урок
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок с дифференцированной технологией.
Урок мудрости по рассказу О. Генри «Дары волхвов» (7 класс).
Тип урока: урок анализа текста художественного произведения.
Цели урока: развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, определяющих истинные и ложные ценности, умение объяснить смысл названия рассказа, характеризовать авторское понимание мудрости и счастья, проявление творческих способностей при художественном пересказе, выполнение письменных творческих работ.
Эпиграф:
Дар есть благословение дающему.
Ф. Герберт
Теория литературы: новелла.
Словарная работа: волхвы, жертвенность.
Оборудование: портрет О. Генри; иллюстрации к рассказу; репродукции библейских сюжетов "Поклонение волхвов" Рубенса, Рембранта.
Ход урока
1. Слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с писателем, которого знают и любят самые разные читатели от высокоразвитых интеллектуалов до людей, которые вообще не слишком любят читать. Его рассказы стали популярны и любимы читателями благодаря тому, что в каждом из них всегда присутствует искрометный юмор и безграничная любовь к людям. Он известен во всем мире под псевдонимом О. Генри. Настоящее имя этого автора мы найдем в статье учебника. А о его биографии нам расскажет документальный фильм.
2. Работа со статьей учебника о жизни и творчестве О. Генри.
Прочтите, как зовут этого писателя, где и в какой семье он воспитывался.
- Где он учился и каких авторов особенно любил читать в детстве?
- Какие произведения этих авторов вы знаете? Какие произведения наиболее популярны в мире?
- Какими профессиями владел Портер?
- Какими языками владел писатель?
- Как вы понимаете словосочетание "посвящение в ковбои"?
3. Проверка домашнего задания: чтение отрывка рассказа вслух учениками по ролям.
4. Дифференцированные задания по группам.
Уровневая дифференциация (Обучающиеся делятся на группы по уровню знаний, интересам, способностям, темпу усвоения материала).
1 группа – выполнение задания по образцу.
-Дать характеристики главным героям произведения по предоставленному плану
(1 группа – Деллы, 2 группа – Джима).
-Определение места героя в произведении.
-Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
-Речевая характеристика.
-Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
-Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
-Черты характера.
-Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
-Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
-Сопоставление с другими персонажами.
-Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
2 группа – Ответьте на вопросы:
- Почему для того, чтобы сделать подарок любимому, каждому из героев приходится идти на жертвы? (Они бедны).
- Поработаем над словосочетаниями «вопиющая нищета» и «красноречиво кричащая бедность». Раскройте значение словосочетаний.
«Нищета» и «бедность» - синонимы. «Вопиющий» - кричащий, издающий вопль. «Красноречиво» - выразительно, многозначащий.
- Почему же, несмотря на бедность, они хотят сделать друг другу такие дорогие подарки?
- Где же они находят деньги?
Выполните задания и ответьте на вопросы:
- Найдите описания сокровищ четы?
- Жаль ли Деле расставаться с волосами? Подтвердите.
- Долго ли она колеблется?
- Что же они дарят друг другу на деньги от проданных сокровищ.
- Зачем автор так подробно описывает подарки?
- Почему, несмотря на то, что подарки оказались невостребованными герои все равно счастливы? Почему (найдите) «Джин с улыбкой ложится на кушетку».
1 группа – Выполните задания и ответьте на вопросы:
- Мы видели в поступках героев только любовь или что-то еще? (самопожертвование).
- А как вы считаете, бывает ли настоящая любовь без самопожертвования?
- Вернемся в творческую лабораторию и добавим самопожертвование.
- Давайте посмотрим на начало рассказа. Оно в деньгах. На следующей странице – опять о деньгах. Деньги – это что-то земное, обыденное или возвышенное? Почему же автор дает такое возвышенное название и такое земное начало.
2 группа – Выполните задания и ответьте на вопросы:
- Какой же дар делает человека счастливым?
- Раскройте смысл высказывания В. Маяковского: «Любовь – это сердце всего…». Проведите параллель с текстом с опорой на слова: любовь, верность, преданность, жертвенность, самопожертвование, мудрость. Подберите синонимы к данным словам.
- Как мы узнаем, что герои любят друг друга? Подтвердите текстом.
- Имел ли автор право провести параллель между этими обычными людьми с их финансовыми проблемами и возвышенным одариванием Бога волхвами ответить на проблемный вопрос. Почему?
- Как автор рассказа "Дары волхвов переосмысливает историю встречи волхвов и Младенца Иисуса?
- Почему он называет наимудрейшими дарителями именно героев своего рассказа?
- Почему из всех, кто "подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им"?
- Почему они и есть волхвы?
(Потому что они подарили друг другу самое дорогое, что было у каждого из них, не заботясь о том, что останется у них. Они были по-настоящему мудры, потому что очень любили друг друга и при дарении подарков заботились не о себе, а о другом. Для них эти подарки стоили больше, чем золото и благовония библейских волхвов.)
Рефлексия.
-как работали на уроке,
-какое задание понравилось и получилось,
-что узнал нового на уроке?
Домашнее задание:
- Перечитать рассказ ещё раз. Подготовить пересказ рассказа. Используя приём устного словесного рисования, опишите героев, по желанию ответьте, какая цветовая гамма преобладает при описании героев и их жизни? (1 группа).
- Перечитать рассказ ещё раз и ответить на проблемный вопрос: Кто они – истинные дарители, в чём их счастье и смысл жизни? Подготовить описание исторической эпохи, страны, где разворачиваются события, описанные в рассказе. (2 группа).
- По желанию – напишите сочинение по рассказу на тему (по выбору): «На что способен человек во имя любви?», «Истинные дарители».
- Перспективное задание - Прочитайте рассказы О. Генри: "День благодарения", "Чародейные хлебцы", "Принцесса и пума", "Вождь краснокожих"; просмотреть (по возможности) художественный фильм по рассказу..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...