Философская лирика Ф. И. Тютчева. Конспект урока в 10 классе
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Тема «Творчество Ф. И. Тютчева» в 10-м классе рассчитана на 2 часа. Она входит в раздел «Литература 19 века». Предварительно был проведен 1 урок по биографии Тютчева. Связь с предыдущим материалом осуществляется через обращение к некоторым биографическим данным. Осуществляется межпредметная связь с философией. Урок составлен в соответствии с государственной программой по литературе под редакцией Курдюмовой. Тип урока – изучение нового материала. На уроке используются продуктивные методы: частично-поисковый, элементы проблемного метода и элементы исследовательского метода. Основная форма работы на уроке – фронтальная (учитель – класс) и в парах (ученик-ученик). При подготовке к уроку используется индивидуальная форма (учитель-ученик).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_v_10_klasse_po_lirike_f._i._tyutcheva.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы «Философская лирика Ф. И. Тютчева» в 10 классе.
Тема «Творчество Ф. И. Тютчева» в 10-м классе рассчитана на 2 часа. Она входит в раздел «Литература XIX века». Предварительно был проведен один урок по биографии Ф. И. Тютчева
Общедидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.
Образовательный аспект триединой дидактической цели – создать условия для анализа поэтического текста, выделения ключевых слов, образов, идей.
Развивающий аспект триединой дидактической цели – создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования, развитию речевых навыков.
Воспитательный аспект триединой дидактической цели – способствовать процессу духовного развития, формирования нравственных ценностей; воспитывать самостоятельность, сотрудничество; развивать коммуникативные навыки.
Прогнозируемый результат
Учащиеся, анализируя стихотворения Ф. И. Тютчева, должны определить восприятие категории Времени в лирике Тютчева, понять основу философской лирики поэта, разобраться в интересном и загадочном мире лирического героя Тютчева.
Опережающее индивидуальное задание: сообщение о формах выражения категории Времени в лирике Тютчева.
Опережающее домашнее задание: подбор стихотворений и цитат по теме урока; найти определения категории времени в философии.
Ход урока.
I. Погружение в тему.
Здравствуйте, ребята.
(Звучит музыка.)
Выразительное чтение учителем стихотворения Державина.
Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
- Какова тема этого стихотворения? (Стихотворение посвящено размышлениям о текучести Времени и бренности всего сущего перед лицом Вечности.)
- Какова общая тональность этого стихотворения? (Стихотворение пронизано пессимистическим чувством)
- Каким видится вам автор этих строк? (Это человек пожилой, умудренный опытом лет, возможно, старец, спокойно и мудро взирающий на мирскую суету. Ему некуда спешить, он знает цену жизни.)
Теперь послушайте отрывок из второго стихотворения. (Читает ученик)
О Время! Вечности подвижное зерцало! –
Все рушится, падёт под дланию твоей!..
Сокрыт предел твой и начало
От слабых смертного очей!..
Века рождаются и исчезают снова,
Одно столетие стирается другим;
Что может избежать от гнева Крона злого?
Что может устоять пред грозным богом сим?..
- Какова тема этого стихотворения? (Это стихотворение также посвящено теме Времени и Вечности.)
- Как вы представляете автора этого стихотворения? Похож он на предыдущего? (Автор, возможно, моложе, но это человек, также много испытавший в жизни, знающий подлинную цену всему.)
Оба эти стихотворения написаны в один год. Первое принадлежит Гавриилу Романовичу Державину. Это – последнее стихотворение поэта. Оно написано за 3 дня до смерти, ослабевшей рукой, уже не способной держать перо и лист бумаги. Державину 73 года.
А второе стихотворение принадлежит Тютчеву и называется «На новый 1816 год». Сколько ему в это время лет? (13). Это первое стихотворение Тютчева. Он вступает в русскую поэзию с темой, к которой обращается его великий предшественник, стоя у гроба.
Оба поэта обращаются к одной и той же теме, теме Времени. Тема нашего урока: «Категория Времени в философской лирике Ф. И. Тютчева».
Время – это философская категория.
- Какие особенности Времени как философской категории вы можете назвать?
- Время – основная форма существования материи; «…бытие вне времени есть … величайшая бессмыслица» (Ф. Энгельс.)
- Время имеет одно измерение. Время выражает последовательность существования сменяющих друг друга явлений.
