Разработка вводного урока по литературе в 5 классе.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Тема: Роль книги в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_vvodnogo_uroka_po_literature_v_5_klasse.docx | 18.4 КБ |
urok_literatury_v_5_kl.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка вводного урока по литературе в 5 классе.
Урок разработала учитель 1-ой категории МОБУ «Галёнковская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Приморского края Прохорова Ирина Ивановна.
Тема: Роль книги в жизни человека.
Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с содержанием учебника литературы 5 класса, автора В. Я. Коровиной, познакомить со спецификой литературы в 5 классе как учебного предмета, дать представление о том, как устроена книга.
Развивающие: развивать умения учащихся поддерживать и вести беседу на уроке, правильно и интересно отвечать на вопросы учителя, развивать познавательные и творческие способности учащихся через разнообразные виды деятельности.
Воспитательные: вызвать интерес к предмету литературы, к чтению и изучению художественных произведений русских и зарубежных авторов.
Тип урока: урок-беседа, урок-экскурс.
Ведущие методы: словесный и наглядный.
Оборудование: записи на доске, проектор, экран, учебник литературы для 5 класса под ред. В. Я. Коровиной.
План урока:
1.Знакомство с кабинетом литературы, учебником литературы для 5 класса, задачами нового учебного предмета.
2. Беседа о читательских интересах пятиклассников, о прочитанных летом произведениях.
3. Беседа с ребятами о роли книги в жизни человека.
4. Как сделана книга.
Словарная работа: обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац, сноски, оглавление, автор, художники, редактор, корректор, наборщик.
Оборудование урока: Учебник литературы для 5 класса, проектор, записи на доске, литературоведческий словарь, высказывания писателей о роли книги в жизни человека и общества.
Ход урока.
Слово учителя: «Ребята, посмотрите внимательно вокруг себя, вы очутились в нынешнем году в удивительном кабинете. Чем отличается этот кабинет от других учебных помещений?»
(Ученики отвечают, что в кабинет литературы очень интересно заходить, в нём много портретов разных писателей, ребята хотят узнать, кто эти писатели, какие книги написали? Также в кабинете много словарей и справочников, есть небольшая выставка книг, оформлены интересные красочные стенды. В кабинете литературы есть компьютер и проектор).
Учитель: « Ребята, посмотрите на доску, прочитайте, что написано для вас, скажите, о чём сегодня пойдёт речь, какова тема нашего урока? Не забывайте, что тема – это то, о чём говорится…»
(Ученики отвечают, что разговор пойдёт о книгах, и о том, какую роль они играют в жизни каждого человека. А ещё разговор пойдёт об учебнике литературы, о том, как он «устроен»).
Учитель: «Ребята, перед вами учебник литературы, по которому вам предстоит работать весь год, внимательно рассмотрите его, кто автор учебника? Чем учебник литературы отличается от других учебных книг? Как с ним нужно работать?»
( Ученики отвечают, что учебник литературы «влечёт» к себе, хочется читать произведения, напечатанные на его страницах, рассматривать иллюстрации, учить наизусть стихи, помещённые в учебнике. Учебник большой, состоит из двух частей, он очень красочный).
Учитель: «Ребята, как вы думаете, каковы задачи нового учебного предмета?
- Ребята, любите ли вы читать? Какие книги вы прочли летом, чем они вам понравились, чем интересны? Кто их авторы, о чём в них рассказывается?
(Рассказы учеников о книгах, прочитанных летом, ребята обязательно называют имена авторов любимых книг.)
Учитель: «Ребята, а как вы думаете, могут ли телевидение, интернет заменить художественную литературу, книгу в целом? Одинаковые ли это понятия - «любить читать» и «уметь читать».
(Ответы и рассуждения учащихся о том, что значит «любить читать», «уметь читать»).
Учитель: « Как вы понимаете слова «труд писателя» и «труд читателя»?
( Устные ответы-рассуждения учеников).
Учитель: «Как вы понимаете слова Александра Сергеевича Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение»? Почему чтение – это учение?»
(Устные ответы учеников, рассуждения о том, почему жизнь современного человека невозможна без чтения, почему чтение – это лучшее учение).
Учитель предлагает учащимся прочитать на экране высказывания великих писателей и поэтов о роли книги в жизни человека, (выведенные через проектор). Необходимо ученикам самим разъяснить смысл данных высказываний и порассуждать об их значении.
Действие человека мгновенно и одно, действие кни-
ги множественно и повсеместно.
Александр Сергеевич Пушкин.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро.
Книга, созданная руками человека, стала такой же категорией вечности, как пространство и время. Смертный человек создал бессмертную ценность.
Константин Паустовский.
Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
Александр Блок.
Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего.
Максим Горький. { 1 }
Ученики подробно объясняют смысл высказывания великих писателей, рассуждают по поводу сказанного великими людьми.
