Интегрированный урок нравственности и литературы по рассказу И.С.Тургенева "Муму"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Дьяченко Наталья Юрьевна

Урок с применением различных современных технологий. На уроке целесообразно использовать презентацию с рисунками учащихся, а для релаксации можно использовать слайды "Люди и собаки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературы и нравственного образования в 5 классе

Тема: Образ Герасима, его духовные и нравственные качества

Цели:

Образовательные:

1) окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству.

2) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа ; проследить изменения, произошедшие в главном герое; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение фигурой главного героя.

Развивающие:

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.

3) формировать представление о герое 4) учить сжато излагать повествовательный текст.

5) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.

6) продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

Воспитательные:

1) воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, сообщения);

наглядные (иллюстрации, ИКТ);

Общедидактические методы: Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый, диалогический метод.

Формы организации урока: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные.

Оборудование: мультимедийные  презентация, иллюстрации к рассказу, рисунки.

Межпредметные связи: литература, нравственное образование

Словарная работа:  крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой;, прототип, сравнение, гипербола.

План урока:

  1. Орг. момент(стихотворение)

Как просто весь мир поделить на два цвета:
На черный и белый, на зиму и лето,
На счастье и горе, на утро и вечер,
Паденье, полет, расставанье и встречу.
Как просто – на части! – косою чертой…
Вот только скажите, а как быть с душой?
Ведь плачут от радости чаще, чем с горя,
Легенды творят ведь не только герои.
Есть грустные сказки, есть горькое счастье…
Да разве такое поделишь на части?!
Есть юная старость и мудрое детство –
Смешное однако случилось соседство.
Холодное лето есть, теплая осень,
Вопрос без ответа, ответ – без вопроса…
Не веришь – взгляни сам – послушай совета,
Нельзя этот мир разделить на два цвета!

(кто-то уже догадался, что значит прочитанное стихотворение)

2.Устный опрос

Сегодня у нас , ребята, заключительный урок по творчеству Ивана Сергеевича Тургенева. Начнем нашу работу на уроке с повторения изученного. Игра:

-Я знаю о Тургеневе… ( ребята ставят плюсы за правильный ответ на контрольных листочках)

Ребята отвечают , начиная со слов  «я знаю о Тургеневе….».

Учитель: И.С. Тургенев. Он всю жизнь боролся за счастье и свободу своего народа.  Мы можем с уверенностью сказать , что он был свидетелем крепостного права. Как ни восхищён был Тургенев поэтической мощью и нравственной чистотой России народной, он замечает, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином родной земли. Он говорил, что самое страшное в крепостном праве - это проникновение его в самую плоть и кровь людей, примирение с ним, которое заставляет смотреть на крепостничество, как на обыденное житейское дело.

Своё отношение к крепостному праву он выразил так:

Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был - крепостное право.

Свои мысли и чувства, непримиримое отношение к деспотизму, крепостному праву он выразил в рассказе  «Муму». Вы знаете, что сюжет этого произведения взят из реальной жизни. Наблюдая за крепостными, писателя всегда возмущало их равнодушие. И ему казалось ,что они находились в непробудном сне, это его мучило. И поэтому для борьбы с тем, что он возненавидел, писатель создаёт образ Герасима -образ тесно связанный с природой, деревенской жизнью. Герасим человек добрый, исключительной духовной красоты, наделённый физической мощью и нравственной чистотой. Настоящий русский былинный богатырь.

Повторить сюжет произведения я предлагаю по вашим рисункам, это своеобразные кадры кинопленки:

Презентация №1

3. Контрольный опрос на листках(3 минуты)

4.Эвристическая беседа

Ребята, сегодня на уроке мы попытаемся  доказать  нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

Словарная работа.

-Сегодня на уроке нам встретятся слова :

Нравственность.

Безнравственность.

Деспот.

Деспотизм.

Челядь.

Объясните значение этих слов. Дети отвечают. Учитель корректирует, дополняет

ответы учащихся.

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения .

Безнравственный - нарушающий правила нравственности.

Деспот - самовластный человек, попирающий чужие желания, не считающийся ни с кем.

Деспотизм- поведение деспота.

Челядь - при крепостном: дворовые слуги помещика.

Задание: Определите к каждому из этих слов соответствующих персонажей.

Нравственный.             Безнравственный.                         Деспот.

Герасим.                         Вся челядь.                                     Барыня.

Татьяна.                         Барыня.

Деспотизм - поведение барыни.

-Опишите Герасима, какой он был? Что вам в нём понравилось?

Какой кадр нашей «киноленты» вы бы убрали?(к сожалению у нас нет такого права и такой возможности)

-Почему он так поступил? Причины. -Переживалась ли гибель единственного близкого существа Герасимом? -Почему Герасим покидает барский дом, самовольно уходит?

-Отрывок из повести «Уход Герасима в деревню». - Как связан пейзаж с действиями Герасима и его настроением,

-Докажите близость Герасима к природе.

 -С кем сравнивает Тургенев Герасима в конце повести? А в начале?

-Как называется этот стилистический приём. (Автор сравнивает не внешний облик, а действия. Сначала пойманный зверь, а потом-лев). -Найдите определения в тексте, доказывающие духовную силу героя?

-А что радует Герасима в пути? (Запах поспевшей ржи, ласковые удары ветра).

-А что он чувствует?.( То что никогда не чувствовал.  Это говорит о его душевном внутреннем подъёме).

-Найдите в тексте слова - повторы и подчеркните их карандашом. Зачитайте.

-Какую роль играют слова -повторы в тексте ? ( Время идёт вперёд , быстрое и безостановочное движение, сочувствие и симпатию автора).

-Почему Тургенев показал Герасима немым?(Немота -спокойствие, равнодушие крепостного- символ крепостного народа).

-Не заставила ли вас эта повесть вспомнить ряд случаев из жизни или из книг других писателей.

Вывод.

Эта повесть о сильной потребности человека преодолеть чувство одиночества. В повести изображено медленное и мучительное пробуждение сознания и зарождение протеста против барыни, деспотизма, крепостного права.

-Чему вас научила эта повесть?

3. Учитель читает отрывок из сказки «Маленький принц» Экзюпери

Вопрос: А зачем нам нужны домашние животные?

Мы им нужны больше или они нам?

Чему нас учит общение с домашними питомцами?

Музыкальная презентация «Человек и собака»

Рефлексия:

-что я узнал сегодня на уроке

-что мне на уроке понравилось больше всего

-что я запомнил…

Вывод: Нравственное поведение не в том, чтобы идти проторенным путем, а в том, чтобы самому найти правильный путь и настойчиво ему следовать

Оценки за урок…………

Задание на дом: написать письмо барыне или Герасиму от ученика 21 века


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "И грустно, и смешно" (рассказы М.Зощенко)

Урок "И грустно, и смешно" выполнен на основе интеграции литературы и изобразительного искусства с применением приемов технологии "Театральная педагогика"....

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"

Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...

Интегрированный урок ОБЖ и литературы "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Занятие познакомит обучающихся с биографией В.П. Астафьева, пробудит интерес к его личности, позволит выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения.Ссылка на презентацию: https://vid...

Интегрированный урок обществознание и литература по теме: "«Моя семья – моя обитель » по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Цель:Сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека.Задачи: Формирование умения извлекать нравственные уроки произведения.Развивать умени...