Рабочая программа по литературе. 7 класс. Программа В.Я. Коровиной.
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе. 7 класс. Программа В.Я. Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе. 7 класс. | 263.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39»
города Дзержинска Нижегородской области
Принята на педагогическом совете от 20.08.2013 года протокол №12 | Утверждена приказом директора МБОУ СОШ № 39 от 02.09.2013 года № 400-п |
Рабочая программа
по литературе
7 класс
Разработала
учитель русского языка
и литературы
М.Л. Земятченская
2013 год
Пояснительная записка
Документ Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5-11 классы: Базовый уровень. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И.С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011
Количество часов в год – 68, в неделю – 2
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Основные цели обучения:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
- приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе;
- овладение теоретико-литературными понятиями;
- формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;
- развитие потребности в общении с книгой через систематическое чтение художественного произведения;
- развитие эмоциональной сферы восприятия учащегося;
- формирование умения оценивать художественное достоинство литературного произведения.
Формируемые компетенции
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся ключевых компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, формирование умения выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, вести дискуссию, аргументировать, доказывать.
Учебно-познавательная компетенция – совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.
Информационная компетенция – способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Содержание тем учебного курса
Введение – 1ч.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная и проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в худ. произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.
Устное народное творчество – 3+2Р
Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины.
«Вольга и Микула Селянинович» - воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление в былине мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств(трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца.
«Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.
Теория. Былина.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа родного языка.
Древнерусская литература – 2+1Р.
«Поучение» Владимира Мономаха(отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.
Из русской литературы 18 века – 2ч.
М.В.Ломоносов.
Краткий рассказ об ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Теория. Ода(начальное представление).
Г.Р.Державин.
Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремлении», «На птичку», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Понимание необходимости свободы творчества.
Из литературы 19 века – 26+4Р.
А.С.Пушкин – 5+1Р.
Краткий рассказ о писателе. «Полтава». Интерес к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Сопоставление полководцев (Петра Первого и Карла Двенадцатого). Авторское отношение к героям. «Медный всадник». «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник. Особенности композиции. Художественное восприятие быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Основная мысль стихотворения. «Борис Годунов». Образ летописца как образ древнерусского писателя. «Станционный смотритель» Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.
М.Ю.Лермонтов – 3ч.
Краткий рассказ о поэте. «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».
Теория. Фольклоризм литературы (начальные представления)
Н.В.Гоголь – 5+2Р.
Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Бытописание семьи Тараса. Запорожская Сечь. Прославление боевого товарищества. Осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев. Противопоставление Остапа Андрию. Смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Теория. Литературный герой (развитие понятия).
И.С.Тургенев – 2+1Р
Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Роль картин природы в рассказе.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория Стихотворения в прозе.
Н.А.Некрасов – 2ч.
Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день в часу шестом». Боль поэта за судьбу народа.
А.К. Толстой – 1ч.
Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи.
М.Е.Салтыков-Щедрин – 2ч.
Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.
Теория. Гротеск.
Л.Н.Толстой – 1 ч.
Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна». Взаимоотношения детей и взрослых.
И.А.Бунин – 2ч.
Краткий рассказ о писателе. «Цифры», «Лапти». Воспитание детей в семье.
А.П.Чехов – 2ч.
Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова.
Теория. Юмор.
Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе – 1ч.
Жуковский В., Бунин И., Фет А., Тютчев Ф., Толстой А.К.
Из литературы 20 века – 20+2Р.
М.Горький – 6+1Р.
Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. Бабушка. Цыганок. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
В.В.Маяковский – 2ч.
Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Л.Н.Андреев -1ч.
Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям меньшим, бессердечие героев.
А.П.Платонов 2ч.
Краткий рассказ о писателе. «Юшка» Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.
Е.И.Носов – 1+1Р.
Краткий рассказ о писателе. «Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Взаимосвязь природы и человека.
