Урок. Зачем творить добро
план-конспект урока (музыка) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Гамрекелидзе Анжела Леонтьевна МБОУ СОШ №6 Краснодарский край, г Туапсе, учитель Музыки и ОРКСЭ.
модуль «Основы православной культуры».
Тема урока: Зачем творить добро?
Цель урока: формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.
Задачи урока:
Образовательные:
Выработать понимание терминов «Добро» и «зло»
Развивать умение обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
Учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;
Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу
Развивающие:
Развивать умение работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся, творческих способностей
Оборудование:
Компьютер, экран, проектор. Раздаточный материал: высказывания русских писателей о доброте, притча. Наглядные пособия: цветок желаний, конверты с домашним заданием, таблички – словарь Ожегова, плакат – тема урока.
Предполагаемый результат:
-Учащиеся имеют четкое представление о понятиях «Добро» и «Зло»,
- умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам,
- способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,
- умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.
Тип урока:
Изучение нового материала
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Введение в тему урока.
Чтение стихотворения, выделение основной мысли:
Давайте поклонятся доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
- Какова главная мысль этого стихотворения? (Ответы учащихся))
3) определение темы и цели урока
- Тема нашего урока “Добро и зло” и мы с вами познакомимся с главными моральными понятиями в жизни «Добром» и «Злом». Как вы сами понимаете
значения этих слов? (ответы детей)
Работа с терминами по учебнику.
4) Изучение нового материала
Учитель: Сегодня к нам в гости пришли две буквы «Д» и «З». Буква Д в церковнославянском языке обозначает звук «Д», а имя ее Добро. Слова, в которые входит буква Д имеют чаще всего добрый смысл: дух, душа, дева, друг, дом, добро.
Учитель: И вторая буква – «З» именуется «Земля». Послушайте слова, в которые входит эта буква. Завет – завещание, т. е. соглашение. Заповедь – наказание, повеление. Знамение – чудо. Но в славянской азбуке есть еще звук «З», а имя этой буквы – Зело, переводится на русский язык как «сильно», «очень», «твердо». Произносятся они одинаково, но имена разные. Буква Зело употребляется очень редко. Всего в 8 корнях слов: зло, змий, зверь, зелье, звезда, злак, звездица, зеница. Совет говорящих букв подсказывает, что «… жизнь земли добра».
Фрагмент фильма - “Добро ”
Учитель: Для чего нужно добро?
Ученик: Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.
Учитель: Если в вашей душе поселилась грусть, одиночество,
обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут
- сердечное слово,
- ласковая улыбка,
- дружеское внимание,
- совет.
Учитель: Как вы думаете, а для чего нужно зло?
Ученик: высказать обиду,
- обиженный в отместку поступает плохо,
- наказать за что-то.
Учитель: Добро и зло всегда борются между собой. Какой тому яркий пример мы видим в литературе?
Ученик: - в русских народных сказках
- в литературных произведениях
5)Учитель: Проведем небольшую викторину (ученики разделены на 2 группы задаю по 4 вопроса каждой команде )
1. Какой герой русской народной сказки был наказан за то, что трижды не послушался сестры? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
2. В какой русской народной сказке одна героиня за доброе сердце получает в награду сундук с приданым, жениха и уважение, а другая за злобу - стаю крикливых ворон, позор и унижение? («Морозко»)
3. Героиня какой сказки смогла спасти своего братца из рук Бабы-Яги только тогда, когда перестала гордиться и начала помогать окружающим? («Гуси – лебеди»)
4. Героиня какой сказки А.С. Пушкина наказана за гордыню, зло, жадность, неблагодарность, оставшись с тем, с чем жила первоначально? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. Героиня какой сказки А.С. Пушкина от накопленного в душе зла умирает? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
6. Героиня какой сказки В.А. Жуковского обижена на то что ее не пригласили на пир и наказывает царевну и всех остальных глубоким сном на 300 лет? («Спящая царевна»)
7. Какая сказка Г. Х. Андерсена начинается с рассказа о волшебном зеркале, осколки которого делают человека злым и жестоким? («Снежная королева»)
8. В какой сказке Андерсена героиня ради спасения братьев даёт обет (обещание) молчания и выполняет трудную работу на месте казни? («Дикие лебеди»)
Учитель: В русской литературе много сказок, рассказов про животных. Почему с давних пор сказочники наделяют животных самыми разными чертами характера и качествами, свойственными лишь человеку?
