Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Углубление понятия о сатире, своеобразие композиции сатирического рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literature_v_7_klasse_22hameleon22.odt39.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературы в 7 классе

Тема:

Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова  "Хамелеон".

Цель

Образовательная:

-углубление понятия о сатире, своеобразие композиции сатирического рассказа,

-показать мастерство писателя в изображении  "хамелеонства»,

-обратить внимание учащихся на художественные средства изображения смешного в рассказе « Хамелеон»,

- познакомить с идейно - тематическим содержанием рассказа «Хамелеон»;

-продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; -составлять словесные характеристики персонажей на основе их

поведения и речевой характеристики; -проанализировать средства создания комического

сюжета.

Развивающие:

-развитие образного и ассоциативного мышления, навыков выразительного чтения.

воспитательные:

-воспитание нравственных качеств личности таких, как достоинство, честь.

-формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”

Оборудование:

-слайдовая презентация "Сатира в рассказах А.Чехова".

Методы работы

Индивидуальная

фронтальная

Инновационные технологии

-Личностно -ориентированное обучение

-Объяснительно-иллюстративное обучение

Ход урока

Никто не понимал так ясно и тонко,

как Антон Чехов, трагизм мелочей,

никто до него не умел так беспощадно

правдиво нарисовать людям позорную

тоскливую картину их жизни.

М.Горький.                      -

1.Слово учителя. Рассказы Чехова полны не только тонкого юмора, но и острой иронии. Читая их, мы часто смеёмся над тем, с чем сталкиваемся в повседневной жизни, но не обращаем на это никакого внимания - настолько обычными стали чинопочитание и лесть, ложь и угодничество. Творчество Чехова актуально во все времена и привлекает не только деятелей театра, но и кино. Короткие рассказы А.П.Чехова были ёмкими по содержанию. Это достигалось ярким заглавием, "говорящими фамилиями", выразительной деталью, сюжетом, динамичным действием, речью героев

  1. Вопросы:

- С какими рассказами Чехова вы уже знакомы?

- Это юмористические или сатирические рассказы?

- Каким можно назвать смех в этих рассказах: добродушным или уничтожающим?

- В чём отличие юмора от сатиры? (Ответы учеников)

- Какие чувства вызвал у вас рассказ А.П. Чехова "Хамелеон"?

- Перечислите героев рассказа. Определите их род занятий и служебное положение.(Слайд с заданием). Кого ещё можно включить в этот список, хотя его нет на базарной площади?(Генерала) Почему?

- О каком событии идёт речь в произведении?(Событие обыденное: человека укусила собака).

- Как вы думаете, какую цель ставил перед собой писатель, создавая этот рассказ?

- А какова цель нашего урока?

Слово лингвисту. (Выступление подготовленного ученика.) Осмеяние человеческих пороков: чинопочитание, лесть, угодничество. Лексическое значение слов читает лингвист.

- Совпадает ли наша цель с Чеховской?

- Итак, мы начинаем работать над рассказом "Хамелеон".

Слово лингвисту. (Выступление подготовленного ученика. Лексическое значение слов: хамелеон, хамелеонство).

- Как вы думаете, это рассказ или рассказ-сценарий?(Рассказ-сценарий, потому что у каждого героя своя роль, раскрывающая его характер).

- Какова тема рассказа?(Поведение людей в зависимости от обстоятельств).

- А какими могут быть обстоятельства?(Естественными ,наигранными, фальшивыми).

- Где разворачиваются события? Что из себя представляет городок, в который описывает Чехов ? (Обращение к тексту).

Слово лингвисту. Экспозиция .

- Как представлена завязка? (Крик Хрюкина).

- Кто услышал этот крик о помощи? (Очумелов и Елдырин).

- Что можно сказать об этих фамилиях?( Да, это "говорящие фамилии".)

Слово лингвисту. 

1.Очумелов - чумовой, шальной, одурелый. Шальной - безрассудный.

 2. Елдырин - возможно, от слова "елейный" - умильный, слащавый в обращении. Умильный - 1. Нежный, приятный. 2. Льстивый, угодливый.

- Что можно сказать о людях с такой фамилией?

- Почему Чехов даёт "говорящие фамилии" своим героям? Дайте характеристику. (1.Власть позволяет Очумелову вести себя самоуверенно. 2.Очумелов преклоняется перед сильными мира, перед властительными людьми, то есть генералом (Зачитать пример из текста).

-А Елдырин?(Он так же, как и Очумелов, льстив и угодлив.)

- Какого героя из осетинской литературы вам напомнили Елдырин и Очумелов?(Очумелов и Елдырин напоминают Габила из рассказа Дабе Мамсурова "Тень".)

"Всмотритесь в него, - писал Д.Мамсуров, - пристальней, и вы убедитесь, что на его лице так и написано, что он лукав, хитёр и бесчестен... Он всегда расплывается в подхалимской улыбке..." Д.Мамсуров, как и Чехов, высмеивает в своём герое лицемерие, трусость и угодничество.

4. Для раскрытия характеров героев писатель использует художественные детали.

-Что такое" деталь" художественного произведения? (Ответ ученицы).

- Попробуем найти детали в тексте и определить их значение.

- Что в руках у служителей закона? (Узелок в руке надзирателя и решето с "конфискованным крыжовником" в руках городового).

- О чём они говорят?

- Какую роль выполняет в рассказе окровавленный палец? (Поднятый палец - призыв к справедливости, но к концу рассказа Хрюкин повержен.)

