Тематическое планирование по литературе 10 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс) на тему

Донгак Аржана Викторовна

Поясниетльная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz_i_rp_10_klass_liter.doc321.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Цели. 

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

·освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

·совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

При составлении планирования уроков литературы в 10 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2006г.), «Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006, место предмета в Базисном учебном плане МОУ Кожановская средняя общеобразовательная школа; предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся (11 часов), зачетные и контрольные работы – 5 часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. 

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 

В результате изучения литературы ученик должен

знать /понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;

• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь: 

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

•составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

•писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;

•использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА                                                                    

А.С. ПУШКИН

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...»., «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустын¬ный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бо¬га роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам че¬ловеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести».

Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.Б. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окру жен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молит-вою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова, Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).

Н.В. ГОГОЛЬ

Повести: «Невский проспект», «Нос».

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.Б. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судь¬бе гоголевских героев.

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).

Литература второй половины XIX века

Введение

Социально-политическая ситуация в России второй полови¬ны XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти¬ке 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тур¬генева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Не¬красовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои лю¬ди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологи¬ческой проблематики комедии. Большое, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь ге¬роев и ее характерологическая функция.

Изображение «затерянного мира» города Калинова в дра¬ме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полю¬са народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специ¬фика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драма¬тургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

И.А. ГОНЧАРОВ

Роман «Обломов».

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характе¬рами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж, Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история ».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове¬ка как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм База¬рова, его социальные и нравственно-философские истоки. Ба¬заров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги рома-на, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми¬ра героев.

Внутрипредметные связи: И.О. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Роман «Что делать?» (обзор).

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.О. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвер¬тый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие

 «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.

Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели де¬мократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Н.А. НЕКРАСОВ

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу 6 ше¬стом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасо¬ва-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как фор¬ма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказоч¬но-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Пред¬ставители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идей¬но-композиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творче¬ства; демократизация поэтического языка.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пуш¬кина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встре¬тил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певу¬честь есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глуби¬на и образная насыщенность. Развитие традиций русской ро¬мантической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния че¬ловеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм зву¬чания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской ли¬рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

А.А. ФЕТ

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще май¬ская ночь...», «Заря прощаете я с землею...», «Я пришел к те¬бе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое бо¬гатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного на¬строения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Кра¬сота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фе¬та-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-пере¬живание.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демо¬кратического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Н.С. ЛЕСКОВ

Повесть «Очарованный странник».

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и гре¬ховности, наивности и душевной глубины в русском националь¬ном характере. Сказовый характер повествования, стилистиче¬ская и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ; жанр путеше¬ствия.

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Фляги¬на; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный худож¬ник», «Запечатленныйангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премуд¬рый пискарь».

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление про¬блем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обы-вательской психологии, рабского начала в человеке («Премуд¬рый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действи¬тельности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гро¬теск; авторская ирония.

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыко¬ва-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Ка-расев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одно¬го города», сказки «Орел-меценат», «Вяленаявобла», «Либерал».

А.К. ТОЛСТОЙ

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Рос¬сийского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историче¬ская песня.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчуж-никовы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Роман «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского рома¬на-эпопеи: масштабность изображения исторических собы¬тий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущ¬ности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души » люби¬мых героев автора. Этапы духовного самосовершенствова¬ния Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болкон¬ских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа тол¬стовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Фено¬мен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в рома-не. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народ¬но-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; исто¬рико-философская концепция.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.О. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его пере-осмы¬сление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона¬партизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крам¬ской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к ро¬ману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рас¬сказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Роман «Преступление и наказание».

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоз¬дания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в ро-мане. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблема¬тики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-фило¬софский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; по¬лифония (многоголосие); герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толсто¬го и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема ин¬дивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и ки¬но (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Ку¬лиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

А.П. ЧЕХОВ

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лириче¬ское и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп » и символический образ сада в комедии. Роль второстепен-ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Ле-венталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры

Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

Словари и справочники:

1)Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

2)Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

3)М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий).Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

4)Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

5)Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

6)Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:

Просвещение, 2008.

2.Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3.Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008

4. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

6. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002

  

  


Календарно - тематическое планирование уроков русской литературы в 10 классе 

Тема урока

Коли

чество часов

Требования к

уровню подготовки

Примечание

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Русская литература конца 18 – первой половины 19 века

1

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

1

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Индивидуальные сообщения

02.09

2

Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р. Державин. Жизнь, творчество. «Снигирь». «Властителям и судиям».