Ученик: Чтобы люди могли взглянуть на свои поступки со стороны, чтобы что-то понять и перенять, чему-то научиться, а что-то устранить, искоренить, изменить.
Учитель: Какое свойство присуще сказочным историям? Почти всем сказочным историям присуще замечательное свойство – в них добро побеждает зло и добрый герой, даже самый маленький, за свои хорошие дела оказывается вознагражден. (примеры детей)
Учитель: Послушаем маленькую притчу о белке и волке. А что такое притча?
Ученик: Притча – это иносказательный рассказ с нравоучением.
Ученик: Притча о белке и волке.
Учитель: В чём заключается нравоучение в этой притче? Дома вы читали рассказы о добрых и злых действиях животных. Давайте поделимся мыслями, впечатлениями о прочитанном.
5) Работа в группах
Каждая группа приводит примеры из жизни, факты из СМИ о том как животные помогают людям.
Учитель: Сегодня речь о доброте и зле. В некоторых животных доброта заложена с рождения. Они по своей природе добры, хотя и не понимают, что такое доброта. Поэтому животные не задумываются, как поступить, когда их товарищи нуждаются в помощи, а сразу ее оказывают. Вы тоже с рождения получаете знания о добре и зле, но в отличие от животных у вас свободная воля. Мы можем помочь попавшему в беду, или, испугавшись, убежать, накормить голодного, подать милостыню или же равнодушно пройти мимо. От чего зависит выбор? Надо ли громко заявлять о своих добрых делах, легко ли быть добрым? У добра много врагов: злословие, зависть, ябедничество, а Добро – это любовь
Учитель: Ради чего, по вашему мнению, живет человек? (Человек живет ради того, чтобы люди, окружающие его, становились счастливее и добрее)
- Какие краски использовали бы вы, каким себе представляете доброго человека? (эстафета, дети рисуют элементы по очереди)
- Какие краски использовали бы вы, каким себе представляете злого человека? (эстафета, дети рисуют элементы по очереди)
- Что вы можете сказать о таких людях?
- Как вы думаете, каких людей в нашем мире больше?
- Каких людей в мире должно быть больше? Почему?
- Посмотрите на экран и подумайте о том, что окружает нас каждый день.
Фрагмент фильма – “Зло”
Учитель: Что вы почувствовали, какие эмоции ощутили, глядя на экран?
- Какое желание возникло у вас? (Изменить…сделать что-то…)
Учитель: Скажите как можно больше добрых человеческих качеств, которыми должен обладать человек.
Ученик: Милосердие, сострадание, трудолюбие, добродушие, благодарность, уважение, бесстрашие, скромность….
Учитель: - Какие правила должны соблюдать добрые люди, выполняя которые мы могли бы победить зло и стать лучше?
Учитель: Предлагайте свои идеи, а потом все вместе мы создадим Кодекс добра. (предложения ребят, учитель фиксирует на доске)
6) Аукцион пословиц и поговорок
команды называют
пословицы и поговорки о добре и зле подготовленные дома
1.На зло молящего Бог не слушает.
2.Во зле жить – по миру ходить.
3.Мой первый злодей – лень, другой злодей – язык, третий – соблазн.
Добрые пословицы:
1. Кто добро творит, того Бог благословит.
2. Час в добре пробудешь – все горе забудешь.
3. Бедного обижать – себе добра не желать.
