Рабочая программа по литературе. 7 класс. Программа В.Я. Коровиной.
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Рабочая программа по литературе. 7 класс. Программа В.Я. Коровиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39»

города Дзержинска Нижегородской области

                                       

       

                                                         

Принята

на педагогическом совете

от 20.08.2013 года протокол  №12

Утверждена 

приказом директора МБОУ СОШ № 39

от 02.09.2013 года № 400-п

                                                                                                                                                 

Рабочая программа

по литературе

7 класс

Разработала

учитель русского языка

 и литературы

М.Л. Земятченская

2013 год

Пояснительная записка

Документ Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5-11 классы: Базовый уровень. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И.С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011

Количество часов в год – 68, в неделю – 2

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Основные цели обучения:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе;
  • овладение теоретико-литературными понятиями;
  • формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;
  • развитие потребности в общении с книгой через систематическое чтение художественного произведения;
  • развитие эмоциональной сферы восприятия учащегося;
  • формирование умения оценивать художественное достоинство литературного произведения.

Формируемые компетенции

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся ключевых компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, формирование умения выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, вести дискуссию, аргументировать, доказывать.

Учебно-познавательная  компетенция – совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.

Информационная компетенция – способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Содержание тем учебного курса

Введение – 1ч.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная и проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в худ. произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

Устное народное творчество – 3+2Р 

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины.

«Вольга и Микула Селянинович» - воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление в былине мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств(трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

  «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца.

«Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.

Теория. Былина.

 Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа родного языка.

Древнерусская литература – 2+1Р.

«Поучение» Владимира Мономаха(отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

 Из русской литературы 18 века – 2ч.

М.В.Ломоносов.

Краткий рассказ об ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Теория. Ода(начальное представление).

Г.Р.Державин.

Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремлении», «На птичку», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Понимание необходимости свободы творчества.

Из литературы 19 века – 26+4Р.

А.С.Пушкин – 5+1Р.

Краткий рассказ о писателе. «Полтава». Интерес к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Сопоставление полководцев (Петра Первого и Карла Двенадцатого). Авторское отношение к героям. «Медный всадник». «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник. Особенности композиции. Художественное восприятие быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Основная мысль стихотворения. «Борис Годунов». Образ летописца как образ древнерусского писателя. «Станционный смотритель» Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.

М.Ю.Лермонтов – 3ч. 

Краткий рассказ о поэте. «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

Теория. Фольклоризм литературы (начальные представления)

  Н.В.Гоголь – 5+2Р.

Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Бытописание семьи Тараса. Запорожская Сечь. Прославление боевого товарищества. Осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев. Противопоставление Остапа Андрию. Смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Теория. Литературный герой (развитие понятия).

  И.С.Тургенев – 2+1Р

Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Роль картин природы в рассказе.

Стихотворения в прозе.  «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория Стихотворения в прозе.

  Н.А.Некрасов – 2ч.

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день в часу шестом». Боль поэта за судьбу народа.

А.К. Толстой – 1ч.

Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи.

 М.Е.Салтыков-Щедрин – 2ч.

Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

Теория. Гротеск.

  Л.Н.Толстой – 1 ч.

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна». Взаимоотношения детей и взрослых.

  И.А.Бунин – 2ч.

Краткий рассказ о писателе. «Цифры», «Лапти». Воспитание детей в семье.

  А.П.Чехов – 2ч.

Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова.

Теория. Юмор.

Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе – 1ч.

Жуковский В., Бунин И., Фет А., Тютчев Ф., Толстой А.К.

Из литературы 20 века – 20+2Р.

  М.Горький – 6+1Р. 

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. Бабушка. Цыганок. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

  В.В.Маяковский – 2ч.

Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

  Л.Н.Андреев -1ч.

Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям меньшим, бессердечие героев.

  А.П.Платонов 2ч. 

Краткий рассказ о писателе. «Юшка» Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.

  Е.И.Носов – 1+1Р.

Краткий рассказ о писателе. «Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Взаимосвязь природы и человека.

  Ф.А.Абрамов – 1ч.

Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

  Ю.П.Казаков – 1ч.

Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.

Ритмы и образы военной лирики – 1ч.

Ахматова А., Симонов К., Твардовский А., Сурков А., Тихонов Н.                       

