Урок литературы (внеклассного чтения) по теме: «Какие подарки нам посылаем Бог, или Как сделать правильный выбор между добром и злом» (по сказке Л. Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)
методическая разработка по литературе (5 класс)

Черныш Татьяна Ивановна

Урок предполагает использование технологии проблемного обучения, технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы (внеклассного чтения)  по теме:

«Какие подарки нам посылаем Бог, или  Как сделать правильный выбор между добром и злом»

(по сказке Л. Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)

Цели:

  • обучающая - совершенствование навыков анализа прозаического произведения;
  • развивающая – развитие эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

          совершенствование речевых навыков и умений;

  • воспитательная – пробудить в детях чувство добра и любви к людям и животным.

Оборудование: художественный текст, карточки, видеоролик,                мультимедийный проектор, компьютер.

Методы обучения: проблемное обучение, технология критического мышления.

Актуализация внимания: приём «яркого пятна»

Проблемный диалог

Слайд 1 «Ролик  «Притча о двух волках»

    Добрый день, мои дорогие пятиклассники и уважаемые гости!

    Сегодня на урок я пришла без учебников, тетрадок, но принесла необычный, а можно даже сказать, волшебный чемоданчик. В нём всего лишь 3 подарка, ведь по законам сказки больше их просто не может быть. Итак, я открываю его и достаю 1-й подарок – 7 карточек с буквами, используя которые вы попробуете составить слово

Карточки на магниты на доску, дети составляют слово

Двое учащихся выходят к доске и составляют слово ДОБРОТА

- А что для каждого из вас означает выражение «быть добрым»?

- А быть добрым просто?

- Считаете ли вы, что у человека всегда есть выбор: поступать по-доброму или, наоборот, совершать хоть иногда злые поступки?

Чтобы вам было проще найти ответы на эти непростые вопросы, я вручаю вам 2-й подарок.

Вы услышали христианскую притчу.

- На ваших рабочих листах есть определение притчи, внимательно прочитайте его и выделить самое важное в определении.  

- Как вы поняли иносказательный смысл притчи?

-Что самое сложное в этой ситуации?

Дети отвечают:

*совершать добрые дела

*приходить на помощь

*проявлять сочувствие

*не делать зла

*быть милосердными…..

Дарю карточку с волком.

Просмотр ролика «Притча о двух волках»

Иносказательный, поучительный смысл

Каждый волк – это часть нас самих. Если мы будем сеять зло, кормить злого волка, - будем злыми, если будет творить добро, кормить доброго волка, - будем добрыми. Т.е. всё зависит только от нас.

Сделать правильный выбор.

Целеполагание

Слайд 2 Петрушевская

Слайд 3 «Тема и цели»

Именно о доброте, о выборе между добром и злом сказка российской писательницы Людмилы Стефановны Петрушевской «Котёнок Господа Бога»

Автор в одном из интервью однажды сказала: «Свои загадочные, странные, мистические истории я расскажу, ни единым словом не раскрывая их тайны…»

- Какую же тайну мы должны с вами разгадать в сказке «Котёнок Господа Бога»? Обратите внимание на слова на слайде: подарок, Бог, мы – и, если сможете, определить тему нашего урока.

- А определить цель нашего урока вам помогут слова – подсказки.

 Раскрытая тайна Л. Петрушевской – это и будет результатом нашей с вами работы.

Предположения – затем тема на слайде с дополнением

Определяют цели урока

Анализ сказки

Слайд 4 «Таблица»

Итак, перед нами непростая задача – понять, что за подарок послан на землю самим Богом и зачем он нужен людям.

Обратимся к названию сказки и представим двух котят: обычного и Господа Бога.

- Каким вы видите обычного котёнка?

-А каким представляете котёнка Господа Бога?

-А какой она на самом деле? Найдите его описание.

-Что в нём необычного или чудесного?

Автор не говорит читателю, зачем послан на землю, а вы можете предположить, какова его миссия?

Теперь мы точно знаем, что у котёнка есть очень важное поручение самого Господа Бога, который верит в людей, ибо посылает на землю беззащитное существо. Итак, котёнок попадает в мир людей: взрослых и детей. И мы с вами познакомимся с основными героями сказки.

 

- Какую характеристику Петрушевская даёт мальчику, который и увидел первым этого котёнка?

- Чувствует ли ребёнок заботу, любовь со стороны взрослых: матери, бабки?

- Кто так же, как мальчик, одинок в этой деревне?

- Обратите внимание на порядок слов в этом предложении. Случайно ли использован обратный порядок слов? Как нам привычнее читать предложение?

- Согласитесь, что эта бабушка отличается от родной бабушки мальчика? Что необычного в описании бабушки мальчика?

- У вас, читателей, сформировалось отношение к бабушкам? Какое?

- Итак, в одной деревне два одиноких человека: бабушка и мальчик. И тут появляется ещё одинокое  существо – котёнок. Как мальчику поступить с ним? Представьте себя на месте его.

