Урок подготовки к сочинению по рассказу И.С. Тургенева Муму
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Самострельская Елена Алексеевна

Урок подготовки к сочинению по рассказу И.С.Тургенева Муму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_podgotovki_k_sochineniyu_po_mumu1.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок подготовки к сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

Образовательные цели урока:

                        1. Подготовить класс к написанию сочинения – рассуждения

                        2. Дать полную характеристику образа Герасима

                        3. Показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими героями

Метапредметные цели урока :

  1. Развитие речи учеников
  2. Развитие коммуникативных навыков

Воспитательные цели урока:

  1. Воспитание общечеловеческих ценностей
  2. Привить любовь к литературе, анализу текста

Этап   урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный этап        

Учитель приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Создает рабочую атмосферу в классе.

Приветствуют учителя

Основной этап урока

 

На доске написана тема сочинения: Почему в финале рассказа «Муму»  И.С. Тургенев пишет: И живет до сих пор Герасим бобылем в своей избе, здоров и могуч по-прежнему и работает за четверых по – прежнему, и по – прежнему важен и степенен.

Слово учителя: на доске написана тема вашего будущего сочинения. Вы будете писать его дома. На уроке мы должны составить план сочинения, который поможет вам справиться с этой работой.

Итак, как вам известно, характеристика героя дается через описание внешности, отношения с другими героями, через словесный портрет. Давайте с вами разберемся в образе Герасима. Каким его образ создает Тургенев?

Учитель делит учеников на группы:

1 группа – портретная характеристика

2 группа – как раскрывается характер Герасима через взаимоотношения с Татьяной, барыней и челядью.

3 группа – через отношение Герасима к Муму

 Учитель следит за работой учеников в группах.

По окончанию работы с текстом рассказа учитель начинает слушать ответы учеников.

Слово учителя: Итак, давайте подведем итог нашей работы с текстом рассказа.

Слушаем первую группу. Как представлен портрет Герасима в тексте? (учитель слушает ответ первой группы)

Слово учителя: Давайте запишем в тетради несколько ключевых слов, которые помогут вам охарактеризовать портрет Герасима

(например, сильный, большой, немой)

Слово учителя: Давайте обратимся к характеру героя. Какие черты характера мы узнаем через отношение Герасима к Татьяне, барыне, дворне барыни?

Вторая группа зачитывает цитаты из текста, которые позволяют понять характер Герасима через его отношения с Татьяной, барыней и челядью барыне.

Цель данной работы: показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.

Выслушав ответы учащихся, учитель подводит учеников к обобщению сказанного.

Наводящие вопросы учителя должны помочь ученикам сделать вывод.

Обобщение проделанной работы: отметить нравственное превосходство Герасима над окружающими. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить а себе чувство человеческого достоинства.

Ученики должны записать в тетрадь ключевые слова и краткие обобщения.

Далее отвечает третья группа – раскрытие характера Герасима через его отношение к Муму.

Цель данной работы: ответить на вопросы: Как раскрывается личность героя через его отношение к Муму? Изменился ли с появлением Муму Герасим?

Группа зачитывает фрагменты в которых говорится о том, как относится к Муму Герасим.

После того как ученики зачитают фрагменты, учитель задает вопрос всему классу:

Как вы считаете, изменился ли Герасим с появлением Муму? Если ДА, то:

  1. Как изменился?
  2. Почему изменился?
  3. Какие новые черты характера раскрылись в Герасиме?

В тетрадях ученики записывают ключевые слова, которые помогут им в написании сочинения.

Ознакамливаются с темой сочинения.

Работают в группах

1 группа – портретная характеристика

2 группа – как раскрывается характер Герасима через взаимоотношения с Татьяной, барыней и челядью.

3 группа – через отношение Герасима к Муму

По окончанию поиска в тексте ученики зачитывают нужные фрагменты из текста, в которых дается характеристика Герасима.

1) Первая группа читает фрагменты из текста, в которых дается описание внешности Герасима

2) Вторая группа зачитывает цитаты из текста, которые позволяют понять характер Герасима через его отношения с Татьяной, барыней, челядью барыни.

3)Третья группа зачитывает фрагменты текста, которые позволяют понять характер Герасима через его отношение к Муму

Ученики слушают ответы друг друга, работают в группах.

Записывают выводы и обобщения в тетрадях

Заключительный этап. Рефлексия

Учитель организует рефлексию.

Учитель просит сформулировать, как ученики понимают цитату: И живет до сих пор Герасим бобылем в своей избе, здоров и могуч по-прежнему и работает за четверых по – прежнему, и по – прежнему важен и степенен.

Учитель слушает ответы учеников, комментирует их

Отвечают на вопросы учителя.

Комментируют цитату на доске.

Домашнее задание

Дома дети должны написать сочинение – рассуждение, обобщить проделанную на уроке работу

Ученики слушают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не вс...

Подготовка к домашнему сочинению по произведению Ивана Сергеевича Тургенева "Муму"

В презентации представлен материал по структуре сочинения, дан план к сочинению по теме "Образ Герасима", ориетировочные вопросы, на слайды выведены  и предполагаемые ответы. Кроме того, данная п...

Интегрированный урок нравственности и литературы по рассказу И.С.Тургенева "Муму"

Урок с применением различных современных технологий. На уроке целесообразно использовать презентацию с рисунками учащихся, а для релаксации можно использовать слайды "Люди и собаки"....

Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.

В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса?  Конечно, необходимы пла...

План-конспект урока по литературе в 5 классе на тему: «Сочинение-отзыв «Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“».

При создании отзыва пишущий ставит различные задачи: поделиться впечатлением о прочитанном,  оценить произведение с точки зрения актуальности поднятых в нем проблем....

Сочинение по рассказу И.С.Тургенева "Муму" 5 класс

Памятка для учащихся, которые не смогли присутствовать на уроке в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. Материал дает учащимся возможность выстроить своё сочинение-рассуждение с опорой на п...

Презентация урока по теме "Подготовка к сочинению по рассказу "Муму" ("Самый яркий эпизод"), 5 класс

Презентация поможет сконструировать вступление, заключение сочинения; выбрать выразительные средства и другие способы выражения собственного отношения к эпизоду....