Урок подготовки к сочинению по рассказу И.С. Тургенева Муму
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок подготовки к сочинению по рассказу И.С.Тургенева Муму
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_podgotovki_k_sochineniyu_po_mumu1.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок подготовки к сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
Образовательные цели урока:
1. Подготовить класс к написанию сочинения – рассуждения
2. Дать полную характеристику образа Герасима
3. Показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими героями
Метапредметные цели урока :
- Развитие речи учеников
- Развитие коммуникативных навыков
Воспитательные цели урока:
- Воспитание общечеловеческих ценностей
- Привить любовь к литературе, анализу текста
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
Организационный этап | Учитель приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Создает рабочую атмосферу в классе. | Приветствуют учителя |
Основной этап урока
| На доске написана тема сочинения: Почему в финале рассказа «Муму» И.С. Тургенев пишет: И живет до сих пор Герасим бобылем в своей избе, здоров и могуч по-прежнему и работает за четверых по – прежнему, и по – прежнему важен и степенен. Слово учителя: на доске написана тема вашего будущего сочинения. Вы будете писать его дома. На уроке мы должны составить план сочинения, который поможет вам справиться с этой работой. Итак, как вам известно, характеристика героя дается через описание внешности, отношения с другими героями, через словесный портрет. Давайте с вами разберемся в образе Герасима. Каким его образ создает Тургенев? Учитель делит учеников на группы: 1 группа – портретная характеристика 2 группа – как раскрывается характер Герасима через взаимоотношения с Татьяной, барыней и челядью. 3 группа – через отношение Герасима к Муму Учитель следит за работой учеников в группах. По окончанию работы с текстом рассказа учитель начинает слушать ответы учеников. Слово учителя: Итак, давайте подведем итог нашей работы с текстом рассказа. Слушаем первую группу. Как представлен портрет Герасима в тексте? (учитель слушает ответ первой группы) Слово учителя: Давайте запишем в тетради несколько ключевых слов, которые помогут вам охарактеризовать портрет Герасима (например, сильный, большой, немой) Слово учителя: Давайте обратимся к характеру героя. Какие черты характера мы узнаем через отношение Герасима к Татьяне, барыне, дворне барыни? Вторая группа зачитывает цитаты из текста, которые позволяют понять характер Герасима через его отношения с Татьяной, барыней и челядью барыне. Цель данной работы: показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя. Выслушав ответы учащихся, учитель подводит учеников к обобщению сказанного. Наводящие вопросы учителя должны помочь ученикам сделать вывод. Обобщение проделанной работы: отметить нравственное превосходство Герасима над окружающими. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить а себе чувство человеческого достоинства. Ученики должны записать в тетрадь ключевые слова и краткие обобщения. Далее отвечает третья группа – раскрытие характера Герасима через его отношение к Муму. Цель данной работы: ответить на вопросы: Как раскрывается личность героя через его отношение к Муму? Изменился ли с появлением Муму Герасим? Группа зачитывает фрагменты в которых говорится о том, как относится к Муму Герасим. После того как ученики зачитают фрагменты, учитель задает вопрос всему классу: Как вы считаете, изменился ли Герасим с появлением Муму? Если ДА, то:
В тетрадях ученики записывают ключевые слова, которые помогут им в написании сочинения. | Ознакамливаются с темой сочинения. Работают в группах 1 группа – портретная характеристика 2 группа – как раскрывается характер Герасима через взаимоотношения с Татьяной, барыней и челядью. 3 группа – через отношение Герасима к Муму По окончанию поиска в тексте ученики зачитывают нужные фрагменты из текста, в которых дается характеристика Герасима. 1) Первая группа читает фрагменты из текста, в которых дается описание внешности Герасима 2) Вторая группа зачитывает цитаты из текста, которые позволяют понять характер Герасима через его отношения с Татьяной, барыней, челядью барыни. 3)Третья группа зачитывает фрагменты текста, которые позволяют понять характер Герасима через его отношение к Муму Ученики слушают ответы друг друга, работают в группах. Записывают выводы и обобщения в тетрадях |
Заключительный этап. Рефлексия | Учитель организует рефлексию. Учитель просит сформулировать, как ученики понимают цитату: И живет до сих пор Герасим бобылем в своей избе, здоров и могуч по-прежнему и работает за четверых по – прежнему, и по – прежнему важен и степенен. Учитель слушает ответы учеников, комментирует их | Отвечают на вопросы учителя. Комментируют цитату на доске. |
Домашнее задание | Дома дети должны написать сочинение – рассуждение, обобщить проделанную на уроке работу | Ученики слушают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не вс...
Подготовка к домашнему сочинению по произведению Ивана Сергеевича Тургенева "Муму"
В презентации представлен материал по структуре сочинения, дан план к сочинению по теме "Образ Герасима", ориетировочные вопросы, на слайды выведены и предполагаемые ответы. Кроме того, данная п...
Интегрированный урок нравственности и литературы по рассказу И.С.Тургенева "Муму"
Урок с применением различных современных технологий. На уроке целесообразно использовать презентацию с рисунками учащихся, а для релаксации можно использовать слайды "Люди и собаки"....
Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.
В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса? Конечно, необходимы пла...
План-конспект урока по литературе в 5 классе на тему: «Сочинение-отзыв «Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“».
При создании отзыва пишущий ставит различные задачи: поделиться впечатлением о прочитанном, оценить произведение с точки зрения актуальности поднятых в нем проблем....
Сочинение по рассказу И.С.Тургенева "Муму" 5 класс
Памятка для учащихся, которые не смогли присутствовать на уроке в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. Материал дает учащимся возможность выстроить своё сочинение-рассуждение с опорой на п...
Презентация урока по теме "Подготовка к сочинению по рассказу "Муму" ("Самый яркий эпизод"), 5 класс
Презентация поможет сконструировать вступление, заключение сочинения; выбрать выразительные средства и другие способы выражения собственного отношения к эпизоду....