Конспект урока по литературе по теме "И.С.Тургенев. "Стихотворения в прозе"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Уроки по “Стихотворениям в прозе” И.С. Тургенева в десятом классе обобщают и углубляют знания ребят об этом жанре, полученные в 7-8 классах.
Одной из главных задач этого урока была попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, а также опыт собственной творческой деятельности. В начале урока разберем специфику жанра «стихотворение в прозе», затем перейдем к беседе по стихотворениям, попытаемся проанализировать несколько стихотворений по группам, чтобы сэкономить время на уроке познакомиться с большим количеством стихотворений И.С. Тургенева. Так как стихотворение «Русский язык» было задано учащимся на дом, то на уроке мы более подробно проанализируем его, считаем, что данное стихотворение можно будет привести в качестве аргумента в ЕГЭ в части С, поэтому стихотворение «Русский язык» ребятам нужно было выучить наизусть. На таком «уроке-полилоге» увлекательным становится сам процесс работы, который дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать свое маленькое открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими. Таким образом, при постижении художественного произведения мы попытаемся соединить аналитическую и творческую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihotvoreniya_v_proze_turgenev.ppt | 865.5 КБ |
konspekt_po_stihotvoreniya_v_proze.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе по «Стихотворениям в прозе» И.С. Тургенева
Вид урока: урок усвоения нового материала
Тип урока: урок-анализ с элементами развития речи
Тема урока: «Стихотворения в прозе». Основные темы и мотивы.
Выполнила: учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49» Кемеровской обл., г. Новокузнецк Михеева Алена Александровна
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева.
Обучающие:
- показать особенности жанра стихотворений в прозе;
- выявить специфику и особенности жанра “стихотворение в прозе”.
- раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворений – «Как хороши, как свежи были розы…», «Нищий», «Мы еще повоюем!», «Лазурное царство», «Песочные часы» и др.;
- познакомить учащихся со стихотворением «Русский язык», мотивами его создания, своеобразием сюжетного материала;
- раскрыть мысли и чувства лирического героя данного стихотворения;
- повторить известные учащимся теоретические сведения об изобразительных средствах русского языка,
-познакомить с риторическим восклицанием;
-научить строить полный связанный ответ по плану
Воспитательные:
-воспитывать интерес к предмету и к творчеству И.С. Тургенева;
- развивать навыки выразительного чтения;
- воспитывать уважение к одноклассникам через организацию слушания ответов;
Развивающие:
- совершенствовать умение анализировать прочитанное, выделять главное, учитывая особенности драматического произведения;
- развивать интерес к изучению литературы с помощью разных видов работы.
- развивать культуру речи;
- развивать умения определять роль детали в художественном тексте;
Учебник, по которому работает учитель: Лыссый Ю.И. Литература. 10 класс: учебник для образоват. Учреждений (базовый уровень) в 2 ч. , Ч. 1/Ю.И. Лыссый, Г.И. Беленький, Л.Б. Воронин [и др.]. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2012. – 398 с.: ил.
Список литературы:
Золотарева И.В., Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М.: «ВАКО», 2004, 336с.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» URL: http://festival.1september.ru/articles/212369/ (дата обращения: 10.10.2012)
Оборудование: компьютер, проектор, карточки со стихотворениями
Методическое обоснование
Уроки по “Стихотворениям в прозе” И.С. Тургенева в десятом классе обобщают и углубляют знания ребят об этом жанре, полученные в 7-8 классах.
Одной из главных задач этого урока была попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, а также опыт собственной творческой деятельности. В начале урока разберем специфику жанра «стихотворение в прозе», затем перейдем к беседе по стихотворениям, попытаемся проанализировать несколько стихотворений по группам, чтобы сэкономить время на уроке познакомиться с большим количеством стихотворений И.С. Тургенева. Так как стихотворение «Русский язык» было задано учащимся на дом, то на уроке мы более подробно проанализируем его, считаем, что данное стихотворение можно будет привести в качестве аргумента в ЕГЭ в части С, поэтому стихотворение «Русский язык» ребятам нужно было выучить наизусть. На таком «уроке-полилоге» увлекательным становится сам процесс работы, который дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать свое маленькое открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими. Таким образом, при постижении художественного произведения мы попытаемся соединить аналитическую и творческую работу.