1

-поиск необходимой информации

-создание высказывания

-самоконтроль

- восприятие и передача информации

 

 Материал лекции

04.09

3

А.Н.Радищев. Жизненный подвиг писателя. История создания «Путешествия…»

2

-постановка вопросов

-составление плана

-поиск необходимой информации

-создание высказывания

-самоконтроль

- структурирование информации

Краткий художественный пересказ

05.09

4

«Слово о Ломоносове».

- исследование

-понимание учебной задачи

-поиск необходимой информации

-создание высказывания

-самоконтроль

- структурирование информации

Краткий художественный пересказ

09.09

5

В.А.Жуковский - выдающийся поэт-романтик, мастер баллады. «Певец во стане русских воинов».

2

-постановка вопросов

-составление плана

-поиск необходимой информации

-создание высказывания

-самоконтроль

- структурирование информации

Анализ стихотворного текста

11.09

6

«Лесной царь». М.И.Цветаева «Два лесных царя». Элегия «Море».

- исследование

-понимание учебной задачи

-поиск необходимой информации

-создание высказывания

-самоконтроль

- структурирование информации

Анализ стихотворного текста

12.09

7

А.С. Пушкин – «родоначальник новой русской литературы». Жизнь и творчество. Основные темы лирики Пушкина. Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое содержание. Тема дружбы и любви в лирике поэта. «Друзьям», «Сожженное письмо», «Я вас любил», «К***».

17

-постановка вопросов

-составление плана

-поиск необходимой информации

-создание высказывания

-самоконтроль

- структурирование информации

Составить хронологическую таблицу

16.09

8

Вольнолюбивая и философская лирика. «Вольность», «Деревня». Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

- исследование

-понимание учебной задачи

-поиск необходимой информации

-создание высказывания

-самоконтроль

- структурирование информации

- умение слышать и понимать

- формулирование выводов

-постановка вопросов

-составление плана

  Материал лекции Стихотворение А.С.Пушкина

наизусть

(по выбору)

18.09

9

А.С. Пушкин о назначении поэта и поэзии. «Пророк», «Арион».

- исследование

-понимание учебной задачи

-поиск необходимой информации

-создание высказывания

-самоконтроль

- структурирование информации

Анализ текста указанных стихотворений

19.09

10

Гражданская лирика Пушкина. «Перед гробницею святой…»

- исследование

-понимание учебной задачи

-поиск необходимой информации

-создание высказывания

-самоконтроль

- структурирование информации

Анализ текста указанных стихотворений

23.09

11

Р/р. Выразительное чтение  стихотворений А.С. Пушкина

самоконтроль

- осознание качества усвоения

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

-

Ответить на вопросы в тетради, "Медный всадник". Знать текст поэмы

25.09

12

Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». История создания, нравственно-философские проблемы поэмы. Человек и история в поэме. Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

- исследование

-поиск необходимой информации

-создание высказывания

-самоконтроль

- структурирование информации

Читать, отвечать  

на вопросы.  

А.С. Пушкин. «Борис Годунов».

26.09

13

Трагедия «Борис Годунов». Проблема народа и власти в трагедии.

- умение слы0шать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

- знание межличностных отношений

Материал лекции

30.09

14

Критика. В.Г.Белинский «Сочинения Александра Пушкина».

 Конспект основных тезисов А.С. Пушкин. Роман "Евгений Онегин"(повторить)отв. на вопросы в тетради

02.10

15

«Евгений Онегин». Роман А.С.Пушкина как «энциклопедия русской жизни» (повторение ранее изученного)

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

- знание межличностных отношений

 Тематика и проблематика пьес А.С. Пушкина (Повторить)

03.10

16

Образ Евгения Онегина. Трагическая судьба героя.

-умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

- знание межличностных отношений

 

Материал лекции

07.10

17

Татьяна – любимая героиня Пушкина. Цельность, благородная простота характера Татьяны.

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

- знание межличностных отношений

Краткий художественный пересказ

09.10

18

Обобщение романа «Евгений Онегин». Нравственные и социально-политические проблемы романа.

 -самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции

10.10

19

Критика. В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина», Ф.М.Достоевский «О Пушкине».

-составление плана

-формулирование целей

-понимание задачи

-создание текста

-отбор информации

-самоконтроль

-прогнозирование

Краткий художественный пересказ

14.10

20

Современная критика о Пушкине. Н.Скатов, В.Непомнящий.

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции

16.10

21

Обобщение творчества А.С.Пушкина. Поэты народов России о Пушкине.

