Разработка вводного урока по литературе в 5 классе.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Прохорова Ирина Ивановна

Тема: Роль книги в жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка вводного урока по литературе в 5 классе.

                                                                  Урок разработала учитель 1-ой категории МОБУ «Галёнковская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Приморского края Прохорова Ирина Ивановна.

                                      Тема: Роль книги в жизни человека.

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с содержанием учебника литературы 5 класса, автора В. Я. Коровиной,  познакомить со спецификой литературы в 5 классе как учебного предмета, дать представление о том, как устроена книга.

Развивающие: развивать умения учащихся поддерживать и вести беседу на уроке, правильно и интересно отвечать на вопросы учителя, развивать познавательные и творческие способности учащихся через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные: вызвать интерес к предмету литературы, к чтению и изучению художественных произведений русских и зарубежных авторов.

Тип урока: урок-беседа, урок-экскурс.

Ведущие методы: словесный и наглядный.

Оборудование: записи на доске, проектор, экран, учебник литературы для 5 класса под ред. В. Я. Коровиной.

План урока:

1.Знакомство с кабинетом литературы, учебником литературы для 5 класса, задачами нового учебного предмета.

2. Беседа о читательских интересах пятиклассников, о прочитанных летом произведениях.

3. Беседа с ребятами о роли книги в жизни человека.

4. Как сделана книга.

Словарная работа: обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац, сноски, оглавление, автор, художники, редактор, корректор, наборщик.

Оборудование урока: Учебник литературы для 5 класса, проектор, записи на доске, литературоведческий словарь, высказывания писателей о роли книги в жизни человека и общества.

                                                   Ход урока.

Слово учителя: «Ребята,  посмотрите внимательно вокруг себя, вы очутились в нынешнем году в удивительном кабинете. Чем отличается этот кабинет от других учебных помещений?»

(Ученики отвечают, что в кабинет литературы очень интересно заходить, в нём много портретов разных писателей, ребята хотят узнать,  кто эти писатели, какие книги написали? Также в кабинете много словарей и справочников, есть небольшая выставка книг, оформлены интересные красочные стенды. В кабинете литературы есть компьютер и  проектор).

Учитель: « Ребята, посмотрите на доску, прочитайте, что написано для вас, скажите, о чём сегодня пойдёт речь, какова тема нашего урока? Не забывайте, что тема – это то, о чём говорится…»

(Ученики отвечают, что разговор пойдёт о книгах,  и о том,  какую роль они играют в жизни каждого человека. А ещё разговор пойдёт об учебнике литературы, о том,  как он «устроен»).

Учитель: «Ребята, перед вами учебник литературы, по которому вам предстоит работать весь год, внимательно рассмотрите его, кто автор учебника? Чем учебник литературы отличается от других учебных книг? Как с ним нужно работать?»

( Ученики отвечают, что учебник литературы «влечёт» к себе,  хочется читать произведения, напечатанные на его страницах,  рассматривать иллюстрации, учить наизусть стихи, помещённые в учебнике. Учебник большой,  состоит из двух частей,  он очень красочный).

Учитель: «Ребята, как вы думаете, каковы задачи нового учебного предмета?

- Ребята, любите ли вы читать? Какие книги вы прочли летом, чем они вам понравились, чем интересны? Кто их авторы, о чём в них рассказывается?

(Рассказы учеников о книгах, прочитанных летом, ребята обязательно называют имена авторов любимых книг.)

Учитель: «Ребята, а как вы думаете, могут ли телевидение, интернет заменить художественную литературу, книгу в целом? Одинаковые ли это понятия - «любить читать» и «уметь читать».

(Ответы и рассуждения учащихся о том, что значит «любить читать», «уметь читать»).

Учитель: « Как вы понимаете слова «труд писателя» и «труд читателя»?

( Устные ответы-рассуждения учеников).

Учитель: «Как вы понимаете слова Александра Сергеевича Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение»? Почему чтение – это учение?»