- Время необратимо – всегда идет от прошлого к будущему.
- Сущностью Времени является движение; материя, движение и Время неотделимы.
- Время объективно; вне и независимо от нашего сознания, а наше познание приспосабливается к объективному Времени.
- Течение Времени зависит от скорости движения тел и изменяется в зависимости от нее.
(На доске запись в столбик: подчеркнутые выражения)
Такой является категория Времени в философии.
Время… аспект бытия, не зависящий ни от чего и ни от кого. Для современного человека, погруженного в свои заботы, Время - словно поезд, несущийся с бешеной скоростью. И нет у человека времени, чтобы оглянуться, чтобы задуматься о том, что же такое Время. Какова его власть над человеком? Мы словно не ощущаем власти Времени, но она огромна. Впопыхах проходит жизнь, и в конце пути человек иногда понимает, что ничего не достиг, что наш мир – пустыня, что каждый сам по себе и каждый одинок. Есть люди, для которых одиночество несет глубокий смысл, благо. Оно позволяет им полнее почувствовать ценность жизни, ощутит ту ниточку, которая связывает человека с чем-то высшим, неземным. Таков Федор Иванович Тютчев.
II. Постановка проблемы исследования.
Сегодня на уроке мы исследуем сложный вопрос восприятия Тютчевым Времени для того, чтобы понять основу философской лирики поэта, разобраться в интересном и загадочном мире лирического героя Тютчева. Для этого определим, какие временные формы использует Тютчев и почему одна из форм времени привлекает его в большей степени, а другая – в меньшей. (Вопросы записаны на доске) В ходе урока вы будете анализировать, сравнивать, делать выводы.
Слово исследователям. Ваша задача: услышать и назвать основные временные формы, используемые Тютчевым в лирике.
III. Сообщение исследователей категории Времени в лирике Тютчева.
1. Объектом исследования были стихотворения Тютчева. В их названиях, теме, образах я искала ответ на вопрос о том, какое место занимает категория времени в лирике Тютчева. Прежде всего обращает внимание обилие временной лексики у Тютчева. Это названия различных отрезков времени, возрастов, временные прилагательные, наречия, глаголы. Наименования исторических эпох, мифологических имён («Арфа Скальда», «Душа моя - Элизиум теней»). Такая лексика присутствует как в названиях («Утро в горах», «Полдень», «Летний вечер», «Рим ночью», «Осенний вечер», «День и ночь», «29-е января 1837» и так далее), так и в содержании: «Та же прелесть утреннего часа», «Сей день, я помню, для меня был утром жизненного дня…», «Когда пробьет последний час природы…», «Часов однообразный бой, томительная ночи повесть» и так далее.
- Какие формы приобретает время в творчестве Тютчева?
- Какие формы наиболее употребительны, частотны?
2. Чаще всего в стихотворениях встречается понятие «век». Например, в стихотворениях «Нет веры к вымыслам чудесным…», «На камень жизни роковой…», «Приветствие духа», «Наш век», «В небе тают облака…» и другие.
Более редкой формой времени можно назвать год. Упоминание об этом есть в таких стихотворениях, как «В альбом друзьям», «Русской женщине», «Наполеон», «Сто лет» и так далее.
Час как форма времени встречается во многих стихотворениях «Видение», «Бессонница», «Море и утес», «Рассвет».
И, конечно же, встречаются самые минимальные отрезки времени – минута («Она сидела на полу», «Еще минута») и миг (В разлуке есть…», «Так в жизни есть мгновения…»).
Кроме того, время упоминается в виде времен года («Весенняя гроза», «Зима недаром злится..»), в упоминании разного времени суток («Вечер», «Декабрьское утро», «Полдень»). Но чаще всего встречается упоминание ночи («Проблеск», «Тени сизые», «Тихой ночью»).
И, наконец, время как точная дата («29-е января 1837», «1-е декабря 1837», «1856», «16 сентября 1834» и другие.
- Так какие временные формы используются Тютчевым в лирике? (Дети называют, а учитель прикрепляет названия к доске)
IV. Промежуточное обобщение.
Конечно, эти подсчеты относительны и носят довольно субъективный характер. Но все же они позволяют высказать некоторое предположение. Какое? (Поражает многообразие форм времени. Можно сказать, что поэзия Тютчева – это энциклопедия средств, изображающих время.)
Итак, на первый вопрос мы ответили.
