя перебежать из одного лагеря в другой, а в том, чтобы в любых условиях сохранять в себе человеческое достоинство, гуманность, умение уважать и ценить жизнь. Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.

Я бы хотела закончить урок стихотворением  Ю. Левитанского:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает для себя.

Домашнее задание: Ответить на вопросы  «Капитанская дочка» - послание Пушкина потомкам.

В чем смысл этого послания?

Что хотел сказать нам Пушкин своей повестью?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок по литературе, граждановедению, праву по повести А.С.Пушкина "Дубровский". Тема: "...Он рожден был для иного назначения..."

Урок-суд. Урок проходит в виде судебного заседания. Заранее распределяются роли, показания дают опираясь на тект произведения....

урок по литературе "Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка. Истоки формирования личности Петра Гриднева"" 8 класс

Тема урока: «Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Петра Гринёва.      (8 класс)  Учитель русского языка и литературы Жуков Алексей Иванович ...

Интегрированный урок по литературе и английскому языку в 9 классе "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте" ( по трагедии Шекспира " Ромео и Джульетта")

Данный урок рекомендован для проведения в 9 классе. Он дает возможность учащимся понять значение творчества великого английского драматурга эпохи Возрождения, показать влияние, оказанное его произведе...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...

Интегрированный урок по литературе с применением методов и приемов театральной педагогики в 7 классе. Повесть М.Горького «Детство»

Разработка интегрированного урока по литературе с применением методов и приемов театральной педагогики в 7 классе. Разбор и анализ повести М.Горького «Детство»....