Занимательная физминутка (2 – 3 минуты). Задание: передайте жестами сказанное мною.
В небе солнышко горит,
Солнце детям говорит:
-Вот ведь я какое уродилось,
Я свечу, смеюсь, играю,
Очень всем я доверяю,
Всех люблю вас, берегу
И успехов всем желаю!
Ребята говорят о том, у кого лучше всего получилось жестами передать смысл весёлого стихотворения.
Учитель: «Мы не зря с вами старались жестами передать смысл шутливого и доброго стишка, побыли немного артистами. В этом учебном году мы познакомимся со многими новыми стихотворениями и баснями, будем учиться читать их выразительно, артистично.»
Слово учителя, обращённое к ученикам, о том, как сделана книга.
(Обращается внимание учеников на записи, выведенные на экране : разворот, фронтиспис, титул, шмуцтитул, заставка, концовка ).
Перед вами книга, новый учебник. Первое, что мы видим, - это обложка. Она бывает разной: мягкой, или твёрдой, сделанной из картона, тогда такую обложку называют переплётом. Уже в старину могли делать удивительные переплёты, их делали из кожи, украшали тиснёным рисунком с золотом. Для знати изготавливались ценные книги, на их переплётах укреплялись металлические застёжки. Иногда у некоторых книг края обрамлялись уголками, которые вырезали из металла. Сейчас мы держим в руках книгу современную, у неё поверх твёрдого переплёта надета ещё одна бумажная обложка – на ней помещён красочный рисунок, написаны имя автора и название книги. Это, так называемая, суперобложка.
А теперь проведём «экскурсию» и назовём её: «Вперёд, по лабиринтам учебника!» Давайте откроем нашу книгу. Слева – изнанка переплёта, справа – первая страница книги. Эти два листа, образующие большой разворот, называются форзац. Точно такой же форзац есть и в конце книги. На нём иногда бывает какой-нибудь красочный рисунок, как в нашем учебнике.
Ребята, перевернём ещё страницу, новый разворот, на левой стороне помещён ФРОНТИСПИС, на правой – ТИТУЛ. Для вас, ребята, ещё два незнакомых слова. Кто из вас может объяснить значения этих слов?
ФРОНТИСПИС – это иллюстрация, которая говорит нам о самом главном, что есть в книге. На нём может быть портрет писателя – автора книги.
На ТИТУЛЕ напечатаны для вас название книги, фамилия и имя автора, а внизу название издательства, место, где книга была напечатана, и год издания. Титульный лист бывает одинарным ( из двух страниц лицо и оборот), бывает двойным ( состоит из четырёх страниц, как правило, первых). Бывает так, что книга состоит из нескольких разделов, тогда перед каждым может быть свой ТИТУЛ – тогда он называется ШМУЦТИТУЛОМ. На нём название или номер главы и рисунок.
Очень часто в начале каждой главы делается небольшой рисунок – он называется заставкой, а рисунок в конце главы – концовкой. { 2 }.
Учитель обращается к ученикам-пятиклассникам: «Ребята, посмотрите внимательно на страницы учебника, полистайте его, вы видите рисунки, иллюстрации? Вы видите интересные заставки, концовки, назовите такие страницы.
Ученики называют номера страниц, произведения, к которым нарисованы заставки и концовки.
Пауль Реннер сказал, что от книги для чтения мы требуем трёх вещей. Во-первых, она должна читаться без усилия; во-вторых, она должна быть удобной в обращении, то есть удобно располагаться в руке читателя при чтении, в-третьих, она должна соответствовать особым условиям нашей эпохи с её транспортом и беспокойными переездами с места на место, то есть занимать как можно меньше места в багаже, а по возможности и в кармане.
Учитель обращается к ученикам: «Ребята, прокомментируйте это высказывание».
Учитель: «В настоящее время появились так называемые ЭЛЕКТРОННЫЕ книги. Что вы можете рассказать о них?
( Это электронная запись на компакт-диске всей информации, которую несёт книга в обычной её форме. Для знакомства с этой информацией запись выводят на экран. Достоинство электронной книги, во-первых, в том, что она намного компактнее обычной книги и может вместить в один диск информацию многотомной энциклопедии; во-вторых, в том, что она при заложенном в неё, запрограммированном соответствующем аппарате способна значительно убыстрить поиск нужного материала, упростить выборочное чтение; в-третьих, в том, что она не требует бумаги и сохраняет ресурсы.)
Учитель: «А как выдумаете, ребята, вытеснят ли навсегда электронные книги обычные книжки?»
(Ученики высказывают каждый своё мнение)
Учитель: «Я думаю, что обычные книги, которых великое множество в библиотеках, у каждого дома, которые так любят листать взрослые и дети, будут сопровождать нас ещё долгие годы. Книга останется с нами навсегда, ведь она – произведение книжного искусства!
