Час общения для 9 класса: "Платон Алексеевич Ойунский – якутский писатель и общественный деятель"
классный час по литературе (9 класс) на тему
Платон Ойунский - Слепцов Платон Алексеевич (10.11.1893 –31.10.39)- основоположник якутской советской литературы, поэт, прозаик, драматург, ученый-филолог, видный общественный и государственный деятель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya_p.a._oyunskiy.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Республика Саха (Якутия)
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
г. Нерюнгри
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 24
Час общения для 9 класса:
«Платон Алексеевич Ойунский – якутский писатель и общественный деятель»
Выполнила:
Равдугина О.А., учитель русского языка и литературы
г. Нерюнгри 2013
Цели: углубить знания обучающихся об Ойунском П.А.,
воспитывать чувство уважения к земляку и чувство гордости за него,
развивать интерес к изучению жизни и творчества П.А. Ойунского (Слепцова).
Оборудование: проектор, интерактивная доска.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
Приветствие обучающихся.
II. Сообщение учителя.
- Ребята, сегодня мы поговорим с вами об одном из самых известных, великих якутян – Ойунском П.А.
У каждого народа, он велик или мал, есть свои выдающиеся личности, которыми гордится вся нация, вся республика.
Таким человеком весь якутский народ считает Платона Алексеевича Ойунского (Слепцова).
Трудно назвать главное, чем был славен этот человек. Его талант поистине
многогранен – он один из основоположников якутской литературы, поэт,
прозаик,
переводчик, ученый-филолог, видный общественный и государственный
деятель.
Всю свою короткую жизнь Платон Ойунский посвятил борьбе –
за независимость и свободу якутского народа, за его процветание.
III. Выступления обучающихся:
1-й ученик: Чтение стихотворения П.А. Ойунского «Прощай». [2]
Мне ль быть на жизнь свою в обиде?
Мне ль пред своей судьбой робеть?
Мы все, родившись, солнце видим,
Мы все, родившись, встретим смерть
И я умру - мой прах исчезнет,
Травой мой холмик порастет.
Но мной оставленные песни
В столетьях сохранит народ.
2-й ученик: Родился Платон Алексеевич 10 ноября 1893 года в 3-м
Жехсогонском наслеге Ботурусского района (ныне Таттинского улуса)
Якутской области, в крестьянской многодетной семье. Настоящая
фамилия – Слепцов, Ойунский – это его писательский псевдоним. Жила семья очень бедно, часто оставаясь без куска хлеба, питаясь одной рыбой. Тяжелая жизнь подорвала здоровье родителей, шестеро братьев и сестер Платона умерли от голода.
В детстве он часто убегал к своему соседу Пантелеймону Слепцову, большому знатоку олонхо, затейнику и песеннику. Часами сидел маленький Платон у мудрого
деда и слушал его импровизации. К 8 – 9 годам он и сам начал сказывать олонхо и петь песни своим сверстникам. Чуть позже мальчика стали охотно приглашать к себе домой взрослые, хозяева юрт. Все находили, что у него хороший голос и
незаурядный дар слова. Из-за крайней бедности родителей учиться он начал только в 14 лет. За один год прошел курс двух классов и уже тогда показал свои
прекрасные способности к обучению. В 1911 году блестяще окончил
Черкехскую школу. После окончания её переехал в Якутск, где учился в
учительской семинарии.
3-й ученик: Начало революционной и литературной деятельности относится к марту 1917 г., когда П,А. Ойунский вместе с М.К. Аммосовым организовал Союз
чернорабочих-якутов. В 1917 – 1918 гг. учился в Томском учительском
институте. С 1918 по 1922 г. участвовал в борьбе за установление советской власти в Якутии. В 1922 г. – председатель СНК ЯАССР, затем председатель ЯЦИК. Член ЦИК СССР II и III созывов, делегат X съезда РКП (б), XI Всероссийского,
II Всесоюзного съездов Советов и I Всесоюзного съезда советских писателей, где был избран членом правления Союза писателей СССР.
На I Всеякутской конференции советских писателей (1934 г.) избран
председателем правления Якутского отделения Союза писателей СССР.
В 1935 г. в Институте национальностей при ЦИК СССР защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата лингвистических наук и стал директором
созданного по его инициативе Научно-исследовательского института языка и культуры при СНК Якутской АССР. В декабре 1937 г. избран депутатом Верховного Совета Союза ССР, в начале 1938 г. был необоснованно арестован и 31 октября 1939 г. умер в якутской тюрьме. Реабилитирован в декабре 1955 г.
4-й ученик: В период гражданской войны песни Ойунского распевались в
Якутии бойцами за советскую власть. Прекрасными образцами якутской
революционной поэзии являются его стихи: "Да укрепится победа", "Власть
советам", "Железный конь", "Китайскому народу", "Заветы орла",
"Интернационал" (перевод). Они призывают к борьбе против тойонов-феодалов за социалистическое строительство, проникнуты верой в победу пролетарской
революции. Многие песни поэта стали народными. В восстановительный период в творчестве Ойунского преобладают лирические мотивы. В первом крупном
произведении писателя — поэме "Красный шаман" — сказалось влияние поэзии русских символистов и мистики якутского эпоса. Сюжет заимствован из народной
мифологии. В поэме шаман показан борцом за интересы трудящихся и пророком революции.