Ф.А.Абрамов – 1ч.
Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Ю.П.Казаков – 1ч.
Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.
Ритмы и образы военной лирики – 1ч.
Ахматова А., Симонов К., Твардовский А., Сурков А., Тихонов Н.
«Тихая моя Родина» - 1ч.
Стихотворения о Родине, о природе, собственном восприятии окружающего мира. Брюсов В., Сологуб Ф., Есенин С., Заболоцкий Н., Рубцов Н.
А.Т.Твардовский -1ч.
Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета». Размышления о взаимосвязи человека и природы.
Д.С.Лихачев - 1 ч.
«Земля родная (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
М. Зощенко – 1 ч.
Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное.
Песни на слова русских поэтов 20 века - 1 ч.
Есенин С.А., Заболоцкий Н., Окуджава Б.
Из литературы народов России – 1 ч.
Р. Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине».
Из зарубежной литературы – 4ч.
Р.Бернс. Особенности творчества Бернса. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.
Д.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!» Гимн славы герою, павшему за свободу родины.
Японские хокку. Особенности жанра хокку.
О.Генри. «Дары Волхвов». Сила любви и преданности.
Л.Пирандело. «Черепаха». Чувство любви и преданности. Различное восприятие окружающего мира.
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов | Количество часов развития речи | Количество контрольных работ | |
Изложения | Сочинения | |||
Введение | 1 | |||
Устное народное творчество | 3 | 2 | ||
1 | ||||
Из древнерусской литературы | 2 | 1 | ||
1 | ||||
Из литературы 18 века | 2 | |||
Из литературы 19 века | 26 | 4 | ||
3 | 1 | |||
Из литературы 20 века | 20 | 2 | ||
1 | 1 | |||
Из литературы народов России | 1 | |||
Из зарубежной литературы | 4 | |||
ИТОГО | 59 | 9 | ||
4 | 4 |
Календарно-тематическое планирование уроков литературы
№ п/п | Тип ур. | Тема урока и произведение | Теория литературы | Работа по развитию речи | Оборудование | Дом. задание | Дата | |||
1. Введение (1) | 7а | Корр. | 7б | Корр. | ||||||
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Чтение и обсуждение статьи учебника | С.5, №3 (устно) | 05.09 | 04.09 | ||||||
2.Устное народное творчество (3+2Р) | ||||||||||
Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник». | Предания | Выразительное чтение | Пересказ 1 предания | 07.09 | 05.09 | |||||
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. | Былины, гипербола (развитие представлений) | Выразительное чтение, анализ худ. приемов | Хар-ка 1 героя, сост. словарь устар. слов | 12.09 | 11.09 | |||||
Р | «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. Устное сочинение-описание картины В.В. Васнецова «Богатыри». | Выразительное чтение, устное описание картины | Текст былины, репродукция картины Васнецова «Богатыри» | Выпис. примеры эпитетов, повторов, гипербол | 14.09 | 12.09 | ||||
«Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. | Пересказ худ. текста | Выр. чтен., пересказ | 19.09 | 18.09 | ||||||
Р | Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа родного языка. Сочинение. | Пословицы, поговорки (развитие представлений) | Сборники пословиц и поговорок | Сочинение | 21.09 | 19.09 | ||||
3. Из древнерусской литературы. (2+1Р) | ||||||||||
«Повесть временных лет». «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. | Летопись (развитие представлений) | Выразительное чтение, чтение наизусть, устное обсуждение | Уч. наиз. (отрывок). Инд.сообщение о Мономахе | 26.09 | 25.09 | |||||
Р | «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. Сочинение-поучение. | Поучение | Дискуссия, сочинение в публицистическом стиле | С.54, №3 (письм.), чит. «Пов. О Петре…» | 28.09 | 26.09 | ||||
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви, верности. | Выборочный пересказ, обсуждение | С. 63, вопросы (устно) | 03.10 | 02.10 | ||||||
