Уроки
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
3 док.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Урок литературы в 8 классе
Тема: Отражение исторических событий 1812 года в баснях Крылова.
Цели:
- Узнать, в каких баснях показаны события 1812г.?
- Увидеть, как отображает Крылов в баснях политическую ситуацию того времени?
- Найти, какие аллегории использует Крылов в баснях?
Оборудование: презентация
иллюстрации – эпизоды войны 1812 года к роману Л.Толстого «Война и мир»;
тексты басен;
исторические справки (из учебника литературы Коровиной, 8класс)
Ход урока
- Стадия вызова
- Добрый день все. Вы, конечно, задаётесь вопросом: о чём пойдет речь сегодня на уроке? Немного позже вы сами назовёте тему урока. А сейчас проверим готовы ли вы к работе: 3 группы сформированы, учебные принадлежности есть. Тогда всё внимание на экран.
Посмотрите на эти иллюстрации (к басням). О чём пойдёт речь на уроке?
- Итак, предмет нашего разговора басни. Вы их узнали? ( Ворона и Лисица; Мартышка и очки; Стрекоза и Муравей; Квартет; Слон и Моська)
- Что такое басня?
Лексическая работа.
Говоря на уроке о баснях, мы обязательно должны употреблять термины:
Запишем термины, имеющие отношение к басне.
Вспомним, что обозначает каждый из них:
А как зовут великого баснописца, автора названных в начале урока басен?
Слайд : Иван Андреевич Крылов.
Обратите внимание на годы жизни баснописца. Какие исторические события происходили в этот период времени?
Отражение, история, 1812 год, события
Попробуйте из этих слов составить предложение. (дети предлагают варианты, учитель выслушивает все).
- Отражение исторических событий 1812 года в баснях Крылова.
Именно об этом поговорим сегодня на уроке. Это и будет нашей темой. Сформулируйте цели на урок.
Да, исторические события 1812 года наложили отпечаток на произведения многих авторов. Не обошёл эту войну своим вниманием и Крылов. А вы что знаете о событиях этой войны?
Работа с таблицей «Знаю, хочу узнать, узнал».
Работа ребят в группах с первой колонкой таблицы, где они напишут всё, что знают об этой войне. Затем ответы выслушиваются, и учитель показывает свой вариант. Слайд .
А теперь сформулируйте 2-3 вопроса относительно событий войны и темы урока.
Дети записывают вопросы во вторую колонку таблицы. Затем вопросы озвучиваются. Учитель показывает свой вариант.
2. Стадия осмысления.
Чтобы ответить на данные вопросы нам нужно провести мозговую атаку.
Слайд 14. (групповая работа по плану)
Каждая группа выполняет свою работу.
1 группа: Басня «Обоз» (Выпишите слова и фразы, иносказательно указывающие на Кутузова и Александра-императора).
Выслушать ответы и предположения детей в 1 группе:
Конь добрый: хвалёный, криво и косо зацепился, с крутой горы спускается, лепится как рак, толкает - Кутузов
Лошадь молодая : ругает, обсмеивает , выгнувши хребёт, понатужа грудь – Александр 1.
Проверка: показ правильного варианта ответа. Слайд .
2 группа: Басня «Волк на псарне» (Выписать иносказательные образы).
Выслушать ответы и предположения детей во 2 группе:
Проверка: показ правильного ответа. Слайд .
Волк: серый забияка, старинный кум и сват, зубами щёлкая, хотел бы съесть – Наполеон;
Овчарня; стадом, за овец – Россия;
Псарня: рвутся на драку, с дубьём, с ружьём, огня – русская армия;
Ловчий: я сед, я волчью натуру знаю, обычай мой не делать мировой – Кутузов.
3 группа: исторический комментарий к басням (по материалам учебников для 5 и 8 класса под редакцией Коровиной)
Проверка работы в группах. Слайд .
Слайд . Комментарий историков: учебник «Литература» 8 класс (Коровина В.Я. М. Просвещение 2007, Часть 1, стр. 82) материал распечатан.
Слайд . Комментарий историков: учебник 5 класс ( Коровина В.Я. М. Просвещение 2007, Часть1, стр.58 : историческая справка) материал для историков распечатан.
3. Рефлексия.
Вернёмся к таблице «Знаю, хочу узнать, узнал». Запишите в третью колонку таблицы ответ на свой вопрос. .
Предлагаю вам мой вариант ответа на вопрос, который я поставила. Вернёмся к целям урока: достигли ли мы поставленных целей?
Домашнее задание: со словом БАСНЯ на выбор
- Составить акростих.
- Составить синквейн.
Урок окончен. Спасибо за сотрудничество.
Используемая литература:
1. Коровина В.Я. Учебник-хрестоматия 8 класс. – М.: Просвещение, 2006.
2.Скоркина Н.М. Литература (поурочные планы для 8 класса). – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001.
3.Шадрина С.Б. Литература. Поурочные планы по учебнику Коровиной. – Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...