Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку по литературе на тему
Статья и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_okruzhnoy_nauchno.docx | 20.42 КБ |
prezentatsiya_k_seminaru.pptx | 988.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на окружной научно-практической конференции учителя русского языка и литературы МОУ Кошкинская СОШ Разумовой О.Ю.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ Кошкинская СОШ Разумовой О.Ю.)
Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н.Толстой.
Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания.
К.Д.Ушинский.
Говоря о нравственном воспитании, следует чётко представить его содержание. В педагогике до недавнего времени нравственное воспитание сводилось обычно к воспитанию патриотизма, интернационализма, трудолюбия, коллективизма, дисциплины, честности, правдивости.
Теперь многие стороны понятия морали приобретают ещё более глубокое, в том числе личностное содержание. В содержании морали включаются и такие понятия, как гуманизм, долг, благородство и порядочность, достоинство и добросовестность, сердечность и вежливость, гордость и мужество.
И на нас, учителей литературы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.
Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам, по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики. Но самое главное – проблема души человека и целого народа.
Я поделюсь, как на уроках русского языка и литературы занимаюсь духовно-нравственным воспитанием учащихся.
Уже в 5 классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идёт обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждается малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.
Главный герой русской народной сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - настоящий воин, умеющий постоять за себя словом и делом, учит детей чувству долга, мужеству, храбрости.
Изучая тему «Пословицы и поговорки», обязательно обращаю внимание на то, что пословица – «краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл». Вместе с ребятами читаем пословицы народов мира и удивляемся их схожести. Например, пословицы о дружбе и друзьях:
Хороший друг – это настоящий клад. (Китайская народная пословица).
Друг познаётся в беде, как золото в огне. (Болгарская народная пословица).
Хороший источник узнаёшь во время засухи, хороших людей – в беде. (Французская народная пословица).
Друзья познаются в беде. (Русская народная пословица).
Огромное воспитательное значение имеют сказки А.С.Пушкина. В работе над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» вместе с ребятами составляем таблицу из слов антонимов, дающих характеристику героям.
Царица | Царевна |
Гордая Своенравная Гневная и т.д. | Смиренная Сдержанная Милостивая и т.д. |
Ребята, ссылаясь на поступки героев, составляют короткий рассказ о царевне или царице с элементами характеристики, определяя положительные и отрицательные человеческие качества героинь.
Писатель А. Платонов говорил: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» Эти слова обсуждаются на уроках, посвящённых творчеству А. Платонова, его рассказу «Юшка». Главному герою этого произведения – Юшке – удалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру. Ребята это понимают, высказывают своё мнение, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.
Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания.
Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. В военной прозе поднимаются проблемы долга и личной ответственности за судьбу Отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
Изучая на уроках литературы роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир», мы приобщаемся к мужеству, подвигу народа, говорим об истинном и ложном патриотизме. К этому разговору мы возвращаемся и позже, изучая прозу 20 века о войне (В.Быков «Сотников», В.Распутин «Живи и помни», Б.Васильев «А зори здесь тихие», В.Кондратьев «Сашка»).
А в этом году мы участвовали в областной акции «Читаем детям о войне». На этом уроке мы говорили о повести С.Алексиевич «У войны не женское лицо». Огромное впечатление произвели на учеников воспоминания женщин, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.
Литературная гостиная – одна из моих любимых форм проведения урока. Ежегодно вместе с ребятами мы открываем двери нашей литературной гостиной.
- «Поэт-чародей». (Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству А.А.Фета)
- Литературная гостиная «Союз души с душой родной», посвящённая творчеству Ф.И.Тютчева
- «Наполним музыкой сердца». (Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая жизни и творчеству поэта-барда Ю.Визбора).
Эти мероприятия носят не только познавательный, но и воспитательный характер, ведь они формируют культуру чувств учащихся, воспитывают чувства любви к прекрасному.
На одной из литературных гостиных мы говорим о творчестве поэта-земляка И.Ф.Акулиничева, чьи стихи учат нас любить Родину, родную природу, воспитывают доброту, патриотизм, чуткое отношение к близким. А присутствие на уроке самого поэта действует впечатляюще.
Но разговор о патриотизме я веду с ребятами не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка. Тщательно отбирая материал к урокам развития речи, я отдаю предпочтение текстам, имеющим воспитательное значение. И здесь на помощь мне приходят работы Д.С.Лихачёва – интеллигента, Человека высокой духовной нравственности. Его книгу «Письма о добром и прекрасном» я рекомендую для чтения летом учащимся 9-11 классов. В качестве аргументов в сочинении ЕГЭ по русскому языку учащиеся приводят книгу Д.С.Лихачёва, т.к. тема нравственности нередко встречается в контрольно-измерительных материалах.
Одним из основных условий нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей. Ученик, оставаясь наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, поверяет ему свои мысли и чувства.
К такому заданию можно относить незаконченные предложения, проецирование на поведении другого человека своего собственного способа действий и чувств. Например, при изучении темы «Сложноподчинённые предложения» предлагаю девятиклассникам следующее задание: продолжите предложения:
- В классе был мальчик, которого почему-то не любили. Я…
- Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…
- «Красота спасёт мир». Что такое красота? Я думаю…
Работа над такими предложениями позволяет учащимся задуматься над своим поведением, оценить его. А ведь хорошо известно, что нравственные истины, добытые самостоятельно, остаются с человеком на всю жизнь.
Написание письма самому себе, какому-либо персонажу, герою или автору любимого произведения, значимому человеку создаёт ситуацию самораскрытия, внутреннего ощущения, которая ведёт к изменению нравственного сознания человека. И этот вид работы я начинаю с 5 класса при изучении темы «Обращение», потом продолжаю на уроках развития речи, когда говорим о типе речи рассуждении.
И в заключение хочется отметить, что, безусловно, духовно-нравственное воспитание – это долгий и кропотливый процесс, но вся система учителя-словесника главным образом способствует формированию духовных ценностей учащихся.
Давайте будем следовать словам Л.Н.Толстого: «Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. Л.Н.Толстой
Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания. К.Д.Ушинский
Пословицы и поговорки Хороший друг – это настоящий клад. (Китайская народная пословица). Друг познается в беде, как золото в огне. (Болгарская народная пословица). Хороший источник узнаёшь во время засухи, хороших людей – в беде. (Французская народная пословица). Друзья познаются в беде. (Русская народная пословица).
Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Царица Царевна Гордая Своенравная Гневная и т.д. Смиренная Сдержанная Милостивая и т.д.
Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно… А.П.Платонов
Произведения о Великой Отечественной войне
Акция «Читаем детям о войне»
М.Алигер «Зоя»
Акция «Читаем детям о войне»
Литературно – музыкальные гостиные «Поэт – чародей». (Жизнь и творчество А.А.Фета). «Союз души с душой родной». (Литературно-музыкальная гостиная, посвященная жизни и творчеству Ф.И.Тютчева). «Наполним музыкой сердца». (Литературно-музыкальная гостиная, посвященная жизни и творчеству поэта-барда Ю. Визбора).
Литературная гостиная «Каждый час – свидание с чудом, с прекрасным мигом бытия». (Поэзия И.Ф.Акулиничева)
Продолжите предложения В классе был мальчик, которого почему-то не любили. Я… Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я… «Красота спасёт мир». А что такое красота? Я думаю…
Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. Л.Н.Толстой
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся
Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой с...
Развитие духовно-нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы
Педагогический опыт работы...
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы
В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
Сегодня мы должны придавать серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся, проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...
Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"
Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"...