«Тихая моя Родина» - 1ч.

Стихотворения о Родине, о природе, собственном восприятии окружающего мира. Брюсов В., Сологуб Ф., Есенин С., Заболоцкий Н., Рубцов Н.

  А.Т.Твардовский -1ч.

Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета». Размышления о взаимосвязи человека и природы.

  Д.С.Лихачев - 1 ч.

«Земля родная (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

М. Зощенко – 1 ч.

Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное.

Песни на слова русских поэтов 20 века - 1 ч.

Есенин С.А., Заболоцкий Н., Окуджава Б.

Из литературы народов России – 1 ч.

Р. Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине».

Из зарубежной литературы – 4ч.

  Р.Бернс. Особенности творчества Бернса. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.

  Д.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!» Гимн славы герою, павшему за свободу родины.

  Японские хокку. Особенности жанра хокку.

  О.Генри. «Дары Волхвов». Сила любви и преданности.

  Л.Пирандело. «Черепаха». Чувство любви и преданности. Различное восприятие окружающего мира.


Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Количество часов развития речи

Количество контрольных работ

Изложения

Сочинения

Введение

1

Устное народное творчество

3

2

1

Из древнерусской литературы

2

1

1

Из литературы 18 века

2

Из литературы 19 века

26

4

3

1

Из литературы 20 века

20

2

1

1

Из литературы народов России

1

Из зарубежной литературы

4

ИТОГО

59

9

4

4


Календарно-тематическое планирование уроков литературы

п/п

Тип ур.

Тема урока и произведение

Теория литературы

Работа

по развитию речи

Оборудование

Дом. задание

Дата

1. Введение (1)

Корр.

Корр.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Чтение и обсуждение статьи учебника

С.5, №3 (устно)

05.09

04.09

2.Устное народное творчество (3+2Р)

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Предания

Выразительное чтение

Пересказ 1 предания

07.09

05.09

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.

Былины, гипербола (развитие представлений)

Выразительное чтение, анализ худ. приемов

Хар-ка 1 героя, сост. словарь устар. слов

12.09

11.09

Р

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. Устное сочинение-описание картины В.В. Васнецова «Богатыри».

Выразительное чтение, устное описание картины

Текст былины, репродукция картины Васнецова «Богатыри»

Выпис. примеры эпитетов, повторов, гипербол

14.09

12.09

«Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.

Пересказ худ. текста

Выр. чтен., пересказ

19.09

18.09

Р

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа родного языка. Сочинение.

Пословицы, поговорки (развитие представлений)

Сборники пословиц и поговорок

Сочинение

21.09

19.09

3. Из древнерусской литературы. (2+1Р)

«Повесть временных лет». «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Летопись (развитие представлений)

Выразительное чтение, чтение наизусть, устное обсуждение

Уч. наиз. (отрывок). Инд.сообщение о Мономахе

26.09

25.09

Р

«Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. Сочинение-поучение.

Поучение

Дискуссия, сочинение в публицистическом стиле

С.54, №3 (письм.), чит. «Пов. О Петре…»

28.09

26.09

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви, верности.

Выборочный пересказ, обсуждение

С. 63, вопросы (устно)

03.10

02.10

4. Из русской литературы 18 века. (2)

М.В. Ломоносов (1). Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого». Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…» Уверенность в будущем русской науки и ее творцов.

Ода

Подготовка сообщения о жизни и творчестве поэта и ученого, выразительное чтение

Портрет Ломоносова, текст оды

Выр. чтение наиз. (отрывок из «Оды»)

05.10

03.10

Г.Р. Державин (1). Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Понимание необходимости свободы творчества.

Выразительное чтение, анализ худ. особенностей

Портрет Державина

Выр. чтение и анализ 1 стих. по выбору

10.10

09.10

5. Из русской литературы 19 века. (26+4Р)

А.С. Пушкин (5+1Р). Краткий рассказ о писателе. «Полтава». Интерес к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Сопоставление полководцев (Петра Первого и Карла Двенадцатого). Авторское отношение к героям.

Обсуждение иллюстрации, анализ худ. приемов, выразительное чтение

Портрет Пушкина, репродукция мозаики Ломоносова «Полтавская баталия»

Выр. чтен., хар-ка героев (по группам)  

12.10

10.10

«Медный всадник».

