урок по литературе 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Конспект урока по литературе для 7 класса по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по литературе | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе 7класс
Тема: Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». Идейный смысл рассказа. Особенности композиции.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Образовательные ресурсы: Беленький Г.И., Демидова Н.А. Литература. 7 класс. Учебник.
Методическое сопровождение: рабочая тетрадь, учебник, презентация
Методические приемы: устный опрос, фронтальный опрос, обучающая беседа, групповая работа, самостоятельная работа в тетрадях.
Цели:
• Обучающие: дать целостную характеристику образа Бирюка. Через характеристику героя и анализ его поступков выйти к проблематике и конфликту рассказа.
• Развивающие: развитие умения строить устный и аргументированный ответ, развитие навыков самоконтроля, развитие грамотной устной речи, расширить кругозор учащихся.
• Воспитывающие: вызвать интерес к анализу художественного произведения, привить интерес к урокам литературы.
Этапы урока:
- Организационный момент – 1 минута
- Актуализация знаний – 3 минуты
- Постановка целей и задач урока - 1 минута
- Первичное формирование знаний - 5 минут
- Применение новых знаний - 5 минут
- Закрепление знаний - 5 минут
- Закрепление знаний. Сравнительный анализ - 5 минут
- Закрепление материала. Обсуждение проблемных вопросов - 5 минут
- Подведение итогов урока - 5 минут
- Работа с взаимопроверкой - 5 минут
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Методические приемы | Образовательные результаты урока |
Организационный этап (1 минута) | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку: Проверьте вашу готовность к уроку. У вас на столах должны лежать учебник, тетрадь и пенал. | Проверяют готовность к уроку Настраиваются на работу на уроке. |
| Создание рабочей атмосферы в классе. |
Актуализация знаний (3 минуты) | (На доске написаны три понятия: интерьер, портрет, пейзаж). Слово учителя: Внимательно посмотрите на доску. Перед вами три понятия: интерьер, портрет, пейзаж. Как вы думаете, почему именно эти понятия я написала на доске? Как эти термины будут связаны с темой сегодняшнего урока? Чем мы занимались на прошлом уроке? С каким из этих трех понятий мы уже познакомились? Исходя из ваших ответов, как бы вы сформулировали тему урока? Чем мы будем заниматься на уроке? | Ученики внимательно смотрят на доску. Слушают вопросы учителя Ответы учащихся на поставленный вопрос учителя: Интерьер, портрет, пейзаж помогают составить целостное представление об образе литературного героя. На прошлом уроке мы знакомились с описанием пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк». Подробно разбиралось описание грозы в начале рассказе. Сделали вывод, что пейзаж у Тургенева психологичен. Пейзаж выступает в рассказе средством изображения главного героя. Через описание интерьера, портрета и пейзажа мы может лучше понять характер главного героя Бирюка. | Беседа Фронтальный опрос Устный опрос | Умение отвечать на поставленные вопросы учителя Умение давать полный, логичный ответ на поставленный вопрос Самостоятельная формулировка темы урока |
Сегодня на уроке мы будем составлять характеристику Бирюка. И поможет нам в этом описания интерьера, портрета и пейзажа. | ||||
Постановка целей и задач урока. (1 минута) | Сформулировав тему урока, учитель обозначает цели урока. Слово учителя: Цели урока:
| Ученики внимательно слушают учителя, знакомятся с целями урока
| ||
Проверка домашнего задания. Первичное формирование знаний (5 минут) | Слово учителя: Давайте обратимся к вашему домашнему заданию. Дома вам нужно было найти описание интерьер избы лесника. Откройте ваши учебники с текстом рассказа. Прочитайте описание избы, которое вы нашли. (Учитель слушает, как читает ученик) Какие слова в описании избы являются ключевыми? Какие чувства вызывает у вас описание избы лесника? Какие эмоции у вас возникают при чтении описания избы? Обратите внимание на одну художественную деталь, подчеркивающую убогость жилища лесника. Известно ли вам значение слова лучина? Какое впечатление произвела изба на рассказчика? С каким чувством охотник – рассказчик описывает место жительства Бирюка? Почему у рассказчика заныло сердце от увиденного? Какую роль играет интерьер в рассказе? Сделайте