Рабочая программа по литературе. 5 класс. Программа В.Я. Коровиной
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, контроль уровня обученности, перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.rar | 65.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №436
Петродворцового района Санкт – Петербурга
«Рассмотрено» На заседании МО учителей ___________________________ Руководитель МО _____________/Парилова О.А./ Протокол №_____ от « ___ »______2012г. | «Принято» Педагогическим советом Протокол № _____ «__»____________2012г. | «Утверждаю» Приказ № ___ от «__»____2012г. Директор ___________/Моисеенко И.П./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 5а, 5 б классах
(базовый уровень)
на 2012-2013 учебный год
Составитель программы:
АМЕРХАНОВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА,
учитель русского языка и литературы
составлено на основе Программы по литературе
для общеобразовательных учреждений.
Литература. 5-11 классы. Под ред. В.Я. Коровиной.
М.: Просвещение, 2010.
Санкт – Петербург
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по литературе в 5 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной. Изучение курса реализуется через УМК: учебник В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5 класс»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2010. Учебник В.Я. Коровиной входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год.
Структура документа
Рабочая программа по литературе для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий разделы:
-пояснительную записку;
-требования к уровню подготовки учащихся;
-основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса;
-контроль уровня обученности обучающихся;
-учебное и учебно – методическое обеспечение;
-календарно – тематическое планирование.
Исходными для составления программы стали следующие документы:
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Примерная программа, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта;
- Базисный учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №436 Петродворцового района Санкт – Петербурга;
- «Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Общая характеристика учебного предмета.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В возрастной группе 5-6 классы формируются представления о специфике литературы как искусстве слова, происходит развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Главная идея программы– изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора- к древнерусской литературе, от неё - к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Так, в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). А также существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
В образовательном Стандарте выделяется умение анализировать художественное произведение. В настоящей программе представлена система частных умений, необходимых для восприятия и анализа художественного произведения. Формирование данной системы умений началось уже в начальной школе. Принцип преемственности литературного образования в начальной и основной школе предполагает продолжение формирования системы читательских умений на более сложном литературном материале. Система умений отражает структуру художественного текста и опирается на психологические особенности восприятия произведения читателем..
В 5 классе расширяется круг чтения учеников, увеличивается объем самостоятельного чтения, усложняются эстетическая форма и содержание художественных произведений, большинство из которых уже не предназначено специально для детского чтения. Диалог с писателем становится возможным при условии дальнейшего развития системы читательских умений, совершенствования операционной стороны читательской деятельности. Увеличение в образовательном процессе доли собственного художественного творчества ребенка помогает ему осознать роль автора — творца художественного текста — и понять необходимость диалога читателя и автора. Таким образом, литературное развитие школьников на втором этапе литературного образования обеспечивается усовершенствованием читательской деятельности учеников по сравнению с начальной школой за счет:
- усложнения проблематики изучаемых произведений;
- изучения произведений более сложной художественной формы;
- увеличения доли самостоятельной работы школьников в процессе освоения учебного материала;
- усложнения литературно -творческой деятельности и увеличения ее объема;
- углубления и расширения полученных в начальной школе литературоведческих знаний;
- обучения способам интерпретации художественного текста;
- расширения круга самостоятельного чтения.
Ученики, знакомясь с эстетически более сложными произведениями, чем те, которые они изучали в начальной школе, оказываясь в условиях большей самостоятельности, переносят полученные ранее знания и опыт читательской деятельности на новые художественные произведения, учатся интерпретационной деятельности.
Расширению круга чтения, воспитанию потребности в общении с художественной книгой способствует организация самостоятельного чтения и творческой деятельности школьников на основе литературных произведений. Круг самостоятельного чтения, предложенного в программе, широк и разнообразен и дает ученикам возможность выбора автора, тематики, жанра.
В 5 — 6 классах теоретико-литературные знания школьников не столько расширяются, сколько углубляются. Это связано с тем, что лишь к двенадцати годам завершается процесс формирования логического мышления, необходимого для работы над понятиями.
На этом этапе происходит знакомство школьников с интерпретационной деятельностью, с различными интерпретациями литературного произведения в других видах искусства, с их особенностями.
Место предмета «русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 385 часов. В том числе: в V классе – 70 часов, в VI классе – 70 часов, в VII – 70 часов, в VШ классе – 70 часов, в IХ классе – 105 часов.