Так что, электронная книга и традиционная книга-кодекс, скорее всего, будут сосуществовать, радуя и обогащая человечество! И последний вопрос, на который вы сегодня ответите. Как нужно относиться к книге, к учебнику?
(Ученики отвечают, что книги нужно беречь, относиться к ним с любовью, беречь их, потому что в книгу вложен труд многих людей: писателей, поэтов, художников, наборщиков, редакторов, ребята объясняют, кто такие наборщики, редакторы…)
Учитель: «Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Нарисуйте в тетрадях «рожицы»- с улыбкой ,без улыбки («равнодушная рожица»), или «недовольная рожица» с опущенными вниз уголками губ».
(Ученики рисуют в своих тетрадях «рожицы», показывают рисунки друг другу и учителю).
Домашнее задание: прочесть статью учебника «Устное народное творчество», читать народную сказку «Царевна-лягушка».
{1}-Использованы материалы пособия «В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд. 3-е исправленное и дополненное. М.: «ВАКО» 2008, 400 c.
{2} Использованы материалы из «Словарь литературоведческих терминов», изд-во Москва «Просвещение» 1990.
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы в 5 классе.
Разработала учитель 1 квалификационной категории МОБУ «Галёнковская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Приморского края Прохорова Ирина Ивановна.
Тема: Сказка – вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, полученных учащимися о сказке.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, словесный, наглядный, практический.
Обучающие цели:
-организовать деятельность учащихся на уроке по применению и систематизации знаний теории литературы;
- продолжение знакомства с волшебной сказкой, обучение учащихся устному пересказу;
-создать условия для применения изученного материала в ходе работы с текстом;
-выявить особенности художественного мира сказки;
Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:
-создание условий для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказываться, аргументировать;
-создание условий для развития умений учащихся находить в волшебной сказке отличительные особенности.
Воспитательные цели:
-создать условия для формирования у учащихся идей, основанных на приоритете добра, справедливости, любви и взаимовыручки.
Оборудование: учебник литературы, проектор, экран, худ. фильм «Царевна-лягушка», иллюстрации к сказке, записи на доске, литературоведческие словари.
План урока:
- Повторение по домашнему заданию (опрос – 4 минуты).
- Работа с иллюстрациями, (подготовленными учащимися дома – 8 мин.) Пересказы отдельных эпизодов сказки.
- Углубление понятия о волшебной сказке, беседа с учащимися. (15 минут.)
- Беседа с учащимися по теме: «Литература и изобразительное искусство» (об иллюстрациях к сказке И. Я. Билибина, В. М. Васнецова «Пир». (10 минут.)
- Запись плана (8 минут.)
Ход урока.
- Реализация домашнего задания. Повторение сведений о народной сказке.
Учитель:
- Ребята, мы с вами говорили на предыдущем уроке, что такое сказка, дома вы читали, какие сказки называются волшебными?
-Почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным сказкам?
- Какие ещё виды сказок вам известны? Назовите прочитанные вами ранее народные сказки.
-(Устные ответы учеников).
Учитель:
- Действительно, волшебные сказки – образец слияния развлекательного вымысла и того серьёзного, что проглядывает сквозь их узорный склад. Сказки не знают непоправимых несчастий.
Работа с иллюстрациями, подготовленными учениками по волшебной сказке «Царевна-лягушка». Ученики комментируют свои работы, говорят, какие эпизоды из сказки изображены на их рисунках. ( Пересказы).
Учитель:
- Что именно вам понравилось в сказке? Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили?
(Ребята вспоминают и рассказывают, что такое присказка, зачин концовка, повторы, постоянные эпитеты, приводят примеры из текста, трактовка данных терминов записана пятиклассниками дома).
-Что такое сюжет произведения? Каков сюжет сказки «Царевна-лягушка»?
-Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?
-Вспомните и расскажите, как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом.
- Как царь оценил их работу? Перескажите близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир?
- Каким был пир?
( Ученики пересказывают эпизоды сказки, характеризуют героев.)
Учитель:
-Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших сказок. Найдите примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки - ритмичное, складное, как стихотворение:
Где кольнёт иглой раз – цветок зацветёт,
Где кольнёт другой раз – хитрые узоры идут,
Где кольнёт третий – птицы летят…
-Какие варианты этой сказки вам известны?
-Какие отличия вы в них заметили? ( Устные ответы учащихся)
Учитель:
-Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие же необыкновенные события и приключения связаны с ещё одним главным героем – Иваном-царевичем?
(Ученики пересказывают эпизоды из сказки о приключениях и подвигах Ивана-царевича.)
Учитель:
-Кто помогал герою? Почему? Расскажите поподробнее о чудесных помощниках Ивана?
- За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкою быть?
