Цель урока: 1) раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющий в народе стихийный протест; 2) показать глубину и мастерство поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности: 3)помочь учащимся почувствовать социальную трагедию крестьянства; 4)показать созвучность поэзии Н.Некрасова и стихов Г.Тукая.
Методические приемы: групповая работа по тексту с элементами беседы, сообщения учащихся.
Оборудование урока: портрет Н.А.Некрасова, выставка книг , репродукция с картин, высказывания- строки из произведений поэта.
Ход урока.
1.Тема,эпиграф, план урока (записывается в тетради).
Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!
Н.Некрасов
План урока.
1.Отношение русской революционной демократии к народу. 2.Противоречивость, сложность и богатство мира крестьянства.
Ожидания:
1.Увидеть мастерство поэта в изображении крестьян. 2. (варианты предлагают учащиеся).
2.Слово учителя.
Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» был продиктован самой жизнью, тем значением, которое приобретал в пореформенную эпоху крестьянский вопрос. Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний европейской части России было охвачено крестьянскими бунтами. Однако вожди революционной демократии несколько преувеличивали возможности народа: он не был подготовлен к сознательным действиям.
Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но и повлиять на их политическое самосознание.
Народная жизнь в поэме изображена глазами самого народа.
3. Работа с текстом первой части «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Ответы учащихся 1 группы.
-Как показано безудержное веселье ?
-Какие глаголы использованы? (Шумит, поёт, ругается, Качается, валяется, Дерётся и целуется У праздника народ.)
- Выразительно прочитайте и постарайтесь передать атмосферу широкого народного праздника, заставляющего почувствовать размах, удаль, силу русского крестьянина. (В первой картине обратим внимание на богатство красок : «пестро, красно кругом», «рубахи всех цветов», «платья красные», «косы с лентами»… . Во второй картине выделим глаголы ,передающие поведение народа на празднике : «шумит», «поёт»…, сравнения : «не ветры воют буйные, не мать-земля колышется» и т.д. В третьей картине отметим художественные детали ,говорящие о талантливости и душевной силе народа : «…песня хором грянула, согласная, складная и катится она широко, вольно…».)
-Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?
- Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в никем не сдерживаемое пьянство.
(В первом эпизоде создаётся, а во втором усиливается представление о том, как ещё много в народе тёмного, неприглядного и безобразного:
По всей по той дороженьке И по окольным тропочкам Покуда глаз хватал, Ползли, лежали, ехали, Барахталися пьяные… )
Вывод.
Сознание народное сложное и противоречивое.
Во-первых, народ суеверен : На баб нарядных глядючи, Старообрядка злющая Товарке говорит: Быть голоду! Быть голоду!
Во-вторых, в семье царит деспотизм: Другая: «Врёшь, в моём дому Похуже твоего! Мне старший зять ребро сломал!...»
В –третьих, народ пристрастился к алкоголю : Расхвастался Вавилушка, И старому, и малому Подарков насулил. А пропился до грошика.
Таким образом, все высказывания из толпы свидетельствуют о темноте, невежестве, смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить своё положение. В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка пореформенной реформы:
Добра ты , царска грамота, Да не про нас написана… .
- Завершим рассматривать крестьянский мир на сельской ярмарке рассказом о Якиме Нагом (учащиеся зачитывают эпизоды).
Вывод: Яким Нагой – личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе плохо.
4. Работа с текстом третьей части. Глава «Последыш». Ответы учащихся 2 группы.
- Краткий пересказ содержания части.
-Беседа по тексту:
-Увидев крестьян деревни Вахлаки, Пахом назвал их богатырями .Докажите это текстом поэмы.
- Почему мужики согласились «выдать себя» за крепостных? (Крестьяне наивны, доверчивы. Они не утратили веру в возможность договориться с помещиками В самом решении «помалчивать до смерти старика» много от прежней покорности и приниженности).
- Зачитать эпизоды, где вахлаки безропотно переносят всякий раз моральное унижение.
- О чём говорят данные эпизоды, что хотел отразить в них поэт?
-Вывод. Главное в этой части – общественные отношения между помещиками и крестьянами. Крестьянство многосложно, уровень духовного развития различен. В решении вахлаков сохранить старые порядки Агап Ветров видит проявление мужицкой глупости.
5. Работа с текстом главы «Крестьянка». Слушаем ответы учащихся 3 группы.
