Рабочая программа по литературе в 6 классе
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа по литературе в 6 классе по учебнику В.П.Полухиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit6.doc | 351.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дегтяренская основная общеобразовательная школа»
Каменского муниципального района
Рассмотрена на заседании МО Согласована З/Д по УВР Утверждена
Протокол №____ от _________ ___________ Н.Н. Чечелева Приказ №____ от _________
____________ В.П. Романенко Директор ОУ _______ В.И. Романенко
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Литература»
для 6 класса (базовый уровень)
на 2013- 2014 учебный год
учитель Резниченко В.Н.
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М., Просвещение, 2010г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Преподавание ведётся по учебнику автор В.П. Полухина. . Литература (учебник для 6 класса в двух частях ), Москва, Просвещение, 2009 г.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 35 рабочих недель, итого 70 часов (из них 5 уроков развития речи, 11 уроков внеклассного чтения).
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; контроль уровня знаний; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе в 6 классе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.
Содержание программы по литературе в 6 классе
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия; миф, мифологический сюжет, персонаж, житие, сказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двухсложные и трёхсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и её художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ
ВСЕГО: 70 ЧАСОВ (из расчета 2 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол-во час | Тип урока.
| Элементы содержания | Основные требования кЗУНу учащихся |
Дата | Дата |
план | факт | ||||||
1. | Введение. Художественное произведение и автор. Автор и герои. Выражение авторской позиции. | 1 | Урок-беседа.
| Художественное произведение и автор. Содержание и форма. Автор и герой. Способы выражения позиции автора. Выразительное чтение, эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Викторина. | Знать основную проблему изучения лит-ры в 6 кл.; содержание и героев произведений, изученных в 5 кл Уметь строить собственные высказывания о книгах и чтении. |
|
|
2. | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. | 1 | Урок внеклассного чтения | Календарно-обрядовые песни. Наблюдение над художественными особенностями песен. Эстетическое значение обрядового фольклора. Репродукции картин Б.П.Кустодиева,К.А.Трутовского. Прослушивание песен. Обсуждение. | Знать виды календарно-обрядовых песен. Понимать роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение. Уметь исполнять календарно-обрядовые песни; отмечать художественные особенности обрядового фольклора. |
|
|
3. | Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. | 1 | Изучение нового материала Урок-беседа.
| Развитие понятий о пословицах и поговорках. Их темы, краткость, меткость, образность. Употребление пословиц и поговорок в речи. Составители сборников пословиц и поговорок. Труд В.И.Даля. | Знать отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Уметь использовать пословицы и поговорки в речи. |
|
|
4. | ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. |
1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Развитие понятия о летописи. «Повесть временных лет». Отражение исторических событий и вымысел. ,отражение народных идеалов. «Сказание о белгородском киселе», его связь с фольклором. Словарная работа. Репродукция картины В.М.Васнецова «Нестор-летописец» | Знать черты древнерусской литературы. Уметь составлять план и пересказывать текст статьи; выразительно читать текст сказания; оценивать актерское чтение; определять связь между летописным и фольклорным произведением; выяснять значение неизвестных слов; сопоставлять произведения лит-ры и живописи. |
|
|
5. | ЛИТЕРАТУРА 18 В. Русские басни.И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 века. |
1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Повторение изученного о басне. Художественная и нравственная ценность басни. Особенности языка 18 века. Развитие представлений о понятиях мораль, аллегория, иносказание. | Знать сведения о жизни и творчестве И.И.Дмитриева(кратко); содержание басни «Муха» Уметь выразительно читать басни; оценивать актерское чтение; |
|
|
6. | И.А.Крылов.Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти народав достижении общественного блага.»Ларчик». критика мнимого «механики мудреца». Мораль крыловских басен. | 1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Слово о баснописце. История создания басни «Осел и Соловей». Высмеивание глупости, невежества, самомнения.. | Знать сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова (кратко). Историю создания и содержание басни «Осел и Соловей». Понимать аллегорический смысл басни. Уметь выразительно читать басни; вести беседу. |
|
|
7. | И.А.Крылов. «Осёл и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.Развитие понятия об аллегории. | 1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | История создания басни «Листы и корни». История создания басни «Ларчик». Высмеивание пустого мудрствования. Прослушивание фонозаписи, обсуждение. Словарная работа. Иллюстрации к басням. Конкурс на лучшее инсценирование басни. Выразительное чтение ( в том числе наизусть) | Знать одну из басен Крылова наизусть, историю создания басен. Понимать аллегорический смысл басни. Уметь выразительно читать басни; оценивать актерское чтение; выяснять значение незнакомых слов. |
|
|
8 | ЛИТЕРАТУРА 19 В. А.С. Пушкин. Слово о поэте. Светлое чувство дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». Художественные особенности стихотворного послания. |
