«Платонов – «писатель будущего»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Цель урока:
показать актуальность и вневременную ценность произведений А.Платонова на примере рассказа « В прекрасном и яростном мире».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_1.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока:
показать актуальность и вневременную ценность произведений А.Платонова на примере рассказа « В прекрасном и яростном мире».
Задачи урока:
• создать условия для понимания философской сути рассказа, помочь раскрыть писательский замысел и выявить нравственную проблематику рассказа;
• развивать речевые и аналитические навыки (речемыслительные умения) в процессе анализа художественного произведения;
• воспитывать неприятие пассивной, созерцательной жизненной позиции, формировать интерес к изучению русской литературы в контексте культуры и исторической эпохи.
Форма урока: урок мудрости.
Тип урока: комбинированный.
Технология развития критического мышления.
Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа по тексту, выразительное чтение, краткий пересказ, кластер, «двойной дневник», развернутый ответ на вопрос, использование мультимедийных средств.
Оборудование: презентация «А.П.Платонов - «писатель будущего»; распечатки произведения, раздаточный материал- «двойной дневник».
Платонов - «это взлетевшая над своим временем
гениальная русская мысль».
Е.Евтушенко
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проводим урок на тему: «Платонов – «писатель будущего»(Ю.Щекочихин). Это мнение литературоведов. Почему Платонова называют «писателем будущего»? Ответить на этот вопрос –цель нашего урока. Я думаю, что рассказ «В прекрасном и яростном мире», который вы прочитали дома, поможет нам это сделать.
Обратим внимание на эпиграф нашего урока, им являются слова поэта Евгения Евтушенко, он называет Платонова « взлетевшей над своим временем гениальной русской мыслью». Поговорим о времени Платонова.
В связи с этим хочу напомнить слова из его автобиографии: «Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, я люблю еще паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу.»
И предложить вам рассмотреть репродукции картин современника писателя Георгия Нисского, обратите внимание на факты из биографии художника, (см. презентацию). Сколько общего у них с Платоновым. (Звучит музыка Георгия Свиридова). Рассматривая репродукции, вы слышите музыку тоже их современника Георгия Ивановича Свиридова.
- Находите ли созвучие между музыкальным произведением и произведениями живописи, в чем?(Сюита «Время, вперед!» была написана для одноименного фильма Михаила Швейцера, посвященного строительству Магнитогорского металлургического комбината. Впоследствии ее часто использовали для фильмов о первых пятилетках, об индустриализации, послевоенном строительстве).
-Помогли ли вам произведения живописи и музыки почувствовать темп жизни той эпохи, в которой они жили, жил Андрей Платонов? Поделитесь своими впечатлениями. (Так чувствовали они свое время и так о нем рассказали).
Жизнь Платонова связана с важнейшими историческими событиями: Первой мировой войной, коллективизацией, индустриализацией, Великой отечественной войной, послевоенным восстановлением хозяйства.
- Какое именно историческое время рисует автор в своем рассказе «В прекрасном и яростном мире»?
Задание (в парах): Прочитайте историческую справку об этом времени, подчеркните ключевые выражения, характеризующие эпоху Платонова.
Первая стадия - «Вызов».
- Как автор сумел передать быстрый темп жизни этого времени в своем произведении?( образ ж. д., паровоз)(Если бы вас попросили нарисовать иллюстрации, чтобы вы нарисовали?)
-Найдите строчки в рассказе, посвященные этой машине (стр.124)
-Кому из героев принадлежат эти слова? Какова особенность повествования в рассказе? Какое преимущество это дает читателю?
(Так писатель дает нам возможность познакомиться со своим временем изнутри: мы не просто узнаем историю, которую хочет рассказать автор устами своего героя. Мы узнаем о чувствах, переживаниях главных героев произведения (- Кто они?) и живем вместе с ними в их времени, в их мире. Этот мир автор называет прекрасным и яростным.
-Какое слово является ключевым в названии этого рассказа? Подберите синоним к нему (мир=жизнь).
Вторая стадия - «Осмысление».
1.Составление кластера.
- Этот мир автор называет прекрасным и яростным. Напомните значение слов «прекрасный» (красивый, производящий приятное впечатление) и «яростный» (1.полный ярости, гнева; 2. неукротимый – о явлениях природы).
-А какое значение вкладывает Платонов в эти слова, можем узнать только из его произведения. Прочитайте начало рассказа.(это первое пр-е)
-Почему Мальцева считают лучшим машинистом?(стр.123 «Ему было лет тридцать, но он уже…»; стр.124 «Он вел состав…»;стр.125 «По нашей вине…»; «стр.126 «…он брал подъемы…», «Диспетчер вышел к паровозу…»).
-А вы захотели бы работать с ним помощником машиниста?(да: он мастер;
нет: было бы неприятно, что тебе не доверяют и переделывают твою работу, стр.125«…я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам»,стр.126 «…он скучал от своего таланта, как от одиночества»(Машинист Мальцев чувствовал, что лучше него никто не водит поезда. Никто не мог понять его таланта, не мог разделить с ним радости единения с машиной, «ему было грустно с нами», он чувствовал свою избранность, невозможность найти себе равного).
