Интегрированный урок нравственности и литературы по рассказу И.С.Тургенева "Муму"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок с применением различных современных технологий. На уроке целесообразно использовать презентацию с рисунками учащихся, а для релаксации можно использовать слайды "Люди и собаки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_literatury_i_nravstvennogo_obrazovaniya_v_5_klasse.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы и нравственного образования в 5 классе
Тема: Образ Герасима, его духовные и нравственные качества
Цели:
Образовательные:
1) окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству.
2) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа ; проследить изменения, произошедшие в главном герое; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение фигурой главного героя.
Развивающие:
1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.
2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.
3) формировать представление о герое 4) учить сжато излагать повествовательный текст.
5) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.
6) продолжить работу по развитию культуры речи школьников.
Воспитательные:
1) воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, сообщения);
наглядные (иллюстрации, ИКТ);
Общедидактические методы: Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый, диалогический метод.
Формы организации урока: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные.
Оборудование: мультимедийные презентация, иллюстрации к рассказу, рисунки.
Межпредметные связи: литература, нравственное образование
Словарная работа: крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой;, прототип, сравнение, гипербола.
План урока:
- Орг. момент(стихотворение)
Как просто весь мир поделить на два цвета:
На черный и белый, на зиму и лето,
На счастье и горе, на утро и вечер,
Паденье, полет, расставанье и встречу.
Как просто – на части! – косою чертой…
Вот только скажите, а как быть с душой?
Ведь плачут от радости чаще, чем с горя,
Легенды творят ведь не только герои.
Есть грустные сказки, есть горькое счастье…
Да разве такое поделишь на части?!
Есть юная старость и мудрое детство –
Смешное однако случилось соседство.
Холодное лето есть, теплая осень,
Вопрос без ответа, ответ – без вопроса…
Не веришь – взгляни сам – послушай совета,
Нельзя этот мир разделить на два цвета!
(кто-то уже догадался, что значит прочитанное стихотворение)
2.Устный опрос
Сегодня у нас , ребята, заключительный урок по творчеству Ивана Сергеевича Тургенева. Начнем нашу работу на уроке с повторения изученного. Игра:
-Я знаю о Тургеневе… ( ребята ставят плюсы за правильный ответ на контрольных листочках)
Ребята отвечают , начиная со слов «я знаю о Тургеневе….».
Учитель: И.С. Тургенев. Он всю жизнь боролся за счастье и свободу своего народа. Мы можем с уверенностью сказать , что он был свидетелем крепостного права. Как ни восхищён был Тургенев поэтической мощью и нравственной чистотой России народной, он замечает, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином родной земли. Он говорил, что самое страшное в крепостном праве - это проникновение его в самую плоть и кровь людей, примирение с ним, которое заставляет смотреть на крепостничество, как на обыденное житейское дело.
Своё отношение к крепостному праву он выразил так:
Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был - крепостное право.
Свои мысли и чувства, непримиримое отношение к деспотизму, крепостному праву он выразил в рассказе «Муму». Вы знаете, что сюжет этого произведения взят из реальной жизни. Наблюдая за крепостными, писателя всегда возмущало их равнодушие. И ему казалось ,что они находились в непробудном сне, это его мучило. И поэтому для борьбы с тем, что он возненавидел, писатель создаёт образ Герасима -образ тесно связанный с природой, деревенской жизнью. Герасим человек добрый, исключительной духовной красоты, наделённый физической мощью и нравственной чистотой. Настоящий русский былинный богатырь.
Повторить сюжет произведения я предлагаю по вашим рисункам, это своеобразные кадры кинопленки:
Презентация №1
3. Контрольный опрос на листках(3 минуты)
4.Эвристическая беседа
Ребята, сегодня на уроке мы попытаемся доказать нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.
Словарная работа.
-Сегодня на уроке нам встретятся слова :
Нравственность.
Безнравственность.
Деспот.
Деспотизм.
Челядь.
Объясните значение этих слов. Дети отвечают. Учитель корректирует, дополняет
ответы учащихся.
Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения .
Безнравственный - нарушающий правила нравственности.
Деспот - самовластный человек, попирающий чужие желания, не считающийся ни с кем.
Деспотизм- поведение деспота.
Челядь - при крепостном: дворовые слуги помещика.
Задание: Определите к каждому из этих слов соответствующих персонажей.
Нравственный. Безнравственный. Деспот.
Герасим. Вся челядь. Барыня.
Татьяна. Барыня.
Деспотизм - поведение барыни.
-Опишите Герасима, какой он был? Что вам в нём понравилось?
Какой кадр нашей «киноленты» вы бы убрали?(к сожалению у нас нет такого права и такой возможности)
-Почему он так поступил? Причины. -Переживалась ли гибель единственного близкого существа Герасимом? -Почему Герасим покидает барский дом, самовольно уходит?
-Отрывок из повести «Уход Герасима в деревню». - Как связан пейзаж с действиями Герасима и его настроением,
-Докажите близость Герасима к природе.
-С кем сравнивает Тургенев Герасима в конце повести? А в начале?
-Как называется этот стилистический приём. (Автор сравнивает не внешний облик, а действия. Сначала пойманный зверь, а потом-лев). -Найдите определения в тексте, доказывающие духовную силу героя?
-А что радует Герасима в пути? (Запах поспевшей ржи, ласковые удары ветра).
-А что он чувствует?.( То что никогда не чувствовал. Это говорит о его душевном внутреннем подъёме).
-Найдите в тексте слова - повторы и подчеркните их карандашом. Зачитайте.
-Какую роль играют слова -повторы в тексте ? ( Время идёт вперёд , быстрое и безостановочное движение, сочувствие и симпатию автора).
-Почему Тургенев показал Герасима немым?(Немота -спокойствие, равнодушие крепостного- символ крепостного народа).
-Не заставила ли вас эта повесть вспомнить ряд случаев из жизни или из книг других писателей.
Вывод.
Эта повесть о сильной потребности человека преодолеть чувство одиночества. В повести изображено медленное и мучительное пробуждение сознания и зарождение протеста против барыни, деспотизма, крепостного права.
-Чему вас научила эта повесть?
3. Учитель читает отрывок из сказки «Маленький принц» Экзюпери
Вопрос: А зачем нам нужны домашние животные?
Мы им нужны больше или они нам?
Чему нас учит общение с домашними питомцами?
Музыкальная презентация «Человек и собака»
Рефлексия:
-что я узнал сегодня на уроке
-что мне на уроке понравилось больше всего
-что я запомнил…
Вывод: Нравственное поведение не в том, чтобы идти проторенным путем, а в том, чтобы самому найти правильный путь и настойчиво ему следовать
Оценки за урок…………
Задание на дом: написать письмо барыне или Герасиму от ученика 21 века
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "И грустно, и смешно" (рассказы М.Зощенко)
Урок "И грустно, и смешно" выполнен на основе интеграции литературы и изобразительного искусства с применением приемов технологии "Театральная педагогика"....
Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
презентация к проекту" Духовно-нравственное воспитание личности на интегрированных уроках музыки и литературы и во внеурочное время"
Презентация к проекту...
Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"
Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...
Интегрированный урок ОБЖ и литературы "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Занятие познакомит обучающихся с биографией В.П. Астафьева, пробудит интерес к его личности, позволит выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения.Ссылка на презентацию: https://vid...
Интегрированный урок обществознание и литература по теме: "«Моя семья – моя обитель » по рассказу В. Осеевой "Бабка"
Цель:Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека.Задачи: Формирование умения извлекать нравственные уроки произведения.Развивать умени...