А.П. Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. Средства юмористической характеристики
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему
Урок по литературе для 7 класса на тему: " А.П. Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. Средства юмористической характеристики".
Цели: - углубление знаний учеников о личной и творческой биографии А.П. Чехова;
- формирование навыков анализа сатирического рассказа;
- развитие умения читать по ролям и инсценировать эпизоды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_7_klasse_po_literature_dona.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ТСОШ №3 Урок в 7 классе по литературе Дона.
Тема: «(Слайд 1.) А.П. Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. Средства юмористической характеристики». (2 ч.)
Цели: - углубление знаний учеников о личной и творческой биографии А.П. Чехова;
- формирование навыков анализа сатирического рассказа;
- развитие умения читать по ролям и инсценировать эпизоды.
Методические приёмы: рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам, инсценирование.
(Слайд 2.) Благодаря своей искренности Чехов создал новые,
совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания,
подобных которым я не встречал нигде.
Л.Н. Толстой
Ход урока (1 ч.).
- Литературоведческая разминка (групповая работа).
- В этом магическом квадрате зашифрованы названия рассказов. Читаться названия могут слева направо, справа налево, по горизонтали или вертикали, могут «ломаться» под прямым углом. Найдите их. Одно слово будет лишним. Объясните смысл его нахождения в данном задании.
Х | к | и | ч | ь | л | а | М |
а | и | К | а | ш | т | а | н |
м | е | л | е | Х | и | а | к |
Ч | е | х | о | Н | р | у | р |
к | в | о | н | а | е | р | г |
и | н | м | и | л | с | е | и |
е | н | л | и | л | о | П | я |
л | ш | ы | м | у | о | л | З |
- Ребята, запишите названия рассказов, которые вы нашли в магическом квадрате.
- Какое слово оказалось лишним? Почему? (Чехов, так как это фамилия самого автора данных произведений).
- Слово учителя.
- А.П. Чехов – из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Вы, конечно, помните приключения чеховской «Каштанки». Такой рассказ мог написать только человек, любящий людей, любящий животных, любящий жизнь. Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогали и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны. Он не просто посадил дерево – он посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. Он действительно творил благо. При этом был очень весёлым, неистощимым на выдумки человеком.
А.П. Чехов родился 17 (29) января 1860 г. в Таганроге. Отец был владельцем бакалейной лавки. В талантливой семье Чехова было пятеро детей. Очень сложный и противоречивый характер отца сочетал в себе доброту и вспыльчивость, желание дать сыновьям образование и неумение заинтересовать их знаниями. Часто его наказания были жестокими, это выработало у Чехова нетерпимость к несправедливости, обострённое чувство собственного достоинства. Мать была очень мягкой, и её доброта часто была для детей защитой от гнева отца. Чехов писал: «Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери».
Юмористические рассказы Чехов начал писать с юности, когда приехал из родного Таганрога в Москву и поступил учиться на медицинский факультет университета.
- Повторение изученного.
- - Вспомните прочитанные вами юмористические рассказы А.Чехова, их героев, какие из них можно назвать юмористические?
- Объяснение учителя.
- По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя эти требования, Чехов научился писать кратко. (Слайд 3) «Краткость – сестра таланта» - это одна из любимых фраз писателя. Короткие рассказы были очень ёмкими по содержанию. Это достигалось с помощью следующих приёмов.
(Слайд 4). Запишите в рабочие тетради эти приёмы.
- Сейчас мы с вами прочитаем рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», и вы подтвердите данные утверждения примерами из этого рассказа.
- Чтение рассказа «Хамелеон» по ролям. Анализ.
- Читает учитель.
- Беседа по вопросам.
- Кто герои рассказа?
- О каком событии повествует рассказ? (Героями рассказа Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. Событие, о котором рассказывает Чехов тоже бытовое, обыденное – человека укусила собака.)
- С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?
- Бытовая сценка для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.
- Как меняется голос и поведение Очумелова в зависимости от того, к кому он обращается: вышестоящего или нижестоящего по чину?
- Сколько раз меняет Очумелов своё решение относительно собаки? От чего зависит решение полицейского надзирателя?