вывод | Один из учеников читает вслух описание избы лесника. Ученики отмечают ключевые слова в описании избы лесника: закоптелая комната, низкая, пустая, изорванный тулуп, груда тряпок, крошечная скамейка, люлька. Эмоции учеников от прочтения описания избы: Лесник живет очень бедно. Изба лесника производит тягостное впечатление. С помощью художественной детали (изображение лучины) Тургенев подчеркивает убогость жилища лесника. Ученики поясняют значение слова лучина. Лучина – тонкая, длинная щепка, предназначенная для растопки печи или для освещения избы. Слова героя – рассказчика сердце во мне заныло передают горечь и душевную боль за Бирюка. Проанализировав описание интерьера избы, учащиеся делают вывод : Интерьер и предметно – бытовые детали выступают средством раскрытия образа. Интерьер помогает представить бедную, убогую жизнь Бирюка и вызывает чувство сострадания к его судьбе. | Устный опрос Выразительное чтение Комментированное чтение Беседа | Развитие навыков выразительного чтения Осмысленное чтение Анализ художественного текста Работа с лексическим значением слова Самостоятельное формулирование выводов |
Применение новых знаний (5 минут) | Слово учителя: Дома вы должны были найти сцены, в которых говорится о дочери лесника. Обратимся к описанию семьи Бирюка. Какова его семья? Что о ней известно? Прочтите отрывок текста, в котором автор впервые знакомит читателей с дочерью лесника. Найдите ключевые слова в описании девочки. Что можно сказать из описания Улиты? Какое впечатление она произвела на вас? Давайте поведем итог. Что можно сказать о семье лесника?
| Учащиеся читают отрывок текста, в котором говорится о дочери лесника. Выделяют ключевые слова: тоненький голосок, двенадцать лет, босые ноги, в рубашонке. Выводы учеников: Девочка бедно одета. Описание девочки вызывает чувство сострадания, жалость к ней. Ученики подводят итог обсуждениям: Семья Бирюка живет в нищете. Мать сбежала. Бирюк один заботиться о детях, исправно несет службу. О бедности жилища и о тяжелой жизни Бирюка говорят художественные детали, различные описания, выразительные средства. | Выразительное чтение Устный опрос Беседа | Анализ художественного произведения Самостоятельное формулирование выводов. |
Закрепление знаний (5 минут) | Учитель задает ученикам проблемный вопрос. Слова учителя: Как вы считаете, по мнению Тургенева, кто или что виноваты в столь ужасном положении лесника? Почему он так беден, хоть и исправно несет свою службу? Учитель слушает ответы учащихся. Задает наводящие вопросы, которые подводят учащихся к ответу, что в бедности лесника виновно такое государственное устройство, как Крепостное право. Бирюк – подневольный человек. Крепостное право, по мнению И.С. Тургенева, виновно в том, что честный, трудолюбивый человек вынужден жить в нищете. | Ученики слушают и отвечают на вопросы учителя. С помощью наводящих вопросов, ученики приходят к выводу, что в бедности лесника виновно Крепостное право. Бирюк – подневольный человек, полностью зависимый от воли барина. | Беседа Проблемный вопрос Фронтальный опрос | Формулирование проблемы Формулирование выводов Выдвижение гипотез и их обоснование Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Закрепление знаний. Сравнительный анализ (5 минут) | Учитель задает вопрос учащимся, ответ на который должен стать толчком для дальнейшего развертывания темы тлетворного воздействия Крепостного права на людей: Какой еще герой подтверждает идею о разрушительной силе Крепостного права? (Мужик-порубщик ) Найдите ключевые слова в описании мужика – порубщика. Почему он пошел рубить лес? (он беден) Выслушав от учеников портрет мужика – порубщика, учитель просит найти описание портрета Бирюка в тексте рассказа и сопоставить два портрета. Учитель работает у доски. На доске таблица, состоящая из двух граф: портрет мужика и портрет Бирюка. Задача учеников: диктовать учителю ключевые слова из портрета одного и другого героя. По окончанию заполнения таблицы, учитель просит сделать вывод учащихся и сопоставить две характеристики внешности. Что можно сказать, сопоставив внешность этих двух героев? | Ученики отвечают на вопросы учителя. Выразительно читают описание внешности мужика – порубщика и Бирюка. Диктуют ключевые слова учителю. Сопоставляют два портрета. Делают вывод: Особенно ярко видно, как красив и могуч Бирюк, когда сопоставляем его портрет с портретом крестьянина – порубщика. Сильный и могучий Бирюк по долгу службы вынужден сурово наказывать нарушителя, несмотря на то, что он такой же нищий, несчастный, подневольный человек, как и сам Бирюк. | Фронтальный опрос Проблемная Беседа | Выразительное чтение Анализ художественного произведения |