1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Лицейские годы А.С.Пушкина. Сообщение о Царском Селе (раздел «Литературные места России», с. 325-327). История создания стихотворения«И.И.Пущину». Тема дружбы. Жанр послания. Прослушивание фонозаписи, обсуждение. Обучение выразительному чтению. | Знать сведения о лицейских годах А.С.Пушкина; особенности жанра послания. Уметь выразительно читать стих-е ( в том числе наизусть); прослеживать изменение настроения, находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и опр-ть их роль. |
|
|
9 | А.С.Пушкин «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта в стихотворении «Узник». | 1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Вольнолюбивые устремления поэта Тема свободы в стих-ии «Узник». Удвоение образа неволи. Противопоставление. Символический образ орла. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стих-ии. | Знать историю создания стих-я «Узник»; текст стих-я наизусть. Уметь выразительно читать стих-е, прослеживать изменение настроения, находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. |
|
|
10. | Тема и поэтическая идея стихотворения «Зимнее утро». Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. | 1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Мотивы единства красоты человека и природы в стихотворении «Зимнее утро». Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
| Знать стих-е «Зимнее утро» наизусть; понятие антитеза. Уметь выразительно читать стих-е наизусть; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. |
|
|
11. | А.С.Пушкин. «Зимняя дорога». Эпитет, метафора как средства создания художественных образов. Двусложные размеры стиха. | 1 | Практикум | Эпитет, метафора как средства создания художественных образов. Понятие о ямбе и хорее. Двусложные размеры стиха.
| Знать стих-е «Зимняя дорога». Уметь выразительно читать стих-е; находить в тексте изобразительно-выраз-ые средства и определять их роль; определять виды двусложных размеров стиха. |
|
|
12. | А.С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. | 1 | Изучение нового материала
| История создания романа «Дубровский». Комментированное чтение и анализ глав 1-2 (с.67-78). Картины жизни русского барства. Причины конфликта между А.Дубровским и К.Троекуровым. Неправедность суда, продажность чиновничества. Иллюстрации к роману. Словарная работа. . | Знать содержание глав 1-2. Понимать причины конфликта между героями; обличительный характеризобр-я суда, чиновничества. Уметь выразительно читать и пересказывать текст; хар-ть героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов. |
|
|
13. | Образ Владимира Дубровского и его протест против несправедливых порядков. Роль эпизода в романе. | 1 | Беседа Практикум Анализ эпизода | Анализ глав 3-7 (с.78-99). Резкая перемена в судьбе Владимира. Его протест против несправедливости, произвола и деспотизма. Защита чести, независимости личности. Отношение крестьян к Дубровскому. Бунт крестьян. Роль пейзажа в эпизодах «После похорон» и «Пожар в Кистеневке». | Знать содержание глав 1-7. Понимать роль пейзажа, деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпитетов в раскрытии замысла произведения. Уметь выразительно читать и пересказывать текст; хар-ть героев и их поступки; давать развернутые ответы на вопросы. |
|
|
14. | Романтическая истории любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. | 1 | Практикум | Анализ глав 8-12 (с. 99-126). «Благородные увеселения» Троекурова. Произвол, самодурство, жестокость. Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица разных героев. История Дубровского-Дефоржа. Объяснение Владимира с Машей. Отношение автора к героям. | Знать содержание глав 1-12. Понимать мотивы поступков героев; отношение автора к героям. Уметь выразительно читать и пересказывать текст; хар-ть героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; давать развернутые ответы на вопросы.
|
|
|
15. | Анализ эпизодов романа.
| 1 | Комбинированный урок | Анализ глав 13-19 (с.126-150). Эпизод с кольцом (составление плана и пересказ). Саша Троекуров и «разбойник» Митя. Отношения в семье Троекуровых. Обреченность любви Владимира и Маши. Обсуждение проблемной ситуации: «Почему Маша не приняла помощи Дубровского?» Развязка романа. | Знать сюжет и содержание романа «Дубровский». Уметь выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; давать развернутые ответы на вопросы. |
|
|
16. | Развитие понятия о композиции художественного произведения. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Понятие о композиции, романе, сюжете. Чтение ст. «Композиция» (с.155). Обсуждение тем сочинения. Составление плана. Подбор материала. | Знать сюжет и содержание романа «Дубровский»; теоретико-литературные понятия композиция, роман, сюжет. Уметь составлять план и подбирать материалы к соч-нию. |
|
|
17. | А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в сюжетной организации повести. | 1 | Урок внеклассного чтения | История создания цикла«Повести Белкина». Автор и рассказчик в произведении. Сюжет и герои повести «Барышня-крестьянка». Роль антитезы в сюжетной организации повести. Особенности портрета. Романтическое и реалистическое в повести. Роль иронии. Элементы аналитического пересказа текста. Словесное рисование. | Знать сюжет и содержание повести «Барышня-крестьянка». Понимать роль иронии, антитезы в композиции повести; Уметь выразительно пересказывать и инсценировать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки; |
|
|
18. | М.Ю.Лермонтов «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности интонации. Прием сравнения как основа построения стихотворения. | 1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Слово о М.Ю.Лермонтове. Настроение и композиция стих-я «Тучи». Чувство одиночества и тоски. Прием сравнения как основа построения стих-ия. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стих-ии. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Репродукции картин Лермонтова. | Знать сведения об отроческих и юношеских годах поэта; историю создания стих-я «Тучи»; текст стих-я наизусть. Уметь выразительно читать стих-е; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; описывать репродукции картин. |
|
|
19. | Баллада М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.