- Рассказать ,как жили корежские крестьяне. Одинаков ли уровень сознания вахлаков и корежских крестьян, их отношение с помещиками? (Ответы учащихся).
- Кто такой Савелий?
- Найдите в тексте портрет Савелия и зачитайте.
- Как понимает Савелий слово «терпит»?
-Почему в размышлениях Савелия о судьбе народа возникает образ былинного богатыря Святогора? (Святогор – один из самых сильных , но и один из самых неподвижных образов богатырского эпоса. Так и народ: и силён, и бессилен одновременно.)
-Какие любимые слова Савелия? Что в них звучит? ( В словах «Эх вы, Аники- воины! Со стариками. с бабами вам только воевать!» звучит презрение к тем, кто не способен на борьбу.)
- Как понимать терпение, к которому призывает Савелий Матрёну Тимофеевну? (Терпение как покорность, смирение.)
-Вывод. В образе Савелия обнажается сила и бессилие русского русского крестьянства, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая несгибаемая мощь, с другой – незнание, как завоевать себе свободу. Отсюда – ноты отчаяния, неверие в возможность изменить свою судьбу.
6. «Крестьянка» - единственная часть поэмы, написанная от первого лица.
- Сообщение о Матрёне Тимофеевне.
- Особенности речи Матрёны.
-Вывод. Жизненные испытания не сломили Матрёну Тимофеевну, а воспитали способность и стремление отстаивать права и судьбу близких ей людей. Эта женщина не только сильная духом, но и одарённая, талантливая. Рассказ Матрёны Тимофеевны –это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной женщины-матери, которая в пореформенную эпоху осталась такой же угнетённой и бесправной, как и до 1861 года.
7. Николай Некрасов и Габдулла Тукай.
- Некрасов был певцом русского народа, татарский народ воспет великим Габдуллой Тукаем. В своих стихотворениях Г.Тукай показывает тяжёлую долю народа. Например, в стихотворении «Осенние ветры» поэт страдает вместе с угнетённым народом, но в крестьянах, изображённым Тукаем, больше решимости, больше ненависти к угнетателям. Его герои живут в то время, когда в стране готовилась пролетарская революция. И Некрасов, и Тукай выражают взгляды революционных демократов, зовут к борьбе.
8.Беседа по произведениям живописи той эпохи.( 1 группа работает по картине В.Перова
« Странник», 2 группа – по картине И Крамского «Полесовщик».)
-Какие черты русского крестьянства запечатлены художниками, как они перекликаются по своему содержанию с поэмой «Кому на Руси жить хорошо»? (Картины рассказывают о жизни русского крестьянства. Полесовщик напоминает Савелия. Особенно его горящие глаза. Этот человек способен постоять за себя, в любую минуту он готов заступиться за обиженных.)
9. Подведение итогов.
-Для поэта мужик велик во всём : и в своём рабском терпении, и в своих вековых страданиях, и в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы и жажду жизни. Но крестьяне не до конца поднимаются к борьбе, скорее смиряются, не надеясь найти правду. Об этих противоречиях в настроении русского крестьянства, его силе и слабости поэт говорит :
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Поэт верит в силу народа, в его пробуждение.
- Сбылись ли ваши ожидания?
-Оценка участия учащихся на уроке.
10.Домашнее задание (разноуровневое).
Ответить на вопросы:
- В чём Некрасов увидел сущность характера народа?
-Перечитать все части, в которых даётся ответ на вопрос о счастье. Выделить эти эпизоды.
- Что нового внесли поиски счастливого в спор о счастье,вспыхнувщий в «Прологе»?
Список использованной литературы:
- Андреевский С.А. Литературные очерки,изд.7-е,СПб,1991
- Григорьев Аполлон. «Стихотворения Н.Некрасова». Лиеературная критика. М., Художественная литература,1987.
- Дружинин А.В. «Стихотворения Н Некрасова. Москва, 1856», Литературная критика. М., Советская Россия,1983.
- Некрасов Н.А. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький,П.Николаев, А.Пузиков .-М.: Художественная литература,1980.
- Русская литература: Учебная хрестоматия для 10 класса татарской средней общеобразовательной школы.:В двух частях.Ч2. Автор-составитель М.Ахметзянов.-Казань,Магариф,2008.
|