По мере углубления в эту кропотливую работу с текстом, ученики всё больше входят во вкус, начинают находить говорящие детали сами, радуясь своим открытиям и рождающимся вопросам, на которые затем все вместе ищем ответ, высказываем предположения, доказываем свою точку зрения. Согласно поставленной цели на уроке будут использованы следующие методы и приемы:
- слово учителя (вводное, ведущее, сообщающее, обобщающее);
- беседа (репродуктивная, эвристическая);
- выразительное чтение наизусть;
- составление сопоставительной таблицы
На слайды вынесем сопоставительную таблицу, некоторые стихотворения.
Домашним заданием будет прочитать первые 5 глав романа «Отцы и дети», подготовить доклад по истории создания романа.
Ход урока
Воробей
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Апрель, 1878
Лазурное царство
О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя… во сне.
Нас было несколько человек на красивой, разубранной лодке. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами.
Я не знал, кто были мои товарищи; но я всем своим существом чувствовал, что они были так же молоды, веселы и счастливы, как и я!
Да я и не замечал их. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, все покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо — и по нем, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.
И между нами по временам поднимался смех звонкий и радостный, как смех богов!
А не то вдруг с чьих-нибудь уст слетали слова, стихи, исполненные дивной красоты и вдохновенной силы… Казалось, самое небо звучало им в ответ — и кругом море сочувственно трепетало… А там опять наступала блаженная тишина.
Слегка ныряя по мягким волнам, плыла наша быстрая лодка. Не ветром двигалась она; ею правили наши собственные играющие сердца. Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая.
Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов. Упоительные благовония неслись с округлых берегов; одни из этих островов осыпáли нас дождем белых роз и ландышей; с других внезапно поднимались радужные, длиннокрылые птицы.
Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки.
Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки… Женские голоса чудились в них… И все вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормою — все говорило о любви, о блаженной любви!
И та, которую каждый из нас любил, — она была тут… невидимо и близко. Еще мгновение — и вот засияют ее глаза, расцветет ее улыбка… Ее рука возьмет твою руку — и увлечет тебя за собою в неувядаемый рай!
О лазурное царство! я видел тебя… во сне.
Июнь, 1878
«Как хороши, как свежи были розы…»
Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы… |
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы… |
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею, но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы… |
А в комнате все темней да темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шепот…
Как хороши, как свежи были розы… |
Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…
Как хороши, как свежи были розы… |
Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…
Как хороши, как свежи были розы… |
Мы еще повоюем!
Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.
Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.
Я поднял голову… Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.
И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!
Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Завоеватель — и полно!
А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.
Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
И пускай надо мной кружит мой ястреб…
— Мы еще повоюем, черт возьми!
Русский язык
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Июнь, 1882
БЕЗ ГНЕЗДА
Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда… Нахохлившись, сидит она на голой, сухой ветке. Оставаться тошно… а куда полететь?
И вот она расправляет свои крылья – и бросается вдаль стремительно и прямо, как голубь, вспугнутый ястребом. Не откроется ли где зеленый, приютный уголок, нельзя ли будет свить где-нибудь хоть временное гнездышко?
Птица летит, летит и внимательно глядит вниз.
Под нею желтая пустыня, безмолвная, недвижная, мертвая.
Птица спешит, перелетает пустыню – и всё глядит вниз, внимательно и тоскливо.
Под нею море, желтое, мертвое, как пустыня. Правда, оно шумит и движется – но в нескончаемом грохоте, в однообразном колебании его валов тоже нет жизни и тоже негде приютиться.
Устала бедная птица… Слабеет взмах ее крыл; ныряет ее полет. Взвилась бы она к небу… но не свить же гнезда в той бездонной пустоте!..
Она сложила наконец крылья… и с протяжным станом пала в море.
Волна ее поглотила… и покатилась вперед, по-прежнему бессмысленно шумя.
Куда же деться мне? И не пора ли и мне – упасть в море?
Январь, 1878 г.
СТАРУХА
Я шел по широкому полю, один.
И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною... Кто-то шел по моему следу.
Я оглянулся – и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.
Я подошел к ней... Она остановилась.
– Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни?
Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.
Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц... из чего я заключил, что она слепая.
– Хочешь милостыни? – повторил я свой вопрос. – Зачем ты идешь за мною? – Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съежилась чуть-чуть.
Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой.
И вот опять слышу я за собою те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги.
