Открытый урок в 6-7кл
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Л.П. Андреев "Кусака"
На этом рассказе знакомятся с историей жизни собаки, которая потерпела унижения от людей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов.
Урок №37
«Поэтический анализ стихотворения А.Фета «Уснуло озеро».
Цели и задачи:
- Уточнение, закрепление и приведение в систему полученных ранее знаний об анализе стихотворения.
- Проверка сформированности умений и навыков учащихся по осмыслению художественного текста, работа над лексикой стихотворения.
- Овладевание методикой быстрого заучивания поэтического произведения.
Тип урока: Урок-исследование.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы обратимся к анализу стихотворения А.Фета «Уснуло озеро». Это стихотворение о природе. Мы научимся осмысливать художественный текст, сделаем поэтическую зарисовку текста, поработаем над лексикой стихотворения. Заучивая наизусть стихи, вы всегда испытываете трудности при работе с текстом. Сегодня, воспользовавшись оригинальной методикой, к концу урока многие запомнят это стихотворение наизусть. Проверим? Итак, мы приступаем к работе с текстом, я читаю медленно каждый абзац, вы внимательно слушаете и вникаете в смысл.
- Работа с текстом стихотворения.
- Первая строфа:
Уснуло озеро, безмолвен черный лес.
Русалка белая небрежно выплывает.
Как лебедь молодой,
Луна среди небес скользит,
И свой двойник на влаге созерцает.
Чертим вот такую схему в виде креста:
Свет (мир) | Звук |
Цвет | Запах, температура, внутреннее состояние героя |
- Сейчас я еще раз внимательно прочитаю строфу, и мы попытаемся сделать небольшой анализ. (Я читаю).
На доске опять делается схема и вместе с учащимися мы ее заполняем.
Небо, звезды, луна, озеро, берег, русалка, ночь. | Всплеск от озера, тишина ночи |
Черный, белый, желтый, темно-синий | Свежести, травы, воды, рыбы серебро |
- Работа со словарем.
- Вам встретились в тексте непонятные слова. Давайте с помощью словаря разберемся со значениями этих слов.
Безмолвен – спокойный, мирный, исполненный тишины.
Русалка – сказочное существо (описать русалку с детьми)
Небрежно – нехотя, с нежеланием что-то делать.
Скользит – двигается плавно.
Двойник – зеркальное отражение, очень похожи.
Влага – вода, поверхность озера или реки.
Созерцает – долго и внимательно смотрит, рассматривает, любуется собой.
Вопрос: Чьими глазами мы видим мир стихотворения? И что, по-вашему, делает лирический герой? (Стоит, сидит или лежит! Еще раз зачитывается четверостишье.)
- Я зачитываю вторую строфу стихотворения:
Уснули рыбаки у сонных огоньков,
Ветрило бледное не шевельнет ни складкой.
Порой тяжелый карп плеснет у тростников,
Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.
- Заново чертим схему для второй строфы и проделываем с классом такую же работу, как и с первым абзацем.
Рыбаки, тростник, ветрило, огоньки костра, котелок с ухой, круг на воде | Плеск карпа, посапывание рыбаков |
Желтые и синие огоньки от костра, черная вода, серебро | запах тепла, костра и ухи тепло летней ночи и приятная озера |
- Работа со словарем:
Ветрило – парус (устаревшее).
Складка – опущенный парус.
Плеснет – ударять чем-либо плашмя (карп это делает хвостом)
Вопрос: А где сейчас находится лирический герой и что он делает? (Лирический герой во второй строфе лежит рядом с рыбаками и наблюдает за ними взглядом).
Я еще раз зачитываю вторую строфу стихотворения классу.
- Работа с третьей строфой стихотворения.
Как тихо…Каждый звук и шорох слышу я;
Но звук тишины ночной не прерывают,-
Пускай живая трель ярка как у соловья,
Пусть травы на воде русалки колыхают…
Учащиеся самостоятельно делают анализ третьего четверостишья по данной схеме устно.
- Работа со словарем:
Трель – переливчатый звук, употребляемый в музыке.
Колыхают – слегка качаются, колеблется.
Не прерывают – не останавливается.
Вопрос: Рассказать, что в данную минуту делает наш лирический герой. (Лирический герой закрыл глаза и приготовился ко сну, этот мир мы уже не видим, а слышим вместе с ним. Жизнь не закончилась, она продолжается и в этом нас убеждают слова «пускай» и «пусть».). Затем зачитывается третья строфа стихотворения, а потом полностью все стихотворение.
- Работа с лексикой стихотворения:
Задание №1.
Посчитать в тексте гласные и согласные. Чего больше?
Работа коллективно проверяется. Выявляются следующие средства мелодики:
- использование перекрестных мужских и женских рифм;
- аллитерации (нагнетение звуков [л], [н] передает плеск воды; употребление звуков [з], [с], [ш] передает ночные шорохи;
- ассонансы (гласные звуки [у], [о] подчеркивают покой ночи.
Задание №2
Посчитать количество глаголов и существительных.
На 60 слов стихотворения приходится 11 глаголов. Движение медленное, мир в дреме, но полон жизни
Задание №3
Правильно написать строчку стихотворения из данных слов.
Рыбаки, у, огоньков, сонных, уснули.
Д/задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...