Урок литературы (внеклассного чтения) по теме: «Какие подарки нам посылаем Бог, или Как сделать правильный выбор между добром и злом» (по сказке Л. Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)
методическая разработка по литературе (5 класс)
Урок предполагает использование технологии проблемного обучения, технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы (внеклассного чтения) по теме:
«Какие подарки нам посылаем Бог, или Как сделать правильный выбор между добром и злом»
(по сказке Л. Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)
Цели:
- обучающая - совершенствование навыков анализа прозаического произведения;
- развивающая – развитие эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
совершенствование речевых навыков и умений;
- воспитательная – пробудить в детях чувство добра и любви к людям и животным.
Оборудование: художественный текст, карточки, видеоролик, мультимедийный проектор, компьютер.
Методы обучения: проблемное обучение, технология критического мышления.
Актуализация внимания: приём «яркого пятна» Проблемный диалог Слайд 1 «Ролик «Притча о двух волках» | Добрый день, мои дорогие пятиклассники и уважаемые гости! Сегодня на урок я пришла без учебников, тетрадок, но принесла необычный, а можно даже сказать, волшебный чемоданчик. В нём всего лишь 3 подарка, ведь по законам сказки больше их просто не может быть. Итак, я открываю его и достаю 1-й подарок – 7 карточек с буквами, используя которые вы попробуете составить слово | Карточки на магниты на доску, дети составляют слово Двое учащихся выходят к доске и составляют слово ДОБРОТА |
- А что для каждого из вас означает выражение «быть добрым»? - А быть добрым просто? - Считаете ли вы, что у человека всегда есть выбор: поступать по-доброму или, наоборот, совершать хоть иногда злые поступки? Чтобы вам было проще найти ответы на эти непростые вопросы, я вручаю вам 2-й подарок. Вы услышали христианскую притчу. - На ваших рабочих листах есть определение притчи, внимательно прочитайте его и выделить самое важное в определении. - Как вы поняли иносказательный смысл притчи? -Что самое сложное в этой ситуации? | Дети отвечают: *совершать добрые дела *приходить на помощь *проявлять сочувствие *не делать зла *быть милосердными….. Дарю карточку с волком. Просмотр ролика «Притча о двух волках» Иносказательный, поучительный смысл Каждый волк – это часть нас самих. Если мы будем сеять зло, кормить злого волка, - будем злыми, если будет творить добро, кормить доброго волка, - будем добрыми. Т.е. всё зависит только от нас. Сделать правильный выбор. | |
Целеполагание Слайд 2 Петрушевская Слайд 3 «Тема и цели» | Именно о доброте, о выборе между добром и злом сказка российской писательницы Людмилы Стефановны Петрушевской «Котёнок Господа Бога» Автор в одном из интервью однажды сказала: «Свои загадочные, странные, мистические истории я расскажу, ни единым словом не раскрывая их тайны…» - Какую же тайну мы должны с вами разгадать в сказке «Котёнок Господа Бога»? Обратите внимание на слова на слайде: подарок, Бог, мы – и, если сможете, определить тему нашего урока. - А определить цель нашего урока вам помогут слова – подсказки. Раскрытая тайна Л. Петрушевской – это и будет результатом нашей с вами работы. | Предположения – затем тема на слайде с дополнением Определяют цели урока |
Анализ сказки Слайд 4 «Таблица» | Итак, перед нами непростая задача – понять, что за подарок послан на землю самим Богом и зачем он нужен людям. Обратимся к названию сказки и представим двух котят: обычного и Господа Бога. - Каким вы видите обычного котёнка? -А каким представляете котёнка Господа Бога? -А какой она на самом деле? Найдите его описание. -Что в нём необычного или чудесного? Автор не говорит читателю, зачем послан на землю, а вы можете предположить, какова его миссия? Теперь мы точно знаем, что у котёнка есть очень важное поручение самого Господа Бога, который верит в людей, ибо посылает на землю беззащитное существо. Итак, котёнок попадает в мир людей: взрослых и детей. И мы с вами познакомимся с основными героями сказки.
