«Технология развития критического мышления на уроках литературы»
статья по литературе (6 класс) на тему
Данная работа поможет учителю литературы применять на уроке технологию критического мышления для повышения интереса детей к чтению произведений художественной литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа с.Борискино-Игар
муниципального района Клявлинский Самарской области
«Технология развития критического мышления на уроках литературы»
Выполнила: Яковлева Галина Викторовна
учитель русского языка и литературы
2015 год
Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят и не хотят читать. У детей отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Книга же учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, речь, умение думать самостоятельно.
В связи с этим необходимо переориентировать образовательную (учебную) деятельность с традиционных методов обучения на новые технологии с учётом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
Цель данной работы – внедрение в ОП технологию развития критического мышления и создание необходимых условий для формирования читательских компетенций, усвоения теоретических знаний учебной программы и практических навыков работы с книгой учащихся через создание единой системы деятельности педагога.
Задачи:
1) Внедрить в ОП технологию развития критического мышления.
2)Создать условия для формирования активного читателя через развитие критического мышления учащихся.
3)Описать диагностические средства, позволяющие определить эффективность деятельности педагога, направленную на развитие интереса к чтению у учащихся.
Новый образовательный результат, сформированный у обучающихся в процессе внедрения в ОП технологии критического мышления: повышение интереса к чтению литературы, умение анализировать тексты различных жанров, умение создавать синквейны, кластеры, умение писать эссе и т.д.
Изменения в образовательном процессе: формирование положительной мотивации изучения литературы, совершенствование речевого развития, повышение уровня коммуникативной компетенции.
Ожидаемые результаты
Применение технологии критического мышления на уроках позволит:
- развить читательские компетенции;
- заинтересовать обучающихся в создании синквейнов, кластеров, инсерта к тексту;
- сформировать общеучебные умения, навыки;
- повысить их интерес, мотивацию к уроку литературы;
- активизировать интеллектуальную деятельность.
Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, растет интерес не только к предмету, но и к учению в целом.
Развитие интереса к чтению - это воспитание литературного вкуса, потребности читать настоящую литературу. Книга воспитывает и формирует
нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому. На уроках литературы используются разные методы изучения художественных произведений, но особенно эффективны инновационные технологии, например, технология развития критического мышления.
Критическое мышление –это
-способность ставить новые, полные смысла вопросы;
-вырабатывать разнообразные подкрепляющие аргументы;
-принимать независимые продуманные решения;
-логически формулировать выводы.
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления через
интерактивное включение обучаемых в познавательный интерес.
Методы: творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся
аналитического подхода к любому материалу.
Использование технологии критического мышления позволит развить интерес к чтению, так как выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам художественной литературы поможет освоить навыки рефлексивного чтения.
Для того, чтобы активизировать учебный процесс и оптимально использовать возможности, учитель использует 3 стадии технологии.
Первая стадия – вызов, активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме. Приёмы: «Мозговой штурм», «Версии».
Вторая стадия-осмысление нового материала. Приёмы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц и т.д.
Третья стадия–размышление (рефлексия). Приёмы: дискуссия, эссе. фиксация рассмотренного материала ( выводы, схемы, синквейн)
Конспект урока литературы в 6 классе.
Тема: М. Ю. Лермонтов « Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.
Цель: Помочь почувствовать настроение лермонтовских стихотворений, дать первоначальное понятие о балладе.
Методические приёмы: прогнозирование, таблица, словесное рисование, беседа, объяснение теоретических понятий, резюме.
Стадия Вызова.
– Давайте пофантазируем, о чём вам говорит название стихотворения и его подзаголовок « восточное сказание»?
(Примерные ответы: Действие происходит в пустыне, жара, солнце печёт, нет воды, пальмы зелёные, красивые, стройные)
- О чём вам говорит число 3? ( что-то сказочное, число три встречается в сказках: три дочери, три испытания,…)
-Что вам подсказывает фамилия поэта? ( Основной мотив стихотворений – мотив грусти, одиночества. Отчего- то будет грустно.)
Стадия Содержания.
1. -А давайте узнаем, что же Лермонтов пишет в стихотворении « Три пальмы». (Учитель выразительно читает стихотворение. Спрашивает о впечатлениях детей.)
2.- Реальные или фантастические события изображает поэт в стихотворении? Заполните таблицу. ( Работают в парах. Социализация в классе. Учитель корректирует и заполняет таблицу на доске)
Фантастическое | Реальное |
| 1.Пальмы в пустыне. 2.Караван описан детально 3.Картина привала. 4.Гибель гордых пальм 5.Исчезновение прекрасного оазиса в пустыне. |
Объяснение теоретического понятия:
-Такое стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой. Запишите определение баллады в тетради.
3. Групповая работа (участники группы обсуждают один из вопросов, приходят к одному мнению, отвечает один из группы, перед ответом читает вопрос, другие группы могут согласиться или не согласиться, сделать свои дополнения).
