Конспект урока по Ф.М.Тютчеву
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Конспект урока-анализа  "Неохотно и несмело.."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности изображения природы в стихотворении Ф.И. Тютчева "Неохотно и несмело...".

Урок-исследование в 6-м классе

Слайд  1  (тема урока)

Слайд 2  (эпиграф)

Не то, что мните вы, природа...
В ней есть душа, в ней есть свобода.

Ф. И. Тютчев

Здравствуйте, ребята!

Сегодня я проведу у вас урок литературы, который пройдет в форме исследования.

Цели:

  • образовательная: помочь вызвать зрительные образы, проанализировав стихотворение «Неохотно и несмело…», понять настроение, чувства поэта;
  • развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников;
  • воспитывающая: прививать интерес к поэтическому слову, поэзии, учить бережному отношению к природе.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Вступление.

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

–Тема сегодняшнего урока«Особенности изображения природы в стихотворении Ф.И. Тютчева "Неохотно и несмело...".

  1. Актуализация.

- Скажите, знакомились ли вы ранее с творчеством этого поэта?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

«У природы нет плохой погоды». А в наших силах повернуть время вспять, для этого надо только вспомнить о лете.

Моделирование проблемной ситуации.

- Просмотрим видеоролик

Слайд  3  (Просмотр ролика «Гроза»)

-Расскажите о том, что вы услышали и что  почувствовали? 

 - Какая тема урока? И с чем она связана?

(Урок посвящен природе, её изменчивости и необычности)
Сегодня на уроке мы будем говорить о грозе.

Слайд  4  (гроза)

  • С чем у вас ассоциируется слово «гроза»? 

(Гроза у меня ассоциируется с тревогой.Гроза – явление природы.Во время грозы я испытываю страх.)

Обратимся к толковому  словарю  Ожегова, где слово «гроза» имеет следующее значение: (по клику)

«Гроза - гром и молния, а также опасность, беда, бедствие» 

Не случайно   «гроза» у нас ассоциируется  со страхом, бедой, тревогой.

III. Объявление темы и постановка целей урока

Слайд  5  (о поэте)

Ф.И.Тютчев вошел в русскую литературу, прежде всего как певец природы.    Тютчев уже в детстве под руководством своего учителя С.Е. Раича получил хорошее домашнее воспитание и образование, изучал языки, успешно переводил античных авторов, продолжив затем образование в Московском университете. В студенческие годы, а затем на дипломатической службе постоянно писал стихи. Излюбленной темой его лирики стала тема природы.

      Тютчев не просто изображает природу и находит точные слова, чтобы сказать нам о том, что он видит и чувствует. Поэт, рисуя природу, постоянно думает о жизни. Его пейзажи полны размышлений, символов, обобщений, отчего и мысли художника, и образные картины обретают особую выразительность, осязаемость.

Природа   являлась  для него источником впечатлений и раздумий.
 Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело». 

Определение исследуемой области данной науки и конкретного объекта в ней

Слайд  6   (работа с эпиграфом)

Но сначала  обратимся к эпиграфу урока.

  • Какие ключевые слова можно выделить? 

(Мните, природа, душа, свобода.)  -  по клику

  • Какова основная мысль эпиграфа? 

(Природа – живое существо, она свободна, у нее есть душа.)

Слайд  7  (текст)

Тютчев изображает природу не со стороны, ни как наблюдатель или фотограф. Он изображает природу  не просто фоном, на котором происходит жизнь и деятельность человека, он пытается понять душу природы, услышать ее голос. В этом мы убедимся, прочитав стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело».

Урок пройдет в форме исследования, целью которого будетдоказать, что природа у Тютчева - живое, одухотворенное существо.  Для достижения цели необходимо решить следующие задачи

  1.  Проанализировать стихотворение Тютчева  «Неохотно и несмело»
  2. Определить особенности композиции, роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии образа природы.

Исходя из поставленной цели, определим гипотезу: раскрыть многообразие окружающего мира.  Осознать, что природа-это сложный организм, в котором все гармонично и взаимосвязано, через изучение произведения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело».

IV. Лабораторная работа 

Слайд  8  (Овстуг)

После    южной природы Германии и Италии, где Тютчев прожил 22 г., поэт  словно по-новому увидел свои родные места и постарался передать их красоту и прелесть. Стихотворение «Неохотно и несмело...» написано  6 июня 1849 года по дороге в  село Овстуг, имение, куда он иногда приезжал.