| 1 | Практикум
| Особенности жанра стих-я«Три пальмы». Баллада. Сюжет, композиция, герои произведения. Тема красоты, гармонии человека с миром и ее разрушения. Соединение лирического и эпического, фантастического и реалистического. Обучение анализу поэтического текста. Изобразительно-выразительные средства, их роль в балладе. Словарная работа. | Знать сюжет и содержание стих-я «Три пальмы». Уметь определять жанр стих-я; выразительно читать и анализировать; составлять сюжетный план; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; |
|
|
20 | Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Тема одиночества. Обучение анализу стихотворения.
| 1 | Практикум | Антитеза как основной композиционный прием в стих-ях Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Мотивы странничества. Образы-символы. Обучение анализу поэтического текста. Словесное рисование. Иллюстрации | Знать содержание стих-ий Лермонтова. Уметь выразительно читать и анализировать; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; описывать иллюстрации к стих-ям.
|
|
|
21. | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. | 1 | Урок контроля знаний. | Произведения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова ( содержание, проблематика, изобразительно-выразительные средства). Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы. | Знать сюжеты и проблематику произв-ий А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Уметь анализировать прозаические и поэтические тексты; писать небольшие сочинения-рассуждения.
|
|
|
22. | И.С.Тургенев. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Портреты героев как средство изображения их характеров. Народные верования и предания. | 1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Слово о писателе (сообщения уч-ся). Цикл рассказов «Записки охотника», их гуманистический пафос. История создания и судьба рассказа «Бежин луг». Поэтическое изображение детства. Портреты героев как средство изображения их характеров. Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Составление плана рассказа. Характеристики мальчиков. Словарная работа. | Знать сведения об отроческих и юношеских годах И.С.Тургенева, о начале его лит. деят-ти; историю создания, дальнейшую судьбу, сюжет и содержание рассказа «Бежин луг». Понимать роль портрета в создании характеров; Уметь выступать с сообщениями на лит-ную тему; сост-ть план рассказа; хар-ть героев и их поступки; объяснять значения диалектных и просторечных слов.
|
|
|
23 | Картины природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. | 1 | Практикум | Разнообразие и выразительность картин природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства (детали, метафора, эпитеты, сравнение), их роль в произв-ии. Выборочный аналитический пересказ. Словесное рисование. Иллюстрации | Знать сюжет и содержание рассказа; способы создания образов героев. Понимать гуманистический пафос произв-ия; роль пейзажа в рассказе. Уметь выразительно читать и пересказывать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; |
|
|
24. | Ф.И.Тютчев. Особенности изображения природы в лирике Тютчева.
(стихотворения: «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…»)
|
1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Слово о поэте (сообщения уч-ся). Сообщение об усадьбе Овстуг ( раздел «Литературные места России», с.327-329). Особенности изображения природы в лирике Тютчева. Смена картин природы и смена настроения в стих-ии«Неохотно и несмело…» Изобразительно-выразительные средства ( антитеза, метафора, эпитеты, олицетворение, звукопись), их роль впроизв-ии. Репродукции картин русских пейзажистов. | Знать сведения об отроческих и юношеских годах Тютчева. Содержание стих-ий«Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…». Уметь выразительно читать стих-е; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения лит-ры и живописи. |
|
|
25. | Роль антитезы в стихотворениях Ф.И.Тютчева. Обучение анализу стихотворения «Листья».