Закрепление материала. Обсуждение проблемных вопросов (5 минут) | Слово учителя: Назовите центральный (кульминационный) эпизод рассказа. Давайте прочитаем по ролям диалог мужика и Бирюка. Обратите внимание, как меняются по ходу разговора чувства героев. Почему Бирюк все-таки отпускает мужика? Почему? Что побудило его к этому поступку? Почему Бирюк нарушает свои принципы? Перед каким выбором стоит Бирюк? Как сформулировать внутренний конфликт в рассказе Бирюк? В чем он заключается? Находит ли внутренний конфликт разрешение? | Ученики работают с текстом рассказа. Читают диалог мужика и Бирюка по ролям. Отвечают на поставленные вопросы учителя: Внутренний конфликт заключается в том, что перед Бирюком стоит выбор: 1.Отпустить крестьянина и пойти наперекор своим принципам. 2.Наказить крестьянина и жестоко поступить с тем, кто и без того в жизни очень страдает. Бирюк пожалел крестьянина и отпускает его. Они оба подневольные люди и оба бедны. В диалоге героев, реплики мужика звучат как крик отчаяния. В них слышатся боль и страдание. Бирюк сжалился и отпустил мужика, нарушил свои принципы. Внутренний конфликт не находит своего разрешения, так как освобождение крестьян пока что остается лишь мечтой. Пока в России держится Крепостное право, будут процветать бесчинства, жестокость, угнетение себе подобных. | Проблемная беседа | Анализ художественного произведения Выразительное чтение Формулирование выводов |
Подведение итогов урока (5 минут) | Учитель просит учащихся сформулировать идею рассказа «Бирюк»? Слово учителя: Какова идея произведения ? Изменилось ли ваше мнение о Бирюке? Можно ли отнести Бирюка только к положительным или отрицательным героям? | Ученики формулируют идею произведения: Крепостное право виновно в том, что человек, одаренный от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям – крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные – сила, мужество, трудолюбие, честность – становится инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным. | Беседа | Формулирование выводов |
Работа с взаимопроверкой. (5 минут) | Учитель устраивает работу на проверку теоретических знаний по рассказу «Бирюк» . Задача учеников: внимательно слушать вопросы учителя, записывать в тетрадь только букву правильного ответа (а, б, в). По окончании работы, ученики обмениваются тетрадями и проверяют правильность ответов, ставят плюсы, если ответ правилен. | Ученики отвечают на вопросы учителя. Отмечают вариант ответа. По окончании работы, ученики обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга ответы. | Задание с самопроверкой | Взаимопроверка Подводят итоги урока. |
Приложение:
Проверь себя
1. Тема произведения:
а) жизнь Бирюка; б) взаимоотношения отца и дочери; в) тяжёлая жизнь русских крепостных людей.
2. Жанр произведения: а) легенда; б) рассказ; в) повесть.
3. Кульминационная сцена произведения — это:
а) описание избы лесника; б) рассказ пойманного мужика о своей жизни; в) неожиданный гнев крестьянина.
4. Суровый и нелюдимый характер Бирюка объясняется:
а) отношением к нему окружающих; б) обманом жены; в) пониманием истинных мотивов, заставляющих мужиков воровать.
5. В отношении автора к Бирюку проявляется:
а) сочувствие; б) осуждение; в) безразличие.
6. При описании грозы (« . ракиты тревожно шевелились и лепетали», «облака неслись») автор использует:
а) сравнение; б) антитезу; в) олицетворение.
7. Пейзаж в рассказах Тургенева: а) только фон, на котором происходит действие; б) соотносится с душевным состоянием автора и героев; в) противопоставляется этому состоянию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)
Пояснительная записка Урок по теме : «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению...
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)
Пояснительная записка Урок по теме : «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"
Конспект урока по литературе в 9 классе....
Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»
Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз
Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...