- Неслучайно в этом момент выбора появляются два необычных персонажа: ангел – хранитель и бес.

Вам предлагается в парах поработать с таблицей и текстом сказки: найти предложения ангела и беса, выписать их действия по отношению к мальчику.

Представьте результаты своей работы и сравните их с содержанием слайда

- Кто оказался сильнее и почему? Что стало решающим в выборе мальчика?

- Неужели победило зло и нарушились законы сказки?

-Вспомните, вы считали котёнка Господа Бога чудесным. Совершил ли он какое-то чудо?

- А с мальчиком произошло чудо?

- Вряд ли это можно назвать чудом!

-Кто виноват в случившемся с мальчишкой? Бес? Взрослые? Сам мальчик?

 Не ангел и не бес – они лишь указывают путь.

Взрослые? Да, в определённой степени, ведь им нет дела до мира 6-летнего ребёнка, они не желают жертвовать собственным комфортом ради какого-то блохастого котёнка…

Мальчик? Вряд ли. Ребёнок совершает необдуманный поступок, по природе своей оставаясь добрым. Выбор дался герою нелегко!

Ответы

Необычный, волшебный, чудесный

Работа с текстом

Ничего, но он всё равно особенный, так как снаряжён на землю самим Богом

Испытать людей на человечность, научить доброте и состраданию….

Работа с текстом: «выгнанный внук»

Нет, он одинок

Бабушка, которая решила умирать

Показать её одиночество – «одна бабка в деревне» (акцент на слове «одна») – никому не нужна, даже собственному сыну, не то что уж соседям

Работа с текстом: «функционировала»  (как какой-то механизм, который выполняет нужные функции.

Ответы: Одинокая бабушка вызывает сочувствие, желание помочь, вернуть к жизни, хочется, чтобы приехал сын

Бабушка мальчика неприятна, хочется от неё сбежать. БАБКА!

Ответы, Работа с текстом

Мальчик размышляет, в раздумьях.

Работа с таблицей, текстом

К сожалению, бес. Малина манила!

Ответы:

Нет, победило добро. Мы совсем упустили из виду, переживая за мальчишку, бабушку, которая приютила котёнка, брошенного ей через забор, накормила его, приласкала.

Она стала чувствовать себя лучше, передумала умирать, и сын  к ней внезапно приехал с семьёй.

 

Послушался совета бабки и кидал котёнка за заборы, поддался уговорам беса, соблазнившись спелой чужой малиной и залез в чужой сад, за что и получил по шее.

Работа по колонкам.

Варианты ответов  и доводов

Обобщение

А мы оказались перед финалом сказки и по правилам жанра ждём счастливый конец.

Прочитайте его выразительно.

- В чём смысл финала?

-Мальчик получил важный жизненный урок. Какой?

- А каким же подарком оказался котёнок?

Я думаю, что сейчас вы без особого труда разгадаете тайну Петрушевской.

Читает 1 ученик

Мир и счастье можно обрести в семье, где любят друг друга, где отношения строятся на заботе, доброте и теплоте.

Всё зависит от нас: нужно чаще совершать добрые поступки и кормить того волка – волка добра. Тогда и мир станет добрее.

Мир, добрые отношения в семье.

Варианты ответов

Рефлексия

Свою работу на уроке вы сегодня оцените не привычным способом с помощью какой-либо оценки. На рабочих листках закончите, пожалуйста, фразу «Для меня доброта – это…»

Заполняют

PS

А в моём чемоданчике остался последний подарок

Ролик

Вывод

Слайд 5

Наш чемоданчик пуст, но он опять когда-либо чем-то будет наполнен, как и ваша дальнейшая жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога"

урок внеклассного чтения в 5 классе "Твори добро на всей Земле"по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога" с внедрением национально-регионального компонента....

Тема урока литературы (Внеклассное чтение): В поисках смысла жизни (По книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»)

Открытый урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе на тему«В поисках смысла жизни» по книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»(В рамках конкурса к Дню православной к...

Тема урока литературы (Внеклассное чтение): В поисках смысла жизни (По книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»)

Открытый урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе на тему«В поисках смысла жизни» по книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»(В рамках конкурса к Дню православной к...

Методическая разработка урока литературы внеклассного чтения в 6 классе: Как научиться любить ближнего?

Знакомство с православной книгой А.Ткачева "Ступени к небу". Доступное разъяснение заповедей Христовых для читателей. Как научиться любить людей?...

Методическая разработка урока литературы внеклассного чтения в 6 классе: Как научиться любить ближнего?

Знакомство с православной книгой А.Ткачева "Ступени к небу". Доступное разъяснение заповедей Христовых для читателей. Как научиться любить людей?...

Урок литературы внеклассного чтения в 5 классе по произведению А.Дюнана "Воспоминание о битве при Сольферино"

Урок  внеклассного чтения по  литературе  в 5 классе по УМК "Вокруг тебя - мир..." знакомит с дейстаием Международного Красного Креста, воспитывает чувство гуманизма,  уч...