Беседа:
1)Какие картины увидели перед глазами, назовите их, нарисуйте словесно.
2) Как соотносятся первая и последняя картины? Покажите словесный рисунок.
Для чего применил автор такой художественный приём противопоставления?
3)Что значит выражение « питомцы столетий»? Почему автор применяет именно такое выражение?
4)Почему пальмы были погублены? Что не оценили люди?
4. Объяснение понятия:
- Прочитайте строки, в которых говорится о гибели пальм: По корням упругим топор застучал, и пали без жизни питомцы столетий. Что заметили? Подчеркните повторяющиеся согласные. Что вы услышали?( Работа в группах. Социализация в классе.)
- Такое повторение согласных звуков, помогающее изобразить картину, озвучить её, выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией. Записывают определение в тетради.
Стадия Рефлексии.
Беседа:
- Насколько подтвердились ваши прогнозы?
Коллективно сочиняем диаманту:
1.Пальмы
2.Красивые, гордые
3. Росли, цвели, увядали.
4.Жизнь, свежесть – смерть, пепел
5.Изрублены, сожжены, пали
6. Не поняты, мертвы
7. Пустота.
Домашнее задание: Предлагаю написать резюме, закончив фразу: « Прочитав балладу « Три пальмы», я почувствовал…» или сочинить синквейн.
Извлечение из календарно-тематического планирования уроков литературы в 6 классе по программе В.Я.Коровиной .
Тема | Дата | Частные дидактические цели | Планируемые результаты | |
предметные | метапредметные | |||
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» | 12.11 2015 | Дать первоначальное представление о балладе. Помочь почувствовать настроение стихотворения. | Научатся анализировать текст стихотворения, воспринимать художественный текст как произведение искусства. | Познавательные: научатся искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. |
Контрольно-оценочный блок
Оценка устного ответа обучающегося
Критерии:
- Полнота и правильность ответа.
- Степень осознанности, понимания изученного. Критерии понимания: выполнение практических действий на основе изученного материала; умение словесно его передать, логически построить и перестроить, доказать, обосновать.
- Языковое оформление ответа: богатство и разнообразие используемой лексики, синтаксических конструкций; умение излагать материал последовательно, с учетом литературных норм языка.
Оценка | Критерии оценки | ||
1 | 2 | 3 | |
«5» | Изученный материал излагается полностью с верным определением основных понятий | Понимание материала, обоснование суждений, практическое применение знаний | Последовательное оформление материала с учетом литературных норм языка |
«4» | Допускаются ошибки в изложении материала, но самостоятельно исправляются. | Обоснование суждений с помощью учителя. | 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении материала. |
«3» | Неполное изложение материала, неточности в определении понятий или формулировке правил. | Неглубокое обоснование суждения, неумение практически использовать знания. | Непоследовательное изложение материала; ошибки в языковом оформлении. |
«2» | Незнание большей части изучаемого или полное незнание. | Неумение обосновать суждение, практически использовать знания. | Беспорядочное, неуверенное изложение, неумение пользоваться языковыми средствами. |
Выводы
Технология развития критического мышления имеет большие преимущества в общей системе деятельности, так как применение данной педагогической технологии позволяет пробудить интерес учащихся к получению новой информации, позволяет им сформулировать свои цели урока, анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников. Интересны также и виды работ на каждой стадии урока.
Заключение
Возможности технологии развития критического мышления велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.
Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.
Ресурсное обеспечение
- Дидактическое обеспечение:
1.Учебные пособия: Коровина В. Я., Коровин В. И. у Журавлёв В. П. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 6 кл. — М.: Просвещение, 2013год..
- Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 6 кл.» (формат МРЗ). — М.: Аудио- школа: Просвещение, 2013год., К.
2.Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, комплекты дисков по предмету, раздаточный материал для учащихся.
Список информационных источников:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2.Программы общеобразовательных учреждений по литературе под ред. В.Я.Коровиной .-М.: « Просвещение, 2014
3. С.И.Заир – Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2004.
4. И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.
5.Материалы уроков Фестиваля педагогических идей http://festival.1september.ru
6.Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php year=2004&num=7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы
В данной работе представлено описание педагогического опыта....
Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.
В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...
Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках литературы в 5 классе.
Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять.И потому главное дело совершенствования:работать над мыслями.Л.Толстой Мысль, ...
Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках литературы в 5 классе
В работе рассмотрены психолого-педагогические основы технологии «Развития критического мышления», а также были выявлены наиболее целесообразные методы и приёмы преподавания литературы в 5 классе...
Технология развития критического мышления на уроках литературы.
Статья для ХIII Международной заочной научно-практической конференции « Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования».http://ipk74.ru/...
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы в 7 классе.
Урок литературы по ФГОС...