- Какую характеристику Петрушевская даёт мальчику, который и увидел первым этого котёнка? - Чувствует ли ребёнок заботу, любовь со стороны взрослых: матери, бабки? - Кто так же, как мальчик, одинок в этой деревне? - Обратите внимание на порядок слов в этом предложении. Случайно ли использован обратный порядок слов? Как нам привычнее читать предложение? - Согласитесь, что эта бабушка отличается от родной бабушки мальчика? Что необычного в описании бабушки мальчика? - У вас, читателей, сформировалось отношение к бабушкам? Какое? - Итак, в одной деревне два одиноких человека: бабушка и мальчик. И тут появляется ещё одинокое существо – котёнок. Как мальчику поступить с ним? Представьте себя на месте его. - Неслучайно в этом момент выбора появляются два необычных персонажа: ангел – хранитель и бес. Вам предлагается в парах поработать с таблицей и текстом сказки: найти предложения ангела и беса, выписать их действия по отношению к мальчику. Представьте результаты своей работы и сравните их с содержанием слайда - Кто оказался сильнее и почему? Что стало решающим в выборе мальчика? - Неужели победило зло и нарушились законы сказки? -Вспомните, вы считали котёнка Господа Бога чудесным. Совершил ли он какое-то чудо? - А с мальчиком произошло чудо? - Вряд ли это можно назвать чудом! -Кто виноват в случившемся с мальчишкой? Бес? Взрослые? Сам мальчик? Не ангел и не бес – они лишь указывают путь. Взрослые? Да, в определённой степени, ведь им нет дела до мира 6-летнего ребёнка, они не желают жертвовать собственным комфортом ради какого-то блохастого котёнка… Мальчик? Вряд ли. Ребёнок совершает необдуманный поступок, по природе своей оставаясь добрым. Выбор дался герою нелегко! | Ответы Необычный, волшебный, чудесный Работа с текстом Ничего, но он всё равно особенный, так как снаряжён на землю самим Богом Испытать людей на человечность, научить доброте и состраданию…. Работа с текстом: «выгнанный внук» Нет, он одинок Бабушка, которая решила умирать Показать её одиночество – «одна бабка в деревне» (акцент на слове «одна») – никому не нужна, даже собственному сыну, не то что уж соседям Работа с текстом: «функционировала» (как какой-то механизм, который выполняет нужные функции. Ответы: Одинокая бабушка вызывает сочувствие, желание помочь, вернуть к жизни, хочется, чтобы приехал сын Бабушка мальчика неприятна, хочется от неё сбежать. БАБКА! Ответы, Работа с текстом Мальчик размышляет, в раздумьях. Работа с таблицей, текстом К сожалению, бес. Малина манила! Ответы: Нет, победило добро. Мы совсем упустили из виду, переживая за мальчишку, бабушку, которая приютила котёнка, брошенного ей через забор, накормила его, приласкала. Она стала чувствовать себя лучше, передумала умирать, и сын к ней внезапно приехал с семьёй.
Послушался совета бабки и кидал котёнка за заборы, поддался уговорам беса, соблазнившись спелой чужой малиной и залез в чужой сад, за что и получил по шее. Работа по колонкам. Варианты ответов и доводов |
Обобщение | А мы оказались перед финалом сказки и по правилам жанра ждём счастливый конец. Прочитайте его выразительно. - В чём смысл финала? -Мальчик получил важный жизненный урок. Какой? - А каким же подарком оказался котёнок? Я думаю, что сейчас вы без особого труда разгадаете тайну Петрушевской. | Читает 1 ученик Мир и счастье можно обрести в семье, где любят друг друга, где отношения строятся на заботе, доброте и теплоте. Всё зависит от нас: нужно чаще совершать добрые поступки и кормить того волка – волка добра. Тогда и мир станет добрее. Мир, добрые отношения в семье. Варианты ответов |
Рефлексия | Свою работу на уроке вы сегодня оцените не привычным способом с помощью какой-либо оценки. На рабочих листках закончите, пожалуйста, фразу «Для меня доброта – это…» | Заполняют |
PS | А в моём чемоданчике остался последний подарок | Ролик |
Вывод Слайд 5 | Наш чемоданчик пуст, но он опять когда-либо чем-то будет наполнен, как и ваша дальнейшая жизнь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога"
урок внеклассного чтения в 5 классе "Твори добро на всей Земле"по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога" с внедрением национально-регионального компонента....
Тема урока литературы (Внеклассное чтение): В поисках смысла жизни (По книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»)
Открытый урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе на тему«В поисках смысла жизни» по книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»(В рамках конкурса к Дню православной к...
Тема урока литературы (Внеклассное чтение): В поисках смысла жизни (По книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»)
Открытый урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе на тему«В поисках смысла жизни» по книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»(В рамках конкурса к Дню православной к...
Методическая разработка урока литературы внеклассного чтения в 6 классе: Как научиться любить ближнего?
Знакомство с православной книгой А.Ткачева "Ступени к небу". Доступное разъяснение заповедей Христовых для читателей. Как научиться любить людей?...
Методическая разработка урока литературы внеклассного чтения в 6 классе: Как научиться любить ближнего?
Знакомство с православной книгой А.Ткачева "Ступени к небу". Доступное разъяснение заповедей Христовых для читателей. Как научиться любить людей?...
Урок литературы (внеклассное чтение) Рождественская тема в рассказе Леонида Андреева «Ангелочек»
Приводится разработка урока литературы 6 класс...
Урок литературы внеклассного чтения в 5 классе по произведению А.Дюнана "Воспоминание о битве при Сольферино"
Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе по УМК "Вокруг тебя - мир..." знакомит с дейстаием Международного Красного Креста, воспитывает чувство гуманизма, уч...