Выразительное чтение

Фотография памятника Петру I в С.-Пб.

Выр.чтен. наиз. (отр.), чит. «Песнь о вещ. Ол.»

17.10

16.10

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник. Особенности композиции. Художественное восприятие быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Основная мысль стихотворения.

Баллада

Обучение монологическому высказыванию на литературную тему

Иллюстрации к стихотворению

С.86-87 вопросы (уст.), выр. чтен. наиз. (отрывок)

19.10

17.10

«Борис Годунов». Образ летописца как образ древнерусского писателя.

Чтение по ролям, дискуссия

Подг. к выр. чт. по ро-лям,  чит. «Станц.см.»

24.10

23.10

«Станционный смотритель» Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.

Повесть (развитие представлений)

Сжатый пересказ, развернутый устный ответ

Уроки литературы Кирилла и Мефодия [CD-диск]. – (Серия: Вирт. школа Кирилла и Мефодия)  

Хар-ка гл. героя, гот. к излож.

26.10

24.10

Р

Изложение с элементами сочинения. Портрет героя по реалиям и деталям его быта.

Чит. «Пес-ню про купца..»

31.10

30.10

М.Ю. Лермонтов (3). Краткий рассказ о поэте. «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.

Фольклоризм литературы

Выразительное чтение, художественная зарисовка (устное описание картин, созданных автором)

Портрет Лермонтова

С.135, №1-5 (уст.)

09.11

31.10

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Обсуждение нравственной проблемы, дискуссия

Сравн. хар-ка Калашн. и Кирибеев.

14.11

13.11

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

Выразительное чтение, анализ худ. приемов

Сборник стихотворений

Уч. наиз. 1 ст. по выб., чит. «Тарас Бульба»

16.11

14.11

Н.В. Гоголь (5+2Р). Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Бытописание семьи Тараса.

Историческая и фольклорная основа произведения, роды литературы: эпос

Подготовка доклада о писателе, обсуждение иллюстраций

Портрет Гоголя, иллюстрации к повести

Гот. к излож. отрывка (с.158-159)

21.11

20.11

Р

Запорожская Сечь. Изложение.

Хар-ка героев (по группам)

23.11

21.11

Прославление боевого товарищества. Осуждение предательства.

Выразительное чтение отрывка

Пересказ 1.перв. сраж. под Дубно,

2. совещание казаков

28.11

27.11

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев.

Развернутые устные ответы по тексту произведения

Иллюстрации к повести

Сост. план речи Тараса

30.11

28.11

Противопоставление Остапа Андрию. Смысл этого противопоставления.

Выборочный пересказ, характеристика персонажа

Иллюстрации к повести

Сравн. хар-ка Остапа и Андрия

05.12

04.12

Патриотический пафос повести.

Написание отзыва

Гот. к соч.

07.12

05.12

Р

Сочинение. Описание внешности и характера героя.

Литературный герой

Чит. р-з «Бирюк»

12.12

11.12

И.С. Тургенев (2+1Р). Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным.

Выразительное чтение, анализ худ. приемов

Уроки литературы Кирилла и Мефодия [CD-диск]. – (Серия: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия)  

С.223, №1-7 (уст.), гот. к излож.

14.12

12.12

Р

Изложение.

Выр. чт. ст. в прозе

19.12

18.12

Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

Стихотворения в прозе

Выразительное чтение, чтение наизусть

Уч. наиз. «Рус. язык»

21.12

19.12

Н.А. Некрасов (2). Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.

Поэма (развитие понятия)

Выразительное чтение, обсуждение

Портрет Некрасова

Выр. чтение, отзыв о поэме

26.12

25.12

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Трехсложные размеры стиха (развитие представлений)

Выразительное чтение, беседа

Выр. чтение с анализом

28.12

26.12

А.К. Толстой (1). Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи.

Выборочный пересказ, выразительное чтение

Портрет А.К.Толстого

С. 260 вопр. (уст.), чит. «Пов. о том, как…

16.01

13.01

15.01

16.01

М.Е. Салтыков-Щедрин (2). Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества.

Гротеск

Выразительное чтение, характеристика героя

Портрет Щедрина

Выпис. прим. ги-пербол, гротеска

18.01

16.01

16.01

18.01

«Дикий помещик». Художественное мастерство сатирика в обличении социальных пороков.