Обращает на себя внимание, что из отрезков времени (век, год, час, минута, миг) чаще всего употребляется век, а менее всего минута и миг. Год и час, можно сказать, равноправны. В названиях частей суток наиболее привлекает поэта ночь, день — почти в два раза меньше. Промежуточное время суток, например, рассвет, наименее употребительно. Из времён года более всего встречаются весна и лето.
Почему одна из форм времени привлекает Тютчева в большей степени, а другая — в меньшей?
V. Анализ стихотворения «Наш век».
Обратимся к стихотворениям и ответим на этот вопрос. Остановимся на полярных понятиях, рисующих протяжённость бытия: век и миг, мгновение, минута. Чтобы понять, каково значение формы времени “век”, проанализируем стихотворение «Наш век».
- Чтение стихотворения учеником.
- Какова тема этого стихотворения? Как она реализуется в произведении? (Прежде всего это тема времени – она заявлена уже в названии.)
- Назовите ключевые слова, раскрывающие тему времени.
Категория времени составляет здесь не только содержание стихотворения, но и определяет композицию.
- Как построено стихотворение? (Оно построено на контрасте «наших дней», когда человек «безверием палим и иссушен», и того времени, которое поэт считает идеальным, но о нем не говорит.)
- Как в стихотворении подчеркивается этот контраст? (Контраст подчеркивается обилием антитез: тень - свет, вера - неверие, жаждет - не просит и др.
Так возникает двуплановость мира у Тютчева, причем идеал поэта не имеет конкретных черт, не связан с каким-то определенным временем и пространством.
VI. Промежуточное обобщение.
Понятие «век» в лирике Тютчева принимает разные значения: и бесконечной протяженности, и только «наших дней», то есть века, в котором обитает лирический герой. Отношение Тютчева к веку эмоционально, оценочно. Само слово «век» часто употребляется с эпитетами: например, «век преступный и постыдный».
- Приведите примеры, подтверждающие это. (В наш век отчаянных сомнений, //В наш век, неверием больной)…
Для поэта век – это не только отрезок времени, это время, которое он избегает, создав свой собственный мир. И этот мир не соотносится ни с каким реальным временем в истории. Идеальное время существует только в сознании поэта, идеал неисполним в действительности. Так рождается ощущение трагичности бытия, где поэт не находит идеала. Не принимая свой век, Тютчев философски осмысляет многие стороны земного бытия: людскую разобщенность, одиночество человека в мире, безверие, бездуховность…
Тютчев постоянно противопоставляет время гармонии, равновесия сегодняшнему отрезку времени. Человек бессилен изменить время, он вынужден жить в нем, не смирившись.
VII. Анализ стихотворения «Она сидела на полу…»
Миг, минута в лирике Тютчева закреплены за временем частным, постигаемым восприятием. Часто поэт противопоставляет миг вечности. Минута и миг в сознании поэта – это мгновения, которые поэт пытается остановить, запечатлеть их.
Обратимся к стихотворению «Она сидела на полу…» (чтение учеником)
- Какова тема этого стихотворения? (Воспоминания героини о прошлом, в котором осталось так много горя, грусти.)
- Что можно сказать о лирической героине? Как автор описывает ее внутренние переживания, чувства? Какие детали привлекли ваше внимание? (1. Героиня сидит на полу – отрешенность от действительности. 2. Разбирает письма – она сейчас в другом мире, в прошлом. Сравнение «как остывшую золу» - письма были дороги героини; когда-то угли были горячи, значит, были горячи и чувства. Зола холодна, и чувства между героиней и героем тоже остыли, это неизбежно. 3. «Брала их в руки и бросала» - героиня словно обжигается, когда берет эти холодные письма, воспоминания приносят ей боль. 4. Глядит на письма «чудно» - ее взгляд подобен тому, как смотрит душа с неба на оставленное тело. Оно убито, тело без любви мертво. Это подтверждают следующие строки: «…Любви и радости убитой». 5. Эпитет «чудно» дает представление о том, что прошлое важно для героини, она ни о чем не жалеет. 6. Метафора «письма - жизнь» подчеркивает, что всё минувшее было жизнью. Эта жизнь пережита, ее невозможно вернуть. 7. Но все же героине дороги горестные минуты, любовь и радость, оставшиеся позади: «О, сколько горестных минут,/ Любви и радости убитой!...»)
