Методическая разработка вводного урока по литературе в 8 классе
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Данная разработка представляет собой конспект вводного урока по литературе в 8 классе. В ходе урока предполагается наличие разных интересных видов деятельности.Детям предстоит вспомнить произведения, прочитанные летом, а также в предыдущие годы обучения, порассуждать о классификациях, применимых к литературе, познакомиться с учебником и подумать о связи литературы и истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vvodnyy_urok.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ГБОУ СОШ №507 Московского р-на г. Санкт-Петербурга»
Методическая разработка урока по литературе
“Вводный урок по литературе в 8 классе. Литература и история”
Автор: учитель русского языка и литературы
Тимофеева Светлана Александровна.
Санкт-Петербург
2016
Вводный урок. Литература и история.
Цели: повторить изученное в предыдущих классах; познакомить учащихся со структурой учебника, выяснить логику построения произведений, изучаемых в 8 классе, выявить уровень прочтения произведений, данных на лето;
Методические приемы: повторение изученного, работа с учебником, беседа, письменная работа в творческой форме.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Мотивация учебной деятельности.
- Надеюсь, что вы все хорошо отдохнули летом, теперь нам с вами предстоит окунуться в прекрасный и удивительный мир литературы, благодаря которой мы можем побывать в разных местах на нашей планете, также в разных эпохах, мы сможем увидеть разных людей с необычными судьбами, понаблюдать за развитием любовных чувств и многим другим.” Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени, бережно несущие драгоценный груз от поколения к поколению”.
III. Беседа по прочитанным книгам.
- Какие книги вы прочитали этим летом?
- Какие произвели на вас наибольшее впечатление?
- Какие книги вы бы посоветовали своим одноклассникам?
- Какие герои вам запомнились? Когда вы сочувствовали, переживали, гордились ими?
- Какие стихотворения вам понравились?
Творческое задание. Напишите несколько предложений, адресуя их вашему любимому герою (из произведений, прочитанных летом). О чём вы бы хотели спросить этого персонажа? Что сказать? Чем восхитил или расстроил вас тот или иной его поступок и т.д.
IV. Повторение изученного.
- Итак, какие произведения, изученные нами ранее, вам запомнились? Чем именно?
V. Слово учителя.
- Ребята, а что такое “литература”?
- Литература (от лат. “написанное”) – совокупность письменных и печатных произведений народа/ всего человечества.
- А зачем появилась и почему до сих пор существует литература?
- Передает опыт, накопленный людьми, ведь пишут о человеке и для человека.
- А как бы можно было классифицировать литературу, по каким признакам?
- По родам (3 кита – эпос, лирика, драма)
- По жанрам
- По тематике
- По писателям
- По странам
- По времени.
- Верно, произведение создается в какое-то историческое время, и так или иначе изображает исторический контекст, историческое время. В разные эпохи люди жили совершенно по-разному, но вот какие проблемы стояли перед людьми? Наверное, во многом схожие. Что же все-таки нам предстоит изучать в этом году?
VI. Знакомство с учебником.
- Что изображено на развороте?
- Москва, столица нашей великой страны. Как вы думаете, Москва какого времени здесь изображена? По каким деталям можно об этом судить?
- Попробуйте узнать писателей по портретам. Есть ли портреты незнакомых вам писателей?
- Откроем форзац. Прочитаем стихотворение П.Вяземского “Москва”.
- Про что это стихотворение?
- Про величие и красоту Москвы-столицы России, а также про то великое время, овеянное славой гордых мужей своей Родины, про историю – “доблестный отблеск отцов”.
- Каким пафосом наполнено стихотворение? Какой предстает перед нами Москва? Сравните с иллюстрациями.
- Москва красивая (белокаменная, златоглавая), город будто бы любуется своими просторами, своей красотой (гордым величием красуясь), Москва величественная. Здесь много церквей, реки, леса, прочные стены башен – все говорит о роли этого прекрасного города, ведь именно здесь чувствуется вся великая история России, здесь “льется на позднее племя доблестный отблеск отцов”. Вся сила и мощь России, её необозримые просторы, богатства, исконно-православная вера – все отразилось в этом стихотворении, которое наполнено гордостью за свою страну и народ.
VII. Чтение статьи учебника.
Устные ответы на вопросы 1-3.
(В предыдущих классах на страницах произведений встречались со следующими историческими деятелями: Петр 1 (“Полтава”, “Медный всадник”), Карл XII (“Полтава”), Вещий Олег (“Песнь о вещем Олеге”), Иван Грозный (“Песнь про купца Калашникова”), Елизавета Петровна (“Ода на день восшествия…”)
3в. (Важные исторические события, отраженные в произведениях, с которыми знакомились: Гибель Олега, правление Ивана Грозного, вражда донских казаков с Польшей, Северная война, воцарение Елизаветы Петровны, Бородинская битва, отмена крепостного права, Великая Отечественная война).
- Обратимся к списку произведений, которые мы будем изучать в этом году (1 часть учебника). Открываем содержание. С какими историческими деятелями нам предстоит встретиться на страницах произведений?
(Емельян Пугачев, Ермак Тимофеевич, Ал.Невский).
- Обратите внимание, по какому принципу расположены произведения?
Хронологический принцип (< chronos – время, Хронос в древнегреч. мифологии – бог времени) – способ расположения событий в их временной последовательности.
(однокорен. хроника, хронометр, cинхронный).
VIII. Рефлексия.
- Итак, как же связана литература и история, время?
IX. Домашнее задание: составить письменный план вступительной статьи и подготовить её пересказ.
*Примерный план:
1. Связь человека с историей страны.
2.Неразрывность истории, публицистики и литературы в древности.
3.Выделение истории в отдельную науку.
4. Интерес писателей к историческому прошлому своей страны.
5. Разные подходы писателей к вопросам истории.
6. Историзм всей русской литературы.
7.Связь русских писателей с самыми выдающимися страницами русской истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного урока по литературе в 5 классе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Даниловская средняя общеобразовательная школа» КВН по творчеству Ивана Андреевича Крылова ...
Разработка вводного урока по литературе в 5 классе.
Тема: Роль книги в жизни человека....
Методическая разработка вводного урока по теме "Многогранники" для 10 класса по геометрии
Конспект урока и методичекие рекомендации к уроку...
Методическая разработка вводного урока по пескографии "Подводный мир".
Данный материал содержит сценарий вводного урока по пескографии для обучающихся 7-9 лет, а так же примеры детских работ.Ссылка на видеоролик о подводном мире - https://www.youtube.com/watch?v=iiy...
Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни
Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....
Методическая разработка нетрадиционного урока по литературе в 5 классе (урок-сказка) на тему: «Дидед чIалаз вафалу жен гьар са кас» Выполнила: Рамазанова М.К., учитель родного языка и литературы
Данная методическая разработка составлена к уроку лезгинской литературы в 5 классе в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. Актуально...