4. Из русской литературы 18 века. (2) | ||||||||||
М.В. Ломоносов (1). Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого». Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…» Уверенность в будущем русской науки и ее творцов. | Ода | Подготовка сообщения о жизни и творчестве поэта и ученого, выразительное чтение | Портрет Ломоносова, текст оды | Выр. чтение наиз. (отрывок из «Оды») | 05.10 | 03.10 | ||||
Г.Р. Державин (1). Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Понимание необходимости свободы творчества. | Выразительное чтение, анализ худ. особенностей | Портрет Державина | Выр. чтение и анализ 1 стих. по выбору | 10.10 | 09.10 | |||||
5. Из русской литературы 19 века. (26+4Р) | ||||||||||
А.С. Пушкин (5+1Р). Краткий рассказ о писателе. «Полтава». Интерес к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Сопоставление полководцев (Петра Первого и Карла Двенадцатого). Авторское отношение к героям. | Обсуждение иллюстрации, анализ худ. приемов, выразительное чтение | Портрет Пушкина, репродукция мозаики Ломоносова «Полтавская баталия» | Выр. чтен., хар-ка героев (по группам) | 12.10 | 10.10 | |||||
«Медный всадник». | Выразительное чтение | Фотография памятника Петру I в С.-Пб. | Выр.чтен. наиз. (отр.), чит. «Песнь о вещ. Ол.» | 17.10 | 16.10 | |||||
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник. Особенности композиции. Художественное восприятие быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Основная мысль стихотворения. | Баллада | Обучение монологическому высказыванию на литературную тему | Иллюстрации к стихотворению | С.86-87 вопросы (уст.), выр. чтен. наиз. (отрывок) | 19.10 | 17.10 | ||||
«Борис Годунов». Образ летописца как образ древнерусского писателя. | Чтение по ролям, дискуссия | Подг. к выр. чт. по ро-лям, чит. «Станц.см.» | 24.10 | 23.10 | ||||||
«Станционный смотритель» Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. | Повесть (развитие представлений) | Сжатый пересказ, развернутый устный ответ | Уроки литературы Кирилла и Мефодия [CD-диск]. – (Серия: Вирт. школа Кирилла и Мефодия) | Хар-ка гл. героя, гот. к излож. | 26.10 | 24.10 | ||||
Р | Изложение с элементами сочинения. Портрет героя по реалиям и деталям его быта. | Чит. «Пес-ню про купца..» | 31.10 | 30.10 | ||||||
М.Ю. Лермонтов (3). Краткий рассказ о поэте. «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. | Фольклоризм литературы | Выразительное чтение, художественная зарисовка (устное описание картин, созданных автором) | Портрет Лермонтова | С.135, №1-5 (уст.) | 09.11 | 31.10 | ||||
Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. | Обсуждение нравственной проблемы, дискуссия | Сравн. хар-ка Калашн. и Кирибеев. | 14.11 | 13.11 | ||||||
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». | Выразительное чтение, анализ худ. приемов | Сборник стихотворений | Уч. наиз. 1 ст. по выб., чит. «Тарас Бульба» | 16.11 | 14.11 | |||||
Н.В. Гоголь (5+2Р). Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Бытописание семьи Тараса. | Историческая и фольклорная основа произведения, роды литературы: эпос | Подготовка доклада о писателе, обсуждение иллюстраций | Портрет Гоголя, иллюстрации к повести | Гот. к излож. отрывка (с.158-159) | 21.11 | 20.11 | ||||
Р | Запорожская Сечь. Изложение. | Хар-ка героев (по группам) | 23.11 | 21.11 | ||||||
Прославление боевого товарищества. Осуждение предательства. | Выразительное чтение отрывка | Пересказ 1.перв. сраж. под Дубно, 2. совещание казаков | 28.11 | 27.11 | ||||||
Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев. | Развернутые устные ответы по тексту произведения | Иллюстрации к повести | Сост. план речи Тараса | 30.11 | 28.11 | |||||