| 1 | Практикум | Обучение анализу стих-ия. Смена картин природы и настроения в стих-ии «Листья». Картины природы как средство выражения мысли о быстротечности времени, недостижимости гармонии. Изобразительно-выразительные средства (антитеза, метафора, эпитеты, олицетворение, повторы), их роль в произв-ии. Сопоставительный анализ стих-ий «Листок» М.Ю. Лермонтова и «Листья» Ф.И.Тютчева. Словесное рисование. Словарная работа. | Знать содержание стих-ий Ф.И.Тютчева; одно стих-ие наизусть. Уметь выразительно читать стих-е; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; выяснять значение незнакомых слов. |
|
|
26. | А.А.Фет. Слово о поэте.«Ель рукавом мне тропинку завесила…» Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали
|
1 | Изучение нового материала Практикум
| Слово о поэте (сообщения уч-ся). Тончайшие оттенки чувств и настроений, звуки, краски, ароматы в лирике Фета. Особенности мелодики стих-ия «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Изобразительно-выразительные средства ( антитеза, деталь, эпитеты, олицетворение, повторы), их роль в произв-ии. Прослушивание фонозаписи, обсуждение. Репродукции картин русских пейзажистов. Сопоставительный анализ стих-ий : Ф.И.Тютчева «Листья» и А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…». | Знать сведения об отроческих и юношеских годах А.А.Фета. Понимать скрытый смыслстих-я; эстетическую роль детали в создании образов; настроение и чувства автора. Уметь выразительно читать стих-е; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; |
|
|
27. | Переплетение тем природы и любви в лирике Фета. «Ещё майская ночь…», «Учись у них - у дуба, у березы…». | 1 | Практикум
| Обучение анализу стих-ия. «Ещё майская ночь…»-переплетение тем природы и любви. Особенности интонации, эмоциональность стих-ия. «Учись у них-у дуба, у березы…» -параллель между жизнью природы и человека. Изобразительно-выразительные средства (антитеза, метафора, эпитеты, олицетворение, звукопись, сравнения, повторы), их роль в произв-ии. Словесное рисование. | Знать содержание стих-ий Фета; одно стих-ие наизусть. Понимать настроения, чувства поэта; главную мысль и скрытый смысл стих-ий. Уметь выразительно читать стих-е; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; |
|
|
28. | Н.А.Некрасов. Картины подневольного труда в стихотворении «Железная дорога». Величие народа-созидателя | 1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Слово о поэте (сообщения уч-ся). Сообщение о селеКарабиха (раздел «Литературные места России», с.329-330). Контраст между картинами «славной осени» и картинами подневольного труда. Величие народа-созидателя. Раздумья поэта о судьбе народа Словарная работа. Описание репродукций картин К.А.Савицкого, И.С.Глазунова.
| Знать сведения об отроческих и юношеских годах Н.А.Некрасова; сюжет и содержание стих-ия; Понимать роль контрастных образов встих-ии; обличительный, сочувственный пафос пр-ния. Уметь выразительно читать стих-е; видеть контрастные образы; сопоставлять пр-ния лит-ры и живописи. |
|
|
29. | Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога».. Сочетание реального и фантастического. | 1 | Практикум | Своеобразие композиции стих-ия. Значение эпиграфа. Роль пейзажа. Сочетание реального и фантастического. Время и пространство в стих-ии. Диалог-спор. Значение риторических вопросов. Смысл посвящения стих-ия детям. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произв-ии. Словесное рисование.
| Знать сюжет и содержание стих-ия; теоретико-литературные понятиякомпозиция, диалог, эпиграф, пейзаж, риторический вопрос, поэтическая интонация. Понимать роль пейзажа, значение риторических вопросов; широту и глубину взглядов поэта; эмоц-ный накал, нравственную проблематику произв-ия. Уметь выразительно читать стих-е; словесно рисовать образы, находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль; |
|
|
30. | «Дедушка». Историческая поэма Н.А.Некрасова. Декабристская тема в творчестве Некрасова. | 1 | Изучение нового материала | Декабристская тема в творчестве Некрасова. Образ деда, болеющего за Отчизну. Картины жизни России, «бедствий народных» в рассказах дедушки. Боль автора за Родину, за «народ угнетенный». Вера в волю и труд человека. Образ Саши – образ надежды на светлое будущее. Словарная работа. | Знать историческую основу, сюжет и содержание поэмы «Дедушка». Уметь выразительно читать поэму; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; |
|
|
31. | Трехсложные размеры стиха. | 1 | Изучение нового материала Практикум
| Повторение тем «Двусложные размеры стиха», «Рифма. Способы рифмовки», «Ритм». Работа с учебником (статья, с.254-255). Наблюдение над рифмой и ритмом в поэтических текстах. | Знать теоретико-литер-ные понятия рифма ,ритм, стопа; двусложные и трехсложные размеры стиха. Уметь создавать собственные стих-ия по заданным рифмам (буриме). |
|
|
32. | Контрольная работа по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова. | 1 | Урок контроля знаний | Творчество Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы. | Знать содержание и героев произведений Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова. Уметь анализировать прозаические и поэтические тексты; определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения. |