Анализ худ. приемов, построение связного ответа

С.276, №2 (устно)

23.01

20.01

22.01

23.01

Л.Н. Толстой (1). Краткий рассказ о писателе. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых.

Автобиографическое худож. произведение, герой-повествователь

Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя, пересказ эпизодов

Портрет Толстого, альбом репродукций «Ясная поляна»

Пересказ эпизода

25.01

23.01

23.01

25.01

А.П. Чехов (2). Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа.

Выразительное чтение и обсуждение

Портрет Чехова, иллюстрации к рассказу

Выр. чтен., выпис. особ-ти речи героев

30.01

27.01

29.01

30.01

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического.

Сатира и юмор как формы комического

Анализ худ. приемов

Уроки литературы Кирилла и Мефодия [CD-диск]. – (Серия: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия)  

Выуч. Теорию, напис. отзыв об 1 р-зе

01.02

30.01

30.01

01.02

А.И. Бунин (2). Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье.

Характеристика героев

Портрет Бунина

С. 18 вопр. (устно)

06.02

03.02

05.02

06.02

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Беседа, анализ худ. особенностей текста

Отзыв о

р-зе

08.02

06.02

06.02

08.02

Поэтическое изображение родной природы (1) и выражение авторского настроения, миросозерцания. Жуковский В., Бунин И., Фет А., Тютчев Ф., Толстой А.К.

Выразительное чтение

Выр.чтен. наиз. по выбору

13.02

10.02

12.02

13.02

6. Из русской литературы 20 века. (20+2Р)

М. Горький (6+1Р). Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.

Понятие о теме и идее произведения

Подготовка устного сообщения о жизни и творчестве писателя

Портрет Горького

Выр.чтен. и пересказ эпизодов

15.02

13.02

13.02

15.02

Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

Чтение, проблемное обсуждение

Найти опис. бабушки и деда

20.02

17.02

19.02

20.02

Дед Каширин.

Портрет как средство характеристики героя

Устная характеристика героя

Подгот. разверн. хар-ку героя (по группам)

22.02

20.02

20.02

22.02

Изображение быта и характеров. Бабушка. Цыганок.

Худ. зарисовка

Выпис. афоризмы

27.02

24.02

26.02

27.02

Вера в творческие силы народа.

Обсуждение авторской позиции, устный ответ

Гот. к соч.

01.03

27.02

27.02

01.03

Р

Сочинение. Характеристика литературного героя.

Чит. «Данко»

06.03

03.03

05.03

06.03

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Выразительное чтение

С.87,№1, инд.сообщение о Маяковском

13.03

06.03

06.03

13.03

В.В. Маяковский (2). Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

Лирический герой, обогащение знаний о рифме и ритме, тоническое стихосложение (нач. представл-я)

Выразительное чтение, устное высказывание в публицистическом стиле

Портрет Маяковского, сборники стихотворений

Выр. чтение

15.03

10.03

12.03

15.03

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя.

Выразительное чтение, обсуждение поэтических приемов

Выпис. неол-змы, авт. слова

20.03

13.03

13.03

20.03

Л.Н. Андреев (1). Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечность героев.

Составление плана анализа текста, рассказ по плану

Пересказ по плану в тетради

3.04

17.03

19.03

3.04

А.П. Платонов (2). Краткий рассказ о писателе. «Юшка» Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость.

Творческий пересказ текста

Портрет Платонова

С. 123,

№ 1-3

5.04

20.03

20.03

5.04

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.

Написание эссе

С. 137, №4 (письм.)

10.04

31.03

2.04

10.04

Ритмы и образы военной лирики (1). Ахматова А., Симонов К., Твардовский А., Сурков А., Тихонов Н.

Выразительное чтение

Выр. чт., чит. «О чем плачут…»

12.04

3.04

3.04

12.04

Ф.А. Абрамов (1). Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади» Эстетические и нравственно-экологические проблемы.

Литературные традиции

Развернутый устный ответ

С. 167 вопросы (устно)

17.04

7.04

9.04

17.04

Е.А. Носов (1+1Р). Краткий рассказ о писателе. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.

Выразительное чтение, дискуссия

С.176, №4 (письм.), чит. «Живое пламя»

19.04

10.04

10.04

19.04

Р

«Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека. Изложение.