Рабочая программа под редакцией В.Я. Коровиной в 5 классе рассчитана на 70 часов. По учебному плану школы на 2012-2013 учебный год на изучение литературы в 5 классе отведено 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Тематическое планирование по литературе в 5 классе рассчитано на 68 часов с учетом того, что 2 часа в году выпадают на праздничные дни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
В результате изучения русского языка в 5 классе ученик должен
знать/понимать
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
- создавать сочинения-миниатюры по картине.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (6ч)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы (1ч)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Из литературы XVIII века (1ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Из литературы XIX века (30ч)
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века (22ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу, основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.
Писатели улыбаются.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы (6ч)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Учебно – тематический план по русскому языку в 5 классе
№ | ТЕМА | Кол-во часов | Развитие речи | Внеклассное чтение | Выполнение практической части программы: | ||
Сочинения (аудиторные, домашние) | Наизусть | Проекты | |||||
Введение | 1 | ||||||
Устное народное творчество | 6 | 1 | 1Д | ||||
Из древнерусской литературы. | 1 | ||||||
Из литературы XVIII века. | 1 | ||||||
Из литературы XIX века. | 30 | 5 | 1 | 1А, 1Д | 6 | 3 | |
Из литературы XX века. | 22 | 6 | 1 | 1А, 1Д | 2 | 1 | |
Из зарубежной литературы. | 6 | 1 | 4 | 1 | |||
Резерв. | 2 | ||||||
Итоги года. | 1 | ||||||
Итого: | 70 | 13 | 6 | 5 | 8 | 5 |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Оценка сочинений:
В основу оценки за содержание сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы;
- глубина и полнота её раскрытия;
- верная передача фактов;
- правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения;
- доказательность основных положений;
- привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы;
- умение делать выводы и обобщения;
- точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
- наличие плана в обучающих сочинениях;
- соразмерность частей сочинения;
- логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики;
- умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
В работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка тестовых работ:
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 65 – 89 %;
«3» - 50 – 64 %;
«2»- менее 50 %.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература: 5 класс: учебник: в 2-х частях.- М. : Просвещение, 2010.
- Фонохрестоматия к учебнику «Литература 5 класс». (Формат МР3). М.: Аудио-школа, Просвещение, 2010.
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 5 класс. – М.: Просвещение, 2009.
- Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2008.
Словари и справочная литература:
- Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отделение изд-ва «Просвещение», 1994.
- Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А. Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л. Городецкая, М.А. Матюшина и др. – М.:Русский язык, 1994.
- М.А. Надель- Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г. Ростов -на-Дону, «Феникс», 1995г. .
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995.
- Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И. Зимин, Л.П. Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994.
- Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю. Шведова
Для учащихся:
- Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2010.
- Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2009.
- Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2010.
- Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б .Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.
Для учителя:
- Закон Российской Федерации от10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании (ред. 17.06.2010 г. № 121-ФЗ);
- Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98 № 322);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 № 2885 об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год;
- Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена (2005 – 2012) года в преподавании общеобразовательных предметов в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»;
- Аналитический отчёт «Результаты единого государственного экзамена 2010 года»;
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по литературе.
Печатные пособия
- Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
- Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2002.
- Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
- Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2005.
- Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
- Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
- Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
- Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
- Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
Мультимедийные пособия
Русская литература: от Нестора до Маяковского Год издания: 2009, Носитель: CD-ROM
Русская литература: от Нестора до Маяковского Год издания: 2009, Носитель: CD-ROM
Русская поэзия XVII - XX веков (DVD-BOX) Год издания: 2010, Носитель: CD-ROM
Аудиоматериалы
Лазерные диски по литературе «100 поэтов XX века»: стихотворения в авторском исполнении.
Видео и DVD — материалы
Класс | Название | Режиссер |
5 | Три Толстяка | А.Баталов, И.Шапиро |
Двенадцать месяцев | И.Иванов - Вано | |
Снежная королева | Л.Атаманов | |
Карлик Нос | И.Максимов | |
Руслан и Людмила | А. Птушко | |
Сказки Х.К Андерсена: в 3 частях. | ||
Сын полка. |
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
ege.edu.ru
fipi.ru
metodisty.ru
proskolu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе по программе В.Я. Коровиной для учащихся 5 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И...
Рабочая программа по литературе по программе В.Я.Коровиной. 10 класс.
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 г.), Программы по литературе для 5-1...
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс», Москва, «Просвещение», 2006 г....
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».
Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....
Рабочая программа по литературе по программе под ред. В.Я. Коровиной. 8 класс. 3 часа в неделю
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...