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Краткий художественный пересказ

17.10

22

РР Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

-составление плана

-формулирование целей

-понимание задачи

-создание текста

-отбор информации

-самоконтроль

-прогнозирование

 Составить план сочинения по выбранной теме. Написать сочинение.

Индивидуальные сообщения

21.10

23

Урок внеклассного чтения. 

« Маленькие трагедии»

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Краткий художественный пересказ

23.10

24

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира. (Основные темы и мотивы лирики. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Родина»)

11

- умение слышать и понимать

- составление плана

-разделение информации на главную и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Составить хронологическую таблицу

24.10

25

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова

 Стихотворение «Молитва».

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

 Стр.53-71, Анализ предложенных стихотворений

28.10

26

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Тема Родины

Размышления о судьбах поколения в стихотворении «Дума».

- умение слышать и понимать

-понимание учебной задачи

- формулирование выводов

-создание высказывания

-самоконтроль

- структурирование информации

 Стихотворение (по выбору) наизусть

30.10

27

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Баллада «Три пальмы».

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

 Сравнительный анализ стих-й

Лермонтова и Пушкина

31.10

28

Образ демона в творчестве М.Ю.Лермонтова. Тема одиночества в лирике Лермонтова. «И скучно и грустно», «Выхожу один я на дорогу». Критика.

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

 Ответить на вопросы

11.11

29

Р/р. Сочинение «Мое любимое стихотворение Лермонтова.

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на  главную

и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Дописать сочинение

13.11

30

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - нравственно-психологический роман о трагедии незаурядной личности 30-х годов 19 века. Смысл названия, особенности композиции. Повторение  изученного.

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на  главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

 Составление опорных схем по роману

14.11

31

Печорин – «младший брат Онегина». Сила и одаренность натуры, противоречивость характера.

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на  главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

- знание межличностных отношений

Ответы на проблемные вопросы

18.11

32

Обобщение романа. Нравственные проблемы произведения. Картины природы и их роль в романе. Критика.

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Подготовиться к сочинению

20.11

33

Р/р. Сочинение по роману.

 -самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Индивидуальные сообщения

21.11

34

М.Ю.Лермонтов – наследник и продолжатель поэтических традиций Пушкина. Своеобразие творчества. Лермонтов и поэзия народов России.

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

- знание межличностных отношений

Индивидуальные сообщения

25.11

35

Слово о Н.В.Гоголе (повторение ранее изученного, «Вечера на хуторе близ Диканьки»). «Петербургские повести Гоголя. Обзор. Образ маленького человека.

5

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Составить хронологическую таблицу, материал лекции Стр.81-105

27.11

36

 «Мертвые души». История создания. Построение 1 тома. Путешествие героя как прием воссоздания панорамы России.

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Н.В.Гоголь «Невский проспект» прочитать текст, отв. на вопросы на стр.106

28.11

37

Типы помещиков, приемы их сатирической обрисовки.

Идейно-композиционное значение образа Чичикова, его авантюризм и приспособленничество.

 -самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Составить план сочинения

Прочитать текс повести «Портрет»

02.12

38

Обобщение поэмы. Народ и Родина в «Мертвых душах»

Критика. В.Г.Белинский о поэме Гоголя.

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Конспект критической статьи, вопросы.

04.12

39

Вн/чт. «Миргород»

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

 «Мёртвые души», вопросы для повторения в тетради

05.12

40

Ф.Тютчев – великий художник слова России. Основные мотивы лирики.

2

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

-самоконтроль

-создание текста

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Выучить стихотворения наизусть.

09.12

41

Р/р. Выразительное чтение стихов наизусть.

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Индивидуальные сообщения

11.12

42

Культура и общественная жизнь России второй половины 19 века (краткий обзор)

1

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

- разделение информации на главную         и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения

12.12

43

Н.А. Некрасов – народный поэт. Очерк жизни и творчества. Некрасов о назначении поэта и поэзии.

5

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения

16.12

44

Основные темы лирики Некрасова. Особенности поэтического языка поэта.

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Выучить стихотворения наизусть.

18.12

45

«Кому на Руси жить хорошо». Многообразие крестьянских типов. Образ крестьянки Матрены Тимофеевны.

 - умение слышать и понимать

-понимание учебной задачи

- формулирование выводов

-создание высказывания

-самоконтроль

- структурирование информации

Материал лекции. Индивидуальные сообщения

19.12

46

Обобщение поэмы. Григорий Добросклонов – народный заступник. Художественное своеобразие романа.

