Сочинение по рассказу И.С.Тургенева "Муму" 5 класс
методическая разработка по литературе (5 класс)

Памятка для учащихся, которые не смогли присутствовать на уроке в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. Материал дает учащимся возможность выстроить своё сочинение-рассуждение с опорой на пошаговую инструкцию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_sochineniyu.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению – письменному ответу на проблемный вопрос

1. Что воспевает И.Тургенев в образе Герасима?

Ищем ключевое слово - ? воспевает!

Подбираем синонимы, определяем значение слова!

Воспевать – прославлять

восхвалять

восхищаться

Значит, Герасим является для писателя особенным героем? Чем-то выделяется среди всех других героев?

 Отмечаем цель сочинения – ищем главное слово в теме! Что? 

(Об этом будет короткий первый абзац- вступление)

Составляем на черновике примерный список «особенностей» героя, дополняем его комментариями! Что же выделяет Герасима среди других персонажей?

1) физическая сила, здоровье (+подберём цитаты из рассказа – слова/словосочетания, в которых писатель подчёркивает богатырское телосложение, говорит о физических данных героя. Вспомним, как анализировали текст на уроках в классе:

Слово/эпитет/сравнение/ ряд однородных членов предложения «…» помогает автору выразить мысль о том, что…

С помощью сравнения/ звукописи/ эпитетов (или др.) писатель выражает восхищение внешностью Герасима…

(Об этом будет второй абзац- первый аргумент/ доказательство того, что Герасим – особенный герой)

 2) душевные качества, которые восхищают писателя: трудолюбие, доброта, умение любить, преданность, честность

Вспомним, как на уроках искали слова, которые подчёркивали те или иные особенности характера героя. В сочинении обращаемся к тексту, чтобы подтвердить свои мысли!

Тургенев восхищается способностью Герасима оставаться добрым, несмотря на страдания и боль от предательства любимой им Татьяны. Герой искренне полюбил Муму, заботился о собаке, «как ни одна мать…»

И таким образом пишем о нескольких душевных качествах, которые восхищают писателя (+цитирование или краткий пересказ эпизода)

(Об этом будет третий абзац- второй аргумент/ доказательство того, что Герасим – особенный герой)

3) способность выразить протест против социальных порядков

решении Герасима уйти в деревню как выражении протеста против своеволия барыни)

(Об этом будет четвёртый абзац- третий аргумент/ доказательство того, что Герасим – особенный герой)

Подводим итоги рассуждения! Мы читаем рассказ, написанный ещё в 19 веке, и понимаем, что многое из того, что восхищало Тургенева в Герасиме, достойно внимания и сейчас, в 21 веке! Какие же качества героя достойны восхваления во все времена?

(Об этом будет пятый абзац- выводы/ итоги размышлений о том, что делает героя особенным для писателя)

Обратим внимание!!! О восхищении мы говорим в каждом абзаце, используя подобранные в начале урока слова-синонимы!!! Так мы соблюдаем логичность нашей творческой работы

2. Каковы друзья и враги Герасима?

Ищем ключевое слово/ ключевые слова - ? друзья! враги!

Подбираем синонимы, определяем значение слова!

Друзья – единомышленники, люди, чьи отношения строятся на взаимопонимании

Враги – противники, предатели, люди с враждебными намерениями

Отмечаем цель сочинения – ищем главное слово в теме! Каковы?

Значит, Герасим на своём жизненном пути встречает как единомышленников, так и тех, кто имеет совершенно другое представление о мире, о нормах жизни.

 (Об этом будет короткий первый абзац- вступление)

Составляем на черновике характеристики (=каковы эти герои?) друзей Герасима

Друг – Муму

Настоящим другом Герасима мы можем считать Муму. Любовь к собачке заполнила душевную пустоту, образовавшуюся у Герасима после потери Татьяны. Это были настоящие дружеские взаимоотношения, основанные на любви и преданности + цитирование текста рассказа (о том, как любил Герасим Муму, о том, как она доверяла хозяину и помогала ему) 

Друг – природа, родная деревня. Почему? (Даёт герою возможность дышать, чувствовать дуновение ветра – свободу. Вспомним сравнение «как лев» + укажем роль этого средства  выразительности для понимания образа героя. Природа как олицетворение чистоты, искренности в отношениях, природа даёт силы и уверенность) (Второй абзац- первый аргумент, характеристика друзей Герасима)

Татьяна – друг или враг? (Несмотря на то что героев многое роднит, мы замечаем важную деталь – Татьяна способна на предательство, она обманывает Герасима. Да, она безвольна, но не выражает прямо своих чувств, а потому- неискренняя. Герасим же ценит честность) (Третий абзац- размышления о Татьяне)

Враги Герасима – дворовые (Гаврила, Капитон) Почему? 

Гаврила придумывает способы обмана Герасима, чтобы выполнить волю барыни. Он изворотлив, угодлив, хитёр. Крепостное право уничтожило в нём человечность, он не обладает теми нравственными качествами, которые сохранил в себе Герасим, которые сделали его настоящим богатырём в глазах читателей.

Капитон – жалкий и никудышный человек. Вспомним анализ текста рассказа: например, эпитеты и глаголы действия подчёркивают сущность героя: «проворно замигал глазками», «поплёлся вон». Описание образа жизни Капитона контрастирует с описанием облика и жизни Герасима.

Главный враг – барыня (по её вине герой теряет самое дорогое в жизни) как олицетворение крепостного права

(Вспомним анализ текста рассказа: Тургенев пишет о разрушающей силе крепостного права! Оно не только лишает человека естественного права быть свободным, но и уничтожает в людях нравственные основы..) + цитирование или пересказ эпизода. 

(Четвёртый абзац- третий аргумент, характеристика врагов Герасима)

Подведём итоги рассуждения! В конце рассказа Тургенев рисует героя одиноким, лишённым друзей, но продолжающим работать в родной деревне. Так писатель подчёркивает мысль о враждебности крепостного права для человека (Последний абзац- выводы о влиянии качеств друзей и врагов героя на его жизнь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. Подготовка к сочинению по рассказу И. Тургенева "Бежин луг".

Презентация поможет учителю в проведении урока, разнообразит формы работы на уроке, активизирует внимание, интерес учащихся....

Презентация к уроку литературы. Подготовка к сочинению по рассказу И. Тургенева "Бежин луг".

Презентация поможет учителю в проведении урока, разнообразит формы работы на уроке, активизирует внимание, интерес учащихся....

Сочинение по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор». Кто жить научит?

Сочинение ученицы 9 класса Лебедевой Виктории по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор»....

Сочинение по рассказу А.Костюнина "Рукавичка"

Сочинение по рассказу А.Костюнина "Рукавичка"....

Презентация урока по теме "Подготовка к сочинению по рассказу "Муму" ("Самый яркий эпизод"), 5 класс

Презентация поможет сконструировать вступление, заключение сочинения; выбрать выразительные средства и другие способы выражения собственного отношения к эпизоду....