Чит. «Тих.утро»

24.04

14.04

16.04

03.05

Ю.П. Казаков (1). Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.

Характеристика героя

С. 195, №4 (устн. р-з)

26.04

17.04

17.04

08.05

Стихотворения о Родине, родной природе (1). Брюсов В., Сологуб Ф., Есенин С., Заболоцкий Н., Рубцов Н.

Выразительное чтение и прослушивание

Портреты поэтов

Выр. чт. наиз. (по выбору)

3.05

21.04

23.04

10.05

А.Т. Твардовский (1). Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета». Размышления о взаимосвязи человека и природы.

Лирический герой

Выразительное чтение, устное рассуждение

Портрет Твардовского

Выр. чтение

8.05

05.05

24.04

15.05

Д.С. Лихачев (1). «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

Публицистика, мемуары как жанр публицистики

Построение связного пись-менного ответа в публ. стиле

Подг. сооб-щение, ис-пользуя те-зисы Лихач.

10.05

08.05

30.04

17.05

М. Зощенко(1). Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное.

Выразительное чтение, анализ худ. приемов

Выпис. простореч. слова

15.05

12.05

7.05

22.05

Песни на слова русских поэтов 20 века (1). Есенин С.А., Заболоцкий Н., Окуджава Б.

Выразительное чтение, прослушивание

С.224, №2

17.05

15.05

8.05

7. Из литературы народов России. (1)

Р. Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине».

Подготовка устного сообщения о поэте, чтение наизусть

С.227, №2-3

22.05

19.05

14.05

24.05

8. Из зарубежной литературы. (4)

Р. Бернс. Особенности творчества.  «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности.

Д.Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!» Гимн герою, павшему за свободу Родины.

Устное обсуждение, беседа

С.232, №2 (устно), выр. чтение

24.05

22.05

15.05

Японские хокку.

Особенности жанра хокку

Чтение, анализ худ. особенностей

Соч.. хокку

29.05

26.05

21.05

29.05

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.

Выборочный пересказ, развернутый письменный ответ на вопрос

Напис. отзыв

31.05

22.05

Р.Д. Брэдбери. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

Сжатый пересказ

Список л-ры на лето

29.05

28.05

31.05


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по литературе за курс 7 класса

В процессе обучения учащиеся должны усвоить теоретические понятия:

 - поучение

 - былина

  - ода

 -стихотворения в прозе

 - гротеск

 - публицистика

  -фольклоризм литературы

Углубить понятия: лирический герой, летопись, баллада, литературный герой, плэма, юмор, идея произведения.

Уметь:

-        составлять и редактировать устные и письменные высказывания о тех или иных событиях с определенными стилистическими характеристиками;

  • точно и выразительно высказывать свои мысли;
  • воспринимать и создавать стилистические заимствования и подражания;
  • соотносить стихотворение особенности поэтического произведения с его содержанием и настроением;
  • заучивать и выразительно рассказывать литературные художественные тексты;
  • формулировать и обосновывать нравственную оценку героев художественного произведения;
  • находить в справочно – энциклопедической литературе материал для комментирования художественного произведения.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

по литературе

          Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится на основании устных ответов, сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
  6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».


Учебно-методическое обеспечение

Учебник

Литература. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010.

Методическая литература

  1. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 7 класс. - Москва: ВАКО, 2008.

Дидактическая литература

  1. Шинкарчук С.А. Литературные усадьбы: справочник школьника. - СпБ: «Литера», 2008.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Федеральный образовательный портал «Российское образование» (www.edu.ru/)
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
  3. Портал «Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru/)
  4. Сайт «Я иду на урок литературы» (lit.1september.ru/urok/)
  5. ЭОР Интернет-сообщества «Открытый класс» (www.openclass.ru/)
  6. Культура письменной речи   (www.gramma.ru)
  7. Крылатые слова и выражения   (slova.ndo.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе по программе В.Я. Коровиной для учащихся 5 класса

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И...

Рабочая программа по литературе по программе В.Я.Коровиной. 10 класс.

Рабочая программа по литературе составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 г.), Программы по литературе для 5-1...

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»,  Москва, «Просвещение», 2006 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....

Рабочая программа по литературе по программе под ред. В.Я. Коровиной. 8 класс. 3 часа в неделю

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...