Конспект урока по литературе "Лирика Тютчева"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 5 классе
Тема: Лирика Тютчева о весенней природе
Материалы к уроку: иллюстрации, аудиозаписи.
Цели урока:
- познавательные: познакомить учеников произведениями Ф.И. Тютчева, посвященные весеннему времени года.
- практические: сформировать навыки выразительного чтения; отточить навык нахождения художественных средств в стихотворениях; сформулировать тему и идею данных стихотворений.
- воспитывающие: воспитать чувство прекрасного у учащихся; привить чувство любви к окружающей природе.
Ход урока:
- Организационный момент (формулировка целей и задач урока).
- Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы познакомимся с Федором Ивановичем Тютчевым , с его стихотворениями о родной природе. Попытаемся увидеть красоту природы в весеннее время года. Многие стихи Тютчева о красоте природы. В его стихотворениях природа живая и одухотворенная. Тютчев умел наблюдать, видеть и понимать природу. Умел находить прекрасное в самом скромном ее уголке и ярким, эмоциональном языком описать виденное, выразить свое отношение к изображаемому.
Проверка домашнего задания:
На дом у вас было задание – нарисовать иллюстрацию с изображение природы в весеннее время года. Давайте посмотрим, что же у вас получилось. Из ваших рисунков мы сделаем небольшой вернисаж в нашем кабинете.
Объяснение нового материала:
Ф.И.Тютчев родился 5 декабря 1803 года в имении своего отца Тютчева Ивана Николаевича, который принадлежал к древнему дворянскому роду. Еще мальчиком полюбил Тютчев литературу, поэзию и сам начал писать стихи. И как было принято в дворянских семьях, Тютчев получил блестящее домашнее образование. Его жизнь была необычной, и увлечение поэзией он сочетал с внешнеполитической службой. Долгие годы он жил за границей. Поэтическое творчество Тютчева весьма многогранно. Поэт в своих стихах соединил и политику и любовь. Ф. И. Тютчев – поэт мысли, он не только, например, изображает нам пейзаж в стихотворениях, но показывает свое отношение к миру, родине. В 1821 г блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 г уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене — столице тогдашнего Баварского королевства. Служил также в Турине (Сардиния).
Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале "Современник". Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х года когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Николай Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854).
И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. В 1858 г он назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. Умер он 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.
Давайте послушаем стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза».
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Закрепление:
Вопросы учителя:
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение «Весенняя гроза»?
- Какие эмоции вы испытали?
- С помощью каких художественных средств автор передает чувства, отраженные в этом стихотворении?
- Дайте значение слова Геба, Зевс, гам.
- С помощью какого приема в художественном произведение создается ощущение динамики?
Итоги урока:
Сегодня на уроки мы познакомились с биографией и творчеством прекрасного поэта Ф.И. Тютчева. Мы рассмотрели потрясающее стихотворение, раскрывающее трепетное отношение поэта к природе, его любовь к окружающему миру. Поняли, насколько богат и многогранен внутренний мир поэта.
Домашнее задание:
Выучить наизусть стихотворение «Весенняя гроза». Написать небольшое эссе на тему «Какое влияние оказывает на вас наступление весны?»
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),
Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто...
Конспект урока по литературе в 10 классе «Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в музыке»
Урок ставит своей целью расширить и обогатить представления учащихся о творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета....
План-конспект урока "Картина мира в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета"
Открытый урок "Картина мира ..." проводился в рамках районного этапа конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012. Ученики добросовестно подготовились к уроку, и их презентации сос...
Философская лирика Ф. И. Тютчева. Конспект урока в 10 классе
Тема «Творчество Ф. И. Тютчева» в 10-м классе рассчитана на 2 часа. Она входит в раздел «Литература 19 века». Предварительно был проведен 1 урок по биографии Тютчева. Связь с предыдущим мат...
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Ассоциативно-семантический анализ (конспект урока по предмету «Литература», 10 класс)
Конспект урока по предмету «Литература» предназначен для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативно-семантиче...
"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)
Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...
Конспект урока "Сравнительный анализ стихотворений Жуковского, Пушкина, Тютчева"
В ходе урока идет сравнение творческого мастерства поэтов 19 века...