Противопоставление Остапа Андрию. Смысл этого противопоставления. | Выборочный пересказ, характеристика персонажа | Иллюстрации к повести | Сравн. хар-ка Остапа и Андрия | 05.12 | 04.12 | |||||
Патриотический пафос повести. | Написание отзыва | Гот. к соч. | 07.12 | 05.12 | ||||||
Р | Сочинение. Описание внешности и характера героя. | Литературный герой | Чит. р-з «Бирюк» | 12.12 | 11.12 | |||||
И.С. Тургенев (2+1Р). Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. | Выразительное чтение, анализ худ. приемов | Уроки литературы Кирилла и Мефодия [CD-диск]. – (Серия: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия) | С.223, №1-7 (уст.), гот. к излож. | 14.12 | 12.12 | |||||
Р | Изложение. | Выр. чт. ст. в прозе | 19.12 | 18.12 | ||||||
Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». | Стихотворения в прозе | Выразительное чтение, чтение наизусть | Уч. наиз. «Рус. язык» | 21.12 | 19.12 | |||||
Н.А. Некрасов (2). Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. | Поэма (развитие понятия) | Выразительное чтение, обсуждение | Портрет Некрасова | Выр. чтение, отзыв о поэме | 26.12 | 25.12 | ||||
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | Трехсложные размеры стиха (развитие представлений) | Выразительное чтение, беседа | Выр. чтение с анализом | 28.12 | 26.12 | |||||
А.К. Толстой (1). Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. | Выборочный пересказ, выразительное чтение | Портрет А.К.Толстого | С. 260 вопр. (уст.), чит. «Пов. о том, как… | 16.01 | 13.01 | 15.01 | 16.01 | |||
М.Е. Салтыков-Щедрин (2). Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. | Гротеск | Выразительное чтение, характеристика героя | Портрет Щедрина | Выпис. прим. ги-пербол, гротеска | 18.01 | 16.01 | 16.01 | 18.01 | ||
«Дикий помещик». Художественное мастерство сатирика в обличении социальных пороков. | Анализ худ. приемов, построение связного ответа | С.276, №2 (устно) | 23.01 | 20.01 | 22.01 | 23.01 | ||||
Л.Н. Толстой (1). Краткий рассказ о писателе. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых. | Автобиографическое худож. произведение, герой-повествователь | Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя, пересказ эпизодов | Портрет Толстого, альбом репродукций «Ясная поляна» | Пересказ эпизода | 25.01 | 23.01 | 23.01 | 25.01 | ||
А.П. Чехов (2). Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа. | Выразительное чтение и обсуждение | Портрет Чехова, иллюстрации к рассказу | Выр. чтен., выпис. особ-ти речи героев | 30.01 | 27.01 | 29.01 | 30.01 | |||
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического. | Сатира и юмор как формы комического | Анализ худ. приемов | Уроки литературы Кирилла и Мефодия [CD-диск]. – (Серия: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия) | Выуч. Теорию, напис. отзыв об 1 р-зе | 01.02 | 30.01 | 30.01 | 01.02 | ||
А.И. Бунин (2). Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. | Характеристика героев | Портрет Бунина | С. 18 вопр. (устно) | 06.02 | 03.02 | 05.02 | 06.02 | |||
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. | Беседа, анализ худ. особенностей текста | Отзыв о р-зе | 08.02 | 06.02 | 06.02 | 08.02 | ||||
Поэтическое изображение родной природы (1) и выражение авторского настроения, миросозерцания. Жуковский В., Бунин И., Фет А., Тютчев Ф., Толстой А.К. | Выразительное чтение | Выр.чтен. наиз. по выбору | 13.02 | 10.02 | 12.02 | 13.02 | ||||
6. Из русской литературы 20 века. (20+2Р) | ||||||||||
М. Горький (6+1Р). Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. | Понятие о теме и идее произведения | Подготовка устного сообщения о жизни и творчестве писателя | Портрет Горького | Выр.чтен. и пересказ эпизодов | 15.02 | 13.02 | 13.02 | 15.02 | ||