4. Добрый человек – в добре проживет век.
5. Добро творить – себя веселить.
6. Тьма свету не любит, злой добро не терпит.
Учитель: Вам уже почти всем исполнилось 10 лет. Какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни? А ваши близкие?
Игра “Волшебство добрых дел”.
Предлагаю каждому ученику совершить «волшебство»: придумать и осуществить для конкретного человека что-то приятное. Каждый озвучивает свой выбор. А тем ученикам кому не досталось подарков, сюрпризы готовит
учитель
8) Рефлексия.
Вопросы | Ответы |
- Хотите ли вы продолжить разговор на следующем уроке? | |
- Что вас поразило на сегодняшнем уроке? | |
- Над чем заставил задуматься этот урок? - О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем уроке? | |
- Что стало самым важным на уроке? | |
-мое ощущение на уроке |
|
Отлично Хорошо Плохо
Отлично хорошо плохо
9)Домашнее задание
Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал для выполнения то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока
Нарисовать рисунок по теме “Улица добра”.
Написать сочинение – рассуждение по теме “Спешите делать добро”.
Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
Сделать доброе дело.
Выполнить коллаж «Что такое хорошо? и что такое плохо?»
Дополнить Кодекс добра.
Найти пословицы высказывания о добре и зле и объяснить их смысл.
Мудрые мысли о добре и зле
Учитель: Спасибо всем за урок.
- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.
- В память о сегодняшнем уроке я каждому приготовила подарок. (Кодекс добра)
- Пусть же этот Кодекс станет для вас важным документом и поможет в жизни быть добрым человеком, научит вас отличать добро от зла
И запомните главное:
Не завидуйте чужому добру, довольствуйтесь тем, что имеете. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – злые дела.
« КОДЕКС ДОБРА»_________
- Делай добро.
- Люби и прощай людей.
- Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
- Бойся обидеть человека.
- Лучше отдай свое, чем возьми чужое.
Используемый учебный материал
литература для учителя:
Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики»
М.Просвещение, 2010г.
Учебное пособие «Основы православной культуры» М.Просвещение, 2010г.
Сборник «Зёрнышки» Добрые истории для маленьких ребят. Рязань, 2008г.
Юности честное зерцало. Программы по нравственному воспитанию школьников. М. 5 за знания. 2005г.
Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности. М.ТЦ Сфера
2005г.
Классные дела в начальной школе. М.ТЦ Сфера 2005г.
Внеклассные мероприятия. М. ВАКО 2005г.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1-4 классов. М. Лика, 2006г
Учебные пособия для учеников:
Учебное пособие «Основы православной культуры» М.Просвещение, 2010г.
Электронное приложение к учебному пособию «Основы православной культуры»
Видеоматериалы
Фрагменты фильма «Добро и зло»
Запись песни «Дорога добра»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по Основам православной культуры:Зачем творить добро?
Урок создан на основе методических рекомендаций к учебнику А.В. Кураева "Основы Православной культуры", 4-5.Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от ...
Разработка урока.Зачем творить добро?
В помощь учителю, преподающему курс ОРКСЭ в начальных классах....
Разработка урока по ОРКСЭ ( ОПК) "Зачем творить добро"
Урок по предмету ОРКСЭ ( Основы православной культуры) направлен на развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личностиЗадачи:Разъяснить обуч...
Урок ОРКСЭ "Зачем творить добро"
Урок разработан по учебнику Кураева "Православная культура" 4- 5 кл. Урок приближен к новым стандартам ФГОС, составлена технологическая карта. Будет интересен учителям ОРКСЭ....
Урок по ОПК в 4 классе "Зачем творить добро?"
Материал для уроков ОПК 4 класс...
План-конспект урока ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме «Зачем творить добро?» 4 класс
Тема урока: «Зачем творить добро?»Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать п...
Конспект урока "Зачем творить добро"
Творить добро – духовная радость...