«Технология развития критического мышления на уроках литературы»
статья по литературе (6 класс) на тему

Данная работа поможет учителю литературы применять на уроке технологию критического мышления для повышения интереса детей к чтению произведений художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

              средняя общеобразовательная школа с.Борискино-Игар

             муниципального района Клявлинский Самарской области

«Технология развития критического мышления на уроках литературы»

                                   

Выполнила: Яковлева Галина Викторовна

учитель русского языка и литературы

                                                     

                                                         

                                                              2015 год

          Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят и не хотят читать. У детей отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Книга же учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, речь, умение думать самостоятельно.

В связи с этим необходимо переориентировать образовательную  (учебную) деятельность с традиционных методов обучения на новые технологии  с учётом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.

Цель данной работы – внедрение  в ОП технологию развития  критического мышления и создание необходимых условий для формирования читательских  компетенций, усвоения теоретических знаний  учебной программы и практических навыков работы с книгой учащихся через создание единой  системы деятельности педагога.

Задачи:

1) Внедрить в ОП   технологию развития критического мышления.

2)Создать условия для формирования активного читателя через развитие критического мышления учащихся.

3)Описать диагностические средства, позволяющие определить эффективность деятельности педагога, направленную на развитие интереса к чтению у учащихся.

 Новый образовательный результат, сформированный у обучающихся в процессе внедрения в ОП технологии критического мышления: повышение интереса к чтению литературы, умение анализировать тексты различных жанров,  умение создавать синквейны, кластеры, умение писать эссе и т.д.

 Изменения в образовательном процессе: формирование положительной мотивации изучения литературы, совершенствование речевого развития, повышение уровня  коммуникативной  компетенции.

                Ожидаемые результаты

Применение технологии критического мышления  на уроках  позволит:

  -  развить читательские  компетенции;

 -   заинтересовать обучающихся в создании синквейнов, кластеров, инсерта к тексту;

 - сформировать   общеучебные  умения,  навыки;

 -  повысить их  интерес, мотивацию  к  уроку литературы;

-  активизировать интеллектуальную деятельность.

Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, растет интерес не только к предмету, но и к учению в целом.

Развитие интереса к чтению - это воспитание литературного вкуса, потребности читать настоящую литературу. Книга воспитывает и формирует

нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому. На уроках литературы используются разные методы изучения художественных произведений, но особенно эффективны инновационные технологии, например, технология развития критического мышления.

       Критическое мышление –это

-способность ставить   новые, полные смысла вопросы;

-вырабатывать разнообразные подкрепляющие аргументы;

-принимать независимые продуманные решения;

-логически формулировать выводы.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления через

интерактивное включение обучаемых в познавательный интерес.

Методы: творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся

аналитического подхода к любому материалу.

Использование технологии критического мышления позволит развить интерес к чтению, так как выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам художественной литературы поможет освоить навыки рефлексивного чтения.

Для того, чтобы активизировать учебный процесс и оптимально использовать возможности, учитель использует 3 стадии технологии.

Первая стадия – вызов, активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме. Приёмы: «Мозговой штурм», «Версии».

Вторая стадия-осмысление нового материала. Приёмы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц и т.д.

Третья стадия–размышление (рефлексия). Приёмы: дискуссия, эссе. фиксация рассмотренного материала ( выводы, схемы, синквейн)

Конспект урока литературы в  6 классе.                          

Тема: М. Ю. Лермонтов « Три  пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

Цель: Помочь почувствовать настроение лермонтовских стихотворений, дать первоначальное понятие о балладе.

Методические приёмы: прогнозирование, таблица, словесное рисование, беседа, объяснение теоретических понятий, резюме.

Стадия Вызова.

– Давайте пофантазируем, о чём вам говорит название стихотворения и его подзаголовок « восточное сказание»?  

(Примерные ответы: Действие происходит в пустыне, жара, солнце печёт, нет воды, пальмы зелёные, красивые, стройные)

- О чём вам говорит число 3? ( что-то сказочное, число три встречается в сказках: три дочери, три испытания,…)

-Что вам подсказывает фамилия поэта? ( Основной мотив стихотворений – мотив грусти, одиночества. Отчего- то будет грустно.)

Стадия Содержания.

1. -А давайте узнаем, что же Лермонтов пишет в стихотворении « Три пальмы». (Учитель выразительно читает стихотворение. Спрашивает о впечатлениях детей.)

2.- Реальные или фантастические события изображает поэт в стихотворении? Заполните таблицу. ( Работают в парах. Социализация в классе. Учитель корректирует и  заполняет  таблицу на доске)

Фантастическое

Реальное

  1. Число 3
  2. Олицетворение.
  3. Неожиданное появление каравана сразу после укора пальм небу.

1.Пальмы в пустыне.

2.Караван описан детально

3.Картина привала.

4.Гибель гордых пальм

5.Исчезновение прекрасного оазиса в пустыне.

