Лингвистический турнир для учащихся 5-6 классов
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Хабибуллина Илсояр Ильгизовна

Лингвистический турнир для учащихся 5-6 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

(районный конкурс)

Организатор: Хабибуллина И.И.,

учитель русского языка и литературы

I. Вступительное слово.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За “круглым столом”
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

- Вероятно, все согласятся с автором стихотворения “Русский язык” А. Яшиным. Сегодня мы проводим лингвистический турнир знатоков русского языка. Вы знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, как велик и богат наш русский язык. Данная встреча позволит определить самых эрудированных и находчивых учащихся. Наше жюри (представление членов) будет внимательно следить за ходом турнира, подсчитывать баллы и подведёт итоги.

- Наш турнир будет состоять из шести туров. Но любая игра начинается с разминки.

 Разминка

Дайте ответы на вопросы задачи-шутки.

И с той стороны, и с другой стороны.

   Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. “Здравствуй, отец”, - говорит боец. А старик ему в ответ: “Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай”.

   Задумался боец. Может, вы ему поможете?

Ответы: дед, Тит, шалаш, боб, Анна, казак.

1 тур. Тайны фонетики

    1)Расставьте ударения.

баловать

звонит

каталог

квартал

досуг

августовский

исчерпать

щавель

ходатайствовать

осведомиться

2)Исправьте ошибки в высказываниях:

   Нам дано  во владение самый багатый, медкий, магущий и паистине волшепный руский  язык.

К.Г.Паустовский

   Что руский язык – адин из боготейших языкоф в мире, в етом нет никакова самнения.

В.Белинский.

2 тур. Секреты морфемики

Составьте слово из разных морфем данных глаголов: ПРИтаился+носилСЯ+сеЛ+сказАл+приДУМать+ЗАдремать=ПРИЗАДУМАЛСЯ

2) Соберите новое слово из данных слов

Весна + рок = ……………..(русский поэт),
Лик + пена = ……………...(птица),
Том + вата = ………………(оружие),
Бар + соки = ………………(фрукт).
Ответы: (Некрасов, пеликан, автомат, абрикос).

3 тур. Сюрпризы лексики и фразеологии

1) На загадку дай отгадку:

1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют. (нос)

2. Ими можно стрелять. Они зеркало души. (глаза)

3.У хорошего человека она бывает нараспашку. А иногда она уходит в пятки. (душа).

2) Найдите соответствие:

а) Авторалли - спортивное соревнование на специально подготовленных серийных автомобилях и (или) мотоциклах в искусстве вождения

б) Мулине– цветные крученые нитки для вышивания.

в) Регби - спортивная командная игра с мячом овальной формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке соперника за лицевой линией или забить в ворота.

г) Видеоклип– короткий рекламный или муз. фильм, преимущественно для показа по телевидению.
д) Сенсация – сильное ошеломляющее впечатление от какого-либо сообщения, события, а также само такое событие.

Ответ: 1-В, 2-Д, 3-А, 4-Б, 5-Г

3)Определите род занятий людей по следующим выражениям:

- направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку,

- войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;

- шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;

- через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;

- стричь под одну гребенку;

 Ответы: военный, актер, портной, аптекарь, парикмахер.

4 тур. Сюрпризы морфологии

1) К каждой букве подберите слова разных частей речи.

•         «т» - труба, существительное

•         «р»  -разве, частица

•         «у» - удивляться, глагол

•         «д» - десять, числительное

•         «о» - ох, междометие

•         «л»   легко, наречие

•         «ю» - юла, существительное

•         «б»  - без, предлог

•         «и» -  или, союз

•         «е»  - еловый, прилагательное 

2) Найдите существительные на тему «Школа».

3) Найдите лишнее слово в каждом ряду.

  1. Существительное, прилагательное, глагол, союз.
  2. Земля, серая, желтая, зеленая.
  3. Увидеть, покрасить, краска, добежать.
  4. Вода, водопад, водить, водопровод

5 тур. Хитрости синтаксиса.

1) Сделайте синтаксический анализ предложения.

Я для песни задушевной взял лесов душевный шепот. (С.А.Есенин) 

2) Соберите текст из данных предложений:

  1. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.
  2. Голова сказала: «Разойдемся!»   -
  3. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.
  4. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».
  5. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.
  6. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

6 тур. Врожденная грамматика.

1)Исправьте ошибки в предложениях.

  1. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу. (надела шубу)
  2. К праздничному столу купили пять кило банан. (пять килограммов бананов)
  3. Врачиха выписала мне лекарство. (врач)
  4. На концерте мы видели знаменитых артистов, ихние наряды потрясные. (их, потрясающие)
  5. Отсюдова было хорошо видно море. (отсюда)
  6. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. (внука восьми лет)

2)Как называют жителей этих городов

  1. Брянск
  2. Волгоград
  3. Уфа
  4. Казань
  5. Омск
  6. Архангельск
  7. Минск
  8. Иркутск
  9. Курск

Ответ: брянцы, волгоградцы, уфимцы, казанцы, омичи, архангелогородцы, минчане, иркутяне, куряне

7 тур. Играем в прятки.

