Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В.Я. по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_kartina_nravov_v_rasskaze_chehova_hameleon.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 "А" классе по теме:

"Живая картина нравов в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон"

Урок подготовила Хлыстова Елена, гр. 12401

Цели:

1. Образовательная: сформировать интерес к жизни и творчеству А.П.Чехова; доказать, что главный герой рассказов писателя – смех над человеческими пороками, порожденными социальными обстоятельствами; подчеркнуть цель творчества писателя: «в человеке должно быть все прекрасно», стремление решить нравственные вопросы; отметить краткость, простоту, точность авторского языка;

2. Развивающая: развивать монологическую речь, навыки анализа текста;

3. Воспитательная: формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”.

Ход урока:

1. Организационный момент (1 минута)

- Здравствуйте, 7 "А". Садитесь!

2. Установка на восприятие (2 минуты)

- На одном из предыдущих уроков вы с Маргаритой Владимировной говорили о М.Е. Салтыкове-Щедрине. Вспомните, о чем он писал? Какие темы его волновали? На что автор обращал внимание? (тема народа; через юмор, смех показать человеческие пороки)

- Сегодня мы продолжаем эти темы и будем говорить об Антоне Павловиче Чехове и его рассказе "Хамелеон".

- Как вы думаете, в чем нам с вами будет необходимо разобраться? (с образами главных героев, как Чехов показал комическое)

- Сегодня у нас необычный по форме урок, мы будем работать в группах. У каждой группы будет отдельное задание. Вы готовите его 5-10 минут максимум, после чего мы начинаем проверять.

3. Анализ произведения (Работа в группах, как сидят - по четыре человека объединяются) 33 минуты

Подготовка к выступлению может занять 5-10 минут урока, все остальное время слушаем ребят (в конспекте также прописаны дополнения, которые буду говорить я)

- Итак, первыми выступят ... Они нам расскажут о биографии А.П. Чехова

1 группа:

Работа по учебнику с биографией А.П. Чехова (стр. 297-299)

Подготовить рассказ по опорным вопросам:

1. Где родился Антон Павлович?  

2. Расскажите о семье Чехова, о его родителях.

3. Успехи Чехова в учебе и медицине.

4. Литературная деятельность. Новаторство Чехова как писателя.

5. Последние годы жизни и смерть.

После выступления этой группы ребят показать слайд 2 и слайд 3. Рассказать о псевдонимах Чехова.

(Чехов пользовался десятками всевозможных псевдонимов. До сих пор они раскрыты далеко не полностью. Функция псевдонима юмориста состояла не столько в сокрытии подлинного авторства, сколько в забавлении читателя, желании его заинтриговать На данный момент известно 42 псевдонима писателя.)

2 группа

1. Какова основная идея рассказа? Что хотел нам сказать автор?

2. Подумайте, какова композиция рассказа? (Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение.)

3 группа

1. Сколько в рассказе героев? Перечислите их и кратко с опорой на текст охарактеризуйте (внешний вид, качества)

2. Какие художественные детали в описании героев бросаются в глаза? (Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности.)

4 группа

1. Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? (Очумелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…)

2. Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику? Приведите примеры. (Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику.)

5 группа 

Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”?

(И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)

Слайд 4. Дать ребятам толковый словарь! 

6 группа

(у ребят картинка, как на слайде)

Словесное рисование: опишите иллюстрацию к рассказу “Хамелеон”. Удалось ли художнику передать характеры персонажей? (Рисунок запечатлел момент шествия по базарной площади Очумелова и городового и точно передает нарисованный Чеховым пейзаж: “Кругом тишина… на площади ни души… Открытые двери лавок глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих”. Взгляд чинно несущего свою персону полицейского надзирателя Очумелова важно устремлен “в никуда”, городовой Елдырин подобострастно смотрит ему в затылок.)

По ходу урока (пока отвечают другие ребята) для контроля учащиеся заполняют таблицу, потом можно собрать их на проверку.

Особенности стиля А.П. Чехова

Композиция рассказа, основная мысль

Герои рассказа

Смысл названия

Говорящие фамилии

Обобщение:

- Итак, что мы на уроке сегодня обсуждали?

- Каким образом достигается комический эффект в рассказе? С помощью каких средств? (Художественные детали, “говорящие” фамилии, речевая характеристика персонажей, особенности композиции.) 

4. Итоги урока (3 минуты)

Сегодня на уроке мы ...

Я узнал, что...

Мне понравилось работать в группах, потому что...

Мне осталось непонятным...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ Чехова "Хамелеон". Живая картина нравов

Разработка урока (с конспектом и презентацией). Урок был проведен в качестве открытого на предметной неделе 27.01.2015 в 7Б классе МБОУ СОШ 39...

Урок литературы по теме: "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон" - живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества".

Обучающиеся расширяют свои знания о жизни и творчестве А.П. Чехова, совершенствуют навыки самостоятельной работы, монологической речи, анализа художественного текста....

А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа.

Конспект урока  улитератры в 7 класссе. Соответствует требованиям ФГОС....

Литература Конспект урока по литературе "Живая картина нравов" (по рассказу А.П.Чехова)

quot;Не знаю, как для англичан                               и чехов,Но он отнюдь для русских     ...

Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"

Углубление понятия о сатире, своеобразие композиции сатирического рассказа....

Урок литературы в 6 классе на тему «Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».

Цели:углубление понятия о сатире, своеобразие композиции сатирического рассказа,показать мастерство писателя в изображении  "хамелеонства»,обратить внимание учащихся на художественные ...