|
|
33. | Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Жанровые особенности, сюжет, герои. Трудолюбие , талант, патриотизм русского человека из народа. |
1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Слово о писателе. Работа с учебником. Герои произ-ий Лескова. Особенности жанра сказа. Герои сказа «Левша», трактовка их образов Лесковым. Близость сюжета к фольклору. Гордость писателя за народ. Сатирическое изображение царских чиновников. Комментированное чтение. Словарная работа. | Знать сведения о семье, юности и начале лит-ой деятельности Лескова. ; сюжет и содержание сказа «Левша»; способы создания образов. Уметь объяснять особенности жанра сказа; выразительно читать и пересказывать текст; хар-ть героев и их поступки; |
|
|
34. | Особенности языка произведения Лескова «Левша». Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Ирония. | 1 | Урок развития речи | Особенности языка сказа. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Речевая характеристика героев. Сочетание юмора, сатиры и драматизма. Ирония. Словарная работа. Иллюстрации к сказу Н.В.Кузмина, Кукрыниксов. | Знать сюжет и содержание сказа Уметь пересказывать эпизоды сказа; хар-ть героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; видеть комический эффект игры слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; |
|
|
35. | А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. | 1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Слово о писателе. Работа с учебником. Развитие понятия о юморе. Смысл названия рассказа «Толстый и тонкий». Роль деталей в рассказе. Разоблачение лицемерия, чинопочитания. Речь героев как средство их хар-ки. Иллюстрации к рассказу. | Знать сведения о молодости и начале лит-ой деятельности А.П.Чехова; сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия юмор, сатира Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героев; |
|
|
36. | А.П.Чехов. «Пересолил». «Лошадиная фамилия» и др. юмористические рассказы Антоши Чехонте. | 1 | Урок внеклассного чтения | Смешное и грустное в рассказах Чехова. Пересказ и инсценирование рассказов. Особенности стиля чеховских рассказов; смысл их названий. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произв-ии. Речь героев как источник юмора. | Знать содержание и героев рассказов Чехова; Уметь пересказывать рассказы, выявлять особенности стиля автора; хар-ть героев и их поступки; аргументировано доказывать свою т.зр-я. |
|
|
37. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я.П.Полонский, Е.А.Баратынский, А.К.Толстой. «Пот горам две хмурых тучи…», «Весна, весна! Как воздух чист…» Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. |
1 | Практикум
| Выражение переживаний и мироощущения в стих-ях о родной природе. Изобразительно-выразительные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Развитие понятия о лирике как роде литературы. . | Знать содержание стих-ий поэтов 19 в. о природе; одно наизусть. Уметь выразительно читать стих-я наизусть; использ-ть теоретико-литературные понятия в речи; находить изобразительно-выразитель-ные средства и определять их роль; сопоставлять произв-я лит-ры, музыки и живописи. |
|
|
38. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Развитие понятия о лирике
|
1 | Практикум
| Изобразительно-выразительные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Развитие понятия о лирике как роде литературы. | Знать содержание стих-ий поэтов 19 в. о природе; одно наизусть. Уметь выразительно читать стих-я наизусть; находить в изобразительно-выразительные средства и определять их роль; |
|
|
39. | ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА. А.С.Грин. «Алые паруса». Понятие о жанре феерии. Жестокая реальность и романтическая мечта. Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении. |
1 | Урок внеклассного чтения | Слово о писателе. Особенности жанра произ-ия «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта. Душевная чистота главных героев. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произв-ии. Прослушивание 1 гл. в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации и рисунки к произ-ию. Словарная работа. Просмотр фрагментов худ. фильма «Алые паруса», обсуждение. | Знать сведения о жизни и творчестве Грина; Особенности жанра феерии; сюжет и содержание произ-ия. Уметь пересказывать сюжет феерии; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; хар-ть героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; |
|
|
40. | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова. |
1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Слово о писателе. «Неизвестный цветок»-притча о «непохожих». История создания и смысл названия произ-ия. Особенности жанра. «Ни на кого не похожие» герои Платонова. Сходство произ-ия с фольклорными и литературными сказками, различия между ними. Словарная работа. | Знать сведения о жизни и творчестве Платонова; историю создания, сюжет и содержание произ-ия. Уметь сопоставлять сказку-быль с другими произ-ми; хар-ть героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою т.зр. |
|
|
41. | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений героев.