"Опять эта женщина! – подумалось мне. – Что она ко мне пристала? – Но я тут же мысленно прибавил: – Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое место. Да, да; это так".
Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идет только за мною, но что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево, и что я невольно повинуюсь ей.
Однако я продолжаю идти... Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится... какая-то яма... "Могила! – сверкнуло у меня в голове. – Вот куда она толкает меня!"
Я круто поворачиваю назад... Старуха опять передо мною... но она видит! Она смотрит на меня большими, злыми, зловещими глазами... глазами хищной птицы... Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам... Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик...
"Ах! – думаю я... – эта старуха – моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!"
"Не уйти! не уйти! Что за сумасшествие?.. Надо попытаться". И я бросаюсь в сторону, по другому направлению.
Я иду проворно... Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко... И впереди опять темнеет яма.
Я опять поворачиваю в другую сторону... И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.
И куда я ни мечусь, как заяц на угонках... всё то же, то же!
"Стой! – думаю я. – Обману ж я ее! Не пойду я никуда!" – и я мгновенно сажусь на землю.
Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я ее не слышу, но я чувствую, что она тут.
И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывет, ползет само ко мне!
Боже! Я оглядываюсь назад... Старуха смотрит прямо на меня – и беззубый рот скривлен усмешкой...
– Не уйдешь! Февраль, 1878
Стой!
Стой! Какою я теперь тебя вижу – останься навсегда такою в моей памяти! С губ сорвался последний вдохновенный звук – глаза не блестят и не сверкают – они мерк- нут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую удалось тебе выразить, Иван Тургенев «Стихотворения в прозе» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru 28 той красоты, во след которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки! Какой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по малей- шим складкам твоей одежды? Какой бог своим ласковым дуновеньем откинул назад твои рассыпанные кудри? Его лобзание горит на твоем, как мрамор, побледневшем челе! Вот она – открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Дру- гого бессмертия нет – и не надо. В это мгновение ты бессмертна. Оно пройдет – и ты снова щепотка пепла, женщина, дитя… Но что тебе за дело! В это мгновенье – ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда. Стой! И дай мне быть участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности! Ноябрь, 1879
Песочные часы День за днем уходит без следа, однообразно и быстро. Страшно скоро помчалась жизнь, – скоро и без шума, как речное стремя перед водопадом. Сыплется она ровно и гладко, как песок в тех часах, которые держит в костлявой руке фи-Иван Тургенев «Стихотворения в прозе» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru 36 гура Смерти. Когда я лежу в постели и мрак облегает меня со всех сторон – мне постоянно чудится этот слабый и непрерывный шелест утекающей жизни. Мне не жаль ее, не жаль того, что я мог бы еще сделать… Мне жутко. Мне сдается: стоит возле моей кровати та неподвижная фигура… В одной руке песочные часы, другую она занесла над моим сердцем… И вздрагивает и толкается в грудь мое сердце, как бы спеша достучать свои последние уда- ры.
Декабрь, 1878
Nessun maggior dolore
Голубое небо, как пух легкие облака, запах цветов, сладкие звуки молодого голоса, луче- зарная красота великих творений искусства, улыбка счастья на прелестном женском лице и эти волшебные глаза… к чему, к чему всё это? Ложка скверного, бесполезного лекарства через каждые два часа – вот, вот что нужно. Июнь, 1882
Песочные часы
День за днем уходит без следа, однообразно и быстро. Страшно скоро помчалась жизнь, – скоро и без шума, как речное стремя перед водопадом. Сыплется она ровно и гладко, как песок в тех часах, которые держит в костлявой руке фи-Иван Тургенев «Стихотворения в прозе» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru 36 гура Смерти. Когда я лежу в постели и мрак облегает меня со всех сторон – мне постоянно чудится этот слабый и непрерывный шелест утекающей жизни. Мне не жаль ее, не жаль того, что я мог бы еще сделать… Мне жутко. Мне сдается: стоит возле моей кровати та неподвижная фигура… В одной руке песочные часы, другую она занесла над моим сердцем… И вздрагивает и толкается в грудь мое сердце, как бы спеша достучать свои последние уда- ры.
Декабрь, 1878
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме""Нищий". Тематика, художественное своеобразие стихотворения в прозе"
конспект урока, который может быть проведен как в рамках программы, так и в качестве урока внеклассного чтения....
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...
Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"
На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных произведениях;доказать влияние одного произведения н...
Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»
небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...