План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
|
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
|
1.Сквозной элемент урока | Индивидуальная работа, парная, коллективная | регулятивные: саморегуляция | Артикуляционная гимнастика. Работа над скороговорками.
| Подготовка речевого аппарата к говорению |
2.Мотивация к учебной деятельности | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России. регулятивные УУД: целеполагание | . Проблемный вопрос: Что общего у всех этих скороговорок и чем они различаются? -Дайте лексическое значение слова «пруд»
-Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию и вы познакомитесь с еще одним прудом. Называется он Патриарший пруд. Виртуальная экскурсия. Проблемный вопрос: Подумайте, как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будут тема нашего урока.
|
Анализ, сопоставление.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.
|
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
| Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | Задание: Вспомните героев и названия басен И. Крылова, изображенных на барельефах. Что такое барельеф?
Целеполагание. Сформулируйте тему нашего урока.
| Отвечают на вопросы.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок
|
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
1.Выборочная проверка домашнего задания
| Словесный, познавательный, эвристический
| познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку. регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.
| Проверка заполнение маркировочной таблицы «Знаю. Умею. Хочу». (ЗУХ)
Беседа по статье. -Где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем? -Какие события предшествовали этому? - Как он получил образование? -С написания каких произведений началась его писательская деятельность? -Что такое басня? (Тема прошлого урока)
| Чтение таблицы , 2-3 колонки, составленной по статье учебника «Биография Крылова И.» 2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи жизни. 3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца. (1 колонку «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли на предыдущем уроке).
Отвечают на вопросы учителя.
|
2.Работа с литературоведческими понятиями.
|
| «Карта жанра» – Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы.
-Вспомните и дайте определение басни.
| Групповая работа.
Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка.
Предполагаемый ответ: Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, смысл. |
3.Мини-исследование в группе.
|
| Или аллегорический смысл. - А что такое аллегория? Задание. Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек -А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки? Осел? Медведь? Обезьяна? Петух? Собака? Слон? На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных. | Исследовательская работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Предполагаемый ответ: Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Отвечают на вопрос учителя.
|
- Физ. минутка (пауза релаксации)
|
| личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. | Физ.минутка . Организует разминку. | Активно выполняют физические упражнения
|
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом
|
Работа с текстом басни.
| Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
| личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Беседа: - Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Свинья под дубом». -Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ свинье? Какие пороки? -Давайте проверим, действительно ли свинья отображает глупость, невежество,лень. |
Отвечают на вопросы учителя.
Дают развёрнутые ответы.
|
1. Просмотр видеозаписи выразительного чтения ученика..
|
| Беседа о просмотренном. -Понравилось ли вам чтение актером басни Крылова? - Подтвердилось ли ваше предположение о характере главного героя? - Как чтец голосом передал характерные черты персонажей басни? — Какое явление жизни аллегорически описывает басня? — В каких ситуациях эта басня может служить уроком?
| Слушают аудиозапись. Делятся впечатлением. Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.
|
2.Словарная работа |
| Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта | Групповая работа. В группе выпишите 10 непонятных слов. Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов. Коллективная проверка. |
3.Выразительное чтение учащимися. |
|
| Чтение по ролям басни Подготовка к чтению. Чтение. |
4. Словесное рисование.
| Метод словесного рисования
| -Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали? | Словесное рисование. Самостоятельное создание микротекста на заданную тему |
5. Знакомство с иллюстрациями басни Крылова | Наглядный, частично-поисковый | Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему? — Как изображены персонажи басни на иллюстрации Г. Куприянова? Какой намек содержит такое изображение? | Дают развёрнутый ответ на вопросы.
|
6. Просмотр рисованного мультфильма. (Басню читает Лев Дуров).
| Наглядный, проблемный | -Изменилось ли ваше восприятие басни? -Чье прочтение басни вам показалось более интересным? Почему? | Дают развёрнутый ответ на вопросы.
|
7.Чтение басни одним учеником. | Наглядный, проблемный |
| Чье прочтение басни вам показалось более интересным? Почему? | Дают развёрнутый ответ на вопросы.
|
Этап 5. Закрепление полученных знаний
|
Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.
| Работа в группах и выступление перед аудиторией. | личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь. познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач | Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. | Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Самостоятельный анализ басни. 1 Задание. 1 группа. 1.- Какой описывает Крылов Свинью? 2.-Над какими пороками человека смеется автор 3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Докажите или дайте опровержение данной мысли 2 группа. 1.- Какие средства художественной выразительности использует автор? 2.-Какие глаголы характеризуют главных героев? 3.- Язык персонажей басни И. Крылова подводит к выводу об их характерах. Докажите эту мысль, ссылаясь на текст произведений. 3 группа. 1.- Опишите, как вы представляете себе других персонажей басни. 2.- В каких строчках заключена мораль басни? 3.-В каких жизненных ситуациях можно использовать мораль этой басни? Афиширование. |
Этап 6. Подведение итогов урока
|
1.Обобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.
| Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.
| Самостоятельное написание сиквейна на басню «Волк и ягненок»: Волк. Ягненок. Афиширование результатов.
|
2.Самооценка | Самоанализ |
| Анализ работы учащихся. | Самооценка работы на уроке. |
3.Домашнее задание
| Словесный, наглядный |
| Дифференцированное домашнее задание.
1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Свинья под дубом» 2. Инсценировка басни (чтение наизусть).
| Записывают задания в дневники. |
4.Рефлексия
| Метод контроля, познавательно-рефлексивный | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?
Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха» |