(Ученики пересказывают эпизоды, находят нужные отрывки из текста, комментируют их).
Учитель:
-Почему был таким трудным и долгим путь Ивана-царевича к царевне-лягушке?
-Что этим хотел сказать сказитель-автор?
(Выводы учащихся).
Учитель:
-Ребята, в вашем учебнике есть замечательные иллюстрации к этой русской народной сказке, это иллюстрации И. Билибина и В. Васнецова. Рассмотрите их. Охарактеризуйте. Какие из них вам кажутся наиболее близкими к тексту прочитанной сказки? Вы уже дома работали с собственными иллюстрациями, теперь посмотрите, как известные русские художники изобразили известные эпизоды и героев сказки.
Ученики характеризуют иллюстрации к сказке на странице учебника литературы 19, 21, 24.
Учитель:
-Ребята, а теперь подготовьте устные рассказы о главных героях сказки-Василисе Премудрой и Иване-царевиче. При этом используйте высказывание , которое Максим Горький , говоря о фольклоре , приводит, как характеристики двух главных героев русских народных сказок: «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы Премудрой, великолепно и любовно очерченные старыми мастерами образа и слова…»
Ученики делают выводы о главных героях сказки, характеризуют их, высказываются по поводу слов М. Горького. Затем учитель показывает на экране наиболее интересные эпизоды из сказки: «Приезд царевны-лягушки на пир…», «Поиски Иваном-царевичем своей суженой…»
Учитель:
-Как воспринимается фильм по мотивам русской народной сказки? Что можно сказать о работе режиссёра? (Ответы учеников)
Учитель:
-Русские народные сказки привлекали к себе и известных талантливых сказителей, так многим известны имена замечательных сказочников Д. С. Асламова, енисейского сказочника Ф. И. Зыкова, который утверждал, что самое трудное в сказке – «разговор» ( то есть диалог). «Тут одно слово неладно – и ничего не получится. Тут надо всё быстро делать».
Известный сказитель А. К. Новопольцев вносил в волшебную сказку разнообразные «потешные элементы», рифмовку.
Форма особого балагурного стиля представлена и сказительницей А. К. Барышниковой. Она использует в сказках зачины, концовки, повторы, подробности, вводит ритм, рифму. Каждый раз она творит сказку.
Сказительница Н. О. Винокурова сопровождает свои сказывания сказок жестами, мимикой героев, вводит в текст песни, пейзаж.
Широко известны и другие талантливые сказочники. Я рекомендую прочитать вам книгу «Фольклор и литература» (М., 1996).
-Ребята, также дома вы можете прослушать сказки на приложении на электронном носителе, (то есть на диске).
Учитель:
-А теперь, когда вы знаете героев сказки, знаете обо всех событиях сказки, составьте план, который отобразит последовательность эпизодов в сказке.
Ученики составляют и записывают план.
- Как сватались царевичи?
- Первый приказ царя (испечь каравай).
- Второй приказ царя (выткать за ночь ковёр).
- Третий приказ царя (приехать на пир).
- Иван-царевич и «старый старичок».
- Встреча Ивана-царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.
- Иван-царевич и Баба Яга.
- Чем закончилась сказка.
Проверка записанных планов учителем, несколько учеников читают свои планы.
Учитель:
-Ребята, нарисуйте в своих тетрадях «рожицы», с улыбкой, без… Вам понравился урок? Вам было интересно сегодня на уроке?
Ребята поднимают тетради с нарисованными «рожицами».
Домашнее задание: прочесть сказку «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо», подготовить рассказ о героях. Подготовить рассказ об Иване – крестьянском сыне. Стр. учебн. 28 – 38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка вводного урока по кубановедению для учащихся 5-ых классов "Кубань -перекрёсток цивилизаций"
Данная методическая разработка составлена в соответствии с методическими рекомендациями к тематическому блоку "Кубань -многонациональный край" для учащихся 1-11- ых классов общеобразовател...
"Путешествие в Книгоград"(вводный урок по литературе в 5 классе).
Урок ориентирован на учебник под ред. Г.И. Беленького и список литературы, заданный на лето. Учащимся предлагается совершить путешествие по Книгограду и выполнить задания книгочеев, правителей этой ст...
Разработка вводного урока "Органическая химия" в 9 классе
Представлен урок изучения нового в рамках системно-деятельностного подхода с использованием компьютерных технологий и самостоятельной работы с учебником и дополгнительной литературой....
Разработки вводных уроков в технологии РКМЧП по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».
Разработки вводных уроков по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие». Данный выбор не случаен и обусловлен тем, что на трех уроках одного...
Методическая разработка вводного урока по литературе в 8 классе
Данная разработка представляет собой конспект вводного урока по литературе в 8 классе. В ходе урока предполагается наличие разных интересных видов деятельности.Детям предстоит вспомнить произведения, ...