Лингвистический турнир для учащихся 5-6 классов
методическая разработка (5, 6 класс) по теме
Данный турнир позволит определить самых эрудированных и находчивых учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskiy_turnir.docx | 47.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистический турнир среди учащихся 5-6 классов
Организатор: Хабибуллина И.И.,
учитель русского языка и литературы
I. Вступительное слово.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За “круглым столом”
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
- Вероятно, все согласятся с автором стихотворения “Русский язык” А. Яшиным. Сегодня мы проводим лингвистический турнир знатоков русского языка. Вы знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, как велик и богат наш русский язык. Данная встреча позволит определить самых эрудированных и находчивых учащихся. Наше жюри (представление членов) будет внимательно следить за ходом турнира, подсчитывать баллы и подведёт итоги.
- Наш турнир будет состоять из шести туров. Но любая игра начинается с разминки.
Разминка
Дайте ответы на вопросы задачи-шутки.
И с той стороны, и с другой стороны.
Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. “Здравствуй, отец”, - говорит боец. А старик ему в ответ: “Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай”.
Задумался боец. Может, вы ему поможете?
Ответы: дед, Тит, шалаш, боб, Анна, казак.
1 тур. Тайны фонетики
1)Расставьте ударения.
баловать
звонит
каталог
квартал
досуг
августовский
исчерпать
щавель
ходатайствовать
осведомиться
2)Исправьте ошибки в высказываниях:
Нам дано во владение самый багатый, медкий, магущий и паистиневолшепныйруский язык.
К.Г.Паустовский
Что руский язык – адин из боготейшихязыкоф в мире, в етом нет никаковасамнения.
В.Белинский.
2 тур. Секреты морфемики
Составьте слово из разных морфем данных глаголов: ПРИтаился+носилСЯ+сеЛ+сказАл+приДУМать+ЗАдремать=ПРИЗАДУМАЛСЯ
2) Соберите новое слово из данных слов
Весна + рок = ……………..(русский поэт),
Лик + пена = ……………...(птица),
Том + вата = ………………(оружие),
Бар + соки = ………………(фрукт).
Ответы:(Некрасов, пеликан, автомат, абрикос).
3 тур. Сюрпризы лексики и фразеологии
1) На загадку дай отгадку:
1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют. (нос)
2. Ими можно стрелять. Они зеркало души. (глаза)
3.У хорошего человека она бывает нараспашку. А иногда она уходит в пятки.(душа).
2) Найдите соответствие:
а) Авторалли - спортивное соревнование на специально подготовленных серийных автомобилях и (или) мотоциклах в искусстве вождения
б) Мулине– цветные крученые нитки для вышивания.
в) Регби - спортивная командная игра с мячом овальной формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке соперника за лицевой линией или забить в ворота.
г) Видеоклип– короткий рекламный или муз. фильм, преимущественно для показа по телевидению.
д) Сенсация– сильное ошеломляющее впечатление от какого-либо сообщения, события, а также само такое событие.
Ответ: 1-В, 2-Д, 3-А, 4-Б, 5-Г
3)Определите род занятий людей по следующим выражениям:
- направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку,
- войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;
- шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;
- через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;
- стричь под одну гребенку;
Ответы: военный, актер, портной, аптекарь, парикмахер.
4 тур. Сюрпризы морфологии
1) К каждой букве подберите слова разных частей речи.
• «т» - труба, существительное
• «р» -разве, частица
• «у» - удивляться, глагол
• «д» - десять, числительное
• «о» - ох, междометие
• «л» легко, наречие
• «ю» - юла, существительное
• «б» - без, предлог
• «и» - или, союз
• «е» - еловый, прилагательное
2) Найдите существительные на тему «Школа».
3) Найдите лишнее слово в каждом ряду.
- Существительное, прилагательное, глагол, союз.
- Земля, серая, желтая, зеленая.
- Увидеть, покрасить, краска, добежать.
- Вода, водопад, водить, водопровод
5 тур. Хитрости синтаксиса.
1) Сделайте синтаксический анализ предложения.
Я для песни задушевной взял лесов душевный шепот.(С.А.Есенин)
2) Соберите текст из данных предложений:
- И хвост оторвался от головы и пополз вперед.
- Голова сказала: «Разойдемся!» -
- Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.
- Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».
- Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.
- Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».
6 тур. Врожденная грамматика.
1)Исправьте ошибки в предложениях.
- Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.(надела шубу)
- К праздничному столу купили пять кило банан.(пять килограммов бананов)
- Врачиха выписала мне лекарство.(врач)
- На концерте мы видели знаменитых артистов, ихние наряды потрясные. (их, потрясающие)
- Отсюдова было хорошо видно море.(отсюда)
- Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.(внука восьми лет)
2)Как называют жителей этих городов
- Брянск
- Волгоград
- Уфа
- Казань
- Омск
- Архангельск
- Минск
- Иркутск
- Курск
Ответ: брянцы, волгоградцы, уфимцы, казанцы, омичи, архангелогородцы, минчане, иркутяне, куряне
7 тур. Играем в прятки.
