Урок литературы в 6 классе на тему «Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Цели:
- углубление понятия о сатире, своеобразие композиции сатирического рассказа,
- показать мастерство писателя в изображении "хамелеонства»,
- обратить внимание учащихся на художественные средства изображения смешного в рассказе « Хамелеон»,
- познакомить с идейно - тематическим содержанием рассказа «Хамелеон»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_klasse.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
Тема:
«Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».
Цель | |
обучающие: |
|
развивающие: |
|
воспитательные: |
|
Оборудование: |
|
Методы работы | Индивидуальная фронтальная |
Инновационные технологии |
|
Вид урока |
|
Ход урока
-
1.Слово учителя. Творчество Чехова актуально во все времена и привлекает не только деятелей театра, но и кино. Короткие рассказы А.П.Чехова были ёмкими по содержанию. Это достигалось ярким заглавием, "говорящими фамилиями", выразительной деталью, сюжетом, динамичным действием, речью героев
- Вопросы:
- С какими рассказами Чехова вы уже знакомы?
- Это юмористические или сатирические рассказы?
- Каким можно назвать смех в этих рассказах: добродушным или уничтожающим?
- В чём отличие юмора от сатиры? (Ответы учеников)
- Какие чувства вызвал у вас рассказ А.П. Чехова "Хамелеон"?
- Перечислите героев рассказа. Определите их род занятий и служебное положение.(Слайд с заданием). Кого ещё можно включить в этот список, хотя его нет на базарной площади?(Генерала) Почему?
- О каком событии идёт речь в произведении?(Событие обыденное: человека укусила собака).
- Как вы думаете, какую цель ставил перед собой писатель, создавая этот рассказ?
- А какова цель нашего урока?
Слово лингвисту. (Выступление подготовленного ученика.) Осмеяние человеческих пороков: чинопочитание, лесть, угодничество. Лексическое значение слов читает лингвист.
- Совпадает ли наша цель с Чеховской?
- Итак, мы начинаем работать над рассказом "Хамелеон".
Слово лингвисту. (Выступление подготовленного ученика. Лексическое значение слов: хамелеон, хамелеонство).
- Как вы думаете, это рассказ или рассказ-сценарий?(Рассказ-сценарий, потому что у каждого героя своя роль, раскрывающая его характер).
- Какова тема рассказа?(Поведение людей в зависимости от обстоятельств).
- А какими могут быть обстоятельства?(Естественными ,наигранными, фальшивыми).
- Где разворачиваются события? Что из себя представляет городок, в который описывает Чехов ? (Обращение к тексту).
Слово лингвисту. Экспозиция .
- Как представлена завязка? (Крик Хрюкина).
- Кто услышал этот крик о помощи? (Очумелов и Елдырин).
- Что можно сказать об этих фамилиях?( Да, это "говорящие фамилии".)
Слово лингвисту.
1.Очумелов - чумовой, шальной, одурелый. Шальной - безрассудный.
2. Елдырин - возможно, от слова "елейный" - умильный, слащавый в обращении. Умильный - 1. Нежный, приятный. 2. Льстивый, угодливый.
- Что можно сказать о людях с такой фамилией?
- Почему Чехов даёт "говорящие фамилии" своим героям? Дайте характеристику. (1.Власть позволяет Очумелову вести себя самоуверенно. 2.Очумелов преклоняется перед сильными мира, перед властительными людьми, то есть генералом (Зачитать пример из текста).
-А Елдырин?(Он так же, как и Очумелов, льстив и угодлив.)
- Какого героя из осетинской литературы вам напомнили Елдырин и Очумелов?(Очумелов и Елдырин напоминают Габила из рассказа Дабе Мамсурова "Тень".)
"Всмотритесь в него, - писал Д.Мамсуров, - пристальней, и вы убедитесь, что на его лице так и написано, что он лукав, хитёр и бесчестен... Он всегда расплывается в подхалимской улыбке..." Д.Мамсуров, как и Чехов, высмеивает в своём герое лицемерие, трусость и угодничество.
4. Для раскрытия характеров героев писатель использует художественные детали.
-Что такое" деталь" художественного произведения? (Ответ ученицы).
- Попробуем найти детали в тексте и определить их значение.
- Что в руках у служителей закона? (Узелок в руке надзирателя и решето с "конфискованным крыжовником" в руках городового).
- О чём они говорят?
- Какую роль выполняет в рассказе окровавленный палец? (Поднятый палец - призыв к справедливости, но к концу рассказа Хрюкин повержен.)
- Какая деталь, характеризующая поведение Очумелова, бросается в глаза.(Шинель)
- Какую роль играет эта вещь? (Очумелов несколько раз то снимает, то надевает шинель, что говорит нам о жестоких муках, причиняемых ему подобной неизвестностью.)
