урок по литературе 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Самострельская Елена Алексеевна

Конспект урока по литературе для 7 класса по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока по литературе25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе 7класс

Тема: Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». Идейный смысл рассказа. Особенности композиции.

Тип урока: урок открытия новых знаний

        

Образовательные ресурсы: Беленький Г.И., Демидова Н.А. Литература. 7 класс. Учебник.

Методическое сопровождение: рабочая тетрадь, учебник, презентация

Методические приемы: устный опрос, фронтальный опрос, обучающая беседа, групповая работа, самостоятельная работа в тетрадях.

Цели:

•        Обучающие: дать целостную характеристику образа Бирюка. Через характеристику героя и анализ его поступков выйти к проблематике и конфликту рассказа.

•        Развивающие: развитие умения строить устный и аргументированный ответ, развитие навыков самоконтроля, развитие грамотной устной речи, расширить кругозор учащихся.

•        Воспитывающие:   вызвать интерес к анализу художественного произведения, привить интерес к урокам литературы.

                     

    Этапы урока:

  1. Организационный момент – 1 минута
  2. Актуализация знаний – 3 минуты
  3. Постановка целей и задач урока - 1 минута
  4. Первичное формирование знаний - 5 минут
  5. Применение новых знаний - 5 минут
  6. Закрепление знаний  - 5 минут
  7. Закрепление знаний. Сравнительный анализ - 5 минут
  8. Закрепление материала. Обсуждение проблемных вопросов - 5 минут
  9. Подведение итогов урока - 5 минут
  10. Работа с взаимопроверкой - 5 минут

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методические приемы

Образовательные результаты урока

Организационный этап

(1 минута)

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку:

Проверьте вашу готовность к уроку. У вас на столах должны лежать учебник, тетрадь и пенал.

Проверяют готовность к уроку

Настраиваются на работу на уроке.

 

Создание рабочей атмосферы в классе.

Актуализация знаний

(3 минуты)

(На доске написаны три понятия: интерьер, портрет, пейзаж).

Слово учителя:

Внимательно посмотрите на доску. Перед вами три понятия: интерьер, портрет, пейзаж. Как вы думаете, почему именно эти понятия я написала на доске?

Как эти термины будут связаны с темой сегодняшнего урока?

Чем мы занимались на прошлом уроке?

С каким из этих трех понятий мы уже познакомились?

Исходя из ваших ответов, как бы вы сформулировали тему урока?

Чем мы будем заниматься на уроке?

Ученики внимательно смотрят на доску.

Слушают вопросы учителя

Ответы учащихся на поставленный вопрос учителя:

Интерьер, портрет, пейзаж помогают составить целостное представление об образе литературного героя.

На прошлом уроке мы знакомились с описанием пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк». Подробно разбиралось описание грозы в начале рассказе. Сделали вывод, что пейзаж у Тургенева психологичен. Пейзаж выступает в рассказе средством изображения главного героя.

Через описание интерьера, портрета и пейзажа мы может лучше понять характер главного героя Бирюка.

Беседа

Фронтальный опрос

Устный опрос

Умение отвечать на поставленные вопросы учителя

Умение давать полный, логичный ответ на поставленный вопрос

Самостоятельная формулировка темы урока

Сегодня на уроке мы будем составлять характеристику Бирюка. И поможет нам в этом описания интерьера, портрета и пейзажа.

Постановка целей и задач урока.

(1 минута)

Сформулировав тему урока, учитель обозначает цели урока.

Слово учителя:

Цели урока:

  • Проанализировать рассказ И.С. Тургенева «Бирюк»
  • Дать целостную характеристику главного героя рассказа
  • Через характеристику героя и анализ его поступков выйти к проблематике и конфликту рассказа «Бирюк»

Ученики внимательно слушают учителя, знакомятся с целями урока

 

Проверка домашнего задания.

Первичное формирование знаний

(5 минут)

Слово учителя:

Давайте обратимся к вашему домашнему заданию. Дома вам нужно было найти описание интерьер избы лесника. Откройте ваши учебники с текстом рассказа.

Прочитайте описание избы, которое вы нашли.

(Учитель слушает, как читает ученик)

Какие слова в описании избы являются ключевыми?

Какие чувства вызывает у вас описание избы лесника?

Какие эмоции  у вас возникают при чтении описания избы?

Обратите внимание на одну художественную деталь, подчеркивающую убогость жилища лесника.