| 1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Слово о писателе. Сообщение о деревне Дунино (раздел «Литературные места России», с.315-316). Особенности жанра произв-ия «Кладовая солнца». Своеобразие образа рассказчика. Образы Насти и Митраши. Сказка и быль в про-ии. Элементы фольклорной сказки. Смысл названия произ-ия. Словарная работа. | Знать сведения о жизни и творчестве Платонова; особенности жанра, сюжет и содержание сказки-были. Уметь выразительно читать сказку и сопоставлять ее с другими произ-ми лит-ры и фольклора; пересказывать сюжет; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою т.зр.; |
|
|
42. | Образ природы в сказке-были. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев произведения | 1 | Практикум | Время и пространство в произ-ии. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев произведения. Сравнительная хар-ка Насти и Митраши. Рассказ о ели и сосне. Образ Травки. Антипыч и Травка. Вера писателя в человека доброго, мудрого хозяина природы. Роль сравнений и эпитетов в создании образов героев, в раскрытии отношения к ним автора. | Знать сюжет и содержание сказки-были. Понимать роль природы впроиз-ии; Уметь пересказывать сюжет; хар-ть героев и их поступки; сопоставлять произв-я лит-ры и живописи; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; |
|
|
43, 44 | Сочинение по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». |
2 | Уроки развития речи | Обсуждение тем сочинения. Составление плана. Подбор материалов. | Знать этапы и приемы работы над сочинением. Уметь составлять текст соч-ния по плану; |
|
|
45. | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Поэты-фронтовики: К.М. Симонов, Д.С.Самойлов. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. |
1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Стих-ия, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорби перед памятью павших. Противопоставление войны и молодости, жизни. Смена настроения, интонации. Роль эпитетов в поэтическом тексте. Прослушивание фонозаписи, обсуждение. Работа с учебником. | Знать факты военной и творческой биографии К.М. Симонова и Д.С.Самойлова; содержание стих-ий поэтов; одно наизусть. Уметь выразительно читать стих-ия, находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль;
|
|
|
46. | Контрольная работа по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне. | 1 | Урок контроля знаний | Произведения Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина. Литература о Великой Отечественной войне. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы. | Знать содержание и героев произ-ий, прочитанных ранее. Уметь анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения. |
|
|
47. | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. |
1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Слово о писателе. Работа с учебником. Рассказ «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Особенности использования народной речи. Речевая характеристика героев. Изобразительно-выразительные средства (деталь, антитеза), их роль в произв-ии. Комментированное чтение.
| Знать сведения о начале лит-ой деятельности В.П.Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическо е произ-ие; сюжет и содержание рассказа. Уметь пересказывать эпизоды рассказа; хар-тьгероев и их поступки; объяснять значение диалектных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; |
|
|
48. | Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
| 1 | Урок-беседа Урок - практикум | Тема становления личности. Нравственные проблемы рассказа. Старшее и младшее поколения сибиряков. Семья Левонтия. Нравственный урок. Юмор в рассказе. Словарная работа. Словесное рисование. Иллюстрации к рассказу. | Знать сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия фабула, эпизод; Уметь ориентироваться в тексте; объяснять значение диалектных слов; анализировать текст; хар-ть героев и их поступки; создавать устные картины.
|
|
|
49. | В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в произведении трудностей военного времени. «Уроки французского» |
1 | Рассказ учителя Обучение чтению
| Слово о писателе. Работа с учебником. Отражение в произведении трудностей военного времени. Жажда знаний у юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Роль пейзажа, портрета в создании образа героя. Комментированное чтение. Словесное рисование.
| Знать сведения о жизни и твор-стве В.Г. Распутина; теоретико-литературные понятия: автобиографическое произ-ие, рассказ, сюжет; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Уроки французского». Уметь пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; хар-ть героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; |
|
|
50. | Нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе «Уроки французского». Роль учительницы в жизни мальчика. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Комбинированный урок | Смысл названия произ-ия. Смысл посвящения и предисловия. Противопоставление портретов героя и Лидии Михайловны. Роль учительницы в жизни мальчика. Прослушивание фрагментов. в актерском исполнении, обсуждение. Просмотр фрагментов худ.фильма «Уроки французского», обсуждение. Иллюстрации к рассказу. Обсуждение тем сочинения.