Названия каких животных «спрятались» в двустишьях. Найдите и выпишите названия животных.

Была гроза. Я целый час

Не открывал от страха глаз.

Туманы предрассветной ранью

Болото затянули тканью.

Гуляю в роще, но к пруду

Через болото не пойду.

8 тур. Ребусы.

Разгадайте ребусы.

C:\Users\User\Desktop\rus05.jpg

C:\Users\User\Desktop\rus06.jpg

Ответ: запятая, склонение.

9 тур. Готовимся к экзаменам.

А1. Найдите слово, в котором буквы Е,Ю,Я обозначают один звук в слове:

1) поехать

2) тебя

3) ёлка

4) сеять.

А2. Выберите слово, в котором количество букв и звуков совпадает:

1) шьешь

2) метель

3) ель

4) язык

А3. Найдите омонимы:

1) высокий, низкий

2) зоркий, меткий

3) пасть в бою, пасть тигра

4) солнце, море

А4. Найдите антонимы:

1) вперед, назад

2) высокий, толстый

3) крепкий, горячий

4) красивый, красный.

А5. Фонетика изучает:

1) звуки речи

2) словосочетания и предложения

3) части речи

4) состав слова.

Ответы: А1-2, А2-3, А3-3, А4-1, А5-2.

10 тур. В мире поэзии.

1)Соберите стихотворение из данных слов.

береза серебром точно снегом под принакрылась окном белая моим.

Ответ: Белая береза под моим окном,

Принакрылась снегом, точно серебром.

2)Сочините стихотворение на тему « Сочи. Олимпийские игры – 2014».

        

 

Игра со зрителями.

  1. Как из столба при помощи досок сделать стол? (стол/б - стол)
  2. Можно ли на башне посеять пшеницу? (башня – пашня)
  3. Можно ли из обёртки для конфет сделать красивый бант для девочки? (фантик – бантик)
  4. Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)
  5. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семь – я)
  6. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (сто – п)
  7. В каком слове сорок гласных? (сорок – а)
  8. Что мы слышим в конце перемены и начале урока? (гласные у, а; перемена – урок)
  9. Какая азбука состоит из семи букв? (алфавит)
  10. Что стоит в середине земли? (буква м)
  11. Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? (звук и) 
  12. Можно ли превратить страницу в населённый пункт? (страница – станица)
  13. Какой предмет утверждает, что он – детская болезнь? (я – корь)
  14. Какая часть ноги содержит сто элементов танца? (сто – па)
  15. Как, не изменяя ни одного звука, а лишь меня их местами, превратить кочегара в его рабочий инструмент? (кочегар – кочерга)
  16. Как большой дом превратить в маленький? (добавить суффикс уменьшительности: домик)
  17. Какую часть сова можно в земле найти? (корень)
  18. Какую сточку не может прочесть ни один учёный? (сточка – “сплошной шов на поверхности сшиваемой ткани, кожи”)
  19. Всякий ли предлог и наречие являются частями речи? (предлог – “внешний повод к чему-нибудь”, наречие – “совокупность диалектов какого-либо языка”)
  20. Всякую ли точку нужно считать знаком препинания? (точка – “след от прикосновения, укола”, “место в пространстве”, “место, пункт, где что-либо происходит”)
  21. Сколько в букв в азбуке? (6 букв).
  22. В каком слове из пяти букв насчитывается 5 о. (опять)
  23. В каком слове находится семь букв я? (семья)
  24. Чем заканчивается день и ночь? (ь)
  25. В каком слове 40 а? (сорока)
  26. Половина какой буквы даёт название воинской части? (полк)
  27. Что находится между берегом и рекой? (и)
  28. Каким гребнем не расчешешь головы? (петушиным)
  29. Какие ворота находятся в поле( (футбольные)
  30. Из какого крана нельзя напиться? (подъёмного)

- Завершился наш турнир знатоков, но не закончилось увлекательное изучение русского языка. Просим жюри подвести итоги и наградить победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический поединок для учащихся 5-6 класса

Проводился в рамках предметной недели русского языка и литературы...

Лингвистическая викторина для учащихся 7-9 классов

Викторина подготовлена для внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 7-9 классов...

Программа лингвистического клуба для учащихся 6-9 классов

Программа лингвистического клуба предназначена для организации внеурочной деятельности по немецкому языку, разработана с учётом разновозрастных, психологических и индивидуальных особеностей учащихся, ...

Лингвистический КВН для учащихся 8-9 классов

                         План проведения мероприятия1.Вступительное слово учителя2.Представление жюри3.Представление команд4.Про...

Лингвистический турнир для учащихся 5-6 классов

Данный турнир позволит определить самых эрудированных и находчивых учащихся....

Лингвистический турнир для учащихся 5-6 классов

Данный турнир позволит определить самых эрудированных и находчивых учащихся....