Изображение «свинцовых мерзостей жизни». | Чтение, проблемное обсуждение | Найти опис. бабушки и деда | 20.02 | 17.02 | 19.02 | 20.02 | ||||
Дед Каширин. | Портрет как средство характеристики героя | Устная характеристика героя | Подгот. разверн. хар-ку героя (по группам) | 22.02 | 20.02 | 20.02 | 22.02 | |||
Изображение быта и характеров. Бабушка. Цыганок. | Худ. зарисовка | Выпис. афоризмы | 27.02 | 24.02 | 26.02 | 27.02 | ||||
Вера в творческие силы народа. | Обсуждение авторской позиции, устный ответ | Гот. к соч. | 01.03 | 27.02 | 27.02 | 01.03 | ||||
Р | Сочинение. Характеристика литературного героя. | Чит. «Данко» | 06.03 | 03.03 | 05.03 | 06.03 | ||||
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). | Выразительное чтение | С.87,№1, инд.сообщение о Маяковском | 13.03 | 06.03 | 06.03 | 13.03 | ||||
В.В. Маяковский (2). Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. | Лирический герой, обогащение знаний о рифме и ритме, тоническое стихосложение (нач. представл-я) | Выразительное чтение, устное высказывание в публицистическом стиле | Портрет Маяковского, сборники стихотворений | Выр. чтение | 15.03 | 10.03 | 12.03 | 15.03 | ||
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя. | Выразительное чтение, обсуждение поэтических приемов | Выпис. неол-змы, авт. слова | 20.03 | 13.03 | 13.03 | 20.03 | ||||
Л.Н. Андреев (1). Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечность героев. | Составление плана анализа текста, рассказ по плану | Пересказ по плану в тетради | 3.04 | 17.03 | 19.03 | 3.04 | ||||
А.П. Платонов (2). Краткий рассказ о писателе. «Юшка» Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. | Творческий пересказ текста | Портрет Платонова | С. 123, № 1-3 | 5.04 | 20.03 | 20.03 | 5.04 | |||
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. | Написание эссе | С. 137, №4 (письм.) | 10.04 | 31.03 | 2.04 | 10.04 | ||||
Ритмы и образы военной лирики (1). Ахматова А., Симонов К., Твардовский А., Сурков А., Тихонов Н. | Выразительное чтение | Выр. чт., чит. «О чем плачут…» | 12.04 | 3.04 | 3.04 | 12.04 | ||||
Ф.А. Абрамов (1). Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади» Эстетические и нравственно-экологические проблемы. | Литературные традиции | Развернутый устный ответ | С. 167 вопросы (устно) | 17.04 | 7.04 | 9.04 | 17.04 | |||
Е.А. Носов (1+1Р). Краткий рассказ о писателе. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека. | Выразительное чтение, дискуссия | С.176, №4 (письм.), чит. «Живое пламя» | 19.04 | 10.04 | 10.04 | 19.04 | ||||
Р | «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека. Изложение. | Чит. «Тих.утро» | 24.04 | 14.04 | 16.04 | 03.05 | ||||
Ю.П. Казаков (1). Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. | Характеристика героя | С. 195, №4 (устн. р-з) | 26.04 | 17.04 | 17.04 | 08.05 | ||||
Стихотворения о Родине, родной природе (1). Брюсов В., Сологуб Ф., Есенин С., Заболоцкий Н., Рубцов Н. | Выразительное чтение и прослушивание | Портреты поэтов | Выр. чт. наиз. (по выбору) | 3.05 | 21.04 | 23.04 | 10.05 | |||
А.Т. Твардовский (1). Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета». Размышления о взаимосвязи человека и природы. | Лирический герой | Выразительное чтение, устное рассуждение | Портрет Твардовского | Выр. чтение | 8.05 | 05.05 | 24.04 | 15.05 | ||
Д.С. Лихачев (1). «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. | Публицистика, мемуары как жанр публицистики | Построение связного пись-менного ответа в публ. стиле | Подг. сооб-щение, ис-пользуя те-зисы Лихач. | 10.05 | 08.05 | 30.04 | 17.05 | |||
М. Зощенко(1). Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное. | Выразительное чтение, анализ худ. приемов | Выпис. простореч. слова | 15.05 | 12.05 | 7.05 | 22.05 | ||||