(Устные ответы учеников, рассуждения о том, почему жизнь современного человека невозможна без чтения, почему чтение – это лучшее учение).

Учитель предлагает учащимся прочитать на экране высказывания великих писателей и поэтов о роли книги в жизни человека, (выведенные через проектор). Необходимо ученикам самим  разъяснить смысл данных высказываний и порассуждать об их значении.

                                                         Действие человека мгновенно и одно, действие кни-

                                                       ги множественно и повсеместно.

                                                                                        Александр Сергеевич Пушкин.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Дени Дидро.

Книга, созданная руками человека, стала такой же категорией вечности,  как пространство и время. Смертный человек создал бессмертную ценность.

Константин Паустовский.

Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.

Александр Блок.

Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего.

Максим Горький.  { 1  }

Ученики подробно объясняют смысл высказывания великих писателей, рассуждают по поводу сказанного великими людьми.

Занимательная  физминутка (2 – 3 минуты). Задание: передайте жестами сказанное мною.

В небе солнышко горит,

Солнце детям говорит:

-Вот ведь я какое уродилось,

Я свечу, смеюсь, играю,

Очень всем я доверяю,

Всех люблю вас, берегу

И успехов всем желаю!

Ребята  говорят о том, у кого лучше всего получилось жестами передать смысл весёлого стихотворения.

Учитель: «Мы не зря с вами старались жестами передать смысл шутливого и доброго стишка, побыли  немного артистами. В этом учебном году мы познакомимся со многими новыми стихотворениями и баснями, будем учиться читать их выразительно, артистично.»

Слово учителя, обращённое к ученикам, о том, как сделана книга.

(Обращается внимание учеников на записи, выведенные на экране :  разворот, фронтиспис, титул, шмуцтитул, заставка, концовка ).

 Перед вами книга, новый учебник. Первое, что мы видим, - это обложка. Она бывает разной: мягкой, или твёрдой, сделанной из картона, тогда такую обложку называют переплётом. Уже в старину могли делать удивительные переплёты, их делали из кожи, украшали тиснёным рисунком с  золотом. Для знати изготавливались ценные книги, на их переплётах укреплялись металлические застёжки. Иногда у некоторых книг края обрамлялись уголками, которые вырезали из металла. Сейчас мы держим в руках книгу современную, у неё поверх твёрдого переплёта надета ещё одна бумажная обложка – на ней помещён красочный рисунок, написаны имя автора и название книги. Это, так называемая, суперобложка.

А теперь проведём «экскурсию» и назовём её: «Вперёд, по лабиринтам учебника!» Давайте откроем нашу книгу. Слева – изнанка переплёта, справа – первая страница книги. Эти два листа, образующие большой разворот, называются форзац. Точно такой же форзац есть и в конце книги.  На нём иногда бывает какой-нибудь красочный рисунок, как в нашем учебнике.

Ребята,  перевернём ещё страницу, новый разворот, на левой стороне помещён ФРОНТИСПИС, на правой – ТИТУЛ. Для вас, ребята, ещё два незнакомых слова. Кто из вас может объяснить значения этих слов?

ФРОНТИСПИС – это иллюстрация, которая говорит нам о самом главном, что есть в книге. На нём может быть портрет писателя – автора книги.

На ТИТУЛЕ напечатаны для вас название книги, фамилия и имя автора, а внизу название издательства, место, где книга была напечатана, и год издания. Титульный лист бывает одинарным ( из двух страниц лицо и оборот), бывает двойным ( состоит из четырёх страниц, как правило,  первых). Бывает так, что книга состоит из нескольких разделов, тогда перед каждым может быть свой ТИТУЛ – тогда он называется ШМУЦТИТУЛОМ. На нём название или номер главы и рисунок.

Очень часто в начале каждой главы делается небольшой рисунок – он называется заставкой, а рисунок в конце главы – концовкой. { 2 }.