Пьеса "Большевик" [1927] является наиболее выдержанной в идеологическом отношении пьесой в якутской послереволюционной литературе и знаменует начало пролетарской литературы в Советской Якутии.
В повести "Великий Кудангса" (1929—1930, журнал "Чолбон") феодал Кудангса представлен "отцом нации", заботящимся о благосостоянии своего народа: он спасает народ от холода и болезней. Ни на классовый гнет ни на классовую борьбу нет и
намекав. Из произведений Платона Алексеевича следует выделить
оригинальные сказки — "олонхо" — в стихах, отличающиеся научным
содержанием и мастерством.
Ойунский П.А. высоко поднял культуру якутского стиха — создал
рифмованный, музыкальный, метрико-силлабический стих.
Особое культурно-политическое значение имеет деятельность Ойунского как председателя Комитета якутской письменности и теоретика по якутскому
литературному языку. Он также известен как собиратель и исследователь
якутского фольклора, историк якутов и их религии — шаманизма.
IV. Викторина.
- В каком году родился П.А. Ойунский?
- Назовите улус, в котором родился Платон Алексеевич Ойунский?
- В какой семье жил Платон?
- Кто в детстве привил любовь к олонхо Платону?
- Во сколько лет Платон поступил в школу?
- За сколько лет окончил начальную школу?
- В каком году П.А. Ойунский переехал в Якутск?
- В каком институте он учился?
- В каком году был арестован?
- В каком году П.А. Ойунский был реабилитирован?
- Есть ли в нашем городе улица, названная в честь П.А. Ойунского?
- Заключительное слово.
М.Е. Николаев на праздновании 100-летия Платона Ойунского в ЮНЕСКО,
в г. Париже. (1993 г.) произнес такие слова:
"...Мы с оптимизмом смотрим в будущее, уверены в своем завтрашнем дне. Мы исходим из своих реальных возможностей и совершаем реальные дела, которые
обогащают нашу республику и ведут и достижению поставленной цели.
Платон Алексеевич Ойунский был голосом и гордостью народа саха. Разносторонний самобытный талант, глубокое знание жизни народа позволили Ойунскому в свое время верно подметить наиболее значимые проблемы исторических судеб родного народа. Он был человеком большой души, доброго сердца, дальновидного ума. В своей
содержательной, богатой крупными общественными событиями жизни,
в бурной политической борьбе за свои идеалы на его долю выпала немало
радостей и огорчений. Но он твердо верил, что будущее - за его народом". [1]
И мы не можем не согласиться с его словами. Память о Платоне Алексеевиче вечно живет в мыслях и делах народов всего мира.
А якутский народ
Мою песню споет
Среди ясного дня
Вспоминая меня…
Литература.
1. Николаев М.Е. Возвращенные имена./М.Е. Николаев; Предисл. В.Н.
Иванова.- Якутск, Бичик, 2003.-344 с.: ил.
2. Ойунский П.А. Стихотворения.- Л: Советский писатель. Ленинградское
отделение,1978.-417 с. - (Библиотека поэта).
3. http://sakha.gov.ru/node/1141
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Д. И. Менделеев - учёный и общественный деятель
Урок-панорама (в рамках изучения темы « Периодический закон и периодическая система химических элементов», 9 класс). Материал даёт возможность показать, что Д. И. Менделеев - один из самых значительны...
Час общения для 9 класса: "Платон Алексеевич Ойунский – якутский писатель и общественный деятель"
Платон Ойунский - Слепцов Платон Алексеевич (10.11.1893 –31.10.39)- основоположник якутской советской литературы, поэт, прозаик, драматург, ученый-филолог, видный общественный и государственный деятел...
Республиканский научно-краеведческий конкурс учащихся «Моя родина-Минии нютаг», посвященный 90-летию краеведа и публициста, государственного и общественного деятеля Д.Д.Дагбаева Номинация №3 «Исследования о малой родине» «Обоо Баян-Мандал: вчера, сегод
Традиционные семейно-родовые обряды относятся к числу важнейших тем, изучаемых этнографической наукой. Они связаны с разными сторонами жизни этнического сообщества и является неотъемлемой частью его к...
Сценарий и презентация музыкальной гостиной, посвященной 75-летию певца, композитора, общественного деятеля, борца за мир Джона Леннона
Внеклассное мероприятие для 8-11 классов "Музыкальная гостиная, посвященная 75-летию певца, композитора, общественного деятеля, борца за мир Джона Леннона" проводится на двух языках русском и английск...
Тезисы к выступлению на V республиканских педагогических чтениях имени татарского просветителя, педагога и общественного деятеля Мухлисы Буби
21 апреля в МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа № 71 с углублённым изучением отдельных предметов" Ново-Савиновского района г.Казани прошли V республиканские педагогические чтения ...
Внеклассное мероприятие "Жизнь и творчества писателя, заслуженного учителя и общественного деятеля Ожева Аскарбия Рамазановича"
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-11 классов на родном (адыгейском) языке о жизни и творчестве бывшего учителя МБОУ "СОШ №9" а. ...
Николай Олейников: общественный деятель, поэт, редактор журнала
Презентация посвящена биолгафии и деятельноти Николая Олейникова...