А как отнесся к такому назначению рассказчик? Почему?(стр124 «Я был доволен…»)
Итак, я услышала от вас о любимой работе героев, о таланте, желании учиться мастерству, о недоверии к людям, одиночестве. Что из этого вслед за Платоновым можем назвать прекрасным , а что яростным?
…..
Вспомним еще строчки из автобиографии писателя о его любви к полям, деревне. Есть ли пейзажные зарисовки в рассказе? Какую роль они играют?(стр.124-125 «даже воробей…», стр.126,127,128: природа-красота, природа- испытания и трудности). Поместим ваши выводы в кластер.
……..
-Какие испытания выпали на долю нашим героям?(От молнии, а затем во время эксперимента ослеп Мальцев. Костя чувствует свою вину.)
Чтобы оценить поведение наших героев во время испытаний, выполним задание, которое я назвала…
2. Заполнение «двойного дневника» (см.Приложение).
В одной части дневника должны быть записаны факты, события, а в другой – чувства, связанные с ними. Вам нужно вписать события или чувства Кости, что пропущено.
1 вставка в дневник: чувство несправедливости, хочет , чтобы справедливость восторжествовала.
2 Следователь рассказал о результате эксперимента.
3 Костя иногда разговаривал с Мальцевым. Пригласил его на паровоз. ( Костя боролся за его здоровье. Дал возможность вспомнить о любимой работе. Костя разрешил повести паровоз. Возвращение к любимому делу дало новые силы, его организм как бы помолодел и преодолел болезнь. Без работы «он осунулся и постарел… тоска, безжизненная участь снедали Александра Васильевича, и тело его худело от постоянного горя.» Хотя Костя «не был другом Мальцева», но желание «защитить его от горя судьбы» совершило чудо) .
-В то время. когда Костя боролся за справедливость, за освобождение Мальцева, что-то предпринимал сам Мальцев?
Заполняем третий уровень кластера. Он отражает разную позицию человека во время испытаний. Какую?(Желание бороться, помогать другим и бездействие).
Продолжим работу с «двойным дневником».
4 Мальцев прозрел во время поездки. После работы они с Костей просидели весь вечер и всю ночь.
-Почему Мальцев, всегда говоривший «прочь» на желание Кости поговорить с ним, теперь готов просидеть весь вечер и всю ночь? Что изменилось в нем?
(Происходит «внутреннее», нравственное прозрение Мальцева. Это обретение веры в людей, понимания, что нужно бороться, не останавливаться перед трудностями. Мальцев раньше к Косте относился равнодушно, а сейчас понял, что люди должны относиться друг к другу теплее, потому что дружеское отношение к другому человеку рождает добро, даже может произойти чудо, как это случилось с ним. Плохо, если человек не хочет помочь даже себе, бороться за себя. Прекрасно, когда у человека есть желание помочь другому - это чудо духовного единения людей.
Закрываем кластер этими словами (выводом). Если мы посмотрим на левую часть этой схемы, то увидим формулу жизни, которую А.Платонов подсказывает: доброта, милосердие, любимая работа, мастерство в профессии, понимание важности своего дела, чувство ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, чтобы воспринимать мир, в котором ты живешь, прекрасным.
Третья стадия - «Рефлексия»
Об этом говорит в автобиографии и писатель: «…моя долгая упорная детская мечта – стать человеком, от мысли и руки которого работает весь мир ради меня и ради всех людей.»
Я думаю, что вы готовы ответить на вопрос: «Почему называют Платонова «писателем будущего»?
Выполните письменно задание «Закончите предложение»(одно на выбор, они дублируют друг друга).
Платонова называют« писателем будущего», потому что…
Платонов оставил нам, читателям 21 века, «гениальные» мысли:…
Прочитайте записи.
Мне было приятно познакомиться с вами как с внимательными читателями и интересными собеседниками.
Оценки за работу на уроке с комментариями.
Домашнее задание (на выбор):
1. Встреча с платоновскими героями на сегодняшнем уроке не первая для вас. Писатель В.Лидин пишет о Платонове: «Андрей Платонов глубоко проник мне в душу каким-то своим сердечным, необычайно нежным и мудрым отношением к людям, которые стали героями его рассказов…» Каково ваше отношение к героям Платонова? Как Платонов относится к своим героям?(это задание 4, стр.138)-развернутый ответ на вопрос.
2.Сочинение - миниатюра на тему: «Быть человеком – значит бороться»(И.В.Гете).
Приложение
«Двойной дневник»
Факты,события | Чувства |
«Я написал письмо следователю, ведшему в свое время дело Мальцева, с просьбой испытать Мальцева на подверженность его действию электрических разрядов.» | |
«Я сел на стул в усталости, во мне мгновенно сгорела душа, и я захотел пить.» | |
«Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе,- я чувствовал свою особенность человека.» | |
Я боялся оставить его одного. Как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира.» |
Письменное задание: «Закончите одно из предложений».