Учитель обращается к ученикам-пятиклассникам: «Ребята, посмотрите внимательно на страницы учебника, полистайте его, вы видите рисунки, иллюстрации? Вы видите интересные заставки, концовки, назовите такие страницы.

Ученики называют номера страниц, произведения, к которым нарисованы заставки и концовки.

Пауль Реннер сказал, что от книги для чтения мы требуем трёх вещей. Во-первых, она должна читаться без усилия; во-вторых, она должна быть удобной в обращении, то есть удобно располагаться в руке читателя при чтении, в-третьих, она должна соответствовать особым условиям нашей эпохи с её транспортом и беспокойными переездами с места на место, то есть занимать как можно меньше  места в багаже, а по возможности и в кармане.  

Учитель обращается к ученикам: «Ребята, прокомментируйте это высказывание».

Учитель: «В настоящее время появились так называемые ЭЛЕКТРОННЫЕ книги. Что вы можете рассказать о них?

( Это электронная запись на компакт-диске всей информации,  которую несёт книга в обычной её  форме. Для знакомства с этой информацией запись выводят на экран. Достоинство электронной книги,  во-первых, в том, что она намного компактнее обычной книги и может вместить в один диск информацию многотомной энциклопедии; во-вторых, в том, что она при заложенном в неё, запрограммированном  соответствующем аппарате способна значительно убыстрить поиск нужного материала,  упростить выборочное чтение;  в-третьих, в том, что она не требует бумаги и сохраняет ресурсы.)

Учитель: «А как выдумаете, ребята, вытеснят ли навсегда электронные книги  обычные книжки?»

(Ученики высказывают каждый своё мнение)

Учитель: «Я думаю, что обычные книги, которых великое множество в библиотеках, у каждого дома, которые так любят листать взрослые и дети, будут сопровождать нас ещё долгие годы. Книга останется с нами навсегда, ведь она – произведение книжного искусства!

Так что, электронная книга и традиционная книга-кодекс,  скорее всего, будут сосуществовать, радуя и обогащая человечество! И последний вопрос, на который вы сегодня ответите. Как нужно относиться к книге, к учебнику?

(Ученики отвечают, что книги нужно беречь, относиться к ним с любовью, беречь их, потому что в книгу вложен труд многих людей: писателей, поэтов, художников, наборщиков, редакторов, ребята объясняют, кто такие наборщики, редакторы…)

Учитель: «Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Нарисуйте в тетрадях «рожицы»- с улыбкой ,без улыбки («равнодушная рожица»), или «недовольная рожица» с опущенными вниз уголками губ».

(Ученики рисуют в своих тетрадях «рожицы», показывают рисунки  друг другу и учителю).

Домашнее задание: прочесть статью учебника «Устное народное творчество», читать народную сказку «Царевна-лягушка».

{1}-Использованы материалы пособия «В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд. 3-е исправленное и дополненное. М.: «ВАКО» 2008, 400 c.

{2} Использованы материалы из  «Словарь литературоведческих терминов», изд-во Москва «Просвещение» 1990.



Предварительный просмотр:

                                 Разработка урока литературы в 5 классе.

Разработала учитель 1 квалификационной категории МОБУ «Галёнковская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Приморского края Прохорова Ирина Ивановна.

Тема: Сказка – вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, полученных учащимися о сказке.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, словесный, наглядный, практический.

Обучающие цели:

-организовать деятельность учащихся на уроке по применению и систематизации знаний теории литературы;

- продолжение знакомства с волшебной сказкой, обучение учащихся устному пересказу;

-создать условия для применения изученного материала в ходе работы с текстом;

-выявить особенности художественного мира сказки;

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

-создание условий для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказываться, аргументировать;

-создание условий для развития умений учащихся находить в волшебной сказке отличительные особенности.

Воспитательные цели:

-создать условия для формирования у учащихся идей, основанных на приоритете добра, справедливости, любви и взаимовыручки.