Слайд  9  (чтение стихотворения «Неохотно и несмело»)

Анализ стихотворения.

-Скажите, знаете ли вы значение представленных слов

Слайд  10   (Словарная  работа)

Нива – обработанное поле, пашня, посевы

Окаймить (кайма) – очертить 

Смятенье – смущение, переход в беспорядочное состояние, тревога…

Сияние – ярко блистать, светить лучами, радоваться, веселиться, праздновать.

Беседа с классом.

  • Поэт дает почувствовать приближение праздника в природе.Найдите ключевые образы. Какие картины рисует поэт?  Посмотрим по строфам.

(1.Солнце несмело смотрит на принахмуренную землю.

Плывут тучи и прячут за собой солнце, поэтому земля принахмурилась.

2.Тёплые порывы ветра приносят грозу.

Теплый ветер несет с собой запах дождя. 

3.Молнии.

Яркая молния освещает своим блеском поля.

4.Дождь и гром.

Слышатся ухе не далекие раскаты грома, а совсем рядом.  

5.Земля проснулась.

Слова солнце и сияние поднимают настроение. И страх перед грозой уже не чувствуется.)

Ключевые образы и картины — это тучи, гром, молния, земля. Гроза не производит на нас тягостного впечатления, не вызывает у него страха.

Слайд  11  (гроза)

  • Как Ф. И. Тютчев изображает в стихотворении приближение грозы? 

(Принахмурилась земля, потускнело солнце, теплые порывы ветра, дальний гром)

-Что такое композиция произведения? (соединение отдельных частей произведения в художественное целое)

-Знаете ли вы средства композиции? (сюжет, конфликт, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог)

Что такое кульминация?

(момент наивысшего напряжения сюжета литературного произведения, когда начинается перелом)

  • Найдите в стихотворении кульминацию.

(3 строфа. В кульминационный момент “…пробилась из-за тучи // Синей молнии струя — // Пламень белый и летучий. // Окаймил её края”. И хотя вместе с начавшимся дождём зазвучали “раскаты громовые всё сердитей и смелей”, гроза быстро прошла. Солнце, которое смотрело на поля сначала “неохотно и несмело”, в конце грозы “только раз ещё взглянуло исподлобья на поля”, потому что дождь быстро кончился и в солнечном сиянье “потонула вся смятенная земля”)

  • Какими словами передает он изменения в природе?

(Принахмурилась, прогремело,  порывы ветра, тучи, гроза, струя молнии, раскаты.)

Работа по группам

  • Какие  художественные приёмы позволяет зримо представить эту картину?

Олицетворения (наделение неодуш.предметов признаками и свойствами человека)

Метафора (красивое сравнение, основанное на подобии одного явления другому)

Эпитеты (яркое, красочное выражение)

(Олицетворения «принахмурилась земля», «солнце смотрит», «пыль летит».)

  • Какова роль олицетворений?

(Роль олицетворений заключается в том, чтобы изображать неживых существ и явления в роли живых существ, приблизить природу к чувствам человека.)

  • Найдите метафоры и эпитеты.

(Метафоры «молния пробилась», «молнии струя», «земля потонула».
Эпитеты «зеленеющие нивы», «пламень белый и летучий»,  смотрит «неохотно и несмело»,  раскаты «всё сердитей и смелей, «смятённая земля»)

- Кроме уже известных вам средств выразительности в литературе есть ещё большое количество тропов, с помощью которых поэт делает своё стихотворение интересным и выразительным. Это ассонанс и аллитерация.

Ассонанс– это повторение гласных звуков, ааллитерацияэто повторение согласных звуков.

Повтор того или иного звука придает стихам выразительность и музыкальность. Это способствует созданию благозвучия. Такой прием очень часто применяют многие поэты, воспользовался им и Фёдор Иванович Тютчев.

 - 1 ряд в 1 и 5 строфе найдёт наиболее встречающиеся звуки,

-2 ряд во 2 и 4 строфах,

- 3 ряд в 3 строфе.

-  Постарайтесь определить, с какой целью автор использует тот или иной звук?

  - С помощью звука св первом и последнем катренах автор передаёт сияние солнца.

