Сочинение по рассказу И.С.Тургенева "Муму" 5 класс
методическая разработка по литературе (5 класс)
Памятка для учащихся, которые не смогли присутствовать на уроке в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. Материал дает учащимся возможность выстроить своё сочинение-рассуждение с опорой на пошаговую инструкцию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_sochineniyu.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к сочинению – письменному ответу на проблемный вопрос
1. Что воспевает И.Тургенев в образе Герасима?
Ищем ключевое слово - ? воспевает!
Подбираем синонимы, определяем значение слова!
Воспевать – прославлять
восхвалять
восхищаться
Значит, Герасим является для писателя особенным героем? Чем-то выделяется среди всех других героев?
Отмечаем цель сочинения – ищем главное слово в теме! Что?
(Об этом будет короткий первый абзац- вступление)
Составляем на черновике примерный список «особенностей» героя, дополняем его комментариями! Что же выделяет Герасима среди других персонажей?
1) физическая сила, здоровье (+подберём цитаты из рассказа – слова/словосочетания, в которых писатель подчёркивает богатырское телосложение, говорит о физических данных героя. Вспомним, как анализировали текст на уроках в классе:
Слово/эпитет/сравнение/ ряд однородных членов предложения «…» помогает автору выразить мысль о том, что…
С помощью сравнения/ звукописи/ эпитетов (или др.) писатель выражает восхищение внешностью Герасима…
(Об этом будет второй абзац- первый аргумент/ доказательство того, что Герасим – особенный герой)
2) душевные качества, которые восхищают писателя: трудолюбие, доброта, умение любить, преданность, честность
Вспомним, как на уроках искали слова, которые подчёркивали те или иные особенности характера героя. В сочинении обращаемся к тексту, чтобы подтвердить свои мысли!
Тургенев восхищается способностью Герасима оставаться добрым, несмотря на страдания и боль от предательства любимой им Татьяны. Герой искренне полюбил Муму, заботился о собаке, «как ни одна мать…»
И таким образом пишем о нескольких душевных качествах, которые восхищают писателя (+цитирование или краткий пересказ эпизода)
(Об этом будет третий абзац- второй аргумент/ доказательство того, что Герасим – особенный герой)
3) способность выразить протест против социальных порядков
(о решении Герасима уйти в деревню как выражении протеста против своеволия барыни)
(Об этом будет четвёртый абзац- третий аргумент/ доказательство того, что Герасим – особенный герой)
Подводим итоги рассуждения! Мы читаем рассказ, написанный ещё в 19 веке, и понимаем, что многое из того, что восхищало Тургенева в Герасиме, достойно внимания и сейчас, в 21 веке! Какие же качества героя достойны восхваления во все времена?
(Об этом будет пятый абзац- выводы/ итоги размышлений о том, что делает героя особенным для писателя)
Обратим внимание!!! О восхищении мы говорим в каждом абзаце, используя подобранные в начале урока слова-синонимы!!! Так мы соблюдаем логичность нашей творческой работы
2. Каковы друзья и враги Герасима?
Ищем ключевое слово/ ключевые слова - ? друзья! враги!
Подбираем синонимы, определяем значение слова!
Друзья – единомышленники, люди, чьи отношения строятся на взаимопонимании
Враги – противники, предатели, люди с враждебными намерениями
Отмечаем цель сочинения – ищем главное слово в теме! Каковы?
Значит, Герасим на своём жизненном пути встречает как единомышленников, так и тех, кто имеет совершенно другое представление о мире, о нормах жизни.
(Об этом будет короткий первый абзац- вступление)
Составляем на черновике характеристики (=каковы эти герои?) друзей Герасима
Друг – Муму
Настоящим другом Герасима мы можем считать Муму. Любовь к собачке заполнила душевную пустоту, образовавшуюся у Герасима после потери Татьяны. Это были настоящие дружеские взаимоотношения, основанные на любви и преданности + цитирование текста рассказа (о том, как любил Герасим Муму, о том, как она доверяла хозяину и помогала ему)
Друг – природа, родная деревня. Почему? (Даёт герою возможность дышать, чувствовать дуновение ветра – свободу. Вспомним сравнение «как лев» + укажем роль этого средства выразительности для понимания образа героя. Природа как олицетворение чистоты, искренности в отношениях, природа даёт силы и уверенность) (Второй абзац- первый аргумент, характеристика друзей Герасима)
Татьяна – друг или враг? (Несмотря на то что героев многое роднит, мы замечаем важную деталь – Татьяна способна на предательство, она обманывает Герасима. Да, она безвольна, но не выражает прямо своих чувств, а потому- неискренняя. Герасим же ценит честность) (Третий абзац- размышления о Татьяне)
Враги Герасима – дворовые (Гаврила, Капитон) Почему?
Гаврила придумывает способы обмана Герасима, чтобы выполнить волю барыни. Он изворотлив, угодлив, хитёр. Крепостное право уничтожило в нём человечность, он не обладает теми нравственными качествами, которые сохранил в себе Герасим, которые сделали его настоящим богатырём в глазах читателей.
Капитон – жалкий и никудышный человек. Вспомним анализ текста рассказа: например, эпитеты и глаголы действия подчёркивают сущность героя: «проворно замигал глазками», «поплёлся вон». Описание образа жизни Капитона контрастирует с описанием облика и жизни Герасима.
Главный враг – барыня (по её вине герой теряет самое дорогое в жизни) как олицетворение крепостного права
(Вспомним анализ текста рассказа: Тургенев пишет о разрушающей силе крепостного права! Оно не только лишает человека естественного права быть свободным, но и уничтожает в людях нравственные основы..) + цитирование или пересказ эпизода.
(Четвёртый абзац- третий аргумент, характеристика врагов Герасима)
Подведём итоги рассуждения! В конце рассказа Тургенев рисует героя одиноким, лишённым друзей, но продолжающим работать в родной деревне. Так писатель подчёркивает мысль о враждебности крепостного права для человека (Последний абзац- выводы о влиянии качеств друзей и врагов героя на его жизнь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы. Подготовка к сочинению по рассказу И. Тургенева "Бежин луг".
Презентация поможет учителю в проведении урока, разнообразит формы работы на уроке, активизирует внимание, интерес учащихся....
Презентация к уроку литературы. Подготовка к сочинению по рассказу И. Тургенева "Бежин луг".
Презентация поможет учителю в проведении урока, разнообразит формы работы на уроке, активизирует внимание, интерес учащихся....
Сочинение по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор». Кто жить научит?
Сочинение ученицы 9 класса Лебедевой Виктории по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор»....
Сочинение по рассказу А.Костюнина "Рукавичка"
Сочинение по рассказу А.Костюнина "Рукавичка"....
Русский характер в изображении М.А. Шолохова Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в раскрытии художественной идеи. Проблема человека на войне. Творческая работа № 10. Сочинение по рассказу «Судьба человека»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Методика обучения написанию сочинений - "Ролевой рассказ" 5-7 классы
Презентация урока развития речи...
Презентация урока по теме "Подготовка к сочинению по рассказу "Муму" ("Самый яркий эпизод"), 5 класс
Презентация поможет сконструировать вступление, заключение сочинения; выбрать выразительные средства и другие способы выражения собственного отношения к эпизоду....