| Знать сюжет и содержание рассказа; Уметь пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; хар-ть героев и их поступки; аргументировано доказывать свою точку зрения; сопоставлять лит-ные произ-ия разных авторов (В,П,Астафьева и В.Г. Распутина); сопоставлять литер-ные произв-ия с иллюстрациями к ним; |
|
|
51, 52 | Сочинение по рассказам В,П,Астафьева и В.Г. Распутина | 2 | Уроки развития речи | Сочинение на данную тему. | Знать этапы и приемы работы над сочинением. Уметь логично и послед-но излагать свою точку зрения; сопост-ть лит-ные произ-ия друг с другом и собствен. жизненным опытом; давать сравнительную хар-ку героев. |
|
|
53. | В.М.Шукшин. Рассказы «Срезал» и «Критики». Особенности героев Шукшина. Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. |
1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Слово о писателе. Сообщение о селе Сростки (раздел «Литературные места России», с.317). Герои Шукшина – «чудики», «странные люди». Несоответствие реальности и мечты в рассказах. Смысл названия рассказа «Срезал». Смешное и грустное в рассказе . Словарная работа. | Знать сведения о жизни и твор-стве В.М. Шукшина; сюжет и содержание рассказа «Срезал». Уметь пересказывать и анализировать текст; хар-ть героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; |
|
|
54. | Ф.А.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. |
1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Слово о писателе. Особенности творчества писателя, его обращенность и к детям, и к взрослым. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Закалка смехом. Воспитание чувства самоиронии. Юмор и его роль в рассказе. Способы создания юмористического. | Знать сведения о жизни и творчестве Ф.А.Искандера; сюжет и содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла». Уметь выразительно читать рассказ по ролям; пересказывать и анализ-вать текст; хар-ть героев и их поступки; |
|
|
55, 56. | Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. Врачующая сила природы в стихотворениях С.А.Есенина. Тонкая лиричность поэзии А.А.Ахматовой. Природа и Родина в стихотворении Н.М.Рубцова. | 2 | Уроки-практикумы | Чувства радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворениях поэтов 20 в. Изменение поэтического языка. Пейзажная зарисовка как выражение душевных переживаний в стихотворениях А.А.Блока. | Знать содержание стих-ий поэтов 20 века; одно наизусть. Уметь выразительно читать стих-ия наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; сопоставлять произведения литературы и музыки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; |
|
|
57. | Из литературы народов России. Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека. К.Кулиев. Тема Родины и народа в лирике поэта. |
1 | Урок внеклассного чтения | Слово о Г. Тукае. Любовь к малой родине, верность традициям народа в стихотворении«Родная деревня» . Стихотворение «Книга». Великая роль книги в жизни человека. Слово о К.Кулиеве. Тема Родины и народа в лирике поэта. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. | Знать сведения о жизни и творчестве Г. Тукая и К.Кулиева; содержание стихотворений поэтов. Уметь выразительно читать стихотворения ; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; |
|
|
58. | Из зарубежной литературы. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Понятие о мифе. | 1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Понятие о мифе, его природе. Общее в мифах разных народов. Глубина идей и красота образов древней мифологии. Отражение в мифах представлений древних о мироустройстве, добре и зле. Значение мифов Древней Греции для развития мировой культуры. Крылатые фразы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Геракл – любимый и почитаемый герой древних греков. Словесное рисование. Описание рисунков к мифам. Словарная работа. | Знать теоретико-литературные понятия: миф, мифология; сюжеты и содержание мифов; фразеологические выражения, понятия, образы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Уметь отличать миф от сказки; сопоставлять содержание мифов с произведениями литературы, живописи, скульптуры. |
|
|
59. | Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. | 1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Понятие о легенде. Миф и легенда – общее и различное. Легенда об Арионе, записанная Геродотом. Образ Ариона у Геродота и в стихотворении А.С.Пушкина «Арион». Словарная работа. | Знать теоретико-литературное понятие: легенда; сюжет и содержание леген-ды об Арионе; Уметь отличать миф от легенды; сопоставить легенду со стихотворением А.С.Пушкина. |
|
|
60. | Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма. Понятие о героическом эпосе. | 1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» - героические эпические поэмы. Истоки и историческая основа поэм. Значение поэм Гомера. Понятие о героическом эпосе. «Илиада». Комментированное чтение фрагментов поэмы. Иллюстрации к поэме. | Знать сведения о творчестве Гомера; сюжет и героев поэмы «Илиада». Уметь выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме. |
|
|
61. | Гомер. Героическая поэма «Одиссея». Хитроумный Одиссей: характер и поступки. | 1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | «Одиссея». Итака-остров, воспетый Гомером. Одиссей- верный муж, любящий отец, мудрый правитель. Стихия Одиссея- борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость Одиссея. Комментированное чтение фрагментов поэмы. Иллюстрации к поэме. | Знать сведения о творчестве Гомера; сюжет и героев поэмы «Одиссея». Уметь выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме; характеризовать героев и их поступки; |
|
|
62. | М.Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. | 1 | Урок внеклассного чтения | Слово о писателе. Проблема истинных и ложных идеалов в романе «Дон Кихот». Воображаемый мир героя. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Дон Кихот, его благородство, рыцарство, человечность, сострадание, бескорыстие. Комментированное чтение глав романа. Иллюстрации к поэме. | Знать сведения о жизни и творчестве Сервантеса; сюжет и героев романа. Уметь выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; |
|
|
63. | М.Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. | 1 | Урок внеклассного чтения | Народное понимание правды жизни. Дон Кихот и Санчо Панса – общее и различное. Комментированное чтение глав романа. Иллюстрации к поэме. Вечный образ в стих-ии Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и на картине Е.Е.Моисеенко «Ламанч».
