Методическая разработка вводного урока по литературе в 8 классе
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Тимофеева Светлана Александровна

Данная разработка представляет собой конспект вводного урока по литературе в 8 классе. В ходе урока предполагается наличие разных интересных видов деятельности.Детям предстоит вспомнить произведения, прочитанные летом, а также в предыдущие годы обучения, порассуждать о классификациях, применимых к литературе, познакомиться с учебником и подумать о связи литературы и истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_vvodnyy_urok.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ГБОУ СОШ №507 Московского р-на г. Санкт-Петербурга»

Методическая разработка урока по литературе

              “Вводный урок по литературе в 8 классе. Литература и история”

                                                

                                                     

Автор: учитель русского языка и литературы

                                            Тимофеева Светлана Александровна.

                                                               

Санкт-Петербург

2016

Вводный урок. Литература и история.

Цели: повторить изученное в предыдущих классах; познакомить учащихся со структурой учебника, выяснить логику построения произведений, изучаемых в 8 классе, выявить уровень прочтения произведений, данных на лето;

Методические приемы: повторение изученного, работа с учебником, беседа, письменная работа в творческой форме.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Мотивация учебной деятельности.

- Надеюсь, что вы все хорошо отдохнули летом, теперь нам с вами предстоит окунуться в прекрасный и удивительный мир литературы, благодаря которой мы можем побывать в разных местах на нашей планете, также в разных эпохах, мы сможем  увидеть разных людей с необычными судьбами, понаблюдать за развитием любовных чувств и многим другим.” Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени, бережно несущие драгоценный груз от поколения к поколению”.

 III. Беседа по прочитанным книгам.

- Какие книги вы прочитали этим летом?

- Какие произвели на вас наибольшее впечатление?

- Какие книги вы бы посоветовали своим одноклассникам?

- Какие герои вам запомнились? Когда вы сочувствовали, переживали, гордились ими?

- Какие стихотворения вам понравились?

Творческое задание. Напишите несколько предложений, адресуя их вашему любимому герою (из произведений, прочитанных летом). О чём вы бы хотели спросить этого персонажа? Что сказать? Чем восхитил или расстроил вас тот или иной его поступок и т.д.

IV. Повторение изученного.

- Итак, какие произведения, изученные нами ранее, вам запомнились? Чем именно?

V. Слово учителя.

- Ребята, а что такое “литература”?

- Литература (от лат. “написанное”) – совокупность письменных и печатных произведений народа/ всего человечества.

- А зачем появилась и почему  до сих пор существует литература?

- Передает опыт, накопленный людьми, ведь пишут о человеке и для человека.

- А как бы можно было классифицировать литературу, по каким признакам?

- По родам (3 кита – эпос, лирика, драма)

- По жанрам

- По тематике

- По писателям

- По странам

- По времени.

- Верно, произведение создается в какое-то историческое время, и так или иначе изображает исторический контекст, историческое время. В разные эпохи люди жили совершенно по-разному, но вот какие проблемы стояли перед людьми? Наверное, во многом схожие. Что же все-таки нам предстоит изучать в этом году?

VI. Знакомство с учебником.

- Что изображено на развороте?

- Москва, столица нашей великой страны. Как вы думаете, Москва какого времени здесь изображена? По каким деталям можно об этом судить?

- Попробуйте узнать писателей по портретам. Есть ли портреты незнакомых вам писателей?

- Откроем форзац. Прочитаем стихотворение П.Вяземского “Москва”.

- Про что это стихотворение?

- Про величие и красоту Москвы-столицы России, а также про то великое время, овеянное славой гордых мужей своей Родины, про историю – “доблестный отблеск отцов”.

- Каким пафосом наполнено стихотворение? Какой предстает перед нами Москва? Сравните с иллюстрациями.

- Москва красивая (белокаменная, златоглавая), город будто бы любуется своими просторами, своей красотой (гордым величием красуясь), Москва величественная. Здесь много церквей, реки, леса, прочные стены башен – все говорит о роли этого прекрасного города, ведь именно здесь чувствуется вся великая история России, здесь “льется на позднее племя доблестный отблеск отцов”. Вся сила и мощь России, её необозримые просторы, богатства, исконно-православная вера – все отразилось в этом стихотворении, которое наполнено гордостью за свою страну и народ.

VII. Чтение статьи учебника.

Устные ответы на вопросы 1-3.

(В предыдущих классах на страницах произведений встречались со следующими историческими деятелями:  Петр 1 (“Полтава”, “Медный всадник”), Карл XII (“Полтава”), Вещий Олег (“Песнь о вещем Олеге”), Иван Грозный (“Песнь про купца Калашникова”), Елизавета Петровна (“Ода на день восшествия…”)

3в. (Важные исторические события, отраженные в произведениях, с которыми знакомились: Гибель Олега, правление Ивана Грозного, вражда донских казаков с Польшей, Северная война, воцарение Елизаветы Петровны, Бородинская битва, отмена крепостного права, Великая Отечественная война).

- Обратимся к списку произведений, которые мы будем изучать в этом году (1 часть учебника). Открываем содержание. С какими историческими деятелями нам предстоит встретиться на страницах произведений?

(Емельян Пугачев, Ермак Тимофеевич, Ал.Невский).

- Обратите внимание, по какому принципу расположены произведения?

Хронологический принцип (< chronos – время, Хронос  в древнегреч. мифологии – бог времени) – способ расположения событий в их временной последовательности.

(однокорен. хроника, хронометр, cинхронный).

VIII. Рефлексия.

- Итак, как же связана литература и история, время?

IX. Домашнее задание: составить письменный план вступительной статьи и подготовить её пересказ.

*Примерный план:

1. Связь человека с историей страны.

2.Неразрывность истории, публицистики и литературы в древности.

3.Выделение истории в отдельную науку.

4. Интерес писателей к историческому прошлому своей страны.

5. Разные подходы писателей к вопросам истории.

6. Историзм всей русской литературы.

7.Связь русских писателей с самыми выдающимися страницами русской истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного урока по литературе в 5 классе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Даниловская средняя общеобразовательная школа»         КВН по творчеству Ивана Андреевича Крылова ...

Разработка вводного урока по литературе в 5 классе.

Тема: Роль книги в жизни человека....

Методическая разработка вводного урока по теме "Многогранники" для 10 класса по геометрии

                Конспект урока и методичекие рекомендации к уроку...

Методическая разработка вводного урока по пескографии "Подводный мир".

Данный материал содержит сценарий вводного урока по пескографии для обучающихся 7-9 лет, а так же примеры детских работ.Ссылка на видеоролик о подводном мире - https://www.youtube.com/watch?v=iiy...

Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни

Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....

Методическая разработка нетрадиционного урока по литературе в 5 классе (урок-сказка) на тему: «Дидед чIалаз вафалу жен гьар са кас» Выполнила: Рамазанова М.К., учитель родного языка и литературы

Данная методическая разработка составлена к уроку лезгинской литературы в 5 классе  в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся.      Актуально...