Платонова называют « писателем будущего», потому что… Платонов оставил нам, читателям 21века, «гениальные» мысли:… |
Домашнее задание:
1)Прочитайте рассказ А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
2)Отметьте в тексте строчки, подтверждающие, что Мальцев – лучший машинист.
Захотели бы вы работать помощником Мальцева?
3)Отметьте в тексте пейзажные зарисовки. Какую роль они играют в рассказе?
Домашнее задание:
1)Прочитайте рассказ А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
2)Отметьте в тексте строчки, подтверждающие, что Мальцев – лучший машинист.
Захотели бы вы работать помощником Мальцева?
3)Отметьте в тексте пейзажные зарисовки. Какую роль они играют в рассказе?
Домашнее задание:
1)Прочитайте рассказ А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
2)Отметьте в тексте строчки, подтверждающие, что Мальцев – лучший машинист.
Захотели бы вы работать помощником Мальцева?
3)Отметьте в тексте пейзажные зарисовки. Какую роль они играют в рассказе?
Домашнее задание:
1)Прочитайте рассказ А.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
2)Отметьте в тексте строчки, подтверждающие, что Мальцев – лучший машинист.
Захотели бы вы работать помощником Мальцева?
3)Отметьте в тексте пейзажные зарисовки. Какую роль они играют в рассказе?
Домашнее задание (на выбор):
1. Встреча с платоновскими героями на сегодняшнем уроке не первая для вас. Писатель В.Лидин пишет о Платонове: «Андрей Платонов глубоко проник мне в душу каким-то своим сердечным, необычайно нежным и мудрым отношением к людям, которые стали героями его рассказов…» Каково ваше отношение к героям Платонова? Как Платонов относится к своим героям?(это задание 4, стр.138)-развернутые ответы на вопросы.
2.Сочинение - миниатюра на тему: «Быть человеком – значит бороться»(И.В.Гете).
Домашнее задание (на выбор):
1. Встреча с платоновскими героями на сегодняшнем уроке не первая для вас. Писатель В.Лидин пишет о Платонове: «Андрей Платонов глубоко проник мне в душу каким-то своим сердечным, необычайно нежным и мудрым отношением к людям, которые стали героями его рассказов…» Каково ваше отношение к героям Платонова? Как Платонов относится к своим героям?(это задание 4, стр.138)-развернутый ответ на вопросы.
2.Сочинение - миниатюра на тему: «Быть человеком – значит бороться»(И.В.Гете).
Домашнее задание (на выбор):
1. Встреча с платоновскими героями на сегодняшнем уроке не первая для вас. Писатель В.Лидин пишет о Платонове: «Андрей Платонов глубоко проник мне в душу каким-то своим сердечным, необычайно нежным и мудрым отношением к людям, которые стали героями его рассказов…» Каково ваше отношение к героям Платонова? Как Платонов относится к своим героям?(это задание 4, стр.138)-развернутый ответ на вопросы.
2.Сочинение - миниатюра на тему: «Быть человеком – значит бороться»(И.В.Гете).
Домашнее задание (на выбор):
1. Встреча с платоновскими героями на сегодняшнем уроке не первая для вас. Писатель В.Лидин пишет о Платонове: «Андрей Платонов глубоко проник мне в душу каким-то своим сердечным, необычайно нежным и мудрым отношением к людям, которые стали героями его рассказов…» Каково ваше отношение к героям Платонова? Как Платонов относится к своим героям?(это задание 4, стр.138)-развернутый ответ на вопросы.
2.Сочинение - миниатюра на тему: «Быть человеком – значит бороться»(И.В.Гете).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Час общения для 9 класса: "Платон Алексеевич Ойунский – якутский писатель и общественный деятель"
Платон Ойунский - Слепцов Платон Алексеевич (10.11.1893 –31.10.39)- основоположник якутской советской литературы, поэт, прозаик, драматург, ученый-филолог, видный общественный и государственный деятел...
Час общения для 9 класса: "Платон Алексеевич Ойунский – якутский писатель и общественный деятель"
Платон Ойунский - Слепцов Платон Алексеевич (10.11.1893 –31.10.39)- основоположник якутской советской литературы, поэт, прозаик, драматург, ученый-филолог, видный общественный и государственный деятел...
А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.
А.П. Платонов...
АП Платонов. Судьба писателя.
Презентация жизни русского писателя 20 века А.П. Платонова....
Урок в 5 классе с использованием ЦОР для развития функциональной грамотности обучающихся на тему:" А. П. Платонов. Слово о писателе. Душевный мир главного героя в рассказе «Никита»"
Автор материалаПавлова Светлана ВладимировнаМесто работы, должностьУчитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №50»ПредметЛитератураКласс5 классНазвание материалаА. П. Платонов. Слово о п...
Конспект урока.А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.
А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живёт 1. О.Н.У. 2. Проверка д/з 3. Введение в тему урока (слайд 1) -Каким вы представляете себ...