Известно ли вам значение слова лучина?

Какое впечатление произвела изба на рассказчика?

С каким чувством охотник – рассказчик описывает место жительства Бирюка?

Почему у рассказчика заныло сердце от увиденного?

Какую роль играет интерьер в рассказе?

Сделайте вывод

Один из учеников читает вслух описание избы лесника.

Ученики отмечают ключевые слова в описании избы лесника: закоптелая комната, низкая, пустая, изорванный тулуп, груда тряпок, крошечная скамейка, люлька.

Эмоции учеников от прочтения описания избы:

Лесник живет очень бедно. Изба лесника производит тягостное впечатление.

С помощью художественной детали (изображение лучины) Тургенев подчеркивает убогость жилища лесника.

Ученики поясняют значение слова лучина.

Лучина – тонкая, длинная щепка, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.

Слова героя – рассказчика сердце во мне заныло передают горечь и душевную боль за Бирюка.

Проанализировав описание интерьера избы, учащиеся делают вывод :

Интерьер и предметно – бытовые детали выступают средством раскрытия образа. Интерьер помогает представить бедную, убогую жизнь Бирюка и вызывает чувство сострадания к его судьбе.

Устный опрос

Выразительное чтение

Комментированное чтение

Беседа

Развитие навыков  выразительного чтения

Осмысленное чтение

Анализ  художественного текста

Работа с лексическим значением слова

Самостоятельное формулирование выводов

Применение новых знаний

(5 минут)

Слово учителя:

Дома вы должны были найти сцены, в которых говорится о дочери лесника. Обратимся к описанию семьи Бирюка. Какова его семья? Что о ней известно?

Прочтите отрывок текста, в котором автор впервые знакомит читателей с дочерью лесника.

Найдите ключевые слова в описании девочки.

Что можно сказать из описания Улиты?

Какое впечатление она произвела на вас?

Давайте поведем итог. Что можно сказать о семье лесника?

 

Учащиеся читают отрывок текста, в котором говорится о дочери лесника.

Выделяют ключевые слова: тоненький голосок, двенадцать лет, босые ноги, в рубашонке.

Выводы учеников:

Девочка бедно одета.

Описание девочки вызывает чувство сострадания, жалость к ней.

Ученики подводят итог обсуждениям:

Семья Бирюка живет в нищете. Мать сбежала. Бирюк один заботиться о детях, исправно несет службу. О бедности жилища и о тяжелой жизни Бирюка говорят художественные детали, различные описания, выразительные средства.

Выразительное чтение

Устный опрос

Беседа

Анализ художественного произведения

Самостоятельное формулирование выводов.

Закрепление знаний

(5 минут)

Учитель задает ученикам проблемный вопрос.

Слова учителя:

Как вы считаете, по мнению Тургенева, кто или что виноваты в столь ужасном положении лесника?

Почему он так беден, хоть и исправно несет свою службу?

Учитель слушает ответы учащихся. Задает наводящие вопросы, которые подводят учащихся к ответу, что в бедности лесника виновно такое государственное устройство, как Крепостное право.

Бирюк – подневольный человек. Крепостное право, по мнению И.С. Тургенева, виновно в том, что честный, трудолюбивый человек вынужден жить в нищете.

Ученики слушают и отвечают на  вопросы учителя.

С помощью наводящих вопросов, ученики приходят к выводу, что в бедности лесника виновно Крепостное право.

Бирюк – подневольный человек, полностью зависимый от воли барина.

Беседа

Проблемный вопрос

Фронтальный опрос

Формулирование проблемы

Формулирование выводов

Выдвижение гипотез и их обоснование

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Закрепление знаний. Сравнительный анализ

(5 минут)

Учитель задает вопрос учащимся, ответ на который должен стать толчком для дальнейшего развертывания темы тлетворного воздействия Крепостного права на людей:

Какой еще герой подтверждает идею о разрушительной силе Крепостного права?

(Мужик-порубщик )

Найдите ключевые слова в описании мужика – порубщика.

Почему он пошел рубить лес?  (он беден)

Выслушав от учеников портрет мужика – порубщика, учитель просит найти описание портрета Бирюка в тексте рассказа и сопоставить два портрета.

Учитель работает у доски.

На доске таблица, состоящая из двух граф: портрет мужика и портрет Бирюка.

Задача учеников:

диктовать учителю ключевые слова из портрета одного и другого героя.