  Благодаря звукам р, г мы слышим раскаты грома.

  Звуковые образы и картины создаются аллитерациями на «р», звучащими как раскаты грома: «пРогРемело, ветРапоРывы, дальнийгРом, Раскаты гРомовые».

Слайд  12

Ветра тёплого порывы,
Дальний г
ром и дождь порой...
И раскаты громовые
Всё се
рдитей и смелей.

Автор в данном стихотворении использует прием аллитерации.

Слайд  14  (радуга)

-  Перечитайте текст и обсудите в группе, правы ли критики, говоря, что       «Тютчев часто изображал природу в её промежуточных состояниях, например, в переходе от зимы к весне… В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы».

   Для того чтобы согласиться или не согласиться с критиками, я предлагаю вам пронаблюдать в тексте за лирическим героем, проследить его настроение и указать, какие « тайны» вам открылись.

Что услышали

Что увидели

Что почувствовали

Дальний гром

Солнце смотрит

Ветра тёплого порывы

За тучей прогремело

Принахмурилась земля

Дождь порой

Ветра тёплого порывы

Дождь порой

Чаще капли дождевые

Раскаты громовые

Нивы зеленеющие

Молнии струя

Вихрем пыль летит с полей

V. Обобщение (доказательство выдвинутой гипотезы).

Мы рассмотрели стихотворение Тютчева о грозе.

  • Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

(страх перед грозой сменяется радостью от преображения земли)

  • Какой изображается природа в этом стихотворении? 

(Живой, одухотворённой.)

  • Как связан с ним эпиграф урока? 

(В стихотворении  гроза одушевленная, т.е. у нее есть душа. )

  • Чем вы объясните, что поэт так часто обращается к этой стихии?

(В своих стихах он выражает восторг, восхищение грозой.)

  • Что хотел сказать своим стихотворением поэт читателю?

(Порой человек любуется ею, порой страшится.Но важно то, что поэт не считает человека «царём природы».)

Описание грозы построено по принципу сменяющихся картин. Вначале это солнце, боящееся приближающейся грозы. Затем порывы ветра, наступающий сумрак, когда зелень полей, кажется темнее. Центральная картина — вспышка молнии. В ней наиболее яркие цветовые образы. Следом идёт изображение расходящегося дождя, поднятой ветром пыли и усиление громовых раскатов. И в завершение — конец грозы, вновь появившееся солнце, залившее мир сиянием. Кольцевая композиция тютчевского текста подчёркивает мысль о том, что гроза — это явление временное, что она обязательно пройдёт и солнце снова воссияет на небе.

       Торжественный оттенок придаёт тютчевскому тексту устаревшая и возвышенная лексика:струя, пламень, смятенная.

Рефлексия

Дети встают из-за парт. Закрывают глаза. Играет музыка. Учащиеся действиями выполняют то, что говорит учитель.

"Вы - художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева - направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо. Светлое, с лёгкими перьями облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг, ваша картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё вокруг. Вы зажмурились. И не заметно для себя открыли глаза.

- Какие чувства вы испытывали?

Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему: «Образ грозы в стихотворении Тютчева».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),

Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто...

Конспект урока по литературе в 10 классе «Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в музыке»

Урок ставит своей целью расширить и обогатить представления учащихся о творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета....

План-конспект урока "Картина мира в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета"

Открытый урок "Картина мира ..." проводился в рамках районного этапа конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012. Ученики добросовестно подготовились к уроку, и их презентации сос...

Философская лирика Ф. И. Тютчева. Конспект урока в 10 классе

Тема «Творчество Ф. И. Тютчева» в 10-м классе рассчитана на 2 часа. Она входит в раздел «Литература 19 века». Предварительно был проведен 1 урок по биографии Тютчева. Связь с предыдущим мат...

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Ассоциативно-семантический анализ (конспект урока по предмету «Литература», 10 класс)

Конспект урока по предмету «Литература» предназначен для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативно-семантиче...

Методическая работа .Конспект урока по творчеству Ф.Тютчева."О,как убийственно мы любим...".(Об истории тютчевской любви)

В помощь учителю литературы,изучающему творчество Ф.И.Тютчева.Технология критического мышления....

Конспект урока по литературе "Лирика Тютчева"

Конспект урока по литературе "Лирика Тютчева"...