Рабочая программа по литературе 10 кл по программе В.Я. Коровиной
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 10 класс по программе В.Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-ra_10_klass_korovina_2015-16.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Автономная негосударственная общеобразовательная организация
«Православная гимназия» г. Владивостока
Программа принята
на заседании МС
протокол №
от____________2015г._
«Утверждаю»
Директор АНОО
«Православная гимназия»
Титова Л.М._______________
Утверждена решением
педагогического совета
протокол № __
от____________2015г.
Рабочая программа
по литературе
Уровень общего образования : среднее(полное) образование (10-11) класс
Класс: 10
Количество часов по учебному плану: 102 за год,( 3 часа в неделю)
Срок реализации программы, учебный год: 2015 - 2016
Планирование составлено на основе: Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы В.Я. Коровиной, В.И. Коровина, В.П. Журавлева.
Учебник В.И. Коровин. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. 13-е издание. М.: Просвещение, 2013
Рабочую программу составила Карпова Наталья Петровна
учитель русского языка и литературы
подпись расшифровка подписи
- Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
Статус документа
Рабочая программа по литературе 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
- Приказ Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказа Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2008 № 164).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 03 2004 года № 1089
«Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования» (с изменениями в редакции от
20.08.2008 № 241)
- Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» в редакции от 08.06.2015г.Приказ Минобрнауки России № 576, на 2015/2016 учебный год».
- Школьный учебный план на 2015-2016 учебный год.
- Программы Общеобразовательных учреждений. «Литература. 5-11 классы» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский, В. П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2008г.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и Программы по литературе для 10-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский, В. П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2008г.)
Авторская программа полностью соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту).
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 10 класса, обеспечивающие процесс обучения.
Вид реализуемой рабочей программы: основная общеобразовательная программа
Цели обучения: Изучение литературы в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование уменияй анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы
народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
Преемственность, межпредметные связи: В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг
общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников. К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы,
относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога
(диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни.
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 10 класса.
Учащиеся должны знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХIХ века;
- авторов и названия изученных художественных произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
- Содержание учебного предмета
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в старшей школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а так же культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы.
10 КЛАСС
102 ч (3 ч в неделю)
А.С. Пушкин «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…» «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Отцы пустынники и жены непорочны…». Поэма «Медный всадник»
М.Ю. Лермонтов «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…», «Ангел», «Завещание», «Журналист, читатель и писатель»
Н.В. Гоголь Петербургские повести «Невский проспект», «Нос».
А.Н. Островский Драма «Гроза»
И.А. Гончаров Роман «Обломов»
И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети»
Ф.И. Тютчев «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Как океан объемлет шар земной…», «Близнецы», «Слезы людские, о слезы людские…».
А.А. Фет «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь…», «Облаком волнистым…», «Я жду… Соловьиное эхо…», «Сосны».
А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…», «Тщетно, художник ты мнишь, что творений своих ты создатель!..», «Горними тихо летела душа небесами…», Козьма Прутков.
Н.А. Некрасов «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом …», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! Я у двери гроба…», «Под жестокой рукой человека…», «Современной оде», «Блажен незлобивый поэт…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Н.С. Лесков «Человек на часах»
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
Ф.М. Достоевский Роман «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой Роман-эпопея «Война и мир»
А.П. Чехов «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Пьеса «Вишневый сад»
- Учебно–тематическое планирование уроков литературы в 10 классе (102 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечания (практ.раб. лаборат. формы к/р) |
I полугодие – 51 час | ||||
1. | Периодизация исторического и литературного развития XIX века. | 1 | ||
2. | Классицизм | 1 | ||
3. | Просвещение в Европе и в России | 1 | ||
4. | Сентиментализм. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» | 2 | ||
5. | Романтизм. Русский романтизм. Романтизм как художественный метод. В.А. Жуковский баллады. | 3 | Зачет по литературным направлениям | |
6. | Россия 1816-1825 годов. Исторические события. Общественная мысль. Литература. | 1 | ||
7. | А.С. Пушкин. Периоды творчества. Особенности лирики в периоды творчества. Программные стихотворения. | 2 | Зачет по периодам творчества | |
8. | А.С. Пушкин «Медный всадник» | 2 | ||
9. | А.С. Пушкин Последние годы жизни. Дуэль и смерть. Речь Ф. М. Достоевского о Пушкине. | 1 | ||
10. | Итоговая работа по творчеству А.С. Пушкина (периоды творчества, анализ стихотворения) | 1 | ||
11. | Россия в 1826- первой половине 1850-х годов. Исторические события. Общественная мысль. Литература. Славянофилы и западники. | 1 | ||
12. | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Лирика 1828-1833 годов. Поэтический язык Лермонтова в развитии от ранней лирики к зрелой. | 2 | ||
13. | М.Ю. Лермонтов «Валерик». Анализ лирического произведения. | 1 | ||
14. | Сравнительный анализ темы поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова | 1 | ||
15. | М.Ю. Лермонтов. Лирика 1837-1841 годов. | 1 | ||
16. | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Петербургские повести» «Нос» «Невский проспект» | 3 | ||
17. | Творческая работа по «Невскому проспекту» | 1 | ||
18. | Периодизация исторического и литературного развития во второй половине XIX века. | 1 | ||
19. | Россия во второй половине 1850-1870-х годах. | 1 | ||
20. | Поздний романтизм. | 1 | ||