- умение вступать в диалог

-умение строить монологическое высказывание

-знание межличностных отношений

-восприятие и передача информации

-формулирование выводов

-умение прийти к общему выводу

-моделирование

Материал лекции. Индивидуальные сообщения

23.12

47

Вн./чт.  «Русские женщины» 

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения

25.12

48

Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Фрегат «Паллада».

3

 - умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

 Роман «Обломов» характер главного героя

26.12

49

Роман «Обломов». Образ Обломова. Обломов — «коренной народный наш тип».

- выделение нравственного аспекта поведения героев

-соотнесение поступков героя с этическими принципами

-составление плана

-формулирование целей

-создание высказывания

-восприятие информации

-умение слышать

-рефлексия

Обломов и Штольц. 

Сравнительная характеристика

13.01

50

Обломов и Штольц – друзья и антиподы, их жизненные позиции. Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?» 

- выделение нравственного аспекта поведения героев

-соотнесение поступков героя с этическими принципами

-анализ информации

-формулирование целей

-создание высказывания

-восприятие информации

-умение слышать

-рефлексия

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

 Конспект критической статьи, вопросы.

15.01

51

Жизненный путь Чернышевского – демократа, критика, писателя.

3

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

- знание межличностных отношений

Материал лекции. Индивидуальные сообщения

16.01

52

Образ Рахметова – «особенного человека».

 - умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

- знание межличностных отношений

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

20.01

53

Обобщение романа. Психология «новых людей» в романе.

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

- знание межличностных отношений

Конспект

22.01

54

Слово об А.Н. Островском. Личность и судьба драматурга. Основные факты биографии Островского. Краткая характеристика состояния русской драматургии.

4

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

 Драма «Гроза». Прочитать текст

23.01

55

Драма «Гроза». Борьба  между у отживающими и новыми нормами жизни на рубеже 50-60 г.г.19в. История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы А.Н. Островского «Гроза»

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

 

Характеристика героев (индивидуальные задания)

27.01

56

Острота конфликта Катерины с «темным царством».

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

 Конспект критической статьи

29.01

57

Обобщение драмы. Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве».Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

 Написать сочинение

30.01

58

Слово о И.С. Тургеневе. Личность и судьба писателя. Романы Тургенева – новая ступень в развитии критического реализма.

6

 - умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

 Отрывок из «Записок охотника» наизусть, Индивидуальные сообщения

03.02

59

 «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Отражение в романе основного конфликта эпохи.

 - умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

05.02

60

Базаров – центральный образ романа.

- выделение нравственного аспекта поведения героев

-соотнесение поступков героя с этическими принципами

-составление плана

-формулирование целей

-создание высказывания

-восприятие информации

-умение слышать

-рефлексия

Знать текст романа.

 Ответить  на вопросы в тетради

06.02

61

Столкновение двух позиций в романе: «отцов» и «детей».

- умение слышать и понимать

-понимание учебной задачи

- формулирование выводов

-создание высказывания

-самоконтроль

- структурирование информации

 Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

10.02

62

Обобщение романа. «Отцы и дети» в современной роману критике. Д.И. Писарев «Базаров».

-соотнесение поступков героя с этическими принципами

-составление плана

-формулирование целей

-создание высказывания

 Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

12.02

63

Вн.чт. «Дворянское гнездо»

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

13.02

64

Зачетная работа по творчеству И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева

1

-понимание задачи

-осознание качества усвоения

-выбор способа решения

-самоконтроль

 Индивидуальные сообщения.

17.02

65

А.К. Толстой. Основные мотивы лирики и черты творческой индивидуальности поэта.

1

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

19.02

66

Страницы жизни А.А. Фета. Основные мотивы лирики.

2

 - умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

 Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

20.02

67

Р/р. Выразительное чтение любимого стихотворения.

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

 Индивидуальные сообщения.

24.02

68

Салтыков-Щедрин – величайший сатирик русской и мировой литературы.

3

.-умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

 Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

26.02

69

Роман «История одного города» - яркая политическая сатира на самодержавие, бюрократию, крепостничество. Сарказм и ирония в произведении.

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

 Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

27.02

70

Вн./чт. «Господа Головлевы».

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

 и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

03.03

71- 72

Художественный мир Н.С. Лескова. Личность и судьба писателя. Повесть «Очарованный странник» и ее герой. Художественное своеобразие повести.