Песни на слова русских поэтов 20 века (1). Есенин С.А., Заболоцкий Н., Окуджава Б. | Выразительное чтение, прослушивание | С.224, №2 | 17.05 | 15.05 | 8.05 | |||||
7. Из литературы народов России. (1) | ||||||||||
Р. Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». | Подготовка устного сообщения о поэте, чтение наизусть | С.227, №2-3 | 22.05 | 19.05 | 14.05 | 24.05 | ||||
8. Из зарубежной литературы. (4) | ||||||||||
Р. Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Д.Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!» Гимн герою, павшему за свободу Родины. | Устное обсуждение, беседа | С.232, №2 (устно), выр. чтение | 24.05 | 22.05 | 15.05 | |||||
Японские хокку. | Особенности жанра хокку | Чтение, анализ худ. особенностей | Соч.. хокку | 29.05 | 26.05 | 21.05 | 29.05 | |||
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. | Выборочный пересказ, развернутый письменный ответ на вопрос | Напис. отзыв | 31.05 | 22.05 | ||||||
Р.Д. Брэдбери. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. | Сжатый пересказ | Список л-ры на лето | 29.05 | 28.05 | 31.05 |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по литературе за курс 7 класса
В процессе обучения учащиеся должны усвоить теоретические понятия:
- поучение
- былина
- ода
-стихотворения в прозе
- гротеск
- публицистика
-фольклоризм литературы
Углубить понятия: лирический герой, летопись, баллада, литературный герой, плэма, юмор, идея произведения.
Уметь:
- составлять и редактировать устные и письменные высказывания о тех или иных событиях с определенными стилистическими характеристиками;
- точно и выразительно высказывать свои мысли;
- воспринимать и создавать стилистические заимствования и подражания;
- соотносить стихотворение особенности поэтического произведения с его содержанием и настроением;
- заучивать и выразительно рассказывать литературные художественные тексты;
- формулировать и обосновывать нравственную оценку героев художественного произведения;
- находить в справочно – энциклопедической литературе материал для комментирования художественного произведения.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по литературе
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится на основании устных ответов, сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
- Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
- Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
- Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
- Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Учебно-методическое обеспечение
Учебник
Литература. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010.
Методическая литература
- Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 7 класс. - Москва: ВАКО, 2008.
Дидактическая литература
- Шинкарчук С.А. Литературные усадьбы: справочник школьника. - СпБ: «Литера», 2008.
Цифровые образовательные ресурсы
- Федеральный образовательный портал «Российское образование» (www.edu.ru/)
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
- Портал «Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru/)
- Сайт «Я иду на урок литературы» (lit.1september.ru/urok/)
- ЭОР Интернет-сообщества «Открытый класс» (www.openclass.ru/)
- Культура письменной речи (www.gramma.ru)
- Крылатые слова и выражения (slova.ndo.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе по программе В.Я. Коровиной для учащихся 5 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И...
Рабочая программа по литературе по программе В.Я.Коровиной. 10 класс.
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 г.), Программы по литературе для 5-1...
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....
Рабочая программа по литературе по программе под ред. В.Я. Коровиной. 8 класс. 3 часа в неделю
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...