Оборудование: учебник литературы, проектор, экран, худ. фильм «Царевна-лягушка», иллюстрации к сказке,  записи на доске, литературоведческие словари.

                                    План урока:

  1. Повторение по домашнему заданию (опрос – 4 минуты).
  2. Работа с иллюстрациями, (подготовленными учащимися дома – 8 мин.) Пересказы отдельных эпизодов сказки.
  3. Углубление понятия о волшебной сказке, беседа с учащимися. (15 минут.)
  4. Беседа с учащимися по теме: «Литература и изобразительное искусство» (об иллюстрациях к сказке И. Я. Билибина, В. М. Васнецова «Пир».  (10 минут.)
  5. Запись плана (8 минут.)

                                      Ход урока.

  1. Реализация домашнего задания. Повторение сведений о народной сказке.

Учитель:

- Ребята, мы с вами говорили на предыдущем уроке, что такое сказка, дома вы читали, какие сказки называются волшебными?

-Почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным сказкам?

- Какие ещё виды сказок вам известны? Назовите прочитанные вами ранее народные сказки.

-(Устные ответы учеников).

Учитель:

- Действительно, волшебные сказки – образец слияния развлекательного вымысла и того серьёзного, что проглядывает сквозь их узорный склад. Сказки не знают непоправимых несчастий.

Работа с иллюстрациями, подготовленными учениками по волшебной сказке «Царевна-лягушка». Ученики комментируют свои работы, говорят, какие эпизоды из сказки изображены на их рисунках. ( Пересказы).

Учитель:

- Что именно вам понравилось в сказке? Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили?

 (Ребята вспоминают и рассказывают, что такое присказка, зачин концовка, повторы, постоянные эпитеты, приводят примеры из текста, трактовка данных терминов записана пятиклассниками дома).

-Что такое сюжет произведения? Каков сюжет сказки «Царевна-лягушка»?

-Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

-Вспомните и расскажите, как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом.

- Как царь оценил их работу? Перескажите близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир?

- Каким был пир?

( Ученики пересказывают эпизоды сказки, характеризуют героев.)

Учитель:

-Известно, что у этой сказки более 20 вариантов,  она совершенствовалась  и недаром считается одной из лучших сказок. Найдите примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки - ритмичное, складное, как стихотворение:

Где кольнёт иглой раз –  цветок зацветёт,

Где кольнёт другой раз – хитрые узоры идут,

Где кольнёт третий – птицы летят…

-Какие варианты этой сказки вам известны?

-Какие отличия вы в них заметили? ( Устные ответы учащихся)

Учитель:

-Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие же необыкновенные события и приключения связаны с ещё одним главным героем – Иваном-царевичем?

(Ученики пересказывают эпизоды из сказки о приключениях и подвигах Ивана-царевича.)

Учитель:

-Кто помогал герою? Почему? Расскажите поподробнее о чудесных помощниках Ивана?

- За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкою быть?

         (Ученики пересказывают эпизоды, находят нужные отрывки из        текста, комментируют их).

                 Учитель:

              -Почему был таким трудным и долгим путь Ивана-царевича к царевне-лягушке?

                    -Что этим хотел сказать сказитель-автор?

                    (Выводы учащихся).

Учитель:

-Ребята, в вашем учебнике есть замечательные иллюстрации к этой русской народной сказке, это иллюстрации И. Билибина и В. Васнецова. Рассмотрите их. Охарактеризуйте. Какие из них вам кажутся наиболее близкими к тексту прочитанной сказки? Вы уже дома работали с собственными иллюстрациями, теперь посмотрите, как известные русские художники изобразили известные эпизоды и героев сказки.

Ученики характеризуют иллюстрации к сказке на странице учебника литературы 19, 21, 24.

