Устное народное творчество
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему
7 класс 2 урок Литература
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_fgos_2_urok_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.pptx | 378.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основное содержание урока. Понятие об устной народной прозе. Предание как жанр устной народной прозы. Предания как поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки- ведьмы», «Пётр и плотник». Предание «Пётр и плотник» в актёрском исполнении. Основные виды деятельности учащихся. Восприятие текста преданий и их выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Нравственная оценка героев преданий. Выявление их исторической основы и отношения народа к героям преданий. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «устная народная проза», «предание».
Планируемые результаты Личностные: воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа. Метапредметаые : развитие умений самостоятельно планировать пути достижения целей, организовывал совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Предметные: воспитание квалифицированного читателя, способного доказывать своё мнение , осуществлять смысловой и эстетический анализ текста; осознание художественной картины жизни, отражённой в преданиях .
Домашнее задание ВСЕМ: Выполнить задание 2 из раздела учебника «Будьте внимательны к слову» и задание 4 из раздела учебника «Фонохрестоматия . Слушаем актёрское чтение». Письменно ответить на вопрос « Каково отношение народных сказителей к событиям и героям преданий (на примере одного предания)?». Прочитать былину « Вольга и Микула Селянинович ». Задания для желающих по рядам. Подготовить краткие сообщения о собирателях былин: 1 ряд – о Кирше Данилове, 2 ряд – о П . Рыбникове, 3 ряд - А . Гильфердинге на основе справочной литературы и ресурсов Интернета
Проверка домашнего задания Задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя». Письменный ответна вопрос «Что нужно для того, чтобы стать талантливым читателем?». Прочитайте подобранные афоризмы , пословицы и поговорки о писателях и книгах. Прочитайте написанную для школьной газеты статью на тему «Советы читателю».
Понятие об устной народной прозе. Предание как жанр устной народной прозы Что такое устная народная проза ? Найдите этот термин в словаре литературоведческих терминов или на сайте www.gramma.ru и определите ключевые слова этой формулировки. Какие жанры устной народной прозы вы знаете? Чем различаются фольклор и литература ? Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя». Какая народная мудрость отразилась в быличках и преданиях, изученных в 5—6 классах? Вспомните, что такое предание. Найдите определение этого понятия в словаре литературоведческих терминов и выявите в нём ключевые слова. Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Будьте внимательны к слову ».
Предания как поэтическая автобиография народа Чтение и обсуждение статьи учебника «Предания»: Почему предания называют поэтической автобиографией народа ? Что такое автобиография ? Как возникли предания и как они связаны с русской историей ? Какие исторические личности стали героями преданий? Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Проверьте себя». Выполнение заданий из раздела учебника «Обогащаем свою речь ».
Устный рассказ об исторических событиях в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник » Групповая работа: Группа 1. Прочитайте выразительно предание «Воцарение Ивана Грозного». Расскажите об историческом событии, отражённом в предании (Д/ З: Составить краткие историко - культурные комментарии к следующим реалиям: Рюрик , Иван Грозный, Пётр I, взятие Азова, Полтавская битва ) . В чём сходство и различие исторического сюжета и сюжета предания? Каким мы видим Ивана Грозного? Почему царя Ивана Васильевича прозвали Грозным? Как это объясняет предание? Какие фантастические элементы есть в предании? Какова их роль ? Группа 2. Прочитайте выразительно предание « Сороки - ведьмы». Расскажите о борьбе Ивана Грозного с колдунами. В чём сходство и различие исторического сюжета и сюжета предания (Д/ З). ? Каким показал в предании Иван Грозный ? Какие фантастические элементы есть в предании? Какова их роль ? Группа 3. Расскажите об источниках, повествующих о работе Петра I плотником. Прослушайте предание «Пётр и плотник» в актёрском исполнении . Ответьте на вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия . Слушаем актёрское чтение». В чём юмор предания и его глубокая мудрость ? (Д/ З).
Итоговый вопрос: Ответы на вопросы раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества на уроках биологии.
В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...
Устное народное творчество. Малые жанры
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА...
сценарий утренника во 2 классе СОШ. Устное народное творчество "Посиделки"
Сценарий утренника во 2 классе начальной образовательной школы. Проводится после прохождения темы "Устное народное творчество". В материале дана пояснительная записка, сценарий, нотный материал, хорео...
Устное народное творчество
Презентация к вводному уроку литературы в 5 классе...
Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.
Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...
Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.
Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока и карточки для самостоятельной работы к уроку литературы в 8 классе....
Конспект внеклассного мероприятия или урока творчества"Физика в литературе и устном народном творчестве"
физика в пословицах и поговорках...