Названия каких животных «спрятались» в двустишьях. Найдите и выпишите названия животных.
Была гроза. Я целый час
Не открывал от страха глаз.
Туманы предрассветной ранью
Болото затянули тканью.
Гуляю в роще, но к пруду
Через болото не пойду.
8 тур. Ребусы.
Разгадайте ребусы.
Ответ: запятая, склонение.
9 тур. Готовимся к экзаменам.
А1. Найдите слово, в котором буквы Е,Ю,Я обозначают один звук в слове:
1) поехать
2) тебя
3) ёлка
4) сеять.
А2. Выберите слово, в котором количество букв и звуков совпадает:
1) шьешь
2) метель
3) ель
4) язык
А3. Найдите омонимы:
1) высокий, низкий
2) зоркий, меткий
3) пасть в бою, пасть тигра
4) солнце,море
А4. Найдите антонимы:
1) вперед, назад
2) высокий, толстый
3) крепкий, горячий
4) красивый, красный.
А5. Фонетика изучает:
1) звуки речи
2) словосочетания и предложения
3) части речи
4) состав слова.
Ответы: А1-2, А2-3, А3-3, А4-1, А5-2.
10 тур. В мире поэзии.
1)Соберите стихотворение из данных слов.
береза серебром точно снегом под принакрылась окном белая моим.
Ответ: Белая береза под моим окном,
Принакрылась снегом, точно серебром.
2)Сочините стихотворение на тему « Сочи. Олимпийские игры – 2014».
Игра со зрителями.
- Как из столба при помощи досок сделать стол? (стол/б - стол)
- Можно ли на башне посеять пшеницу? (башня – пашня)
- Можно ли из обёртки для конфет сделать красивый бант для девочки? (фантик – бантик)
- Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)
- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семь – я)
- Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (сто – п)
- В каком слове сорок гласных? (сорок – а)
- Что мы слышим в конце перемены и начале урока? (гласные у, а; перемена – урок)
- Какая азбука состоит из семи букв? (алфавит)
- Что стоит в середине земли? (буква м)
- Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? (звук и)
- Можно ли превратить страницу в населённый пункт? (страница – станица)
- Какой предмет утверждает, что он – детская болезнь? (я – корь)
- Какая часть ноги содержит сто элементов танца? (сто – па)
- Как, не изменяя ни одного звука, а лишь меня их местами, превратить кочегара в его рабочий инструмент? (кочегар – кочерга)
- Как большой дом превратить в маленький? (добавить суффикс уменьшительности: домик)
- Какую часть сова можно в земле найти? (корень)
- Какую сточку не может прочесть ни один учёный? (сточка – “сплошной шов на поверхности сшиваемой ткани, кожи”)
- Всякий ли предлог и наречие являются частями речи? (предлог – “внешний повод к чему-нибудь”, наречие – “совокупность диалектов какого-либо языка”)
- Всякую ли точку нужно считать знаком препинания? (точка – “след от прикосновения, укола”, “место в пространстве”, “место, пункт, где что-либо происходит”)
- Сколько в букв в азбуке? (6 букв).
- В каком слове из пяти букв насчитывается 5 о. (опять)
- В каком слове находится семь букв я? (семья)
- Чем заканчивается день и ночь? (ь)
- В каком слове 40 а? (сорока)
- Половина какой буквы даёт название воинской части? (полк)
- Что находится между берегом и рекой? (и)
- Каким гребнем не расчешешь головы? (петушиным)
- Какие ворота находятся в поле( (футбольные)
- Из какого крана нельзя напиться? (подъёмного)
- Завершился наш турнир знатоков, но не закончилось увлекательное изучение русского языка. Просим жюри подвести итоги и наградить победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический поединок для учащихся 5-6 класса
Проводился в рамках предметной недели русского языка и литературы...
Лингвистическая викторина для учащихся 7-9 классов
Викторина подготовлена для внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 7-9 классов...
Лингвистический турнир для учащихся 5-6 классов
Лингвистический турнир для учащихся 5-6 классов...
Лингвистическая викторина для учащихся 6-7 классов "Крылатые выражения в английском и русском языках".
Лингвистическая викторина 6-7 классы...
Программа лингвистического клуба для учащихся 6-9 классов
Программа лингвистического клуба предназначена для организации внеурочной деятельности по немецкому языку, разработана с учётом разновозрастных, психологических и индивидуальных особеностей учащихся, ...
Лингвистический КВН для учащихся 8-9 классов
План проведения мероприятия1.Вступительное слово учителя2.Представление жюри3.Представление команд4.Про...
Лингвистический турнир для учащихся 5-6 классов
Данный турнир позволит определить самых эрудированных и находчивых учащихся....