Учитель:

-Ребята, а теперь подготовьте устные рассказы о главных героях сказки-Василисе Премудрой и Иване-царевиче. При этом используйте высказывание , которое Максим Горький , говоря о фольклоре , приводит, как характеристики двух главных героев русских народных сказок: «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы Премудрой, великолепно и любовно очерченные старыми мастерами образа и слова…»

Ученики делают выводы о главных героях сказки, характеризуют их, высказываются по поводу слов М. Горького. Затем учитель показывает на экране наиболее интересные эпизоды из сказки: «Приезд царевны-лягушки на пир…», «Поиски Иваном-царевичем своей суженой…»

Учитель:

-Как воспринимается фильм по мотивам русской народной сказки? Что можно сказать о работе режиссёра?  (Ответы учеников)

Учитель:

-Русские народные сказки привлекали к себе и известных талантливых сказителей, так многим известны имена замечательных сказочников Д. С. Асламова, енисейского сказочника Ф. И. Зыкова, который утверждал, что самое трудное в сказке – «разговор» ( то есть диалог). «Тут одно слово неладно – и ничего не получится. Тут надо всё быстро делать».

Известный сказитель А. К. Новопольцев вносил в волшебную сказку разнообразные «потешные элементы», рифмовку.

Форма особого балагурного стиля представлена и сказительницей А. К. Барышниковой. Она использует в сказках зачины, концовки, повторы, подробности, вводит ритм, рифму. Каждый раз она творит сказку.

Сказительница Н. О. Винокурова сопровождает свои сказывания сказок жестами, мимикой героев, вводит в текст песни, пейзаж.

Широко известны и другие талантливые сказочники. Я рекомендую прочитать вам книгу «Фольклор и литература» (М., 1996).

-Ребята, также дома вы можете прослушать сказки на приложении на электронном носителе, (то есть на диске).

Учитель:

-А теперь, когда вы знаете героев сказки, знаете обо всех событиях сказки, составьте план, который отобразит последовательность эпизодов в сказке.

Ученики составляют и записывают план.

  1. Как сватались царевичи?
  2. Первый приказ царя (испечь каравай).
  3. Второй приказ царя (выткать за ночь ковёр).
  4. Третий приказ царя (приехать на пир).
  5. Иван-царевич и «старый старичок».
  6. Встреча Ивана-царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.
  7. Иван-царевич и Баба Яга.
  8. Чем закончилась сказка.

Проверка записанных планов учителем, несколько учеников читают свои планы.

Учитель:

-Ребята, нарисуйте в своих тетрадях «рожицы», с улыбкой, без… Вам понравился урок? Вам было интересно сегодня на уроке?

Ребята поднимают тетради с нарисованными «рожицами».

Домашнее задание: прочесть сказку «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо», подготовить рассказ о героях. Подготовить рассказ об Иване – крестьянском сыне. Стр. учебн. 28 – 38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка вводного урока по кубановедению для учащихся 5-ых классов "Кубань -перекрёсток цивилизаций"

Данная методическая разработка составлена в соответствии с методическими рекомендациями к тематическому блоку "Кубань -многонациональный край" для учащихся 1-11- ых  классов  общеобразовател...

"Путешествие в Книгоград"(вводный урок по литературе в 5 классе).

Урок ориентирован на учебник под ред. Г.И. Беленького и список литературы, заданный на лето. Учащимся предлагается совершить путешествие по Книгограду и выполнить задания книгочеев, правителей этой ст...

Разработка вводного урока "Органическая химия" в 9 классе

Представлен урок изучения нового в рамках системно-деятельностного подхода с использованием компьютерных технологий  и самостоятельной работы с учебником и дополгнительной литературой....

Разработки вводных уроков в технологии РКМЧП по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».

Разработки  вводных уроков по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».      Данный выбор не случаен и обусловлен тем, что на трех уроках одного...

Методическая разработка вводного урока по литературе в 8 классе

Данная разработка представляет собой конспект вводного урока по литературе в 8 классе. В ходе урока предполагается наличие разных интересных видов деятельности.Детям предстоит вспомнить произведения, ...