Тема: “Ф.Абрамов. “О чем плачут лошади”
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Кириллова Ольга Васильевна

                      Тема: “Ф.Абрамов. “О чем плачут лошади” 

 

Цели урока: 
• познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора. 
• продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес. 
• содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o_chyom_plachet_loshad.docx36.97 КБ

Предварительный просмотр:

                      Тема: “Ф.Абрамов. “О чем плачут лошади” 

Цели урока: 
• познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора. 
• продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес. 
• содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника) 
Средства обучения: текст рассказа Ф.Абрамова “О чём плачут лошади”, Т.Ф.Коровин. Литература. 7 класс: учебник- хрестоматия. – М.: Дрофа, 2003, мультимедийный проектор с экраном, слайды, магнитофон. 

Структура урока 
Здравствуйте, ребята. Я участник конкурса "Учитель года".Меня зовут Ольга Васильевна. Сегодня у нас необычный урок.

Эмоциональный настрой класса. ( если за окном пасмурно)

- Посмотрите в окно. Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

- Какое настроение вызывает такая погода?

- А знаете, что надо делать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

- Надо улыбнуться (слайд)

- Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки,  что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой  тех, кто с вами рядом.  Улыбнитесь друг другу! Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные  другом  или подругой и пронесите это настроение через весь урок.  

Сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения Б.Корнилова. А вы попытаетесь определить, о чём, о ком пойдёт разговор на уроке.

Дни-мальчишки,

вы ушли хорошие,

мне оставили одни слова, -

и во сне я рыженькую лошадь

в губы мягкие расцеловал.

Гладил уши,

морду тихо гладил

и глядел в печальные глаза.

Был с тобой, как и бывало, рядом,

но не знал, о чём тебе сказать.

Не сказал, что есть другие кони,

из железа кони,

из огня…

Ты б меня, мой дорогой, не понял,

ты б не понял нового меня.

Мне так дорого и так мне любо

дни мои любить и вспоминать,

как, смеясь, тебе совал я в губы

хлеб, что утром мне давала мать.

Потому ты не поймёшь железа,

что завод деревне подарил,

хорошо которым землю резать,

но нельзя с которым говорить.

 И как вы думаете,  о чем мы сегодня будем говорить?     Какова тема нашего урока?

(Рассказ Федора АлександровичаАбрамова "О чем плачут лошади")

Исходя из данной темы, поставим перед собой учебные задачи. 
… будем анализировать рассказ Ф. Абрамова “О чём плачут лошади”; 
… выясним, от чего лошади плачут; 
...будем сравнивать, обобщать, выделять главное. 


III. Этап усвоения новых знаний. 

 Понравился ли вам этот рассказФедора Александровича Абрамова “О чем плачут лошади”? 
- Каким вы представляете автора этого произведения? 

        

Давайте посмотрим на те места,  где жил Ф.А. Абрамов

ВИДЕОРОЛИК (биография)



Рассказ о писателе. 

Затем Абрамов поступает на филологический факультет Ленинградского университета. Но начинается ВОВ, и Абрамов уходит защищать Ленинград. Получает тяжелое ранение, и его через Ладогу отправляют в тыл. 
После войны окончил университет, аспирантуру, работал на кафедре советской литературы. Писал только по вечерам и в выходные дни. 
Трудной была и писательская судьба.

За свою творческую жизнь Федор Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим только об одном рассказе. 

На уроке мы с вами проведём небольшое исследование «О чем плачут лошади»

Результаты исследования мы внесём в рыбий скелет  

на слайде вы видите рыбий скелет

(Приём «Фишбоун»)в голове помещаем проблемный  вопрос «О чем плачут лошади»

 На верхних «косточках» скелета запишем, как сейчас живут лошади, на нижних - как жили раньше. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.

Кто является главным героем рассказа?

1.Как встретила Рыжуха рассказчика? 
(С каким настроением встретила Рыжуха рассказчика?)
2. Как конюх Миколка заботился о лошадях?

Каким образом деревенские жители стремились скрасить жизнь бедным животным?

3. Какие имена носили  лошади?

4.Кем лошади были для всей  семьи? А сейчас как о них говорят

5. Сравните отношение героя к лошадям


- Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает Рыжуху с остальными кобылками? А еще с кем сравнивают?
…автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых. 


- Заслужили лошади такое отношение к себе? (Высказываются)

Нет,
- Подумайте, может быть, Абрамов ещё что-то хотел сказать, показывая жизнь лошадей? 
-

В конце рассказа автор говорит, что ощутил себя существом “из той же лошадиной породы”. Что это значит? 
…герой рассказа ощущает страдания лошадей, поэтому он 
не способен на жестокость. 
- О чём заставил вас задуматься этот рассказ? Любовь и забота нужны каждому!
IV. Этап подведения итогов 

Оценка Мне очень понравилось с вами работать. Мне было приятно с вами сотрудничать. Особо хочу отметить таких учеников....

А теперь запишите д\з

7. Домашнее задание  

Инструкция о домашнем задании. 
- Ребята, вы прекрасно работали на уроке, показали хорошее знание текста, приводили примеры из жизни, а дома я предлагаю вам подготовить эссе от имени лошади.

Домашнее задание прошу выслать на мой электронный адрес с пометкой д\з
Рефлексия. 
- Итак, вспомните, какие задачи были поставлены нами в начале урока? Удалось ли нам их реализовать? Прокомментируйте.
Закончи предложения:1На уроке я работал ...

        2Своей работой я..

        3Моё настроение

                                           4Материал урока мне был...

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф. Абрамов "О чём плачут лошади" Презентация в уроку литературы в 8 классе по учебнику Коровиной В. Я.

Презентация по рассказу Ф. Абрамова "О чём плачут лошади" 8 класс Учебник В. Я. Коровиной. Рисунки сжаты...

Ф. Абрамов "№О чём плачут лошади" Урок в 7 классе по литературе. Приложение - презентация

Урок по литературе в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я.  с презентацией "О чём плачут лошади"...

Абрамов "О чем плачут лошади?"

Конспект урока по Абрамову и тест по этому же произведению...

Ф. Абрамов. " О чем плачут лошади?"

презентация к уроку литературы в 7 классе...

Урок литературы в 7 классе.Ф.Абрамов "О чем плачут лошади"

Урок состоит из конспекта урока и технологической карты с дидактическим материалом. Карта поможет обучающимся при подготовке к уроку при опережающем обучении. Она способствует хорошему усвоению матери...

Конспект урока литературы в 7 классе. Тема. Ф.А. Абрамов. О чём плачут лошади.

Урок направлен на ознакомление с биографией Ф.А. Абрамова, его рассказом «О чём плачут лошади», на то, чтобы подчеркнуть любовь Абрамова к деревне, где всколосилась национальная культура, нравственнос...