- Так что представляет собой время в этом стихотворении? (Время – это минуты, оставшиеся в прошлом. Они прошли быстротечно, как миг.)
VIII. Промежуточное обобщение.
Эта же быстротечность минуты видна и в других стихотворениях. Приведите примеры. ( 1) Смотрю я на тебя, мой гость минутный…; 2) И страшный груз минутно приподнимет…3) Хотя на миг причастен будь!)
Всюду минута, миг – это быстротечность времени, которое хочется остановить. Однако «мгновение … имеет предельно зыбкие границы». С одной стороны, оно летуче, стремительно, а с другой расширяется. Миг является знаком времени переживаний героев, ассоциируется с человеческой жизнью, с важными ее проявлениями, например, с любовью. Это чувство никогда не бывает счастливым у Тютчева. Герой и героиня любят «убийственно». И это усиливает ощущение драматизма времени.
IX. Итоговое обобщение.
Итак, каковы наши выводы? Вернемся к вопросам нашего урока.
1. Время – это тот многоликий образ, через который поэт выразил свое «переживание жизни», стремление проникнуть в смысл событий. Его отличает страстное отрицание своего «постыдного века». Но, отрицая, Тютчев никогда не уходил от своего времени.
2. Земное бытие осмыслено Тютчевым и как миг, и как вечность, как время утрат и разлада в мире и в человеческой жизни. Он размышлял о скоротечности времени и его бесконечной протяженности, о кратковременности существования человека на земле и его невозвратимости.
2. Наблюдая за образами времени, мы видим, что Тютчев показывает противоборство жизненных сил как вечный закон жизни. Вводя образы времени, поэт глубоко чувствует трагичность жизни. Этот мотив разрастается, охватывая природу и человеческую жизнь, историю, прошлое и настоящее.
3. Для Тютчева идеального времени в истории человечества не существует. Идеал – лишь порождение мечты поэта, создание его воображения. Противопоставляя два времени, Тютчев не уходит в прошлое, не идеализирует его. Идеала нет и в любви. Лишь на короткое время лирический герой может испытать состояние покоя своей души, гармонии с миром и природой. При этом Тютчев не предлагает свой идеал и не зовет к его воплощению.
4. Не имея конкретного воплощения, иное, идеальное время постоянно присутствует в лирике Тютчева как контраст, антитеза, умолчание, ирония и так далее.
(На доске во второй столбик подчеркнутые выражения)
(Обращение к столбикам на доске) =Таким образом, осмысление категории Тютчевым в чем-то перекликается с философскими определениями времени, но в то же время имеет и свои особенности. Кроме того, можно говорить не только о двоемирии, но и о двоевременье в тютчевской поэзии. Двоемирие и двоевременье – обязательное условие композиции его стихов.
X. Время в живописи.
Тема Времени – это вечная тема, которая проходит и через музыку, которую вы слышали на уроке, и через живопись. Перед вами репродукция картины Эшера Мориса, нидерландского художника первой половины 19 века. И это его видение Времени. А таким видят время ваши ровесники-художники (представление учащимися своих работ)
XI. Рефлексия.
А каким видите Время вы? Продолжите фразу «Время для меня – это…»
Домашнее задание: проанализировать одно из стихотворений Ф. И. Тютчева, в котором находит выражение категория Времени; дать свое восприятие, истолкование, оценку.
XII. Итог урока.
Урок окончен. Благодарю вас за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Ассоциативно-семантический анализ (конспект урока по предмету «Литература», 10 класс)
Конспект урока по предмету «Литература» предназначен для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативно-семантиче...
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...
Урок по творчеству Ф.И.Тютчева " Философская лирика Ф.И.Тютчева
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и ...
Урок литературы «Философская лирика Ф. И. Тютчева» в 10 классе.
Урок помогает понять рациональные и иррациональные образы лирики поэта....
Философская лирика Ф.И. Тютчева в 10 классе
Методический материал для изучения философской лирики Ф.И. Тютчева в 10 классе...
Урок литературы 10 класс «Философская лирика Ф. И. Тютчева»
Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике....
Проект урока литературы в 10 классе «Философская лирика Ф.И.Тютчева»
Вид урока: реализация краткосрочного проекта - самостоятельная работа учащихся.Тип урока: комбинированный – урок закрепления и комплексного использования знаний, выработка умений.Методы обучения...