ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ в 6 классе
материал по литературе (6 класс) на тему

Солохина Гелена Геннадьевна

Из опыта работы в 6 классе.Формирование читательской деятельности на уроках литературы!Выствпление на учительской конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konferentsiya.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ в 6 классе

Здравствуйте гости и участники конференции!

Когда я готовилась к этому выступлению, я знала, с чего начать и как заинтересовать слушателей, т.е. вас данным вопросом. Здесь собрались педагоги с огромным опытом работы, со своими наработками и методиками, поэтому мой диалог с вами-это обмен опытом и приятное общение в кругу коллег и единомышленников. Будучи участником подобных мероприятий, я сделала вывод, что начинают подобный разговор с высказываний знаменитых людей ,ну, например Демья Бедный писал:

Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и постоянный вечный спутник.

Сесиль Лупан писал о чтении следующее:

Привить ребёнку вкус к чтению- лучший подарок, который мы можем ему сделать.

Конечно же эти слова очень интересны и значимы, но решают ли они те задачи, которые ставятся перед обычным российским учителем: вызвать интерес учеников к чтению, не просто к чтению по необходимости, а к чтению необходимому и осознанному.

( Обращение к участникам конференции: поднимите руки те, кто помнит, что такое «читательский дневник», а кто помнит задание на лето по прочтению литературы)

Вспомним наше детство, когда нам на летний период каникул выдавали списки необходимой для прочтения литературы! Конечно же , мы читали, с горем по полам заполняли читательские дневники…. не понимали того самого важного момента, который  нам в обязательной форме пытались навязать учителя- они же нас приобщали к великой тайне – любви к чтению и к пониманию необходимости расти в окружении классиков! Только сегодня мы понимаем, какие же мы счастливые – нас научили читать и понимать прочитанное, а самое главное-нас научили нуждаться в чтении книг!!

В современном мире,в век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от взрослого, в том числе от учителя. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом, книга становится тем реальным инструментом, который помогает ученикам задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.

Для чего мы преподаем литературу в школе? Конечно, для того чтобы дать детям знания, привить им любовь к чтению, развить эстетический вкус, который, в свою очередь, послужит верному и глубокому постижению прочитанного, окажет содействие к появлению прочного устойчивого интереса к книге, поможет воспитать умного, проницательного читателя, развитую личность.

Мои дети, с которыми я занимаюсь литературой учатся в 6 , в 7 и 8 классах. Дети разные и интересные, любознательные и не очень… но сегодня речь пойдет о шестиклассниках…они находятся в том самом интересном возрасте, когда потребности ко всему выливается в интерес к чтению, ибо через книгу мы можем путешествовать во времени и просто путешествовать по странам, побывать в сказке и отправиться на военные действия…

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Литература как учебный предмет имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности

Никому любовь к книге не давалась с рождения. Трудно представить себе ребенка, пришедшего в школу, овладевшего навыками чтения , полюбившего  книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь навсегда и бесповоротно, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?

Можно много причин назвать такого спасда, например:

  1. усиление влияния средств массовой информации- чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером.
  2. резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка,
  3. изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : “Ты теперь большой, читай сам.”)
  4. отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено как в  начальной школе, так в среднем и старшем звене, планомерно вызывая у учеников интерес к чтению.

Чтение-вид речевой деятельности, а речь-вид человеческого общения, это значит чтение-вид человеческого общения .Кто же говорит с нами, когда мы читаем? Конечно же, говорит с нами книга, а читатели- это собеседники книги. То ,как произойдет этот диалог, будет ли он интересен ученику….зависит последующая деятельность учителя и результат его работы…

На своих уроках стараюсь применять разные способы и методы, которые вызывают интерес учеников к чтению и формируют читательскую деятельность учеников.

Начинаю с обычного- с развития читательских и речевых умений. Объясняю, что книгу не надо «проглатывать», ее надо плавно и медленно прочитывать. Дети ,работая дома над произведением ,учатся находить интересное и ,на их взгляд, главное ,делая закладки, выписывая материал в тетрадь…Когда ребенок понимает, о чем он читает, а задача учителя аккуратно подсказать, направить и скоординировать процесс прочтения, то и интерес в продолжении чтения, узнать ,что же будет дальше с героями , рождается даже у мало читающих детей.

При работе над произведением ( например, Капитанская дочка, Александра Сергеевича Пушкина) дети были поделены на группы, в группах даны конкретные задания по образам героев произведения, по пейзажным зарисовкам  и т.д. Подобный прием интересен тем, что ребенок волей не волей  прочитывает  все произведение, т.к. материал ,необходимый для ответа, собирается из всего произведения, читает внимательно, чтобы не пропустить что -то по своему заданию.. включается поисковый режим работы ученика, а работа в группе вырабатывает еще и ответственность перед членами группы, действуя по принципу: «Я же не могу подвести своих ребят».

