Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В.Я. по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivaya_kartina_nravov_v_rasskaze_chehova_hameleon.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 "А" классе по теме:
"Живая картина нравов в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон"
Урок подготовила Хлыстова Елена, гр. 12401
Цели:
1. Образовательная: сформировать интерес к жизни и творчеству А.П.Чехова; доказать, что главный герой рассказов писателя – смех над человеческими пороками, порожденными социальными обстоятельствами; подчеркнуть цель творчества писателя: «в человеке должно быть все прекрасно», стремление решить нравственные вопросы; отметить краткость, простоту, точность авторского языка;
2. Развивающая: развивать монологическую речь, навыки анализа текста;
3. Воспитательная: формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”.
Ход урока:
1. Организационный момент (1 минута)
- Здравствуйте, 7 "А". Садитесь!
2. Установка на восприятие (2 минуты)
- На одном из предыдущих уроков вы с Маргаритой Владимировной говорили о М.Е. Салтыкове-Щедрине. Вспомните, о чем он писал? Какие темы его волновали? На что автор обращал внимание? (тема народа; через юмор, смех показать человеческие пороки)
- Сегодня мы продолжаем эти темы и будем говорить об Антоне Павловиче Чехове и его рассказе "Хамелеон".
- Как вы думаете, в чем нам с вами будет необходимо разобраться? (с образами главных героев, как Чехов показал комическое)
- Сегодня у нас необычный по форме урок, мы будем работать в группах. У каждой группы будет отдельное задание. Вы готовите его 5-10 минут максимум, после чего мы начинаем проверять.
3. Анализ произведения (Работа в группах, как сидят - по четыре человека объединяются) 33 минуты
Подготовка к выступлению может занять 5-10 минут урока, все остальное время слушаем ребят (в конспекте также прописаны дополнения, которые буду говорить я)
- Итак, первыми выступят ... Они нам расскажут о биографии А.П. Чехова
1 группа:
Работа по учебнику с биографией А.П. Чехова (стр. 297-299)
Подготовить рассказ по опорным вопросам:
1. Где родился Антон Павлович?
2. Расскажите о семье Чехова, о его родителях.
3. Успехи Чехова в учебе и медицине.
4. Литературная деятельность. Новаторство Чехова как писателя.
5. Последние годы жизни и смерть.
После выступления этой группы ребят показать слайд 2 и слайд 3. Рассказать о псевдонимах Чехова.
(Чехов пользовался десятками всевозможных псевдонимов. До сих пор они раскрыты далеко не полностью. Функция псевдонима юмориста состояла не столько в сокрытии подлинного авторства, сколько в забавлении читателя, желании его заинтриговать На данный момент известно 42 псевдонима писателя.)
2 группа
1. Какова основная идея рассказа? Что хотел нам сказать автор?
2. Подумайте, какова композиция рассказа? (Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение.)
3 группа
1. Сколько в рассказе героев? Перечислите их и кратко с опорой на текст охарактеризуйте (внешний вид, качества)
2. Какие художественные детали в описании героев бросаются в глаза? (Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности.)
4 группа
1. Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? (Очумелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…)
2. Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику? Приведите примеры. (Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику.)
5 группа
Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”?
(И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)
Слайд 4. Дать ребятам толковый словарь!
6 группа
(у ребят картинка, как на слайде)
Словесное рисование: опишите иллюстрацию к рассказу “Хамелеон”. Удалось ли художнику передать характеры персонажей? (Рисунок запечатлел момент шествия по базарной площади Очумелова и городового и точно передает нарисованный Чеховым пейзаж: “Кругом тишина… на площади ни души… Открытые двери лавок глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих”. Взгляд чинно несущего свою персону полицейского надзирателя Очумелова важно устремлен “в никуда”, городовой Елдырин подобострастно смотрит ему в затылок.)
По ходу урока (пока отвечают другие ребята) для контроля учащиеся заполняют таблицу, потом можно собрать их на проверку.
Особенности стиля А.П. Чехова | Композиция рассказа, основная мысль | Герои рассказа | Смысл названия | Говорящие фамилии |
Обобщение:
- Итак, что мы на уроке сегодня обсуждали?
- Каким образом достигается комический эффект в рассказе? С помощью каких средств? (Художественные детали, “говорящие” фамилии, речевая характеристика персонажей, особенности композиции.)
4. Итоги урока (3 минуты)
Сегодня на уроке мы ...
Я узнал, что...
Мне понравилось работать в группах, потому что...
Мне осталось непонятным...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ Чехова "Хамелеон". Живая картина нравов
Разработка урока (с конспектом и презентацией). Урок был проведен в качестве открытого на предметной неделе 27.01.2015 в 7Б классе МБОУ СОШ 39...
Презентация к уроку: "Слово об А.П. Чехове. Живая картина нравов, осмеяние душевных пороков в рассказе "Хамелеон".
Презентация к уроку: "Слово об А.П. Чехове"....
Урок литературы по теме: "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон" - живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества".
Обучающиеся расширяют свои знания о жизни и творчестве А.П. Чехова, совершенствуют навыки самостоятельной работы, монологической речи, анализа художественного текста....
А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа.
Конспект урока улитератры в 7 класссе. Соответствует требованиям ФГОС....
Литература Конспект урока по литературе "Живая картина нравов" (по рассказу А.П.Чехова)
quot;Не знаю, как для англичан и чехов,Но он отнюдь для русских ...
Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"
Углубление понятия о сатире, своеобразие композиции сатирического рассказа....
Урок литературы в 6 классе на тему «Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».
Цели:углубление понятия о сатире, своеобразие композиции сатирического рассказа,показать мастерство писателя в изображении "хамелеонства»,обратить внимание учащихся на художественные ...