 Объяснение теоретического понятия:

-Такое  стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой.  Запишите определение баллады  в тетради.

3. Групповая работа (участники группы обсуждают один из вопросов, приходят к одному мнению, отвечает один из группы, перед ответом читает вопрос, другие группы могут согласиться или не согласиться, сделать свои дополнения).

Беседа:

1)Какие картины увидели перед глазами, назовите их, нарисуйте словесно.

2) Как соотносятся первая и последняя картины? Покажите словесный рисунок.

Для чего применил автор такой художественный приём противопоставления?

3)Что значит выражение « питомцы столетий»? Почему автор применяет именно такое выражение?

4)Почему пальмы были погублены? Что не оценили люди?

4.  Объяснение понятия:

- Прочитайте строки, в которых говорится о гибели пальм: По корням упругим топор застучал, и пали без жизни питомцы столетий. Что заметили? Подчеркните повторяющиеся согласные. Что вы услышали?( Работа в группах.  Социализация в классе.)

  - Такое повторение согласных звуков, помогающее изобразить картину, озвучить её, выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией. Записывают определение в тетради.

Стадия Рефлексии.  

Беседа:

- Насколько подтвердились ваши прогнозы?

 Коллективно  сочиняем  диаманту:

1.Пальмы

2.Красивые, гордые

3. Росли, цвели, увядали.

4.Жизнь, свежесть – смерть, пепел

5.Изрублены, сожжены, пали

6. Не поняты, мертвы

7. Пустота.

Домашнее задание: Предлагаю написать резюме, закончив фразу: « Прочитав балладу « Три пальмы», я почувствовал…» или сочинить  синквейн.           

Извлечение из календарно-тематического планирования уроков литературы в 6 классе по программе В.Я.Коровиной .

Тема

Дата

Частные дидактические цели

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение

«Три пальмы»

12.11

2015

Дать первоначальное представление о балладе. Помочь почувствовать настроение стихотворения.

Научатся анализировать текст стихотворения, воспринимать художественный текст как произведение искусства.

Познавательные: научатся искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Контрольно-оценочный блок

Оценка устного ответа обучающегося

Критерии:

  1. Полнота и правильность ответа.
  2. Степень осознанности, понимания изученного. Критерии понимания: выполнение практических действий на основе изученного материала; умение словесно его передать, логически построить и перестроить, доказать, обосновать.
  3. Языковое оформление ответа: богатство и разнообразие используемой лексики, синтаксических конструкций; умение излагать материал последовательно, с учетом литературных норм языка.

Оценка

                     Критерии оценки

1

2

3

«5»

Изученный материал излагается полностью с верным определением основных понятий

Понимание материала, обоснование суждений, практическое применение знаний

Последовательное оформление материала с учетом литературных норм языка

«4»

Допускаются ошибки в изложении материала, но самостоятельно исправляются.

Обоснование суждений с помощью учителя.

1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении материала.

«3»

Неполное изложение материала, неточности в определении понятий или формулировке правил.

Неглубокое обоснование суждения, неумение практически использовать знания.

Непоследовательное изложение материала; ошибки в языковом оформлении.

«2»

Незнание большей части изучаемого или полное незнание.

Неумение обосновать суждение, практически использовать знания.

Беспорядочное, неуверенное изложение, неумение пользоваться языковыми средствами.

Выводы

  Технология развития критического мышления имеет большие преимущества в общей системе деятельности, так как применение данной педагогической технологии позволяет пробудить интерес учащихся к получению новой информации, позволяет им сформулировать свои цели урока, анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников. Интересны также и виды работ на каждой стадии урока.

Заключение

    Возможности технологии  развития критического мышления велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

      Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.  

Ресурсное обеспечение

  1. Дидактическое обеспечение: 

1.Учебные пособия: Коровина В. Я., Коровин В. И. у Журавлёв В. П. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 6 кл. — М.: Просвещение, 2013год..

  1. Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 6 кл.» (формат МРЗ). — М.: Аудио- школа: Просвещение, 2013год., К.

2.Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, комплекты дисков по предмету, раздаточный материал для учащихся.

Список информационных  источников:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.  

2.Программы общеобразовательных учреждений по литературе под ред. В.Я.Коровиной .-М.: « Просвещение, 2014

3. С.И.Заир – Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2004.

4. И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.

5.Материалы уроков Фестиваля педагогических идей http://festival.1september.ru

6.Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php year=2004&num=7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы

В данной работе представлено описание педагогического опыта....

Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.

В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...

Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках литературы в 5 классе.

Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять.И потому главное дело совер­шенствования:работать над мыслями.Л.Толстой         Мысль, ...

Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках литературы в 5 классе

В  работе рассмотрены психолого-педагогические основы технологии «Развития критического мышления», а также были выявлены наиболее целесообразные методы и приёмы преподавания литературы в 5 классе...

Технология развития критического мышления на уроках литературы.

Статья для  ХIII Международной заочной  научно-практической  конференции « Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования».http://ipk74.ru/...