Чтобы чтение было интересным много работаем над лексикой и смысловыми группами слов, обогащая читательский опыт ребёнка, помогая  ему стать самостоятельным читателем, пополняя свой словарный запас, делая высказывание в письменной и устной форме красивым и запоминающимся.

Вы наверняка знаете, что дети- ужасные фантазеры и выдумщики! И этим грех не воспользоваться! На уроках по лирическим произведениям часто применяю ассоциативный метод! Что бы лучше представить внутренние переживания лирического героя, пейзажи и эмоции, прошу детей во время чтения стихотворений закрывать глаза и представлять все происходящее. Знаете, какие необычные мысли приходят в голову нашим детям!? С большим интересом, наперебой ребята рассказывают о том, что же им представилось в момент прочтения стихотворения! А результат- ребята заинтересованы в самостоятельном прочтении стихотворений, а на следующий урок с одноклассниками делятся впечатлениями о прочитанном. Радует то ,что они уже не выбирают стихотворения поменьше, а выбирают стихотворения ,которые вызвали у них особое внимание и интерес! Часто приносят рисунки к произведениям, изображая то, что не хватило выразить словами!

Вопрос о формировании интереса к чтению был поднят в России еще Виссарионом Григорьевичем Белинским. В. Г. Белинский не только дал в своих статьях образец искусства чтения, но и указал на необходимость овладения этим умением всей читающей публикой. Его призыв был подхвачен передовой педагогической общественностью середины и конца 19 века. Об этом свидетельствует опыт учителей-словесников Стоюнина , Водовозова, Острогорского, опиравшихся в читательском развитии детей на опыт чтения Белинского. «Он вдохнул, - говорил В. П. Острогорский, - живую душу в школьную схоластику». 

(Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова  схоластика

  1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви.
  2. Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом. И прил. схоластический, -ая. -ое.)

     В наше время у каждого учителя свой особый метод приобщения учеников к чтению, я применяю с шестиклассниками работу с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

     Работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания , я называю это  «медленным » чтением следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.

  Что такое диалог с автором? С точки зрения методики преподавания – это приём работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.

   Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение. Ребята с большим интересом при чтении используют разноцветные закладочки , цвет закладки у ребят имеет определенное значение, это развивает  внимательность , зрительную   память и ,естественно , дети заинтересованы в своих ответах, им просто необходимо  поделиться с одноклассниками своими «добытыми» знаниями. Книги для чтения у ребят напоминают разноцветную радугу, дети непросто прочитывают произведение, а прорабатывают его, продумывают ответы на вопросы по заданиям, с интересом отвечают подготовленные задания, чувствуется, что ребята не просто знают о чем текст, а умеют быстро найти доказательства, цитируя материал  прямо из книг.

На моих уроках мы часто с детьми работаем не только умственно! Применяю для привлечения внимания к происходящему на уроке литературы ладошки!!!Задаю вопросы и если звучит правильный ответ, то дети в классе делают хлопок, объясняя свой ответ!!! Интересно , что даже те ребята, которые на время «выпали» из изучения и прочтения произведения ,охотно включаются в процесс ,оживают и участвуют в работе.

Чтение –это необыкновенно творческий процесс, а творчество является одной из самых сильных мотиваций человека – потребности в самореализации. На первый взгляд кажется, что читающий человек ничего не создаёт, а лишь воспринимает творчество писателя. Но это не так. Просто мало кто задумывается, какие творческие процессы совершаются в его сознании, когда он читает. «Чтение – это жизнь произведения в сознании читающего человека»- писал А. М. Левидов.

А нам, педагогам, родителям и просто неравнодушным , надо взять за руку наших детей и провести их в интересный мир книги и чтения!!!!

Малоизвестная актриса работу ищет третий год ,такою, чтобы интересно, но не за хлеб и молоко……(Ольга Аничкова),журнал «Пионер»

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы

Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции  учащихся на уроках литературы...

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

  На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...

«Система условий формирования читательской компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»

Из разнообразия задач, стоящих перед любым учителем словесности, выделяется основная - формирование социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает не только обучающему...

Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""

Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на  основе общего подхода. Стремление к эффективности  учебного процесса  заст...

«Проектная деятельность как средство формирования читательской грамотности учащихся на уроках истории и во внеурочное время»

При работе над проектом у ребят идет развитие всех универсальных учебных действий: регулятивные - при постановке целей и задач проекта; познавательные действия - в процессе поиска информации  её ...