- Как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки?
- Кто выглядит в этой истории более смешным: Очумелов или Хрюкин? Против кого направлена сатира автора?
- Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему возник такой заголовок? Оправдан ли он? (Понятие «хамелеонства» давно вошло в русский язык. Хамелеоном мы называем человека, готового в угоду обстоятельствам менять свои взгляды. Герои Чехова – из разряда хамелеонов. Рассказ можно было назвать «Хамелеоны»)
- Кого из героев рассказа можно назвать «хамелеоном»? (В состоянии «Хамелеонства» находятся все участники сценки на базарной площади, все люди. И это уже не смешно).
V. Итог урока.
- Какие рассказы Чехова вы читали?
- Почему рассказы Чехова короткие?
Домашнее задание.
- Подготовить инсценирование понравившихся эпизодов.
- Найти средства юмористической характеристики героев.
Ход урока (2 ч.).
- Проверка домашнего задания.
Инсценирование понравившихся эпизодов.
- Анализ рассказа «Хамелеон» (Художественные особенности рассказа).
- Какой эпизод является завязкой рассказа? (Завязка в эпизоде, когда сбитый с толку Очумелов произносит: «Кто кричал?»)
- В чём особенность этой части композиции в рассказе? (Краткость, мгновенность).
- Что можно считать кульминацией рассказа? (Кульминация как таковая, отсутствует. Для композиции чеховских рассказов характерна лаконичность, динамика, быстрая смена событий).
- Найдите выразительные детали в тексте. Определите их роль. (Слайд 5.)
- О каких чертах характера говорят фамилии: Очумелов, Хрюкин?
- Почему Очумелов назван косноязычным? Каково значение этого слова? (Слайд 6.)
- Как выражена в речи социальная характеристика персонажей? (Слайд 7.)
- Какое значение в создании характеристики чеховских персонажей имеет их речь?
- Есть ли в рассказе закулисные персонажи? (Закулисные персонажи – те, которые не появляются на страницах произведения, но оказывают косвенное, а иногда и решающее влияние на то, что происходит перед глазами читателя или зрителя. В этом рассказе важнейший закулисный персонаж – генерал и «братец генерала», вызывающий у толпы не меньший трепет. )
- Как выражается авторская оценка происходящего? (Во-первых, выражена в названии рассказа, во-вторых – в художественных деталях, которые помогают понять не только характер персонажа, но и авторское отношение к происходящему, в-третьих, читатель догадывается об отношении автора к персонажам по «говорящим» фамилиям.)
III. Закрепление изученного (Тест. Слайд 8.)
IV.Итог урока.
- Показав обывателей городка, Чехов изобразил всю систему российской жизни. «Генералы» не появляются на сцене, да это и не обязательно. Достаточно взглянуть, как действуют их сила и власть на людей лишь при одном упоминании. Самая опасная зависимость – зависимость психологическая. Внешне свободные люди в рассказе на самом деле не только действуют, но и думают по шаблону: «генеральское» - всегда право, «прочее» (мелкая сошка) – всегда виновато. Так отдельный анекдотический случай вырастает у Чехова до обобщения, до сатирического изображения, осмеяния системы.
V. Домашнее задание.
Прочитать рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник». (Слайд 9.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»
Открытый урок - исследование "Картина нравов в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон" с применением программы "Mouse Mischief "...
Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон"
Урок литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В.Я. по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"...
Урок литературы по теме: "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон" - живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества".
Обучающиеся расширяют свои знания о жизни и творчестве А.П. Чехова, совершенствуют навыки самостоятельной работы, монологической речи, анализа художественного текста....
А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа.
Конспект урока улитератры в 7 класссе. Соответствует требованиям ФГОС....
Литература Конспект урока по литературе "Живая картина нравов" (по рассказу А.П.Чехова)
quot;Не знаю, как для англичан и чехов,Но он отнюдь для русских ...
Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"
Углубление понятия о сатире, своеобразие композиции сатирического рассказа....
Презентация к уроку литературы на тему «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов»
Презентация к уроку литературы на тему «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов»...