Как написать сочинение по литературе (11 класс допуск к ЕГЭ)
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему

Ухмачёва Надежда Григорьевна

Памятка содержит рекомендации по написанию выпускного сочинения. примерные темы итогового сочинения 2015-2016 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка выпускнику по написанию выпускного сочинения

Требования к сочинению

1.К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)

 2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе  одного-двух произведений отечественной или мировой литературы.

3. Важно выполнить требования критерия №1  «Соответствие теме».

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

 «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

4. Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

 «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

5.Структура сочинения:

  -во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)

    -первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

     -второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

     P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.

     -вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).

6. При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и аргументировать свои мысли.

7. При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста, то есть использовании разнообразной лексику и грамматических конструкций, исключать из текста сочинения речевых штампы и неуместные термины. Если вы называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете, указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Не допускайте в работе  панибратства, называя великого писателя только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил…(Эксперты вынесут как этическую ошибку.)

8. После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем распоряжении будет орфографический словарь.

9.Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.

10. Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее  250слов.  Рекомендуемое количество слов – 350.

 Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Примерные темы итогового сочинения 2015-2016 учебного года

Направление 1. Время

Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.

Примерные темы сочинений

  1. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М.Ю. Лермонтов) (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. Как время и социальные условия влияют на судьбу человека? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  3. «Только с пользой прожитая жизнь долга» (Леонардо да Винчи). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  4. «Выбирай писателя так, как выбираешь друга» (пословица). (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  5. Человек и время. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  6. Личность и общество: возможна ли гармония. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  7. Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  8. Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  9. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  10. Согласны ли Вы с утверждением Гесиода: «Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем!» (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)

Направление 2. Дом

Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

Примерные темы сочинений

  1. Что способствует взаимопониманию людей разных поколений? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. Какими должны быть взаимоотношения между родителями и детьми? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  3. «Тихая моя родина» (Н. Рубцов). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  4. Как Вы понимаете утверждение Горация: «Добродетель родителей – большое приданое»? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  5. Родители и дети в жизни и в литературе. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  6. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  7. Какую роль в становлении личности может играть семья? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  8. Чем может быть для детей ценен опыт отцов? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  9. Что может мешать отцам и детям понять друг друга? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  10.  Роль родительского наставления в жизни человека? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)

Направление 3. Любовь

Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

Примерные темы сочинений

  1. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»  (Антуан де Сент-Экзюпери). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. С любовью о родной природе (с опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  3. «Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин» (Ф.М. Достоевский). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  4. «От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле» (М.Горький). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  5. Согласны ли Вы с утверждением А. Блока: «…только влюблённый имеет право на звание человека»? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  6. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  7. Человек и «братья наши меньшие» в литературе? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  8. Что важнее любить или быть любимым? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  9. Всегда ли любовь делает человека счастливым? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  10.  Произведение о любви, которое Вас взволновало? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)

Направление 4. Путь

Направление актуализирует  конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Примерные темы сочинений

  1. «На что же ум и чувства нам даны?» (И.А. Крылов.) (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. Зачем живёт человек, каково его предназначение? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  3. Нужен ли человеку идеал? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  4. Ради чего стоит жить человеку? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  5. В поисках смысла жизни. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  6. Духовные искания человека. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  7. «У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе» (Г. Гессе). (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  8. Почему человек решается идти наперекор судьбе? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  9. Какую жизнь можно считать прожитой не зря? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  10. Как противостоять ударам судьбы? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  11. Размышление о выборе жизненного пути. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)

Направление 5. Год литературы

Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Примерные темы сочинений

  1.  «Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло…» (Л.М. Леонов.) (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  2. Как Вы понимаете высказывание А.И. Герцена: «Книга – это духовое завещание одного поколения другому»? (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  3. Круг моего чтения. (На материале одного или нескольких произведений отечественной и мировой литературы.)
  4. Роль книги в моей семье. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  5. Моя золотая полка. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  6. Мои любимые литературные герои. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  7. Книга, которая может изменить человека. (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы).
  8. Какое произведение русской или зарубежной литературы Вам бы хотелось обсудить с автором?
  9. Какие проблемы, поднятые в литературе, наиболее интересны для Вас? (С опорой на одно или несколько произведений отечественной и мировой литературы.)
  10. Какое произведение, юбиляр 2015 года, соответствует утверждению А.Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект"как написать сочинение-рассуждение" 9-11 классы

Данная опорная схема позволяет быстро и эффэктивно объяснять учащимся  требования к написанию сочинения-рассудения по литературе в старших классах (9-11-х классах)...

Как написать сочинение по литературе

Сейчас снова вернулось сочинение, хотя мы уже основательно забыли, как оно пишется. Несколько полезных советов для тех. кому предстоит писать сочинение вэтом году....

сочинение по литературе 10 класс

сочинение по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"...

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее....

Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинения по литературе». 11 класс

Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. ...

Образцы итогового сочинения по литературе 11 класс

образцы итогового сочинения по литературе 11 класс...