- Какая деталь, характеризующая поведение Очумелова, бросается в глаза.(Шинель)

- Какую роль играет эта вещь? (Очумелов несколько раз то снимает, то надевает шинель, что говорит нам о жестоких муках, причиняемых ему подобной неизвестностью.)

- Почему? Как это его характеризует?( Он боится собственной промашки, боится попасть впросак и ненароком задеть генеральскую честь.)

Вывод:

итак, он не знает, кому принадлежит собака. Собака - это даже громко сказано, это "белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение ужаса". Щенок сам испуган шумом и большим количеством народа.

-1. Каково первое решение Очумелова? (Он занимает законное решение: истребить собаку и наказать хозяина). Какие слова он произносит? (Подчеркнуть красным карандашом слова, которые несут опасность для собаки).

-2. Что толкнуло его поменять решение? (Крик из толпы).

- А теперь что он намерен делать? (Защитить собаку). Пример из текста.

-3.Кто подтолкнул его опять поменять своё решение? (Городовой).

- Почему Очумелов требует истребить собаку?

-4. Это окончательное решение? (Нет, узнав что она "вестимо генеральская", он опять начинает её защищать).

-5. Но кто опять заставил изменить решение? (Повар)

-Что говорит повар? Каковы следующие намерения Очумелова?

-6. Какая новость толкнула Очумелова на следующее решение?

- Можно ли определить кульминацию рассказа? ( Мы привыкли, что в повествовательном рассказе явно прослеживался какой-то один напряженный момент. Но своеобразие рассказа в том, что в произведении несколько напряженных моментов. Каждое превращение - кульминационный момент.)

-Сколько раз Очумелов меняет своё решение?

5. Вывод: имеют ли хоть какое-то значение для полицейского надзирателя правда и справедливость? (Конечно же, нет)

- Как можно охарактеризовать такое поведение Очумелова? От чего зависит такое поведение? (Подчёркивает его желание выслужиться перед генералом, герой  проявляет беспринципность, чинопочитание.)

- Одинок ли Очумелов в своём чинопочитании?

- Определите развязку рассказа.

6. Рассмотрим поведение Хрюкина. Каким мы видим его в начале рассказа? (Требующим справедливости.)

- А как Хрюкин ведёт себя в тот момент, когда Очумелов его обвиняет? ( Он умолкает перед представителями закона, то есть, как хамелеон, меняет резко своё поведение. Хрюкин растерянно опускает руку с окровавленным пальцем. И уже после слов "Не рассуждать!" вздрагивает и встает по стойке "Смирно").

- Вывод: и этот проявляет чинопочитание перед сильными мира сего.

-А толпа как ведёт себя? Почему она смеётся над Хрюкиным, а не над Очумеловым? (Естественно, высший чин не может быть виноватым, виноват Хрюкин).

7. Попробуем создать схему угодничества:

Генерал  -Очумелов-  Хрюкин  -Елдырин  -толпа.

- Вывод: хамелеонство - способ существования или тип поведения людей.

8. Не менее важная деталь в характеристике героя - речь. Что же мы можем сказать о речи Очумелова? Каков лексикон этого героя?

Приведите примеры их текста.

Учитель. Интонации его грозны: "По какому тут случаю? - спрашивает Очумелов, врезаясь  в толпу. - Кто кричал?" Он говорит, "строго кашляя и шевеля бровями". Очумелов, как видим, не способен выразить своё мнение, правильно сформулировать вопрос. Такую речь можно назвать косноязычной.

Слово лингвисту: Косноязычие - невнятное произношение, расстройство речи.

Вывод: мы рассмотрим художественные детали, используемые писателем в рассказе. -Какую роль они играют? (Художественные детали в рассказе Чехова помогли представить то событие, которое произошло на площади, раскрыть характеры героев. Деталь художественная создаётся творческим воображением писателя и помогает развитию воображения читателей.)

-Почему рассказ называется "Хамелеон"?

- В прямом или в переносном значении употребляется слово "Хамелеон" в заглавии рассказа?

- Над чем заставляет нас задуматься этот рассказ? Имеет ли сегодня место угодничеству? Всегда ли поступаем по чести, по совести?

-Как можно излечить общество от "болезни" угодничества, чинопочитания?

Вывод: необходимо стать честным, справедливым, помнить, что главное в человеке честь , достоинство.

Итог урока.

Домашнее задание: написать сочинение на тему "Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Открытый урок -  исследование  "Картина нравов в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон" с применением программы  "Mouse Mischief "...

Рассказ Чехова "Хамелеон". Живая картина нравов

Разработка урока (с конспектом и презентацией). Урок был проведен в качестве открытого на предметной неделе 27.01.2015 в 7Б классе МБОУ СОШ 39...

Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон"

Урок литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В.Я. по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"...

Урок литературы по теме: "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон" - живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества".

Обучающиеся расширяют свои знания о жизни и творчестве А.П. Чехова, совершенствуют навыки самостоятельной работы, монологической речи, анализа художественного текста....

Литература Конспект урока по литературе "Живая картина нравов" (по рассказу А.П.Чехова)

quot;Не знаю, как для англичан                               и чехов,Но он отнюдь для русских     ...

Урок литературы в 6 классе на тему «Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».

Цели:углубление понятия о сатире, своеобразие композиции сатирического рассказа,показать мастерство писателя в изображении  "хамелеонства»,обратить внимание учащихся на художественные ...