21. | Ф.И. Тютчев. Общий смысл лирики Тютчева. Анализ стихотворений. | 3 | ||
22. | Сочинение по творчеству Ф.И. Тютчева. | 1 | ||
23. | Реализм как художественный метод и литературное направление. Русский реализм. | 1 | ||
24. | И.А. Гончаров как писатель «натуральной школы». Роман «Обломов». Творческая история романа. Оценка в критике. Система образов. Обломов – главный герой. Композиция, конфликт, развязка романа. Роль детали в создании образа. | 4 | ||
25. | Творческая работа по роману И.А. Гончарова «Обломов» по выбору учащихся (сочинение, реферат, исследовательская работа) | 1 | ||
26. | А.Н. Островский. «Отец русской драматургии». «Гроза». «Темное царство». | 3 | ||
27. | Творческая работа по драме А.Н. Островского по выбору учащихся (сочинение, реферат, исследовательская работа) | 1 | ||
28. | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. Тургеневский роман. Роман «Отцы и дети» | 2 | ||
29. | И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Образы главных героев. Образ Базарова. | 2 | ||
30. | Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети» | 1 | ||
31. | Проверочная работа по итогам полугодия | 1 | ||
32. | Творческая работа по итогам полугодия | 2 | ||
33. | Итоговый урок | 1 | ||
II полугодие – 54 часа | ||||
29. | А.А. Фет. Поэтическая система Фета. Мир как красота. Поэт и поэтическое слово в эстетической системе Фета. Анализ стихотворений. | 2 | ||
30. | Сочинение по творчеству Фета. | 1 | ||
31. | А.К. Толстой. Общественные и эстетические позиции Толстого. Лирика и сатира. Анализ стихотворений. | 2 | ||
32. | Творческая работа по произведениям А.К. Толстого по выбору учащихся (сочинение, реферат, исследовательская работа) | 1 | ||
33. | Н.А. Некрасов. Начало пути. Становление лирического стиля. Идеал гражданина в лирике Некрасова. Образ лирического героя. Анализ стихотворений. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». | 2 | Тест на знание и понимание текста | |
34. | Творческая работа по произведениям Н.А. Некрасова по выбору учащихся (сочинение, реферат, исследовательская работа) | 1 | ||
35. | Ф.М. Достоевский. Жизнь, мировоззрение и творчество. Роман «Преступление и наказание» | 8 | Тест на знание и понимание текста | |
36. | Сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание» | 2 | ||
37. | Л. Н. Толстой. Психологический реализм. Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир» | 10 | Тест на знание и понимание текста | |
38. | Сочинение по роману «Война и мир» | 2 | ||
39. | М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» | 2 | ||
40. | Н.С. Лесков «Человек на часах» | 2 | ||
41. | Россия в 1880-1890-е годы. Исторические события. Общественная мысль. Литература | 2 | ||
42. | Россия в 1880-1890-е годы. Исторические события. Общественная мысль. Литература | 1 | ||
43. | А. П. Чехов. Жизнь, общественное служение, творчество. Чехов-юморист. Нравственный идеал Чехова."Студент", «Ионыч». Пьеса «Вишневый сад». | 8 | Тест на знание и понимание текста | |
44. | Творческая работа по произведениям А.П. Чехова по выбору учащихся (сочинение, реферат, исследовательская работа) | 2 | ||
Проверочная работа по итогам полугодия | 1 | |||
Проверочная работа по итогам года | 1 | |||
45. | Зарубежная литература. О. Бальзак., О.Генри, Б.Шоу | 3 | ||
46. | Итоги курса литературы 10 класса. Летнее чтение. | 1 | ||
105 часов |
- Обеспеченность учебно-методическими комплектами и методическими пособиями.
Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:
- 1. Коровин В.И. Литература: 10 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение 2011
2. Еремина, О. А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки : книга для учителя / О. А. Еремина. – М. : Просвещение, 2010. – 192 с.
3. Кунарев, А. А. Русская литература ХХ века. 11 кл. : практикум / А. А. Кунарев, О. Н. Михайлов, В. А. Чалмаев ; под ред. В. П. Журавлева. – М. : Просвещение, 2006. – 318 с.
4. Литература. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. А. Смирнова [и др.] ; сост. Е. П. Пронина ; под ред. В. П. Журавлева. – М. : Просвещение, 2011.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
2. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9–11 кл. / В. А. Крутецкая. – М. : Литера, 2010.
3. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5–9 кл. / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.
4. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 10–11 кл. / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
– электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);
– репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);
– репетитор «Литература» (весь школьный курс);
– программа «Домашний репетитор».
- Организация текущего и промежуточного контроля знаний.
Промежуточный:
- устный пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
- выразительное чтение текста художественного произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- устный или письменный развернутый ответ на вопрос;
- устное словесное рисование;
- комментированное чтение;
- характеристика литературного героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная);
- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусств;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ ( в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания;
- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
- составление конспектов критических статей, лекции учителя, статей учебника; составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге фильму, спектаклю;
- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
- сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;
- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонентов.
Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развернутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачёт;
- защите проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 8 класс.Программа Коровиной
Рабочая программа по литературе с пояснительной запиской....
Рабочая программа по литературе. 10 класс. Программа В.Я. Коровиной.
Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, основное содержание, контроль уровня обученности, перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематич...
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Программа В.Я. Коровиной
Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, основное содержание, контроль уровня обученности, перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематич...
Рабочая программа по литературе. 11 класс. Программа В.Я. Коровиной.
Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, контроль обученности, перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по литературе. 5 класс. Программа В.Я. Коровиной
Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, контроль уровня обученности, перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по литературе . 5 класс. Программа Коровиной В.Я.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по литературе. 7 класс. Программа В.Я. Коровиной.
Рабочая программа по литературе. 7 класс. Программа В.Я. Коровиной....