| Знать сведения о жизни и творчестве Сервантеса; сюжет и героев романа. Уметь выразительно читать текст; хар-ть героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и искусства. |
|
|
64. | И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. | 1 | Изучение нового материала
Урок-беседа | Слово о писателе – великом немецком поэте и драматурге. Проблемы благородства, достоинства и чести в балладе «Перчатка». Переводы баллады М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского. Прослушивание баллады в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации к балладе. | Знать сведения о жизни и творчестве И.Ф.Шиллера; особенности жанра баллады; сюжет и содержание баллады «Перчатка». Уметь выразительно читать текст; хар-ть героев и их поступки; сопоставлять поэтические переводы разных авторов; |
|
|
65 66. | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. |
2 | Урок внеклассного чтения | Слово о писателе. Нравы корсиканцев в новелле «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Роль природы в новелле. Сила традиций. Беспощадность главного героя к предательству. Словарная работа. Иллюстрации к новелле. | Знать сведения о жизни и творчестве П. Мериме; сюжет и содержание новеллы «Маттео Фальконе». Уметь выразительно читать текст; хар-ть героев и их поступки; объяснять понятия героического хар-ра в лит-ре; выяснять значение незнакомых слов. |
|
|
67 68 | А.де Сент – Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.
|
2 | Уроки внеклассного чтения
| Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц – средоточие всего лучшего в человеке. Конфликт красоты и чистоты человеческих отношений с жестокостью мира. Вечные истины в сказке. Прослушивание фрагментов сказки в актерском исполнении, обсуждение. Рисунки автора к сказке-притче. | Знать сведения о жизни и творчестве А.де Сент –Экзюпери; сюжет и содержание сказки-притчи «Маленький принц»; теоретико-литературное понятие: притча. Уметь выразительно пересказывать текст; хар-ть героев и их поступки; |
|
|
69 70 | Итоговая контрольная работа | 2 | Урок контроля знаний | Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы. | Знать содержание и героев пр-ий, прочитанных в 6кл. Понимать роль изобразительно-выразительных средств в произ-ях; отношение авторов к изображаемому. Уметь анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения. |
|
|
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
(Система контролирующих материалов по литературе в 6 классе)
№ п/п | Тема контроля | Вид контроля | Форма контроля |
1. | Устное народное творчество | Текущий письменный | Сочинение |
2. | И.А.Крылов. «Листы и корни», «Ларчик» | Текущий устный | Басня наизусть |
3. | А.С.Пушкин. «Зимнее утро», «И.И.Пущину» | Текущий устный | Наизусть |
4. | А.С.Пушкин «Дубровский» | Текущий письменный | Сочинение, тесты |
5. | М.Ю.Лермонтов «Тучи» | Текущий устный | Стихотворение наизусть |
6. | Ф.И.Тютчев «Листья» | Текущий письменный | Анализ стихотворения |
7. | Творчество Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | Текущий письменный | Сочинение |
8. | Контрольная работа по творчеству Н.А.Некрасова | Текущий устный, письменный | Стихотворение наизусть, письменный ответ на вопрос |
9. | Н.С.Лесков «Левша» | Текущий письменный | Сочинение |
10. | Стихотворения о Великой Отечественной войне | Текущий устный | Стихотворение наизусть |
11. | Итоговый урок | Текущий письменный | письменный ответ на вопрос |
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя
1. Программы общеобразовательных учреждений Литература 5-11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной, Москва, Просвещение, 2010 г.
2.И. В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе в 6 классе, Москва, ВАКО, 2008 г.
3. В Н. Егорова. Поурочные разработки по литературе 6 класс, Москва, ВАКО, 2008 г.
4.Б.И. Турьянская. Литература в 6 классе. Урок за уроком, Москва, Русское слово, 2007 г.
5. Компакт-диск с разработками уроков по литературе в 6 классе. (КиМ)
6. И.И.Аркин Уроки литературы в 5 – 6 классах. Практическая методика. Книга для учителя
Москва «Просвещение», «Учебная литература» 1996
7. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы
Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2002
8.Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии В.П. Полухиной и др. «Литература. 6 класс». Издательство «Экзамен». – М., 2006.
9.Фадеева Т.М. Дидактические материалы по литературе. К учебнику-хрестоматии В.П. Полухиной и др. «Литература. 6 класс». Издательство «Экзамен». – М., 2006.
Литература для обучающихся
1. В.П. Полухина. . Литература (учебник для 6 класса в двух частях ), Москва, Просвещение, 2009 г.
2.Н. А. Миронова. Тесты по литературе. Учебно-методическое пособие к учебнику- хрестоматии 6 класс, Москва, Экзамен, 2007 г.
3.Демонстрационные материалы к занятиям в форме презентаций.
4.Финтисова О.А. Олимпиадные задания по литературе. 6 класс. Издательство «Учитель», Волгоград. 2006.
5.Энциклопедический словарь юного литературоведа. Издательство «Педагогика – Пресс». - М., 1998.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...