2

- выделение нравственного аспекта поведения героев

-соотнесение поступков героя с этическими принципами

-составление плана

-формулирование целей

-создание высказывания

-восприятие информации

-умение слышать

-рефлексия

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

05.03

06.03

73

Катерина Измайлова в рассказе Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

- выделение нравственного аспекта поведения героев

-соотнесение поступков героя с этическими принципами

-составление плана

-формулирование целей

-создание высказывания

-восприятие информации

-умение слышать

-рефлексия

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

10.03  

74

Творчество Ф. М. Достоевского. Общественная среда. Демократический  характер гуманизма Достоевского.

8

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

12.03

75

 «Преступление и наказание». Обличение в романе несправедливости кап. общества.

. - умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

13.03

76

Образ Раскольникова. Суть его теории.

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

17.03

77

Раскольников и Соня Мармеладова.

 - умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

19.03

78

Крушение теории Раскольникова.

 - умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

20.03

79

Обобщение. Мастерство Достоевского в психологической обрисовке действующих лиц.

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

24.03

80

Значение Ф.М. Достоевского – великого мастера художественного слова – для мировой литературы и культуры. Критика.

- умение слышать и понимать

-понимание учебной задачи

- формулирование выводов

-создание высказывания

-самоконтроль

- структурирование информации

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

02.04

81

Вн./чт. «Братья Карамазовы»

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

03.04

82

 «Толстой – это целый мир». Путь Толстого к «Войне и миру».

9

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

07.04

83

«Война и мир» - героико-патриотический роман – эпопея. История создания.

- умение слышать и понимать

-понимание учебной задачи

- формулирование выводов

-создание высказывания

-самоконтроль

- структурирование информации

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

09.04

84

Основные конфликты эпопеи «Война и мир».

 - умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

 10.04

85

Пути исканий главных героев – Андрея Болконского и Пьера Безухова.

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

14.04

86

Народ – основной выразитель сущности русского национального характера и герой эпохи. 

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

16.04

87

Кутузов и Наполеон.

 

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

17.04

88

Женские образы в произведении.

- выделение нравственного аспекта поведения героев

-соотнесение поступков героя с этическими принципами

-составление плана

-формулирование целей

-создание высказывания

-восприятие информации

-умение слышать

-рефлексия

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

 21.04

89

Обобщение романа. Критика. «Война и мир» в разных видах искусства.

 

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

 23.04

90

Вн./чт. «Анна Каренина» 

-умение слышать и понимать

-передача информации

-понимание задачи

-составление текста

-составление плана

-структурирование материала

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

 24.04

91

Жизнь и творчество А.П. Чехова. «Ионыч».

3

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

 28.04

92

Драматургия. «Вишневый сад».

Своеобразие конфликта произведения.

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

30.04

 93

Обобщение комедии. Смысл названия. Значение Чехова для современного театра.

 

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

 05.05

94

Обобщение литературы 19 века. Контрольное тестирование.

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

07.05

Литература народов России конца 18 - 19 века

95

 К. Хетагуров. Творческий путь поэта, особенности поэзии.

1

-составление плана

-формулирование целей

-создание высказывания

-восприятие информации

-умение слышать

-рефлексия

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

08.05

96

Габдулла Тукай – татарский поэт-просветитель. Творческое кредо поэта – «жизнь люби, люби народ…»          

1

-составление плана

-формулирование целей

-создание высказывания

-восприятие информации

-умение слышать

-рефлексия

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект

12.05

97

Д.Г. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда».

2

составление плана

-формулирование целей

-создание высказывания

-восприятие информации

-умение слышать

-рефлексия

-

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект. Выучить стихотворения наизусть.

14.05

98

Обобщение поэмы. Выразительное чтение наизусть отрывков поэмы.

-самоконтроль

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-создание текста

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

Выучить стихотворения наизусть.

15.05

Зарубежная литература

99

Оноре де Бальзак «Гобсек».  Жизненный путь Гобсека.

1

-составление плана

-формулирование целей

-создание высказывания

-восприятие информации

-умение слышать

-рефлексия

Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект.

19.05

100

Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Обобщение всей изученной литературы.

1

- умение слышать и понимать

- осознание качества усвоения

-разделение информации на главную

и второстепенную

-передача нужной информации

-понимание учебной задачи

-смысловое чтение

 Материал лекции. Индивидуальные сообщения. Конспект.

21.05

101

Контрольная работа по русской литературе за второе полугодие

1

-понимание задачи

-осознание качества усвоения

-выбор способа решения

-самоконтроль

 Повторить

22.05

102

Нравственные уроки русской литературы XIX века Подведение итогов учебного года.  

1

-соотнесение поступков героя с этическими принципами

-создание высказывания

-восприятие информации

-умение слышать

-рефлексия

Прочитать литературу за

11 класс по списку за летний период

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...