По окончанию заполнения таблицы, учитель просит сделать вывод учащихся и сопоставить две характеристики внешности.

Что можно сказать, сопоставив внешность этих двух героев?

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Выразительно читают описание внешности мужика – порубщика и Бирюка.

Диктуют ключевые слова  учителю.

Сопоставляют два портрета.

Делают вывод:

Особенно ярко видно, как красив и могуч Бирюк, когда сопоставляем его портрет с портретом крестьянина – порубщика.

Сильный и могучий Бирюк по долгу службы вынужден сурово наказывать нарушителя, несмотря на то, что он такой же нищий, несчастный, подневольный человек, как и сам Бирюк.

Фронтальный опрос

Проблемная Беседа

Выразительное чтение

Анализ художественного произведения

Закрепление материала. Обсуждение проблемных вопросов

(5 минут)

Слово учителя:

Назовите центральный (кульминационный) эпизод рассказа.

Давайте прочитаем по ролям диалог мужика и Бирюка.

Обратите внимание, как меняются по ходу разговора чувства героев.

Почему Бирюк все-таки отпускает мужика? Почему?

Что побудило его к этому поступку?

Почему Бирюк нарушает свои принципы?

Перед каким выбором стоит Бирюк?

Как сформулировать внутренний конфликт в рассказе Бирюк?  В чем он заключается?

Находит ли внутренний конфликт разрешение?

Ученики работают с текстом рассказа.

Читают диалог мужика и Бирюка по ролям.

Отвечают на поставленные вопросы учителя:

Внутренний конфликт заключается в том, что перед Бирюком стоит выбор:

1.Отпустить крестьянина и пойти наперекор своим принципам.

2.Наказить крестьянина и жестоко поступить с тем, кто и без того в жизни очень страдает.

Бирюк пожалел крестьянина и отпускает его.

Они оба подневольные люди и оба бедны.

В диалоге героев, реплики мужика звучат как крик отчаяния. В них слышатся боль и страдание.

Бирюк сжалился и отпустил мужика, нарушил свои принципы.

Внутренний конфликт не находит своего разрешения, так как  освобождение крестьян пока что остается лишь мечтой. Пока в России  держится Крепостное право, будут процветать бесчинства, жестокость, угнетение себе подобных.

Проблемная беседа

Анализ художественного произведения

Выразительное чтение

Формулирование выводов

Подведение итогов урока

(5 минут)

Учитель просит учащихся сформулировать  идею рассказа «Бирюк»?

Слово учителя:

Какова идея произведения ?

Изменилось ли ваше мнение о Бирюке?

Можно ли отнести Бирюка только к положительным или отрицательным героям?

Ученики формулируют идею произведения:

Крепостное право виновно в том, что человек, одаренный от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям  – крестьянам,  потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные – сила, мужество, трудолюбие, честность – становится инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным.

Беседа

Формулирование выводов

Работа с взаимопроверкой.

(5 минут)

Учитель устраивает работу на проверку теоретических знаний по рассказу «Бирюк» .

Задача учеников: внимательно слушать вопросы учителя, записывать в тетрадь только букву правильного ответа (а, б, в). По окончании работы, ученики обмениваются тетрадями и проверяют правильность ответов, ставят плюсы, если ответ правилен.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Отмечают вариант ответа.

По окончании работы, ученики обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга ответы.

Задание с самопроверкой

Взаимопроверка

Подводят итоги урока.

Приложение:

Проверь себя

1. Тема произведения:

а) жизнь Бирюка; б) взаимоотношения отца и дочери; в) тяжёлая жизнь русских крепостных людей.

2. Жанр произведения: а) легенда; б) рассказ; в) повесть.

3. Кульминационная сцена произведения — это:

а) описание избы лесника; б) рассказ пойманного мужика о своей жизни; в) неожиданный гнев крестьянина.

4. Суровый и нелюдимый характер Бирюка объясняется:

а) отношением к нему окружающих; б) обманом жены; в) пониманием истинных мотивов, заставляющих мужиков воровать.

5. В отношении автора к Бирюку проявляется:

а) сочувствие; б) осуждение; в) безразличие.

6. При описании грозы (« . ракиты тревожно шевелились и лепетали», «облака неслись») автор использует:

а) сравнение; б) антитезу; в) олицетворение.

7. Пейзаж в рассказах Тургенева: а) только фон, на котором происходит действие; б) соотносится с душевным состоянием автора и героев; в) противопоставляется этому состоянию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...