Чудесный доктор. Викторина по рассказу А.И. Куприна
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Чудесный доктор. Викторина по рассказу А.И. Куприна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesnyy_doktor-viktorina_po_kuprinu.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор».
Описание игры. Ученики делятся на две команды и по очереди отвечают на вопросы викторины. Подготовленный ученик может сделать сообщение о Николае Пирогове.
Ход викторины.
Учитель. Когда Александра Ивановича Куприна просили написать свою биографию, он отвечал, что почти все его произведения автобиографичны. Описывая в своем святочном рассказе «Чудесный доктор» тяжелую безысходность бедноты, писатель не лгал читателю ни единым словом, так как сам испытал это чувство.
22 августа 1871 года Иван Иванович Куприн, отец писателя, умер от холеры, оставив свою жену и троих детей совсем без средств существования. Гордой и вспыльчивой Любови Алексеевне, матери писателя, пришлось унижаться перед чиновниками, чтобы устроить старших девочек в казенные пансионы. А сама она переехала во Вдовий дом в Москву. Сашу ей пришлось взять с собой, он прожил три года в совсем неподходящей обстановке для ребенка, среди старушечьих интриг, сплетен, подхалимства к богатым и презрения к бедным.
Он боготворил мать, но часто стыдился унижений, которые ей приходилось терпеть ради детей, когда она обращалась к благодетелям учреждений. Именно тогда у Куприна зародилось бешенное самолюбие. Он никогда не мог забыть унизительных просьб матери. Но что она могла сделать? Ей нужно было вырастить троих детей. Потом ей удалось поместить Сашу в Разумовский сиротский приют.
С шести лет началось для мальчика детство, которое он впоследствии назовет «поруганным и казенным».
В 1880 году Куприн выдержал вступительные экзамены во 2-ю Московскую военную гимназию, преобразованную впоследствии в кадетский корпус, как и все военные гимназии…
Высокая, истинная литература XIX века не относилась к святочным сюжетам и мотивам с пренебрежением. В Сочельник, в канун Рождества, когда по общему старому поверью раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердцем, происходит действие рассказа «Чудесный доктор». В Сочельник даже великие писатели-реалисты надеялись на лучшее и одаривали своих героев счастьем. Этой традиции следует и молодой Куприн. Для рождественского номера газеты «Киевское слово» был написан «Чудесный доктор» - один из лучших детских рассказов Куприна.
Вопросы викторины.
1. Является ли рассказ Куприна вымыслом?
(Рассказ Куприна достоверен. Действие его происходило в Киеве)
2. Над чем хохотали два мальчугана, рассматривая витрину гастрономического магазина?
( Они смеялись над жаренным поросенком, детям казалось, что он смеется ижует травку)
3. Почему эта витрина казалась им эффектной, великолепной выставкой?
(Примерный ответ. Витрина возбуждала в одинаковой степени и умы, и желудки. Здесь было представлено такое гастрономическое разнообразие и великолепие, что мальчики забыли обо всем.)
4. Почему это «очаровательное зрелище», кроме восхищения, вызвало еще и тяжелый вздох мальчиков?
(Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей)
5. Какое поручение, возложенное на них матерью, выполняли дети?
(Они должны были отнести письмо одному влиятельному лицу с просьбой о помощи.)
Конкурс «Что в черном ящике?»
- В ящике лежит то, что мальчики должны были передать влиятельному и богатому господину. (Конверт с письмом.)
- В ящике лежит то, что стало сюрпризом для семьи Мерцаловых после ухода чудесного доктора. (Денежные купюры.)
6. Накануне какого радостного праздника произошло описываемое событие?
(Рождество)
7. Какую соблазнительную мысль гнали от себя мальчики, пока бежали по праздничным улицам города?
(Дети хотели остановиться на минуту и заглянуть в окна богатого дома, где светятся нарядные елки и звучит музыка.)
8. Как выглядело жилище Мерцаловых?
(Примерный ответ. Покосившийся ветхий дом на пустыре с обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой. Комната находилась в сыром и мрачном подземелье, где пахло керосиновым чадом, детским грязным бельем и крысами.)
9. Почему именно в этот день маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания?
(Примерный ответ. Ребята видели на улице праздничное ликование, прекрасные магазины, сияющие елки, предновогоднее оживление нарядной толпы, а дома их ждали пустые щи, больная сестра, измученная мать с изможденным и почерневшим от горя лицом.)
10. Чем был занят предпраздничный день в семье Мерцаловых?
(Примерный ответ. Семья отчаянно боролась с нищетой. Весь день был занят тем, чтобы посредством нечеловеческих усилий выжать откуда-нибудь хоть несколько копеек на лекарство Машутке.)
Конкурс «Чей портрет?»
- «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без галош. Его руки взбухли и посинели от холода, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца».
(Мерцалов)
- «Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях возле больной девочки».
(Мать Елизавета Ивановна.)
- «…старик небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Скинув пальто, остался в старомодном, довольно поношенном сюртуке. Голос у него был мягкий, ласковый, старческий».
(Чудесный доктор – Пирогов.)
11. Как отзывались люди на просьбу о помощи бедному семейству?
(Помогать отказывались, отговариваясь или праздничными хлопотами, или неимением денег.)
12. Почему Мерцалов, отец семейства, не мог долго находиться дома?
(От чувства собственного бессилия им овладевало желание бежать куда попало без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи.)
13. Какие мысли завладели Мерцаловым в заснеженном парке?
(О самоубийстве.)
14. Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым и не ушел после его злобных выкриков?
(Незнакомец понял, что у человека случилась беда, и захотел ему чем-нибудь помочь.)
15. Почему лицо незнакомца показалось Мерцалову необыкновенным?
(Все отворачивались от бедняка, а этот человек проявил сочувствие. Лицо его было спокойным, ласковым и внушающим доверие.)
16.Чем помог чудесный доктор Мерцалову и его семейству?
(На деньги, полученные от доктора, Мерцалов купил горячей пищи и дров. Доктор осмотрел больную девочку, выписал ей лекарство и согревающий компресс.)
17. Какой главный совет дал доктор бедному семейству?
(«Никогда не падайте духом!»)
18. Почему доктор не назвал своего имени благодарному бедняку?
(Он не считал свой поступок особенным, достойным восхищения. Так должен поступать, по мнению доктора, каждый человек.)
Подведение итогов викторины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.И Куприна "Чудесный доктор"
Презентация содержит понятие "рождественский рассказ", словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание....
Литературная викторина по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет".
Литературная викторина по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет" может использоваться в урочной и внеурочной деятельности. Включает 31 вопрос, охватывающий содержание всего произведения....
А.И. Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа
А.И. Куприн...
А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ
Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу Куприна "Чудесный доктор"...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ"
Данная разработка урока позволит достигнуть следующих целей: Цпознавательные – провести нравственную оценку героев, выяснить какой рассказ называется рождественским.практические...
Презентация к методической разработке урока по литературе в 6 классе по теме "А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ"
Данная презентация содержит сопроводительный материал, а также интерактивные упражнения....
Урок литературы в 6 классе на тему "Рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор". Понятие о рождественском рассказе".
Форма проведения: урок-размышление.Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).Задачи:* о...