- Почему? Как это его характеризует?( Он боится собственной промашки, боится попасть впросак и ненароком задеть генеральскую честь.)
Вывод:
итак, он не знает, кому принадлежит собака. Собака - это даже громко сказано, это "белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение ужаса". Щенок сам испуган шумом и большим количеством народа.
-1. Каково первое решение Очумелова? (Он занимает законное решение: истребить собаку и наказать хозяина). Какие слова он произносит? (Подчеркнуть красным карандашом слова, которые несут опасность для собаки).
-2. Что толкнуло его поменять решение? (Крик из толпы).
- А теперь что он намерен делать? (Защитить собаку). Пример из текста.
-3.Кто подтолкнул его опять поменять своё решение? (Городовой).
- Почему Очумелов требует истребить собаку?
-4. Это окончательное решение? (Нет, узнав что она "вестимо генеральская", он опять начинает её защищать).
-5. Но кто опять заставил изменить решение? (Повар)
-Что говорит повар? Каковы следующие намерения Очумелова?
-6. Какая новость толкнула Очумелова на следующее решение?
- Можно ли определить кульминацию рассказа? ( Мы привыкли, что в повествовательном рассказе явно прослеживался какой-то один напряженный момент. Но своеобразие рассказа в том, что в произведении несколько напряженных моментов. Каждое превращение - кульминационный момент.)
-Сколько раз Очумелов меняет своё решение?
5. Вывод: имеют ли хоть какое-то значение для полицейского надзирателя правда и справедливость? (Конечно же, нет)
- Как можно охарактеризовать такое поведение Очумелова? От чего зависит такое поведение? (Подчёркивает его желание выслужиться перед генералом, герой проявляет беспринципность, чинопочитание.)
- Одинок ли Очумелов в своём чинопочитании?
- Определите развязку рассказа.
6. Рассмотрим поведение Хрюкина. Каким мы видим его в начале рассказа? (Требующим справедливости.)
- А как Хрюкин ведёт себя в тот момент, когда Очумелов его обвиняет? ( Он умолкает перед представителями закона, то есть, как хамелеон, меняет резко своё поведение. Хрюкин растерянно опускает руку с окровавленным пальцем. И уже после слов "Не рассуждать!" вздрагивает и встает по стойке "Смирно").
- Вывод: и этот проявляет чинопочитание перед сильными мира сего.
-А толпа как ведёт себя? Почему она смеётся над Хрюкиным, а не над Очумеловым? (Естественно, высший чин не может быть виноватым, виноват Хрюкин).
7. Попробуем создать схему угодничества:
Генерал -Очумелов- Хрюкин -Елдырин -толпа.
- Вывод: хамелеонство - способ существования или тип поведения людей.
8. Не менее важная деталь в характеристике героя - речь. Что же мы можем сказать о речи Очумелова? Каков лексикон этого героя?
Приведите примеры их текста.
Учитель. Интонации его грозны: "По какому тут случаю? - спрашивает Очумелов, врезаясь в толпу. - Кто кричал?" Он говорит, "строго кашляя и шевеля бровями". Очумелов, как видим, не способен выразить своё мнение, правильно сформулировать вопрос. Такую речь можно назвать косноязычной.
Слово лингвисту: Косноязычие - невнятное произношение, расстройство речи.
Вывод: мы рассмотрим художественные детали, используемые писателем в рассказе. -Какую роль они играют? (Художественные детали в рассказе Чехова помогли представить то событие, которое произошло на площади, раскрыть характеры героев. Деталь художественная создаётся творческим воображением писателя и помогает развитию воображения читателей.)
-Почему рассказ называется "Хамелеон"?
- В прямом или в переносном значении употребляется слово "Хамелеон" в заглавии рассказа?
- Над чем заставляет нас задуматься этот рассказ? Имеет ли сегодня место угодничеству? Всегда ли поступаем по чести, по совести?
-Как можно излечить общество от "болезни" угодничества, чинопочитания?
Вывод: необходимо стать честным, справедливым, помнить, что главное в человеке честь , достоинство.
Итог урока.
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»
Открытый урок - исследование "Картина нравов в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон" с применением программы "Mouse Mischief "...
Статья на фестиваль методических разработок "Воспитание на уроках литературы способности и потребности жить по нравственным законам" (по рассказам А.П.Чехова)
В статье освещаются вопросы нравственности в узком значении, рассматривается урок как форма решения нравственных задач на примере изучения рассказов Чехова...
урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"
Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....
Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон"
Урок литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В.Я. по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"...
Урок по теме Обличение человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»
Урок с применением технологии критического мышления...
Литература Конспект урока по литературе "Живая картина нравов" (по рассказу А.П.Чехова)
quot;Не знаю, как для англичан и чехов,Но он отнюдь для русских ...
Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"
Углубление понятия о сатире, своеобразие композиции сатирического рассказа....